Использование системного подхода в управлении проектами для разрешения отраслевых экономических проблем на примере рыбопромысловой и су

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:55, дипломная работа

Краткое описание

В современной экономике все большее внимание уделяется проектному менеджменту, как наиболее эффективному методу управления ресурсами и временем в условиях их ограниченности.
Экономическое состояние любого объекта можно преобразовать в желаемое, составив и реализовав проект.
Рассматривая любую экономическую систему в комплексе - мы можем увидеть ряд отклонений желаемого состояние от действительного. Для преобразования системы в желаемое состояние необходимо сформулировать цели, задачи и мероприятия, что наиболее лучшим образом можно сделать, описав их в проекте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Системный подход в управлении проектами
1.1. Понятие системного подхода в сфере экономики
1.2. Проектный менеджмент в России и за рубежом
1.3. Критерии выбора оптимального сценария развития
ГЛАВА 2 Текущие условия строительства гражданских судов в России, как объект дипломного исследования
2.1. Оценка состояния рыбопромыслового флота и судостроительных мощностей России
2.2. Выявление проблем и возможностей строительства рыбопромысловых судов на отечественных судостроительных заводах
2.3. Рассмотрение действующих программ Санкт-Петербурга, способных содействовать в строительстве рыбопромыслового флота.
ГЛАВА 3 Создание условий для строительства рыбопромыслового флота на территории Санкт-Петербурга, с использованием механизмов государственно-частного партнерства
3.1. «Дерево целей», необходимые меры, способствующие возрождению обновлению отечественного рыбопромыслового флота РФ
3.2. Анализ рисков и потенциалов реализации проектов строительства рыбопромысловых судов для их участников: рыбопромышленник, завод-строитель, правительство города, финансовая структура
3.3 Перечень предприятий возможных для участия в проектах строительства, ключевые решения по реализации
3аключение
Библиография
Приложение 1

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Работа БоженкоА.docx

— 296.04 Кб (Скачать файл)

Среди входных величин в управляемых  системах можно выделить две группы, различные по характеру влияния  на выходы: управляющие воздействия  и возмущения (возмущающие воздействия). К первым относятся такие величины, значения которых можно менять для  получения желательного (обычно оптимального) выхода, ко вторым — воздействия  на систему, нарушающие ее нормальное функционирование и развитие в желательном  направлении.

 

В простом понимании, изменив параметры  одного объекта (системы), неминуемо  изменяться параметры других объектов, изменения которых не планировалось. Фактически такие изменения являются побочным эффектом и суть системного подхода в определении данных последствий еще на этапе планирования данных изменений.

 

Запуск некоего процесса в системе  должен быть рассчитан и опираться  на следующие принципы:

- процесс принятия решения должен  начинаться с выявления и четкого  формулирования конкретных целей;

-необходимое выявление и анализ  возможных альтернативных путей  достижения цели;

-целей отдельных подсистем не  должны вступать в конфликт  с целями всей системы;

-восхождение от абстрактного к конкретному;

-единство анализа и синтеза  логического и исторического;

-проявление в объекте разнокачественных  связей и взаимодействий

 

При соблюдении данных принципов управленец имеет возможность контроля над  сложной системой.

Схематично управление системой можно  изобразить следующим образом.

Рис.1

Ключевым первым и основным элементом  всякой системы (или ее модели) выступает процесс (process), в котором оптимально преобразуются потоки ресурсов. Вторым элементом кибернетической модели является вход (input). Под входом подразумевают те ресурсы, которые необходимы для запуска процесса. Третий элемент кибернетической модели– выход (output). Это результат самого преобразования входов, т.е. поток созданных или отработанных ресурсов. Совокупность связей между элементами системы обеспечивает совместное функционирование потоков между элементами (звеньями) одной системы или между системами. Если связь осуществляет передачу выходного воздействия одного элемента на вход какого-либо последующего элемента той же системы, то она носит название прямой связи. Четвертый элемент кибернетической модели — обратная связь (feedback). Это связь между выходом какого-либо элемента и входом предшествующего ему в той же системе элемента. Она представляет процесс и выполняет целый ряд операций по корректированию элементов системы. Принцип обратной связи лежит в основе управления деятельностью любой организационной системы, он характеризует способность системы воспринимать и использовать информацию о результатах собственной деятельности для достижения цели оптимальным образом и в кратчайшие сроки. Пятый и последний элемент кибернетической модели – ограничения (restrictions), которые состоят из целей системы и так называемых принуждающих связей.

 

Если рассматривать в качестве системы предприятие, то входом будут  материальные или нематериальные ресурсы, например: информация или сырьё. Выходом  будет полученная готовая продукция  или переработанная информация. Обратной связью для любой компании являются отзывы потребителей на продукцию, заставляющие вновь вносить изменения и  запускать процесс в системе  заново.

 

Одним из методов исследований систем является метод «черного ящика» под которым понимается система, в которой исследователю доступна лишь входная и выходная информация этой системы, а внутреннее устройство может быть и неизвестно. Многие системы в силу своей чрезвычайной сложности не могут получить конкретного определения. Их поведение изучается путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией – система в этом случае рассматривается в качестве «черного ящика».

 

Понятие «чёрный ящик» предложено У. Р. Эшби. В кибернетике оно позволяет  изучать поведение систем, то есть их реакций на разнообразные внешние  воздействия и в то же время  абстрагироваться от их внутреннего  устройства.

 

В данном примере в виде системы  может выступать любая фирма  ее подразделение, отдел, машина и т.д. Для обеспечения высокого качества выхода системы сначала необходимо обеспечить высокое качество входа, а затем высокое качество процесса и внешней среды. Например,  если качество входа машиностроительного предприятия удовлетворительно, то какие бы не были на предприятие технологии, оборудование, кадры и т.д. качество выхода тоже будет удовлетворительно.

 

Если качество входа отличное, а  качество процесса удовлетворительное, то и качество выхода будет удовлетворительным, т.е. оценка качества выхода равна низшей оценки предыдущих элементов. При этом сначала формируются требования ко входу системы, затем к выходу и внешней среде, и только потом  к процессу.

 

Применительно к рассматриваемым  отраслям, данный метод является актуальным. Представив в качестве «черного ящика» рыбопромысловую компанию, можно  воздействовать на нее как систему, путем предоставления построенного в России отечественного траулера на определенных условиях, увидеть результат спустя время и оценить обратную связь (насколько увеличатся показатели лова, как этот вложение скажется на прибыльности фирмы, на её репутации.

 

Однако возможно и рассмотрение рыбопромысловой компании, как «белого  ящика», показатели которого открыты  и изменения в нем при воздействии  прогнозируются легко.

 

В таком случае «черным ящиком»  может быть представлен завод-строитель, а управляющими субъектами инвесторы, правительство, и сами заказчики-рыбаки, ожидающие от исполнителя заказа качества, выполнения сроков, и отсутствия удорожания в ходе строительства.

 

Цели у субъектов в данном случае будут разные, а результат  должен удовлетворить всех. Создания нужных условий на входе, для удовлетворения интересов каждого и есть лейтмотив  данной работы.

 

Утверждение взаимных интересов может  быть расписано в проекте или  их совокупности. Для этого рассмотрим понятие проекта, проектного менеджмента, отечественного и зарубежного подходов к ним в следующей главе.

 

1.2 Проектный менеджмент в России и за рубежом

Управление системой должно являться заранее спланированной деятельностью. Описание деятельности по превращению  действительного состояния системы  в желаемое можно называть проектом.

 

Определений понятия «проект» большое  количество. Трактовка может разниться  в зависимости от области применяемости. Рассмотрим ряд из них.

 

Проект - совокупность ограниченных во времени мероприятий, направленных на соединение материальных, финансовых, трудовых и нематериальных ресурсов в целях создания и реализации товаров и услуг

 

Проект - это уникальный процесс, состоящий  из совокупности скоординированных  и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам.

 

Проект - это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов.

A temporary endeavor undertaken to create а unique product, service or result.

По версии IPMA и НТК Совнет

Проект (Project) - Целенаправленное ограниченное во времени мероприятие, направленное на создание уникального продукта или услуги.

 

Функциональные определения:

 

Проект представляет собой мероприятие, для которого людские, материальные и финансовые ресурсы организуются каждый раз новым способом для  выполнения работ проекта. При этом время и затраты на выполнение проекта строго ограничены, а сам он имеет стандартный жизненный цикл.

Проект представляет собой комплекс взаимосвязанных работ, обеспечивающих достижение конкретным лицом или  организацией заданных целей проекта  в рамках составленного расписания и выделенного бюджета, а также  соблюдение прочих условий и ограничений. Другими характеристиками проекта (project attributes) являются новизна, комплексность, юридические условия его выполнения, необходимость выполнения работ в смежных областях деятельности.

 

"Философское" определение.

 

Проект, это ограниченное по времени  целенаправленное изменение отдельной  системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и  ресурсов и специфической организацией.

 

Также рассмотрим несколько определений  этого понятия, которые используются в управлении проектами на Западе.

1) Толковый словарь Вебстера:

«Проект – это что-либо, что задумывается или планируется, большое предприятие».

2) Свод знаний по управлению  проектами PMI, США :

«Проект – некоторое предприятие  с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта».

3) Английская Ассоциация проект-менеджеров :

«Проект – это отдельное предприятие  с определенными целями, часто  включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых  результатов».

4) DIN 69901 дает следующее определение  понятия «проект»:

«Проект – это предприятие (намерение), которое в значительное степени  характеризуется неповторимостью  условий в их совокупности, например: задание цели; временные, финансовые, людские и другие ограничения; разграничения  от других намерений; специфическая  для проекта организация его  осуществления».

5) ISO/TR 10006:1997 (E). Quality Management – Guidelines to quality in project management – p.1.

«Проект – уникальный процесс, состоящий  из набора взаимоувязанных и контролируемых работ с датами начала и окончания  и предпринятый, чтобы достичь  цели соответствия конкретным требованиям, включая ограничения во времени, затратам и ресурсам».

6) A Guid to the Project Management Body of Knowledge. PMI Standarts Committee. 2000 Edition., 2000 – p.4.

«Проект – временное предприятие (усилие), осуществляемое (предпринятое) для создания уникального продукта или услуги.

 

Как мы видим можно истолковать  одно понятие разными способами. Наиболее подходящее определение в контексте данной работы мы видим в таком виде.

 

Проект — ограниченная во времени совокупность мероприятий, нацеленных на достижение определенного  значимого результата при  минимально израсходованных ресурсах для управленца проекта и ряда субъектов, заинтересованных в его реализации.

 

У любого проекта есть его автор. Он может самостоятельно его реализовывать  или отдать это дело менеджеру-управленцу.

 

Управление проектом - есть совокупность действий направленных на достижение поставленных в проекте целей  и задач.

Это область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются  четкие цели проекта при балансировании между объемом работ, ресурсами (такими как деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), временем, качеством  и рисками. Ключевым фактором успеха проектного управления является наличие  четкого заранее определенного  плана, минимизации рисков и отклонений от плана, эффективного управления изменениями (в отличие от процессного, функционального  управления, управления уровнем услуг).

 

Управление проектами — и  есть проектный менеджмент. Управление проектом является одной из самых  сложных и трудоемких задач управленческой деятельности. Это объясняется сложностью логики развития проекта, большим объемом  информации, используемой для принятия управленческих решений.

 

Проектный менеджмент — область  знаний, охватывающая методологию и  практику управления деятельностью  по реализации запланированных целесообразных действий.

 

Дав определение проектному менеджменту, актуально рассмотреть, как он развивался за рубежом и в России.

Проектной деятельностью люди занимались на протяжении всей истории развития человечества. В XX веке появилась дисциплина управления проектами (УП), отражающая передовые научные и практические подходы в этой области. Основоположниками  практических западных методов управления проектами являются:

• Фредерик Тейлор, начало XX века —  разработал принципы рационального  управления исполнителями проекта, реализовал «конвейерный», «механический» подход в УП;

• Генри Форд, начало XX в.— «авторитарное  управление проектом/производством»;

• Анри Файоль, начало XX в.— заложил основы единой теории управления;

• Генри Гантт, начало XX в.— разработал структурный подход к управлению содержанием, временем и людскими ресурсами, сторонник «личностного» подхода в УП;

• Гаррингтон Эмерсон, начало XX в.— создал теорию эффективной хозяйственной деятельности, рациональное управление производством.

 

Этапы формирования современного представления  дисциплины «Управление проектами» на Западе включают в себя:

  • 1930-е гг.— разработка специальных методов координации инжиниринга крупных проектов в США: авиационные в US Air Corporation и нефтегазовые в фирме Exxon.
  • 1939 г.— разработка американского ученого Гулика по матричной организации управления сложными проектами.
  • 1956 г.— компания «Дюпон де Немур» (Du Pont de Nemours Co.) образовала группу для разработки методов и средств управления проектами.
  • 1950-е гг.— развитие методов сетевого планирования (CPM-метод критического пути; PERT-метод оценки и пересмотра программ). С 1958 г. методы и техника сетевого планирования используются для планирования работ, оценки риска, контроля стоимости и управления ресурсами в ряде крупных гражданских и военных проектов в США.
  • 1969 г.— создание Института управления проекта в США (PMI – Project Management Institute) как некоммерческой международной профессиональной организации.
  • К 1970 г. созданы национальные и международные организации в Европе (Международная ассоциация управления проектами INTERNET, с 1995 г. — IPMA), в Австралии (Австралийский институт управления проектами AIPM), в Азии (Японская ассоциация развития инжиниринга ENAA).
  • 1980-е гг.— воедино сводятся проблемы управления и обеспечения проектов (финансы и другие ресурсы, Петер Левене), внедряются методы управления конфигурацией (изменениями), развивается управление качеством, возрастает значение партнерства и эффективной работы проектной команды. В отдельную дисциплину в УП выделяется управление рисками. Развитие компьютерной техники и ИТ позволили шире использовать методы УП в разнообразных сферах.
  • 1987 г.— опубликован Свод знаний по УП Института управления проектами США (РМВОК), который затем был принят как Американский национальный стандарт ANSI/PMI99-001-2004 в области управления проектами.
  • 1990-е гг. — Развиваются методы и программные инструменты для управления группами проектов/программ.
  • Середина 90-ых годов прошлого столетия - управление портфелями проектов, как средство достижения стратегических целей развития предприятия.
  • Начало 21 века - совместное управление проектами, использование методов управления проектами (проектная деятельность) предприятиями не только в целях своего развития, но и в операционной деятельности.

Информация о работе Использование системного подхода в управлении проектами для разрешения отраслевых экономических проблем на примере рыбопромысловой и су