Денежно-кредитная политика: цели и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели

Содержание

Введение ----------------------------------------------------------------------- 3-4
1. Понятие денежно-кредитной политики, ее цели, теории,
лежащие в ее основе --------------------------------------------------- 5-11
2. Методы реализации денежно-кредитной политики ------------ 12-17
3. Цели и методы денежно-кредитной политики
Банка России ------------------------------------------------------------ 18-19
Заключение --------------------------------------------------------------------- 22
Список литературы -----------------------------------------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

деньги кредит банки.docx

— 33.30 Кб (Скачать файл)

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра Денег, кредита и ценных бумаг

Контрольная работа

по дисциплине «Деньги, кредит, банки»

Тема 15: Денежно-кредитная политика: цели и методы

Содержание.

Введение  ----------------------------------------------------------------------- 3-4

1. Понятие денежно-кредитной  политики, ее цели, теории,    

лежащие в ее основе --------------------------------------------------- 5-11     

2. Методы реализации денежно-кредитной  политики ------------ 12-17    

3. Цели и методы денежно-кредитной  политики        

Банка России ------------------------------------------------------------ 18-19

Заключение --------------------------------------------------------------------- 22

Список литературы ----------------------------------------------------------- 23

Введение.

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает центральный банк государства. Такими банками, например, являются Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Банк Англии, Банк Японии и т.д.

В  некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики.

Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта (ВНП) и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля над состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро- и микро-уровне.

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная. 

  1. Понятие денежно-кредитной политики, ее цели, теории, лежащие в ее основе.

 

  

Современное рыночное хозяйство не может существовать без денег. Для его нормального развития необходимо определенное количество денег для реализации товаров и осуществления накопления. Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Их экономическая природа предполагает непрерывность обращения. В силу этого временно свободные денежные средства должны аккумулироваться в денежно-кредитных учреждениях и превращаться в инвестиции. Специальной организацией, обеспечивающей движение денег, является банк. Банковская система является основной в кредитной системе страны, которая  включает в себя совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а так же совокупность кредитных институтов, способных  мобилизовать временно свободные денежные средства, превратить их в кредиты, и в конечном счете - в инвестиции.

Во главе банковской системы стоит Центральный банк. Он осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений, то есть сберегательных учреждений, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний и т.д.   Основные функции центрального банка:

- осуществление эмиссии  наличных денег

- контроль за денежным  обращением в стране 

- контроль за деятельностью  коммерческих банков и помощь  в их работе.

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков, и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Денежно-кредитная политика в конечном итоге воздействует на инвестиции и размеры ВНП. Ее действие эффективнее действия фискальной политики, т.к. денежно-кредитная политика более гибкая и быстрее реагирует на изменение в экономике. На нее не оказывает давление политический фактор.

Решение по проведению фискальной политики принимаются законодательными органами, которые обсуждают и утверждают их. Денежно-кредитная политика свободна от этого, Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку.

В основе денежно-кредитной политики государства лежит теория денег, изучающая процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики  на состояние экономики в целом.

Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по вопросам значимости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка, обусловленные двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией и современным монетаризмом. Современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политики влияют на состояние национальной экономики в целом, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и его механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – спрос на деньги и их предложение.

Кейнсианская теория денег:

Дж.М.Кейнс и его сторонники утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними «пороками», что она неспособна к саморегулированию.  Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные, с целью достижения «эффективного совокупного спроса», высокого уровня занятости и максимально возможных темпов роста производства.

Они признавали, что изменение денежного предложения является причиной  изменения уровня процентной ставки, что в свою очередь приводит к изменению инвестиционном спросе и через мультипликационный эффект инвестиций – к изменению уровня национального производства.

Однако кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем национального производства достаточно велика. Центральный банк для проведения денежно-кредитной политики должен обладать большим объемом экономической информации

(как скажется на инвестиционном  спросе изменение процентной  ставки и как при этом изменится  величина ВНП).           

Основополагающим кейнсианским уравнением является:

ВНП=С+I+G+Xn , где

С – потребительские расходы населения

I – инвестиции

G – государственные расходы  на покупку товаров и услуг

Xn – чистый экспорт

Кейнсианцы считали, что денежно-кредитная политика не столь эффективное средство стабилизации экономики, как, например использование инструментов фискальной или бюджетной политики.

По мнению кейнсианцев, скорость обращения денег изменчива и непредсказуема. Кейнсианская позиция состоит в том, что деньги нужны не только для заключения сделок, но и для владения ими в качестве активов.

Расширение денежного предложения понизит процентную ставку.

Скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке

процента и обратно пропорционально предложению денег. Если это так, то стабильная связь между денежной массой и чистым национальным продуктом отсутствует, так как скорость денежного обращения изменяется с изменением денег.

Для борьбы с инфляцией необходимо ограничить денежную массу.

Кейнсианцы придерживаются здесь другого мнения. Они считают, что уменьшение денежного предложения может привести к уменьшению спроса, что приведет к спаду производства, что в свою очередь усилит инфляцию.     

На самом деле все зависит от ситуации на рынке.

Если при неэластичном предложении товаров повысить денежную массу, то это приведет только к росту цен - инфляции. Если же на рынке предложение эластично (товаров много - денег не хватает), то с повышением объема денежной массы увеличится производство, следовательно инфляция начнет утихать.

Кейнсианцы считают, что главной проблемой в государственном

регулировании является подстегивание эффективного спроса, а не борьба с инфляцией, которая должна носить регулируемый характер.

Монетаристский подход.

На 70-е  годы ХХ века приходится кризис кейнсианства. Над идеями этой школы берут верх идеи монетаризма, главным теоретиком которого является Мильтон Фридмен, известный американский экономист.

Специфика монетаризма состоит в том, что особое значение придается денежно-кредитной сфере. Монетаристы считают,  что рыночная экономика является  внутренне устойчивой системой. Все негативные моменты -  следствие неразумного вмешательства государства в экономику, которое необходимо свести к минимуму.

Они считают, что связь между денежным фактором и объемом национального производства более тесная, чем между инвестициями и ВНП.

При умеренном снижении цен наблюдается рост общественного богатства. Однако при более значительном проявляются чистые убытки. Таким образом, динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег.

Такой вывод делается из уравнения И.Фишера: 

М х V=P х G, где

M - денежная масса, V - скорость денежного обращения,

Р - индекс цен,  G - количество товаров.

Ведь если посчитать, что  ВНП=PхG, а V стабильна (или ее изменения предсказуемы), то ВНП напрямую зависит от массы денег, находящихся в обращении.

Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М. Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию - «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.

М. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВНП.

Исходя из этого, М.Фридмен выдвинул «денежное правило»

сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении.

Монетарное правило М. Фридмена предполагает строгое контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3- 5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливании в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста BНП будет падать.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: цели и методы