Негосударственные пенсионные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 18:02, реферат

Краткое описание

Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая организация социального обеспечения. Работа негосударственного пенсионного фонда очень похожа на работу пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд также как пенсионный фонд России аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Негосударственные пенсионные фонды созданы в рамках проводимой в России пенсионной реформы.
Цели создания негосударственных пенсионных фондов:
- повышение качества обслуживания застрахованных лиц и пенсионеров;
- повышение эффективности пенсионной системы.

Вложенные файлы: 1 файл

Научная работа.Толмачёва.docx

— 94.24 Кб (Скачать файл)

Научная работа на тему: «Негосударственные пенсионные фонды: история создания, состояние и перспективы развития».

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса

Экономика(бак) 2 группа

Толмачёва Дарья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая организация  социального обеспечения. Работа негосударственного пенсионного фонда очень похожа на работу пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд также как пенсионный фонд России аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части  трудовой пенсии. Негосударственные  пенсионные фонды созданы в рамках проводимой в России пенсионной реформы.

Цели создания негосударственных пенсионных фондов:

- повышение качества обслуживания  застрахованных лиц и пенсионеров;

- повышение эффективности  пенсионной системы.

Актуальность рассмотрения данной темы определяется тем, что проблема финансового кризиса пенсионной системы свидетельствует о необходимости проведения очередного радикального ее реформирования с целью наиболее полного ее приближения к особенностям функционирования в условиях рыночной экономики.

Актуальность этой темы сегодня  популярна как никогда после 2003 года, который проходил под знаком пенсионной реформы, дающей по замыслу  ее создателей возможность людям  получать в будущем достойную  пенсию, а экономике России дополнительный импульс к развитию. Не секрет, что  пенсионная реформа лишь через 15-20 лет  обеспечит нам пенсии, составляющие 35-40% от зарплаты. А по практике для  достойной жизни их уровень должен быть не менее 60-70%. Вот здесь и  приходит на помощь негосударственное  пенсионное обеспечение (НПО).

 

 

Глава 1

1.1 История развития  негосударственных пенсионных фондов

В России первые пенсионные кассы появились до 1917 года. Более полувековой перерыв в этой области имел свои негативные результаты в виде законодательного вакуума, отсутствия квалифицированных специалистов.

В 1988 году было введено дополнительное добровольное пенсионное обеспечение. В 1992 году пенсионные накопления были гражданам возвращены: государство  не смогло выполнить свои обязательства.

Первым НПФ стал НПФ  работников науки. Он был создан в 1990 году. Второй - Российский страховой  пенсионный фонд (как и первый, на страховых принципах) был создан в форме смешанного товарищества, кроме того, имел филиалы на многих территориях России.

Первым  документом, напрямую регулирующим деятельность негосударственных пенсионных фондов, стал Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1077 "О негосударственных пенсионных фондах" (в последующем в указ вносились изменения 12 апреля 1999г.).

При создании института негосударственного пенсионного обеспечения на него возлагались большие надежды. С  помощью негосударственных пенсионных фондов планировалось снять социальную напряженность в обществе, сформировать новую структуру в системе  финансовых институтов, аккумулирующую огромные средства, снизить нагрузку на бюджет по социальной поддержке  граждан.

Указ закреплял: «в целях  улучшения пенсионного обеспечения  граждан и защиты их сбережений от инфляции:

1. Установить, что предприятия,  учреждения, организации, банки,  коллективы граждан, общественные  объединения могут учреждать  негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан.

2. Негосударственные пенсионные  фонды функционируют независимо  от системы государственного  пенсионного обеспечения. Выплаты  из этих фондов осуществляются  наряду с выплатами государственных  пенсий. Размеры, условия и порядок  внесения взносов и осуществления  выплат определяются соглашением  между негосударственным пенсионным  фондом и страхователем, заключаемым  на основании утвержденного примерного  договора.

3. Установить, что негосударственные  пенсионные фонды и их органы  не вправе заниматься коммерческой  деятельностью. Размещение активов  негосударственных пенсионных фондов  осуществляют специализированные  компании по управлению активами  негосударственных пенсионных фондов, взаимоотношения которых с указанными  фондами строятся на основании  договора об управлении активами  негосударственных пенсионных фондов».1

Указ предусмотрел, что  фонд является некоммерческой организацией, но между тем, на тот момент не было федерального закона о некоммерческих организациях. Тем не менее, правовой вакуум в области некоммерческих организаций ликвидирован в целом  ряде регионов. Субъекты РФ принимали  акты о некоммерческих организациях.

В 1993-94 годах начинается активное создание НПФ. По оценкам исследователей до 1995г. НПФ работали без должного государственного контроля. «Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения происходило в условиях отсутствия адекватной нормативной правовой базы, системы надзора и регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Это негативно отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов. Уровень доверия населения к негосударственным пенсионным фондам также остается низким».

Положение изменилось после  создания Инспекции негосударственных  пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации (постановление Правительства  Российской Федерации от 19.06.94 г. N 730) и утверждения Правительством Российской Федерации Положения об Инспекции  негосударственных пенсионных фондов (постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.94 г. N 1266).

Инспекция негосударственных  пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации стала тем государственным  учреждением, которое осуществляло разрешительные и контрольные функции  за деятельностью негосударственных  пенсионных фондов и специализированных компаний по управлению активами негосударственных  пенсионных фондов, а также содействующим  развитию негосударственного пенсионного  обеспечения. Инспекция была наделена полномочием по принятию актов, направленных на регулирование деятельности НПФ. Инспекция получала право проводить  проверки деятельности фондов, требовать  устранения выявленных нарушений и  в случае их невыполнения приостанавливать действие лицензий. Вскоре был утверждено Временное положение о порядке  регистрации уставов негосударственных  пенсионных фондов (утв. Инспекцией негосударственных  пенсионных фондов при Минтруда РФ 15 декабря 1994 г.).

С этого времени НПФ  начали работать в правовом поле, а  именно: получать лицензии (разрешения) на осуществление деятельности при  условии соответствия учредительных  документов и правил установленным  требованиям; соблюдать нормативы, разработанные методическими документами  Инспекции; представлять отчетность и  иную информацию, необходимую для выполнения Инспекцией разрешительных и контрольных функций.

На первом этапе своего становления и развития негосударственные  пенсионные фонды формировались  вокруг финансово-промышленных групп, отдельных компаний, по отраслевому  или региональному принципу. Это  привело к тому, что НПФ занимались обслуживанием только своих учредителей.

Характерной чертой развития НПФ стала концентрация основной массы активов в небольшом  числе корпоративных фондов. По итогам 1997 года, 26 фондов (10 процентов общего числа) аккумулировали более 86 процентов  общего объема средств. Этими фондами  накоплен 81 процент пенсионных резервов всех фондов, охвачено 47,7 процента всех участников НПФ, а также выплачено 83,6 процентов всех пенсионных выплат2. Подобная статистика складывается и последние годы.

Суровые рыночные условия, в  которых мы с вами живем, доказывают: без собственной заботы о будущем  обеспеченная старость останется лишь недостижимой мечтой. Участие в системе  НПО позволяет заранее позаботиться о достойном размере пенсии.

Поэтому очень важно изучить  систему негосударственного пенсионного  обеспечения, что и явилось целью  этой работы. Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:

1. изучить пенсионную  систему Российской Федерации,  ее развитие и становление;

2. проанализировать состояние  негосударственных пенсионных фондов;

3. определить основные  проблемы и перспективы развития  НПО.

 

Так, на конец 2003 года на самые крупные 19 фондов, каждый из которых имеет более 50 тысяч участников, приходится 67% от общего числа участников, тогда как на остальные 237 фондов - 33%.

Аналогичная ситуация складывается и на конец 2005 года: по данным рейтингов, на долю первой десятки фондов приходится более 95% рынка.

В результате наступившего кризиса 1998 года, как подчеркивают эксперты, некоторые небольшие по размеру  активов фонды прекратили деятельность, большая часть фондов столкнулась  с проблемой ликвидности из-за невозможности осуществлять текущие  выплаты, что было вызвано реструктуризацией  государственных пенных бумаг. Был  создан Московский клуб кредиторов, куда вошли пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании, регистраторы и другие участники финансового  рынка, которые были законодательно обязаны вкладывать часть своих  активов в государственные ценные бумаги (в частности, ГКО и ОФЗ). В результате длительных переговоров  условия реструктуризации для этой категории инвесторов были улучшены по отношению к остальным участникам рынка. В целом, ситуацию с негосударственными пенсионными фондами после кризиса  можно охарактеризовать как сложную, но в силу наличия “длинных”  пассивов и отсутствия необходимости  фиксировать убытки по дешевым активам (основные выплаты вкладчикам будут  осуществляться через 5-10 лет) негосударственные  пенсионные фонды пережили кризис значительно  успешнее банков, страховых компаний и паевых инвестиционных фондов.3

Дальнейшее развитие система  негосударственных пенсионных фондов получает с принятием специального Федерального закона "О негосударственных  пенсионных фондах". Законом было установлено, что НПФ являются особой организационно - правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Законом определены права и обязанности НПФ, их вкладчиков и участников; установлены требования к совокупному вкладу учредителей; введены обязательное ежегодное актуарное оценивание и независимая аудиторская проверка; сформулированы принципы размещения пенсионных резервов; дана структура органов управления фондом и контроля за его деятельностью.

В отличие от первого источника - Указа Президента РФ, Закон детально урегулировал основные вопросы и  механизмы негосударственного пенсионного  обеспечения. Закон – уже не просто «программный», отсылочный источник, а  базис для осуществления добровольного  страхования.

Во исполнение положений  Закон были разработаны и приняты  ряж ряд постановлений Правительства  Российской Федерации. Так, например, постановлением Правительства Российской Федерации  от 13.12.99 г. N 1385 "Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных  пенсионных фондов, применяемым для  негосударственного пенсионного обеспечения  населения" утверждено содержание пенсионной схемы, используемой НПФ и мн. др.

Отдельно необходимо выделить Программу пенсионной реформы в  Российской Федерации утвержденную Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463. В Программе говорилось о развитии добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования). В частности, акцентировалось внимание на развитии и повышении финансовой надежности ныне действующих негосударственных пенсионных фондов. Подчеркивалось, что в целях обеспечения надежности системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) необходимо сформировать эффективный механизм надзора и регулирования ее деятельности, включая:

- реорганизацию существующих  органов контроля и регулирования  развития системы добровольного  дополнительного пенсионного обеспечения  (страхования) с целью расширения  их функций, повышения эффективности  и ответственности;

- совершенствование системы  учета и отчетности в сфере  добровольного дополнительного  пенсионного обеспечения (страхования)  и обеспечение ее информационной  прозрачности;

- установление требований  к договорам, заключаемым негосударственными  пенсионными фондами с управляющими компаниями и депозитариями.

Указанные направления нашли  свое законодательное закрепление  в ряде постановлений Правительства РФ.4

Следующий этап развития системы  негосударственных пенсионных фондов связан с изменениями и дополнениями пенсионного законодательства, а  именно о включении НПФ в систему  обязательного пенсионного страхования. Здесь необходимо заметить, что уже  в середине 1990-х гг. в ходе споров о способах и путях осуществления  российской пенсионной реформы активно  обсуждался вопрос о подключении  НПФ к государственной пенсионной системе, - вернее, об их участии в  осуществлении обязательного пенсионного  обеспечения (страхования). Если в рамках распределительной государственной  пенсионной системы необходимости  в НПФ объективно не было, то введение составной структуры трудовой пенсии, включающей накопительный компонент, явно позволяло НПФ претендовать на участие в системе пенсионного  страхования.

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды