Налоговые проверки малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Подлинная цель экономических реформ - создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения; достойное участие России в мировом экономическом сообществе. Развитое малое предпринимательство - уникальный и эффективный инструмент для достижения этих целей.
Развитие малого предпринимательства в России становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в нашей стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.Общие положения взаимоотношений малого бизнеса и налоговых органов 7
2. Камеральная налоговая проверка 14
3.Выездная налоговая проверка 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Никитчук Н.И. ф-08-1.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Иркутский государственный университет  путей сообщения

 

 

 

Факультет экономики и управления

 

 

Кафедра финансов и антикризисного регулирования

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Инвестиционная  стратегия»

 

Налоговые проверки малого бизнеса

 

 

 

                                                              Выполнил:  Никитчук Н.И.

                                                              Группа Ф-08-1

                                                              Руководитель: Грошева Н.Б.

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие малого предпринимательства  в условиях рынка - одно из важнейших направлений экономических преобразований в нашей стране. Концепция его дальнейшего развития предусматривает как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки.

В условиях рыночных отношений система налогообложения является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения малого бизнеса, зависит эффективное функционирование экономики страны в целом.

Малый бизнес состоит из совокупности малых предприятий. Формы их организации  весьма разнообразны. Они различаются  по форме собственности, по организационно-правовой форме, по размерам, по территориальной принадлежности, по отношению к закону, по используемым технологиям, по отраслям.

Правительством принимаются меры для стимулирования развития сферы малого предпринимательства, вывода доходов малых предприятий в легальный из теневого бизнеса. Например, введена упрощенная система налогообложения для налогоплательщиков, которая существенно снижает налоговую нагрузку по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Невысокие доходы многих малых предприятий с трудом позволяют честно платить все налоги, а упрощенная система налогообложения - это законный способ налоговой оптимизации, о котором знают далеко не все, к тому же для бухгалтера этот специальный налоговый режим означает сокращение трудоемкости бухгалтерского и налогового учета.

Несовершенство налоговой системы усугубляется чрезмерной бюрократизацией и излишним администрированием развития малого предпринимательства со стороны государства. Несмотря на государственные меры по совершенствованию налогового законодательства, налоговый пресс на предпринимательскую деятельность остается тяжелым.

Принимая это во внимание, возникает  необходимость оценки масштабности налоговых изменений, осуществляемых в России, и их роли и влияния на развитие малого бизнеса. Этим и объясняется актуальность курсовой работы.

Реформирование налоговой системы - это объективный процесс, необходимый для развития производства, повышения его эффективности. Проблемы совершенствования налогообложения товаропроизводителей вызваны тем, что рыночные условия и новые возможности использования экономических рычагов и стимулов социальных факторов ориентируют организации на достижение максимально возможного эффекта даже в условиях имеющихся ограниченных ресурсов и коренных хозяйственных перемен во всем производственном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие положения взаимоотношений малого бизнеса и налоговых органов

Прежде чем говорить непосредственно  о взаимодействии таких субъектов, как налоговые органы и малые предприятия, стоит рассмотреть законодательные понятия данных категорий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными указанным Федеральным законом, к малым предприятиям (в том числе к микропредприятиям) и средним предприятиям.

Далее законодатель более детально раскрывает вопрос о  том, кто может рассматриваться  в качестве субъекта малого и среднего предпринимательства. В частности, ст. 4 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" устанавливает основные категории субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических  лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя  численность работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних  предприятий;

б) до 100 человек  включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3) выручка  от реализации товаров (работ,  услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельных значений, установленных Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. [7, с.149]

Категория, как указывает законодатель, субъекта малого или среднего предпринимательства  определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным в отношении численности работников и выручки от реализации товаров (работ, услуг). При этом данная категория может меняться только в случае, если установленные ранее предельные значения выше или ниже законодательно закрепленных предельных значений в течение 2 календарных лет, следующих один за другим (п. 4 ст. 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Стоит отметить также, что средняя численность  работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия (п. 6 ст. 4 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"). Что касается выручки от реализации товаров (работ, услуг), то она определяется за календарный год в порядке, установленном НК РФ. Балансовая же стоимость активов (т.е. остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете (п. 8 ст. 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Взаимодействие  субъектов малого предпринимательства  с налоговыми органами осуществляется с учетом статуса последних, установленного НК РФ, прав и обязанностей, закрепленных в данном нормативном акте.

В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Законодатель установил, что налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

В частности, они осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Статья 31 НК РФ закрепляет основные права налоговых органов, которыми они пользуются также и в отношении субъектов малого предпринимательства. К таким правам, например, относятся:

1) право  требовать в соответствии с  законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) право проводить налоговые  проверки в порядке, установленном  НК РФ;

3) право производить выемку документов  у налогоплательщика сбора или  налогового агента при проведении  налоговых проверок в случаях,  когда есть достаточные основания  полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) право вызывать на основании  письменного уведомления в налоговые  органы налогоплательщиков, плательщиков  сборов или налоговых агентов  для дачи пояснений в связи  с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) право приостанавливать операции  по счетам налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ;

6) в порядке, предусмотренном  ст. 92 НК РФ, право осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от их местонахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

7) право определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ;

8) право требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых  агентов, их представителей устранения  выявленных нарушений законодательства  о налогах и сборах и контролировать  выполнение указанных требований;

9) право  взыскивать недоимки, а также  пени и штрафы в порядке,  установленном НК РФ;

10) право  требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;

11) право  привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) право  вызывать в качестве свидетелей  лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) право  заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) право  предъявлять в суды общей юрисдикции  или арбитражные суды иски:

а) о взыскании  недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ;

б) о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ;

в) о досрочном  расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

г) в иных случаях, предусмотренных  НК РФ. [5, с.77]

Налоговые органы осуществляют и прочие права, предусмотренные п. 1 ст. 30 и иными положениями НК РФ.

Статья 32 НК РФ закрепляет основные обязанности налоговых органов, в число которых входят:

1) обязанность  соблюдать законодательство о  налогах и сборах;

2) обязанность  осуществлять контроль за соблюдением  законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) обязанность  вести в установленном порядке  учет организаций и физических лиц;

4) обязанность  бесплатно информировать (в том  числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

5) обязанность  руководствоваться письменными  разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;

Информация о работе Налоговые проверки малого бизнеса