Инвестиции и их функциональное назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Глобализация оказывает все большее влияние на развитие мирохозяйственных связей, в частности – на движение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Либерализация мировой торговли, понижение тарифных барьеров и сокращение ограничений на движение капитала лишают национально-территориальные государства части их полномочий по контролю за экономикой. Обострение конкурентной борьбы на глобальном уровне все чаще побуждает фирмы переносить свою деятельность в те районы мира, где им предлагаются лучшие условия. Для стран, преследующих цели экономической модернизации, как никогда важным становится создание привлекательного инвестиционного климата.

Содержание

Введение 3
1. Научно-теоретические аспекты привлечения и использования инвестиций 6
1.1. Сущность и содержание инвестиций и их роль в развитии страны 6
1.2. Основы регулирования иностранных инвестиций в РФ 14
Глава 2. Анализ современного состояния деятельности по привлечению инвестиций 24
2.1. Анализ инвестиций на современном этапе 24
2.2. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику 34
Глава 3. Пути повышения инвестиционной привлекательности российской экономики 38
3.1. Перспективы инвестирования в РФ 38
3.2. Пути совершенствования государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации 48
Заключение 56
Список литературы: 61

Вложенные файлы: 1 файл

108493 Инвестиции и их функциональные назначения.doc

— 993.00 Кб (Скачать файл)

 

Продолжение таблицы 6

10

Расходы на зарплату и производительность труда 

Уровень зарплаты, производительности труда и порядок оформления на работу

8

11

Возможность использования экспертов  и услуг 

Помощь, которую может ожидать  предприятие в области юридических консультаций, бухгалтерии, по маркетингу, технологии, производства строительных работ

2

12

Организация связи и транспорта

Возможность использования транспортных услуг, система связи между предприятиями, развитие транспортной инфраструктуры

4

13

Местное управление и партнеры

Возможности и число партнеров, которые в состоянии представить  капитал и решать совместно вопросы  местного управления

4

14

Краткосрочные кредиты 

Предоставление краткосрочных  кредитов предприятиям и возможность  их использования

8

15

Долгосрочный кредит и собственный  капитал 

Условия внесения партнерами своей  доли в уставный капитал и условия  предоставления кредита в национальной валюте

8

 

 

 

 

Всего

100


 

В России при планировании инвестиций на уровне страны и регионов используют понятие «инвестиционный климат». В отечественной экономической литературе несколько последних лет активно дискутируется сущность данного понятия.

 Так, по мнению  П. Гаглоева, С. Белогура, «под  инвестиционным климатом страны  или региона понимается обобщение характеристики совокупности экономических, социальных, политических и государственно-правовых условий, создающих определенный уровень привлекательности финансовых вложений»13.

По мнению К. Гусевой, инвестиционный климат – это «система социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро- и микро- уровне управления и создающих предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций».14

По смыслу все авторы трактуют инвестиционный климат как совокупность различных факторов, посредством которых можно определить состояние внешней инвестиционной среды, в которой предполагается осуществление и развитие конкретного инвестиционного процесса.

Опираясь на такое  понимание инвестиционного климата его структура приведена на рис. 2.

Рис. 2. Проблемы низкой привлекательности инвестирования в России

 

При обосновании рационального  плана инвестиций и приоритетных направлений государственной поддержки капиталовложений используются такие инструменты, как динамическая модель межотраслевого баланса, системы балансовых построений, отражающих инвестиционный процесс и его отдельные аспекты.

Государство реализует функцию по формированию в стране благоприятной инвестиционной среды через активный метод, связанный с повышением эффективности инвестиционной деятельности, через инструменты активного метода, которые обобщенно можно представить в следующем виде: создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей; прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах; внедрение принятых в международной практике критериев оценки финансовой эффективности инвестиций, таких как текущая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости; стимулирование инвестиционной активности частного сектора экономики посредством налоговых льгот.

Некоторая часть инвестиций осуществляется непосредственно государством. Специалисты расходятся во мнении, хорошо это или плохо, должно ли государство подменять собой частных инвесторов, но едины в одном – важен не объем государственных инвестиций, а их эффективность, то, насколько они дополняют частные инвестиции.

Государственные инвестиции в первую очередь определяются государственной инвестиционной программой, в которой отражается, сколько и каких инвестиций нужно экономике, как для достижения текущих целей, так и в контексте долгосрочного развития. Государственные инвестиции в виде прямого финансирования инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставления льготных инвестиционных кредитов государственными финансовыми институтами – это важная составляющая инвестиционной деятельности.

Инструменты воздействия  на частные инвестиционные решения условно можно разделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные. К первой группе относятся инструменты, которые создают общеэкономический климат инвестиций: влияют на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим.

Наиболее эффективными среди микроэкономических инструментов регулирования инвестиций являются меры, непосредственно влияющие на объем фондов, остающихся в распоряжении предприятия. Финансирование внутренних инвестиций обычно осуществляется из амортизационного фонда и прибыли. Из этого вытекают налоговые инструменты воздействия государства на инвестиционный процесс. В рамках налогового регулирования существуют такие формы стимулирования инвестиций, как ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, выведение из-под налогообложения части прибыли, направляемой на финансирование капиталовложений производственного и непроизводственного назначения.

Специальным инструментом поощрения частных инвестиций являются государственные гарантии осуществляющему финансирование проекта учреждению. Положительным в данном инструменте является то, что в условиях высокого риска государство может эффективно повысить заинтересованность инвесторов, уровень инвестиций и взимать плату, которая может стать существенным источником поступлений в бюджет, отрицательным – гарантии могут превратиться в реальные долги, а также наличием целого ряда ограничителей.

На практике регионы  имеют возможность применять  следующие методы проведения инвестиционной политики:

  • предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности (регулирование ставок некоторых федеральных налогов, поступления от которых зачисляются в региональные бюджеты, установление региональных и местных налогов в соответствии с законодательством федерального и регионального уровня, создание на своей территории свободных экономических зон с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов);
  • создание за счет средств региональных бюджетов страховых и залоговых фондов, гарантирующих соблюдение обязательств перед инвесторами;
  • участие региональных органов власти в инвестиционной деятельности через предоставление бюджетных кредитов, выпуск государственных займов, государственных инвестиций.

Регионы могут даже влиять на методы регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне – посредством законодательной инициативы.

Таким образом, регионы  обладают богатым инструментарием  для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики – создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций.

Создание ОЭЗ —  эффективное и достаточно перспективное  направление развития международного сотрудничества для привлечения  инвестиций и дальнейшего укрепления экономического и научного потенциала Российской Федерации. По данным ООН, годовой экспортный оборот 3000 ОЭЗ составляет 600 млрд. долларов.15

Федеральный закон «Об  особых экономических зонах в  Российской Федерации» — один из законодательных  источников таможенного права наряду с ТК РФ (2003г.) и продолжающей действовать гл. 12 ТК РФ (1993г.) об ОЭЗ.

ОЭЗ — определяемая Правительством Российской Федерации часть территории, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Особая роль в совершенствовании  таможенного регулирования принадлежит  сотрудничеству ФТС с Всемирной  таможенной организацией. Требование времени сегодня - в короткие сроки  осуществить мероприятия, связанные  с присоединением Российской Федерации  к Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973г., что позволит ускорить процедуру таможенного оформления путем применения современных информационных технологий оформления и контроля, а также внедрения в практику технологии анализа рисков.

Немаловажным механизмом привлечения масштабных инвестиций является соблюдение и реализация принципов  корпоративного управления. Низкий уровень  корпоративного управления включает в  себя и слабую правовую защиту инвестиций, и неэффективность механизма государственного регулирования, и низкую правовую культуру потенциальных инвесторов, что, в конечном счете, приводит к корпоративным конфликтам, возникающим на основе передела собственности и отсутствию доверия со стороны потенциальных инвесторов, т.е. оказывает негативное воздействие на привлечение инвестиций.

Таким образом, в современных  условиях развития экономики, для решения  задач подъема региональной экономики  на долгосрочную перспективу и обеспечения  экономического роста необходим  комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому первостепенное значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций, достоверная оценка реальных возможностей их мобилизации, а также путей решения проблем их привлечения и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций.

 

 

3.2. Пути совершенствования  государственного финансового регулирования  инвестиций в Российской Федерации

 

На сегодняшний день российский инновационный сектор экономики представлен несколькими сегментами.

Во-первых, - корпоративными структурами (сюда входят научно-исследовательские  подразделения крупных компаний или их внутренние венчуры, являющиеся инновационными предприятиями, выделенными из состава корпорации на период создания и коммерческого освоения нововведения и управляемые через специальные отделы).

Во-вторых,— государственно-общественными образованиями (учебными заведениями, университетскими исследовательскими центрами, и т.п.). В-третьих, — инновационными предприятиями. Такие предприятия являются технологическими лидерами в отраслях двух типов: в динамичных, с быстро меняющейся технологией, и в эмбриональных, только зарождающихся (в остальных отраслях, как правило, техническое развитие осуществляют крупные компании).

Среди наиболее важных проблем, которые требуют первоочередной разработки для регулирования инновационной деятельности, выделены следующие:

  1. Разработка новых форм кредитования крупных инновационных проектов.
  2. Разработка обоснованной государственной научно-технической политики на перспективный период, определение стратегических приоритетов инновационного развития и их ресурсное обеспечение.
  3. Предоставление государственных гарантий по привлеченным в инновационную сферу кредитам.
  4. Развитие механизмов консолидации финансовых ресурсов государственного и частного секторов экономики для реализации приоритетных научно- технических задач.
  5. Содействие формированию и регулированию партнёрского взаимодействия государственных структур, ВУЗов, венчурных фондов и общественных некоммерческих организаций, специализирующихся в инновационной сфере деятельности.
  6. Создание действенной государственной системы защиты интеллектуальных прав собственности и механизмов противодействия производству и продаже подделок и контрафактной продукции.

Включение инновационных  задач в основные программы экономического и социального развития.

  1. Разработка государственных программ закупки результатов НИОКР и наукоемкой продукции, выполняемых в инновационных малых предприятиях.
  2. Разработка и сертификация методов оценки эффективности инновационных программ и проектов с учётом мирового опыта венчурного финансирования.
  3. Содействие в создании центров технического содействия и передачи технологий малому бизнесу при университетах и исследовательских центрах.

Содействие развитию частных организаций в сфере экспертизы инновационных проектов.

В сложившейся ситуации нехватки финансовых средств в инновационной сфере, особо важным становиться особо тщательный подход к расходованию уже выделенных средств. В качестве мер повышения эффективности расходования финансовых средств целесообразно использовать:

Информация о работе Инвестиции и их функциональное назначение