Негосударственные пенсионные фонды в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

В новой пенсионной системе важную роль стали играть негосударственные пенсионные фонды. А точнее добровольные пенсионные взносы работодателя в пользу своих работников и личные накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах.
Что же такое негосударственные пенсионные фонды, которые с 2004 года принимают участие в реализации пенсионной реформы, как они работают и какую реальную помощь могут оказать будущим пенсионерам?

Содержание

Введение
Глава 1. Современное состояние пенсионного страхования в Российской Федерации.............................................................................................................4
Глава 2. Негосударственные пенсионные фонды в России: особенности создания и функционирования.........................................................................8
2.1 Сущность и функции состояния негосударственных пенсионных фондов....................................................................................................................8
2.2 Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации..........13
Глава 3. Перспективное развитие НПФ........................................................15
Заключение.........................................................................................................20
Список использованной литературы............................................................21

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 42.00 Кб (Скачать файл)

Уральский Радиотехнический Техникум им А.С. Попова

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: « Право  социального обеспечения»

на тему: «Негосударственные пенсионные фонды в РФ»

 

Екатеринбург 2009

Содержание

 

Введение

Глава 1. Современное состояние  пенсионного страхования в Российской Федерации.............................................................................................................4

Глава 2. Негосударственные  пенсионные фонды в России: особенности  создания и функционирования.........................................................................8

2.1 Сущность и функции  состояния негосударственных пенсионных  фондов....................................................................................................................8

2.2 Негосударственные пенсионные  фонды в Российской Федерации..........13

Глава 3. Перспективное развитие НПФ........................................................15

Заключение.........................................................................................................20

Список использованной литературы............................................................21

Приложения........................................................................................................22

 

Введение

 

В новой пенсионной системе  важную роль стали играть негосударственные  пенсионные фонды. А точнее добровольные пенсионные взносы работодателя в пользу своих работников и личные накопления граждан в негосударственных  пенсионных фондах.

Что же такое негосударственные  пенсионные фонды, которые с 2004 года принимают участие в реализации пенсионной реформы, как они работают и какую реальную помощь могут  оказать будущим пенсионерам?

 Найти ответы на  все эти вопросы, является целью  данной курсовой работы.

Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:

   изучить пенсионную  систему Российской Федерации  на современном этапе;

   проанализировать  сущность и состояние негосударственных  пенсионных фондов;

   определить основные  проблемы и перспективы развития  негосударственного пенсионного  обеспечения.

  

Глава 1 Современное состояние  пенсионного страхования в Российской Федерации

Современная пенсионная система  Российской Федерации основана на сочетании  принципов перераспределения (социальной солидарности) и накопления (индивидуальной ответственности). Накопительный элемент  в обязательном пенсионном страховании  является принципиально новым явлением для отечественной системы социального  обеспечения. Несмотря на то что реальное установление накопительной части трудовой пенсии начинается с 2013 г., уже сейчас необходимо искать ответы на вопросы, с которыми неизбежно столкнутся правоприменители в будущем. Одним из проблемных вопросов является правовое регулирование деятельности по инвестированию средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами в Российской Федерации.

Сегодня государственное  пенсионное обеспечение основывается на обширной законодательной базе и  имеет всеобщий характер. При этом предусматриваются следующие виды пенсий: по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по потере кормильца, социальная.

Право на трудовую пенсию предоставляется  всем гражданам, занятым трудовой или  иной общественно полезной деятельностью.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, который  определяется Федеральным законом  от 15 декабря 2001 г. № 166 ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Источником финансирования государственных пенсий являются:

- бюджет Пенсионного фонда  Российской Федерации;

- федеральный бюджет для  обеспечения всех категорий госслужащих  (военнослужащих, служащих органов  внутренних дел и др.), а также  социальных пенсий.

Следует отметить, что пенсионная система России и ранее, и по большой  части в настоящее время представляет собой распределительную систему, которая надо признать, является дешевой  в обслуживании. Альтернативой этой системе является накопительная  система, становление и функционирование которой связано с целым рядом  издержек. Тем не менее, большинство  стран отказывается от распределительных  систем. Это вызвано, прежде всего, тем, что во многих странах ухудшается демографическая обстановка. Так, население  России в среднем уменьшается  на 700 тыс. человек ежегодно, и к 2050 г., по оценке Госкомстата России, может  составить лишь чуть более 100 млн. человек, при этом на одного работающего будет приходиться один или чуть более одного пенсионера.

Вполне очевидно, что когда  соотношение между количеством  пенсионеров и количеством работающих станет ниже некоего критического показателя, то государство должно увеличивать  либо процент отчислений в пенсионный фонд, либо пенсионный возраст. Подобные меры могут стать препятствием для  экономического развития и привести к конфликту поколений. Именно в  этом следует искать причины того, что распределительная система  изживает себя и начинают развиваться  накопительные системы.

Основные черты реформируемой  пенсионной системы России были отражены в концепции реформы системы  пенсионного обеспечения в Российской Федерации, принятой постановлением Правительства  РФ от 7 августа 1995г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы  пенсионного обеспечения в Российской Федерации».

1 января 2002г. Россия вступила  в очередную фазу развития  пенсионной реформы, когда пенсионная  система, основанная ранее на  чисто распределительном принципе, была заменена смешанной системой, сочетающей в себе как распределительный,  так и накопительный принципы.

В результате реформирования пенсионная система в Российской Федерации сегодня представлена 3 элементами:

-государственное пенсионное  обеспечение, осуществляемое за  счет средств федерального бюджета;

-обязательное пенсионное  страхование;

-негосударственное пенсионное  обеспечение.

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнением  к государственному пенсионному  обеспечению и обязательному  пенсионному страхованию. Оно может  осуществляться только за счет добровольных пенсионных взносов в негосударственные  пенсионные фонды.

 

Трудовая пенсия, назначаемая  по старости или по инвалидности, складывается из 3-х частей:

-Базовая часть является  фиксированной, с 1 декабря 2009 г. её размер составляет:

2562 рубля в месяц и  должен индексироваться с учетов  темпов инфляции[1].

 

-Страховая часть трудовой  пенсии (за счет страховой части  обязательных страховых взносов).

Размер страховой части  зависит от результатов труда  конкретного человека и основан  на условно накопительном принципе. Результаты труда гражданина учитываются  Пенсионным фондом Российской Федерации  на его индивидуальном счете в  форме расчетного пенсионного капитала. Страховая часть трудовой пенсии, равно как и базовая, основаны на солидарно распределительном  принципе, поэтому они являются элементами единой распределительной системы.

 

-Накопительная часть трудовой  пенсии (за счет накопительной  части обязательных страховых  взносов).

Финансирование выплаты  накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной  части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Следует обратить внимание на то, что начиная с 1 января 2004 г. застрахованное лицо вправе отказаться от получения  накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать эти средства в негосударственный пенсионный фонд, таким образом проявив инициативу инвестировать указанные средства с выгодой для себя в негосударственный  пенсионный фонд. (см. Приложение А, схему 1.)

На конец марта 2006г. в  качестве страховщиков, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному  страхованию, было зарегистрировано и  осуществляло деятельность 74 негосударственных  пенсионных фонда. В 2004г. на пенсионном счете более 236 тыс. застрахованных лиц, выбравших негосударственные  пенсионные фонды, переведено из Пенсионного  фонда Российской Федерации около 2 млрд. руб.

Глава 2 Негосударственные  пенсионные фонды в России: особенности  создания и функционирования

 

2.1 Сущность и функции  состояния негосударственных пенсионных  фондов

 

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

Дополнительная профессиональная пенсионная система должна отвечать следующим требованиям:

1) обеспечивать выплату  пенсий, а не единовременных сумм, и согласовываться с государственной  пенсионной системой в отношении  видов пенсий и условий их  назначения;

2) иметь как установленные  выплаты, так и установленные  взносы, являться солидарной либо  накопительной или использовать  одновременно оба эти принципа;

3) финансироваться как  за счет взносов работодателя, так с участием работников;

4) иметь финансовое покрытие  в форме накопленных активов  и будущих поступлений взносов  — актуарный баланс.

Самой распространенной в  Российской Федерации формой негосударственного пенсионного обеспечения на данный момент является негосударственный  пенсионный фонд (НПФ).

НПФ - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации  социального обеспечения.

Особенность состоит в  том, что они одновременно являются и финансовыми, и социальными  институтами. Закон требует, чтобы  фонды создавались только в форме  некоммерческой организации и занимались исключительно пенсионной деятельностью:

- деятельность по негосударственному  пенсионному обеспечению участников  фонда в соответствии с договорами  негосударственного пенсионного  обеспечения;

- деятельность в качестве  страховщика по обязательному  пенсионному страхованию в соответствии  с Федеральным законом от 15 декабря  2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном  страховании в Российской Федерации"  и договорами об обязательном  пенсионном страховании;

- деятельность в качестве  страховщика по профессиональному  пенсионному страхованию в соответствии  с федеральным законом и договорами  о создании профессиональных  пенсионных систем[2].

Для обеспечения надежности негосударственных пенсионных фондов законодательством определен ряд  требований к их деятельности:

Особый статус НПФ 

НПФ - некоммерческая организация  социального обеспечения. Деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию уполномоченным федеральным органом. Фонд несет ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Структура имущества НПФ 

Имущество НПФ подразделяется на имущество для обеспечения  уставной деятельности, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления.

Пенсионные резервы фонда  формируются исключительно для  исполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению. Пенсионные накопления фонд формирует для обеспечения  своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами.

На средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений не может  быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, страхователей,

управляющей компании, специализированного  депозитария и иных третьих лиц. В целях обеспечения защиты прав вкладчиков и участников законодательством  установлен минимальный размер имущества, предназначенного для обеспечения  уставной деятельности и минимальный  размер совокупного вклада учредителей (30 миллионов рублей).

Меры по обеспечению открытости и прозрачности НПФ

Фонд не реже, чем 1 раз  в год информирует вкладчиков и участников о состоянии их пенсионных счетов и публикует отчет о  своей деятельности в периодической  печати. Информация, относящаяся к  конфиденциальным сведениям Фонда, четко определена.

Специальные меры по обеспечению  сохранности пенсионных резервов и  пенсионных накоплений

Фонд осуществляет раздельный учет имущества, предназначенного для  обеспечения уставной деятельности Фонда, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего  средства пенсионных накоплений. Обеспечена прозрачность процесса размещение средств  пенсионных резервов и пенсионных накоплений для органов государственного, вневедомственного  надзора и контроля, специализированного  депозитария. Обеспечено профессиональное управление инвестиционным процессом. Законодательством установлены  принципы распределения дохода, полученного  от размещения средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений: не более 15% дохода направляется на формирование имущества, предназначенного для обеспечения  уставной деятельности НПФ.

Страхование рисков

Для обеспечения устойчивости исполнения НПФ обязательств по выплате  негосударственных пенсий формируется  страховой резерв фонда, нормативный  размер которого определяется уполномоченным Федеральным органом.

НПФ выполняет следующие  функции:

• разрабатывает условия  негосударственного пенсионного обеспечения  участников;

• заключает пенсионные договоры;

• аккумулирует пенсионные взносы;

• ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о их состоянии;

• заключает договоры с  управляющим фонда;

• формирует и размещает  самостоятельно или через управляющего собственные средства, включая пенсионные резервы;

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды в РФ