Инвестиции и их функциональное назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Глобализация оказывает все большее влияние на развитие мирохозяйственных связей, в частности – на движение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Либерализация мировой торговли, понижение тарифных барьеров и сокращение ограничений на движение капитала лишают национально-территориальные государства части их полномочий по контролю за экономикой. Обострение конкурентной борьбы на глобальном уровне все чаще побуждает фирмы переносить свою деятельность в те районы мира, где им предлагаются лучшие условия. Для стран, преследующих цели экономической модернизации, как никогда важным становится создание привлекательного инвестиционного климата.

Содержание

Введение 3
1. Научно-теоретические аспекты привлечения и использования инвестиций 6
1.1. Сущность и содержание инвестиций и их роль в развитии страны 6
1.2. Основы регулирования иностранных инвестиций в РФ 14
Глава 2. Анализ современного состояния деятельности по привлечению инвестиций 24
2.1. Анализ инвестиций на современном этапе 24
2.2. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику 34
Глава 3. Пути повышения инвестиционной привлекательности российской экономики 38
3.1. Перспективы инвестирования в РФ 38
3.2. Пути совершенствования государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации 48
Заключение 56
Список литературы: 61

Вложенные файлы: 1 файл

108493 Инвестиции и их функциональные назначения.doc

— 993.00 Кб (Скачать файл)
  • природные ресурсы и состояние экологии;
  • качество рабочей силы;
  • уровень развития объектов инфраструктуры;
  • политическая стабильность и предсказуемость;
  • состояние бюджета, внешний долг;
  • качество государственного управления;
  • законодательство, полнота и качество в плане регулирования экономической жизни;
  • уровень соблюдения законности и правопорядка;
  • защита прав собственности;
  • качество налоговой системы и др.

В зависимости от этих факторов, определяющих инвестиционный климат, регионы России можно разбить  на три группы3:

  • регионы с благоприятным инвестиционным климатом, максимальной деловой активностью, высокими темпами формирования новых экономических структур. К ним относятся около 20 регионов и городов: Москва, Санкт-Петербург, Тульская, Ярославская, Калужская, Московская, Ростовская, Свердловская, Нижегородская, Челябинская и Тюменская области; Татарстан, Башкортостан, Якутия и Краснодарский край. На эти регионы приходится около 80% всех иностранных инвестиций в экономику России.
  • регионы промежуточного типа, с менее благоприятным инвестиционным климатом, невысокой деловой активностью, средними темпами экономических преобразований. Эта группа является самой многочисленной, в нее входит почти половина из 89 субъектов РФ.
  • регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, минимальной деловой активностью, низкими темпами формирования новых экономических структур. Эта группа охватывает чуть более 10 регионов, в том числе, Калмыкию, Адыгею, Туву, Алтай, Ингушетию, Еврейскую автономную область.

Из вышесказанного следует, что для определения благоприятности  инвестиционного климата России в целом, необходимо обратить внимание на регионы и способствовать улучшению инвестиционного регионального климата.

Одним из ключевых условий  формирования благоприятного инвестиционного  климата является развитая инвестиционная инфраструктура, обслуживающая данный сегмент рынка.

Безусловно, за образец составляющих элементов и звеньев такой инфраструктуры стоит взять модели, которые сложились в ведущих развитых странах. Но это не означает прямого копирования западных стандартов, тем более что практически это не осуществимо из-за принципиальных отличий в общей системе экономических и финансовых отношений в России и на Западе.


Для того чтобы ее создать, необходимо, с одной стороны, понять, какой она должна быть в идеале. Именно для этого пригодится западный опыт.

С другой стороны, необходимо прояснить вопрос, какие элементы подобной инфраструктуры уже есть в России, какие функции они выполняют, и что требуется дополнительно.

Мировой опыт подтверждает, что развитая инвестиционная инфраструктура не только облегчает взаимодействие между участниками инвестиционной деятельности, но и делает саму ее принципиально возможной. В противном случае при неразвитой инфраструктуре или ее суррогатах инвестиционное движение капитала, будь то прямое или портфельное, не только затруднительно, но и опасно для участников этого процесса.

К сожалению, в отечественной практике принято полагать (ошибочно), что для инвестиционной деятельности необходимы только две стороны — доноры капитала (инвесторы) и реципиенты (получатели). Ситуация в стране это подтверждает. Отсутствие других звеньев инвестиционной инфраструктуры играет не последнюю роль в парадоксальной ситуации сегодняшнего дня: инвестиционные ресурсы востребованы реальным сектором, они имеются в наличии, но вложения не осуществляются.

Инвестиционная инфраструктура призвана направлять потоки капитала связывать держателя средств с получателем. С ее помощью распространяется информация, минимизируются риски, повышается эффективность.

Международная практика показывает, что инвестиционная инфраструктура должна включать обязательные элементы: инвестиционные и пенсионные фонды (держатели долгосрочных и больших по объемам капиталов); развитую банковскую систему (включая специализированные инвестиционные банки и национальные инвестиционные агентства (призваны продвигать инвестиционные проекты для прямого иностранного инвестирования)) инвестиционные компании; клубы инвесторов; агентства финансовой информации; инвестиционных страховщиков; рейтинговые агентства; специализированных консультантов (по финансовому планированию, аудиту, инвестициям и т. п.) фондовые институты, управляющие компании и др.

В российских условиях важную роль в инвестиционной инфраструктуре должен играть инвестиционный консультант, который зачастую выполняет функции  «переводчика» и систематизатора  требований инвестора к проектам, а также занимается как поиском самих проектов, так и поиском инвесторов

1.2. Основы регулирования иностранных инвестиций в РФ

 

Главной задачей государственной  инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.

Инвестиционная политика должна быть ориентирована на:

  • определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;
  • выбор приоритетов;
  • повышение эффективности инвестиций.

Цель инвестиционной политики государства заключается  в:

  • -обеспечении структурной перестройки экономики;
  • -стимулировании предпринимательства и частных инвестиций;
  • -создании дополнительных рабочих мест;
  • -привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;
  • -стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;
  • -создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;
  • -развитии лизинга в инвестиционной деятельности;
  • -поддержке малого и среднего предпринимательства;
  • -совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
  • -создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.

 Следует отметить, что государственное регулирование  инвестиций и инвестиционная  политика - не однозначные термины.  Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.

Государство регулирует инвестиционную активность посредством  законодательства, через государственное  планирование, программирование, через  государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования.

Содержание государственного регулирования  инвестиционной деятельности определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении инвестиционной политики.


Государственное регулирование  инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

До недавнего времени политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность такой системы, и регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается на региональный уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.

К основным принципам  инвестиционной политики государства  на современном этапе можно отнести:

  • снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;
  • проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;
  • осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;
  • формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;
  • повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств.4

В условиях глобализации экономики и интернационализации  инвестиций еще одним важным принципом  инвестиционной политики государства  является создание условий для совершенствования  корпоративных отношений, приведения уровня корпоративного управления в отечественных компаниях к международным стандартам.

Не меньшее значение на современном этапе развития российской экономики приобрела региональная инвестиционная политика.

Инвестиционная политика и страны, и региона зависит  от того, каким образом протекает инвестиционный процесс, то есть многосторонняя деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию ВВП и ВРП. В результате инвестиционной деятельности многообразных участников осуществляются практические действия по реализации всевозможных видов инвестиций: реальных и финансовых; долгосрочных и краткосрочных; государственных, частных и иностранных.

В инвестиционной деятельности государство выступает в нескольких лицах:

  • организатора инвестиционно-финансового рынка;
  • участника инвестиционно-финансового рынка;
  • менеджера инвестиционных процессов.

Инвестиционная политика государства - ключевое звено в реализации задачи экономического роста и удвоения валового внутреннего продукта в  России. Основной целью и задачей  Инвестиционного фонда РФ является обеспечение экономического роста в стране от 5,9 до 6,2% ВВП.

Инвестиционный фонд России — государственный финансовый фонд Российской Федерации, предназначенный для софинансирования инвестиционных проектов.

Процедура рассмотрения проектов проходит три основных этапа — инвестиционная комиссия, правительственная комиссия и утверждение на заседании правительства РФ.

Предполагается, что государство  будет финансировать бизнес-проекты  стоимостью не менее 5 миллиардов рублей в течение пяти лет. Частный инвестор должен будет вложить минимум 25 % средств. Рентабельность проекта должна составлять не менее 4 % и не более 11 %.

Господдержка из инвестиционного  фонда будет осуществляться в  трёх форматах:

  • прямое софинансирование проектов;
  • участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься тем или иным проектом;
  • система государственных гарантий, которая будет отличаться от действующих гарантий Минфина (так как их не надо прописывать ежегодно в бюджете, и эти средства не «сгорают» по итогам года).

Будет использоваться два  типа критериев при отборе проектов: качественные и количественные. К  качественным критериям относится, в частности, национальная приоритетность.

В количественные критерии входят:

  • общеэкономическая эффективность, которая выражается во вкладе проекта в прирост регионального и внутреннего валового продукта;
  • бюджетная эффективность (рост налоговых поступлений);
  • финансовая эффективность (внутренняя норма доходности, сроки окупаемости, индекс окупаемости инвестиций).

Количественные критерии утверждаются совместным приказом Минэкономразвития  и Минфина.

В феврале 2009 Минэкономразвития объявило первый этап отбора проектов, претендующих на средства Инвестиционного фонда. Он прошёл с 20 марта по 20 мая (в дальнейшем Минэкономразвития намерено не ограничивать сроки отбора проектов и сделать отбор постоянно действующим). В Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами поступило 46 проектов, из которых 12 были признаны соответствующими требованиям.

Информация о работе Инвестиции и их функциональное назначение