Налоговые проверки малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Подлинная цель экономических реформ - создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения; достойное участие России в мировом экономическом сообществе. Развитое малое предпринимательство - уникальный и эффективный инструмент для достижения этих целей.
Развитие малого предпринимательства в России становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в нашей стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.Общие положения взаимоотношений малого бизнеса и налоговых органов 7
2. Камеральная налоговая проверка 14
3.Выездная налоговая проверка 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Никитчук Н.И. ф-08-1.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

6) обязанность  сообщать налогоплательщикам, плательщикам  сборов и налоговым агентам  при их постановке на учет  в налоговых органах сведения  о реквизитах соответствующих  счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

7) обязанность  принимать решения о возврате  налогоплательщику, плательщику  сбора или налоговому агенту  сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;

8) обязанность  соблюдать налоговую тайну и  обеспечивать ее сохранение;

9) обязанность направлять налогоплательщику,  плательщику сбора или налоговому  агенту копии акта налоговой  проверки и решения налогового  органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) обязанность представлять (в  течение 5 дней со дня поступления  в налоговый орган соответствующего  письменного запроса) налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа;

11) обязанность осуществлять по  заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;

12) обязанность по заявлению  налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента  выдавать копии решений, принятых  налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. [12, с.84]

Налоговые органы несут и другие обязанности, предусмотренные  п. 1 ст. 31 НК РФ и иными положениями НК РФ и нормативными правовыми актами.

2. Камеральная налоговая проверка

Налоговые органы проводят камеральные  и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Если при проведении камеральных  и выездных налоговых проверок у  налоговых органов возникает  необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации налогоплательщика (плательщика сбора – организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом.

Налоговые проверки классифицируют по следующим признакам:

    • по способу осуществления: камеральная и выездная;
    • по ширине охвата: комплексная и выборочная;
    • по времени проведения: первичная и повторная;
    • по субъектам налогообложения: проверка налогоплательщиков и встречная проверка.

Комплексная налоговая проверка охватывает все налоговые платежи субъекта налогообложения, а при проведении выборочной налоговой проверки проверкой охватывают правильность исчисления и уплаты некоторых отдельно взятых налогов и сборов. Выбор проверяемый налогов осуществляется путем случайной выборки.

Несмотря на все расширяющийся  круг задач, которые ставятся государством перед налоговыми органами, основной из них остается контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, который проводится в процессе выполнения налоговыми органами четко прописанных НК РФ мероприятий налогового контроля (ст. 82 НК РФ).

Камеральные налоговые проверки являются одной из наиболее эффективных форм осуществления налогового контроля. Камеральная налоговая проверка имеет двойное значение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, т.е. в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте.

В настоящее время камеральные  проверки остаются существенным инструментом пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных проверок ошибки в самих налоговых декларациях в обоснование льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет.

Важным направлением камеральной  проверки является и проверка обоснованности заявленных плательщиком к возмещению сумм НДС по экспорту, так как сами по себе эти суммы, как правило, велики, а по объему и составу проверяемых документов такая камеральная проверка приближается к выездной.

Сущность камеральной налоговой  проверки заключается в следующем: [4, с.48]

- контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;

- выявление и предотвращение  налоговых правонарушений;

- взыскание сумм неуплаченных  или не полностью уплаченных  налогов по выявленным нарушениям;

- привлечение виновных лиц к  налоговой и административной  ответственности за совершение преступлений;

- подготовка информации для  обеспечения рационального отбора  налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

В соответствии с действующими нормативно-правовыми  актами основными задачами камеральной проверки являются:

- визуальная проверка правильности  оформления бухгалтерской отчетности, т.е. проверка заполнения всех необходимых реквизитов отчета, наличия подписей уполномоченных должностных лиц;

- проверка правильности составления  расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, правильности отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы, проверку своевременности представления расчетов по налогам;

- логический  контроль за наличием искажений  в отчетной информации;

- проверка  логической связи между отчетными  и расчетными показателями сопоставимости отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода;

- проверка  согласованности показателей, повторяющихся  в бухгалтерской отчетности и в налоговых расчетах;

- предварительная  оценка бухгалтерской отчетности  и налоговых расчетов с точки зрения достоверности отдельных отчетных показателей, наличия сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможные нарушения налоговой дисциплины.

Под организацией проведения камеральной налоговой  проверки, по нашему мнению, следует  понимать систему деятельности, регламентирующую способ формирования программы и элементов проверки, а также планирование, последовательность, периодичность, продолжительность отдельных этапов осуществления проверочных операций.

Таким образом, камеральная налоговая проверка по своей сути представляет собой проверку полноты и своевременности представления налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; а также проверку обоснованности применения налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству, проверку правильности исчисления налоговой базы на основе представленных налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также поступивших от иных лиц документов о деятельности налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.

Организация основного процесса проведения камеральной  проверки - это процессуальные действия по выявлению соответствия заполнения отчетных документов установленным формам налоговых деклараций, расчетов сумм налогов, правильности применения налоговых льгот, наличия необходимых платежных документов, проверка соблюдения установленных сроков уплаты налогов и представления документов, учет поступивших в бюджет сумм налогов и сборов и другое

Процедура проведения камеральных налоговых проверок в обязательном порядке должна выполняться посредством реализации следующих этапов: [7, с.201]

1) проверки полноты представления и заполнения налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации;

2) оценки  правильности формирования налоговой  базы и исчисления сумм налога;

3) проверки  обоснованности заявленных налогоплательщиком налоговых льгот и налоговых вычетов;

4) арифметического  контроля данных, отраженных в  представленных формах налоговой  отчетности;

5) оценки  своевременности представления  налогоплательщиком налоговой отчетности в соответствии со сроками, определенными в Налоговом кодексе РФ.

Организация камеральной проверки опирается  на использование различных методов ее проведения. При исследовании отдельного документа может применяться формальная проверка (предполагает проведение внешнего осмотра документов, в ходе которого проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок), арифметическая проверка (контролирует правильность подсчета итоговых сумм в документе как по горизонтали, так и по вертикали) и нормативная проверка (это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующим нормативным актам, позволяющая выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции сверх установленных норм, неправильного применения ставки налога и т.п.).

Именно  с помощью данных приемов исследования отдельного документа при выявлении нарушения налогового законодательства можно выявить ошибки при определении объекта налогообложения и расчете сумм налога.

К приемам  исследования нескольких документов, отражающих одну и ту же или взаимоувязанные операции, относятся встречная проверка и метод взаимного контроля.

Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Налоговый кодекс Российской Федерации предоставляет налоговым органам право проведения встречных проверок. В соответствии со ст. 87 НК РФ в том случае, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Она применяется для документов, оформленных в нескольких экземплярах, - накладных, счетов-фактур и т.п. Экземпляры документа находятся либо в разных структурных подразделениях, либо в разных организациях. В условиях правильного отражения хозяйственной операции разные экземпляры имеют одно и то же содержание. Несовпадение каких-либо показателей или отсутствие одного из экземпляров могут свидетельствовать об укрытии доходов от налогообложения.

Метод взаимного  контроля документов представляет собой исследование различных документов, прямо или косвенно отражающих определенные хозяйственные операции. Учет на предприятии построен таким образом, что, как правило, информация об одних и тех же операциях отражается в различных документах.

Одновременно  осуществляется проверка соблюдения сроков уплаты налогов и представления  документов. В результате проведения таких мероприятий выявляются неподтвержденные документами операции, учтенные при расчете налогов, либо не полностью учтенные операции. В организациях, ведущих лишь суммарный учет реализации товаров, одним из эффективных приемов выявления признаков укрытия доходов от налогообложения является контрольное сличение остатков. С помощью этого приема в ряде случаев можно документально выявить поступление неучтенных товаров. Для его применения сотруднику налоговой инспекции необходимо иметь по проверяемому объекту инвентаризационные описи на начало и конец периода и документы на оприходование и отпуск товаров.

Указанные общие приемы налогового контроля применяются на первом этапе документальной проверки. Для более углубленного контроля за правильностью и полнотой уплаты налогов применяются конкретные приемы проверки по видам налогов, обусловленные порядком расчета объекта налогообложения и налогооблагаемой базы в соответствии с законами и инструкциями по каждому виду налога.

Информация о работе Налоговые проверки малого бизнеса