Методы проверки кредитных взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Кредитные операции относятся к самым многочисленным. Не случайно им посвящено большое число законодательных и нормативных актов. Предметом данной контрольной работы является аудит кредитных взаимоотношений. Целью работы является изучение методов проверки кредитных взаимоотношений. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: рассмотрение нормативной и законодательной базы аудита кредитов и займов; изучение основных документов, подлежащих обязательной аудиторской проверки; ознакомление с последовательностью проведения аудиторской проверки; выявление типичных ошибок и недостатков при учете кредитов и займов; разработка теста - опросника аудитора по проверке кредитных отношений.

Содержание

Введение 2
1. Методы проверки кредитных взаимоотношений 3
1.1 Нормативная и законодательная база аудита 3
1.2 Цель и задачи аудита кредитных взаимоотношений 5
1.3 Перечень документов подлежащих обязательной аудиторской
Проверке 9
1.4 Последовательность проведения аудиторской проверки 11
1.5 Типичные ошибки и недостатки учета 13
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

аудит учета кредитов и займов.docx

— 34.20 Кб (Скачать файл)

Предприятиями и организациями  могут использоваться различные  первичные учетные документы: унифицированные  первичные документы и документы, разрабатываемые предприятиями  самостоятельно.

При аудите кредитов и займов аудитору в качестве первичных документов в бухгалтерии проверяемого предприятия  предоставляют:

- выписки банка, если проценты  снимаются с расчетного счета,  платежные поручения, если проценты  перечисляются в другой банк;

- мемориальные ордера банка;

- выписки банка по ссудному  счету;

- кредитные договоры;

- договоры займа;

- договоры залога;

- договоры страхования невозврата  кредитов;

- дополнительные соглашения к  кредитным договорам и др.

 

Согласно п. 14 Положения по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации  перечень лиц, имеющих право подписи  первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные  oпeрации с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Без подписи главного бухгалтера или  уполномоченного им лица денежные и  расчетные документы, финансовые и  кредитные обязательства считаются  недействительными и не должны приниматься  к исполнению. Под финансовыми  и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации: договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные  по товарному и коммерческому кредиту. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

Планом счетов бухгалтерского учета  устанавливается состав обязательных аналитических группировок по каждому  бухгалтерскому счету.

Экономический субъект в соответствии с принятой учетной политикой, разработанными системами управленческого, финансового  и налогового учета, применяемой  формой счетоводства может использовать различные регистры аналитического учета карточки, ведомости, журналы, а также их машинные аналоги.

Аналитический учет по кредитам и  займам на предприятии должен быть организован:

- по видам кредитов и займов (рублевый, валютный);

- банкам и прочим организациям  и физическим лицам, у которых  он был получен;

- целевому назначению кредитов;

- срокам (просроченные кредиты;  кредиты, срок погашения которых  еще не наступил);

- участию в расчете налогооблагаемой  прибыли.

Тщательно продуманный и хорошо поставленный аналитический учет кредитов и займов у экономического субъекта поможет в работе бухгалтеру данного  предприятия и проверяющим лицам  проверить правильность начисления процентов по этим кредитам.

 

 

 

1.4 Последовательность проведения  аудиторской проверки

 

При аудите кредитов и займов аудитор  часто встречается с тем, что  на предприятии не ведется аналитический  учет кредитов. Поэтому для экономии рабочего времени аудитору не всегда следует сразу приступать к проверке правильности начисления процентов  по кредитам и займам, если на предприятии  плохо отлажен их аналитический  учет. Аудитору следует сгруппировать  все кредитные договоры по определенным признакам и только затем начать проверку правильности начисления и  отражения в бухгалтерском учете  предприятия процентов по банковским кредитам или поручить выполнить  эту работу работникам бухгалтерии  проверяемого предприятия (соответственно скорректировав затраты времени  на проведение проверки).

Состав регистров синтетического учета зависит от применяемой  на предприятии формы бухгалтерского учета (формы счетоводства). Методика проведения детальной проверки должна содержать перечень регистров синтетического учета, характерных для каждой формы  счетоводства. Кроме того, данный раздел методики должен включать в себя образцы  регистров синтетического учета, описание принципов их заполнения и взаимосвязи  с другими регистрами.

Учет кредитов при мемориально-ордерной форме счетоводства ведется в  мемориальном ордере, которому присваивают  определенный номер. При журнально-ордерной форме счетоводства учет кредитов ведется в журнале-ордере № 4.

Если бухгалтерский учет на предприятии полностью компьютеризован, то в программе, при помощи которой обрабатываются первичные данные, предусмотрен, как правило, большой перечень самых разнообразных форм. Назовем лишь несколько наиболее часто встречающихся в различных бухгалтерских программах форм: журнал-ордер по счету; карточка по счету; анализ счета; обороты по счету на определенную дату.При аудите кредитов и займов, учет которых ведется экономическим субъектом с помощью компьютера, аудитору следует запросить распечатку такой формы, из которой он сможет получить интересующую его информацию в различных разрезах.

 

Бухгалтерская отчетность, в которой  находит отражение раздел (участок, бухгалтерский счет), должна включать в себя:

- официальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (баланс По ф. № 1, отчет о прибылях и убытках по ф. № 2, приложение к балансу по ф. № 5, отчет о движении денежных средств по ф. № 3;

- отчетность, предоставляемую в  соответствии с законодательством  в органы Государственного комитета  Российской Федерации по статистике (Госкомстата России);

- расчеты по налогам и платежам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Типичные ошибки и недостатки  учета

 

Приведем перечень типовых нарушений  при отражении в бухгалтерском  учете операций, связанных с получением кредитов и займов.

Первый вид нарушений связан с отсутствием документов, оформляющих  кредитные отношения:

- отсутствие кредитного договора  или договора займа; 

- отсутствие выписок банка со  ссудного счета; 

- отсутствие мемориальных ордеров,  подтверждающих списание и безакцептном порядке сумм возврата кредита;

- отсутствие мемориальных ордеров,  подтверждающих списание безакцептном порядке сумм процентов, уплачиваемых по кредитным договорам;

- отсутствие дополнительных соглашений  к кредитному договору, изменяющих  процентную ставку по кредиту,  сроки возврата кредита, другие  условия кредитного договора.

Второй вид нарушений связан с включением в себестоимость  продукции (работ, услуг) процентов  по кредитам, которые не могут быть в нее включены:

- включение в налоговые расходы  начисленных банком процентов  за пользование заемными средствами, которые фактически на конец  отчетного периода не уплачены  банку (при кассовом методе);

- включение в налоговые расходы затрат на оплату процентов покредитам банков, превышающих сумму процентов от фактически полученной суммы кредита;

- проценты по кредитам и займам, полученным на инвестиционную  и финансовую деятельность, относятся  на налоговые расходы. 

Третий вид нарушений связан с нарушением принципов оценки имущества:

- включение в инвентарную стоимость  объектов основных средств, нематериальных  активов и прочих внеоборотных активов, процентов по кредитам и займам, полученным на финансирование капитальных вложений после принятия этих объектов на учет.

Четвертый вид нарушений связан с нарушением принципом формирования финансовых результатов:

- отнесение на собственные источники  средств предприятия процентов по кредитам и займам сверх норматива, установленного гл. 25 НК РФ;

- отнесение на собственные источники  средств предприятия процентов по кредитам и займам, полученным в иностранной валюте по ставке, превышающей 15 % (ст. 269 НК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Кредитные операции относятся к  самым многочисленным. Не случайно им посвящено большое число законодательных и нормативных актов.

В соответствии с п. 6 ПБУ 15/01 «Учет  займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» организация вправе самостоятельно установить порядок  учета задолженности по полученным займам и кредитам, срок погашения  которой превышает 12 месяцев, до истечения  указанного срока.

Аудит расчетов по кредитам и займам заключается в проверке правильности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций по возврату кредитов банка; подтверждения целевого использования кредитов банка; проверке обоснованности установления и правильности расчета сумм платежей за пользование  кредитами банков и их списанием  за счет соответствующих источников; правильности оформления и отражения  на счетах бухгалтерского учета займов, полученных у других организаций  и физических лиц.

Рабочими документами аудитора при проведении проверки являются: опросный лист по планированию проверки обязательств организации в части  кредитов и займов, рабочие документы  аудитора по разделу, области аудита, анкета по проверке обязательств организации  в части кредитов и займов.

К типичным ошибкам и нестандартным  ситуациям, выявленным при аудиторских  проверках, относятся:

- отсутствие внутренней нормативно-распорядительной  документации;

- включение в себестоимость  продукции (работ, услуг) процентов  по кредитам, которые не могут  быть в нее включены;

- нарушение принципов оценки  имущества;

- нарушение принципов формирования  финансовых результатов.

Проверяя вопросы получения  и использования кредитов, аудитор  должен произвести оценку эффективности  вложенных средств по тем мероприятиям, на которые они предназначались.

Список  использованной литературы

1. Аудит/ Ф.Л. Дефлиз, Г. Р. Дженик и др. - М.: ЮНИТИ, 2009

2. Аудит: учебное пособие/ Ю. А .Данилевский, С. М. Шапигузов, Н. А. Ремизов и др. - М.:ИПК ФБК-Пресс, 2008

3. Аудит/ Е.Л. Крупченко - Ростов на Дону, изд. «Феникс», 2008 г., 320с.

4. А. Д. Шеремет, В. П. Суйц «Аудит» издание 5 - М.:ИНФРА-М, 2010г.

5. Р. А. Алборов «Аудит в организациях торговли, промышленности и агропромышленного комплекса - М.:ИНФРА-М,2009

6. О.В. Ковалева, Ю .П. Константинов «Аудит», изд. 2-М.: Приор, 2009, 320с

7. Положение по бухгалтерскому  учету займов, кредитов и расходов  по их обслуживанию ПБУ 15/01.

8. Федеральный закон “О бухгалтерском учете №129-ФЗ. Утвержден приказом Министерства финансов РФ от 21.11.96г

9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М.: Инфра-М, 2010.

10. Настольная книга бухгалтера. В 3т./Сост. Прудников В.М./ Т.1 - М.: Инфра-М, 2008

 


Информация о работе Методы проверки кредитных взаимоотношений