Инвестиции и их функциональное назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Глобализация оказывает все большее влияние на развитие мирохозяйственных связей, в частности – на движение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Либерализация мировой торговли, понижение тарифных барьеров и сокращение ограничений на движение капитала лишают национально-территориальные государства части их полномочий по контролю за экономикой. Обострение конкурентной борьбы на глобальном уровне все чаще побуждает фирмы переносить свою деятельность в те районы мира, где им предлагаются лучшие условия. Для стран, преследующих цели экономической модернизации, как никогда важным становится создание привлекательного инвестиционного климата.

Содержание

Введение 3
1. Научно-теоретические аспекты привлечения и использования инвестиций 6
1.1. Сущность и содержание инвестиций и их роль в развитии страны 6
1.2. Основы регулирования иностранных инвестиций в РФ 14
Глава 2. Анализ современного состояния деятельности по привлечению инвестиций 24
2.1. Анализ инвестиций на современном этапе 24
2.2. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику 34
Глава 3. Пути повышения инвестиционной привлекательности российской экономики 38
3.1. Перспективы инвестирования в РФ 38
3.2. Пути совершенствования государственного финансового регулирования инвестиций в Российской Федерации 48
Заключение 56
Список литературы: 61

Вложенные файлы: 1 файл

108493 Инвестиции и их функциональные назначения.doc

— 993.00 Кб (Скачать файл)

Глобализация и либерализация  финансовых рынков обуславливают более  мобильное перемещение инвестиционных потоков при значительном сокращении издержек. Можно предположить, что  влияние глобализационных процессов  на мировой рынок инвестиций, включая инвестиции в создание и развитие ОЭЗ, выражается в следующем:

  • стремлении на уровне международных организаций, осуществить меры по развитию либерализации движения всех видов финансовых ресурсов в мировом хозяйстве, обеспечив равнодоступность для всех субъектов финансовых операций и добросовестность конкуренции на них;
  • развитии системы страхования и гарантирования от возможных локальных кризисов и от перерождения их в глобальные финансовые кризисы, в т.ч. в усилении мер государственного административного регулирования финансовой среды в целях обеспечения национальной экономической безопасности и учета экономических интересов;
  • расширении рынков инвестиций и возрастании их потоков в глобальном масштабе;
  • обеспечении государственной поддержки открытым рынкам инвестиций за счет предоставления защиты от рисков - либо с помощью рыночных механизмов, либо через перераспределение и систему социального обеспечения. Проведенный анализ зарубежного опыта формирования благоприятного инвестиционного климата посредством создания и развития ОЭЗ и, прежде всего, в таких странах, как США, Китай, Индия, Сингапур, Малайзия и ряд других, в которых сегодня наблюдается «инвестиционный бум», внося весомый вклад в социально - экономическое развитие, позволил нам сделать вывод о том, что несколько десятилетий назад эти страны прошли путь, по которому сегодня может пройти и РФ.

 

 

2.2. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику

 

Активизация внутренней инвестиционной деятельности субъектов российского рынка возможна лишь при условии обеспечения устойчивого роста экономики страны и улучшения инвестиционного климата в целом. За несколько десятков лет Россия отстала не только от высокоразвитых, но и от среднеразвитых стран мира. Необходимы существенно более высокие темпы экономического роста.

Инвестиционный климат определен как набор факторов, характерных для страны и определяющих возможности и стимулы фирм к  активизации и расширению масштабов деятельности путем осуществления инвестиций, создания рабочих мест, активным участием в глобальной конкуренции. Инвестиционный климат в значительной степени формируется государством через гарантии прав собственности, характер правового регулирования и налогообложения, функционирование финансовых рынков и рынка труда, создание рыночной инфраструктуры, а также решение таких общих проблем, как коррупция, преступность, политическая нестабильность.

Если с позиций емкости внутреннего  рынка, особенно с учетом перспективы, Россия сохраняет привлекательность, то по таким параметрам, как стоимость факторов производства и институциональные характеристики, страна сильно отстает от конкурирующих стран-реципиентов ПИИ (Китая, стран ЮВЕ и некоторых других).


Сравнительные преимущества России в производстве энергоносителей оказывают двоякое и противоречивое воздействие на национальную обрабатывающую промышленность и приток ПИИ в эту сферу. С одной стороны, действительно, создаются «тепличные» условия в виде относительно низких тарифов. С другой стороны, очевидно «угнетение» топливно-энергетическим комплексом других отраслей, особенно высокотехнологичной сферы, в том числе из-за роста номинального валютного курса рубля и отсутствия механизмов перераспределения природной ренты на нужды инвестиционного процесса в отраслях, прямо не связанных с ТЭК.12

Высокое место России в некоторых международных рейтингах 2005-2009 годов обусловлено, в основном, повышением оценки перспектив прямых иностранных инвестиций в добывающий сектор. Но высокое место в рейтинге для прямых инвесторов лишь означает, что потенциальная прибыльность прямых инвестиций в Россию выше, чем в ПРС, и это обусловлено не столько качеством инвестиционного климата, сколько большим количеством незанятых ниш. Выдвинуто предположение, что в российской экономике пока недостаточно возможностей для реализации проектов, которые обладали бы конкурентоспособной инвестиционной привлекательностью одновременно по условиям рентабельности и уровням рисков.

Государству необходимо стимулировать и направлять поток ПИИ на финансирование высокотехнологичных предприятий и развитие инфраструктуры. Вместе с тем необходимо учитывать, что использование средств накопленного профицита федерального бюджета (так называемого стабилизационного фонда) для финансирования расходов неинвестиционного характера, текущих расходов внутри страны и целей, отличных от выплат по государственному долгу, должно осуществляться высококвалифицированно, чтобы не привести к чрезмерному росту инфляции и негативным последствиям в бюджетной сфере. При снижении цен на нефть на мировом рынке и инерции роста бюджетных расходов нельзя исключить болезненных решений.

Серьезной проблемой  российского налогового законодательства остается его неоднозначность. Номинальное снижение ставок налогообложения на деле многократно компенсируется ужесточением налогово-административного бремени. При этом фискальная функция налоговой и таможенной систем продолжает подавлять регулирующую и стимулирующую функции. Качественные сдвиги в корпоративном управлении произошли далеко не во всех российских компаниях. В деятельности значительной части российских предприятий, особенно работающих на региональных и локальных рынках, наблюдается непрозрачность, нарушение прав собственников, неэффективные методы централизованных управления и контроля.

Российские правила  бухгалтерского учета (ПБУ) устарели, отстали  от потребностей пользователей финансовой отчетности. Процесс реформы продвигается медленно, при том, что российская экономика давно нуждается в скорейшей модернизации национальных стандартов финансовой отчетности и ее гармонизации с принципами МСФО. Основа для этого – принятие закона, который позволил бы применять при составлении финансовой отчетности принцип приоритета содержания над формой и иные принятые в международной практике принципы.

Методологически неверными  представляются распространенные в  практических кругах утверждения о том, что для того, чтобы добиться успеха, Россия должна увеличивать абсолютный объем инвестиций в свою экономику. Инвестиции нужны не вообще, а качественные инвестиции, которые дают отдачу, создают производство товаров и услуг, находящих спрос на внутреннем и внешнем рынках.

Несмотря на декларированный  «плавающий» режим курсообразования, действующую систему установления курса рубля можно характеризовать как «гибкую фиксацию», поскольку роль валютного рынка в режиме курсообразования больше формальная, чем решающая. Роль Центрального Банка РФ превалирует и является определяющей. При законодательно оформленной независимости ЦБ, на политику валютного курса оказывают влияние множество факторов, среди которых значимую роль играют соображения бюджетной политики. Два монетарных учреждения – ЦБ и Минфин – ответственны за установление курса рубля в качестве синтетического показателя эффективности внешнеэкономической деятельности практически всех российских участников ВЭД – экспортеров и импортеров всего многообразия товаров, сырья, машин, оборудования и услуг, а в плане средне- и долгосрочных трансграничных перемещений капиталов – отечественных фирм – партнеров зарубежных ТНК по привлекаемым ПИИ, и российских фирм – легальных экспортеров капитала.

 

Глава 3. Пути повышения инвестиционной привлекательности российской экономики

3.1. Перспективы инвестирования в РФ

 

Можно выделить следующие  проблемы прироста иностранных инвестиций в России. Среди них:

  1. Сохранение неблагоприятной структуры иностранных инвестиций.

Наблюдается постоянный рост иностранных инвестиций по статье «прочие», состоящей в основном из разного рода кредитов. Это можно  объяснить двумя причинами. Во-первых, часть поступающих инвестиций - это кредиты, которые предприятия берут для рефинансирования старых долгов. Во-вторых, кредиты за рубежом намного дешевле, и соответственно, брать их более выгодно. Еще одним (частным) объяснением (с известной долей уверенности) может служить значительный вклад в увеличение зарубежных инвестиций по этой статье сделки по объединению ТНК и ВР.

В настоящее время сохраняется устойчивая тенденция роста отношения бегства капитала к экспорту товаров. Это позволяет говорить о том, что рост иностранных инвестиций происходит на фоне прогрессирующего бегства капитала. Таким образом, можно говорить о противодействии двух тенденций: с одной стороны, рост иностранных инвестиций, с другой, интенсификация процессов вывода капитала из страны.


Значительная часть иностранных инвестиций пришла в Россию из оффшорных зон, и, следовательно, считать их в «чистом» виде иностранными не совсем правильно, поскольку они обладают некоторыми преимуществами. Достаточно сказать, что «управляющие» пакеты акций большинства нефтяных компаний зарегистрированы в оффшорах.

2. Существенная доля иностранных инвестиций оседает в небольшом количестве сырьевых секторов экономики. Особенно на этом фоне выделяется нефтедобывающая отрасль, которая, благодаря очень высоким уровням доходности, является наиболее привлекательной. Сложившаяся отраслевая ситуация делает страну уязвимой, поскольку ею не диверсифицируются риски, и в случае низких цен на нефть она будет испытывать большие трудности; будет также наблюдаться значительное снижение темпов роста экономики. Риски иностранных инвесторов внутри страны также не диверсифицируются, поскольку в случае наступления неблагоприятных событий в нефтедобывающей отрасли возможности перевести капитал в другие отрасли весьма ограничены.

3. Уровень привлекаемых в Россию иностранных инвестиций еще достаточно мал в сравнении с другими странами. Поэтому любое серьезное изменение потока может приводить к значительному улучшению (ухудшению) в процентных показателях.

Сравнение двух стратегий  привлечения прямых иностранных  инвестиций - импортозамещающей и вступления в ВТО - приводит к мысли о целесообразности следования второй, поскольку в долгосрочном периоде это расширит инвестиционные возможности России и уравняет ее с другими странами в контексте приобретения фундаментальных преимуществ. Импортозамещающий сценарий, напротив, эффективен в краткосрочном периоде, а в долгосрочном оказывает отрицательное воздействие на защищаемые отрасли. В частности, теряются конкурентные преимущества национальных предприятий на мировой арене, активно растет внешняя задолженность и усиливается коррупция.

Россия имеет высокий  инвестиционный потенциал: большая  страна с выгодным географическим положением, высокие темпы роста ВВП, низкие издержки производства, значительный рыночный потенциал вкупе с растущей платежеспособностью населения. Однако, в институциональном окружении по-прежнему сохраняется еще достаточно много препятствий на пути проникновения иностранного капитала: значительные бюрократические издержки, существенное административное бремя, высокий уровень организованной преступности и коррупции на фоне неэффективной работы правоохранительных органов. В целях преодоления этих барьеров стране необходимо более активно проводить реформы финансового сектора и государственного управления, осуществлять планомерную и системную борьбу с коррупцией.

4. Основными мотивами иностранных инвесторов в случае России оказываются: поиск рынков сбыта, природные ресурсы и низкие издержки производства внутри страны (преимущества производства внутри перед экспортом). Занятие стратегического положения на национальном рынке уже не рассматривается в качестве основного мотива. Возможно, это связано с тем, что глобальные игроки, которые были заинтересованы в этом, уже заняли стратегические ниши на местных рынках.

Возможными источниками (причинами) роста иностранных инвестиций в обозримой перспективе могут  стать:

Банковская реформа, основными моментами которой являются: внедрение системы обязательного страхования депозитов, повышение требований к капиталу вновь создаваемых банков до 5,6 млн. долларов США, создание равных условий для банков резидентов и нерезидентов.

Еще одна надежда на привлечение  значительных объемов иностранных инвестиций происходит из нелинейного характера их притока. Мировая практика знает много примеров, когда значительный иностранный капитал притекал в страну после того, как национальная экономика достигала определенных размеров. Относительно низкий уровень иностранных инвестиций в Россию может быть объяснен тем, что страна находится на пути достижения такого размера рынка, при котором проявится новая тенденция - значительный приток иностранного капитала.

Анализируя международный  опыт в области планирования инвестиций, можно отметить, что компании определяют для себя группу критериев, позволяющих принимать решения об объемах и направлениях инвестиций. Можно определить основные критерии, являющиеся базовыми практически для всех компаний, занимающихся инвестиционным планированием, это: размеры местного рынка; природные ресурсы и географическое положение страны (региона); доступность рынка; рабочая сила; валютный риск; возвращение капитала; защита прав интеллектуальной собственности; торговая политика (уровень тарифов, обменный курс национальной валюты, квоты, лицензии и др.); политическая стабильность; макроэкономическая политика (экономическая стабильность); инфраструктура и услуги (дороги, порты, коммуникационные сети, юридические, страховые фирмы, коммерческие банки и др.).

Помимо основных критериев определяются инвестиционные риски, включающие параметры, их содержание и удельный вес каждого параметра в процентах ( см. табл.6).

Таблица 6

Классификация инвестиционных рисков по параметрам

Параметр 

Факторы, учитываемые параметром

Уд. вес, %

1

Политическая стабильность

Оценивается возможность политических переворотов и их влияние на деловую  активность

12

2

Отношение к иностранным инвестициям  и прибыли 

Размеры расходов на социальные нужды 

6

3

Национализация 

Возможность экспроприации до предоставления преимуществ местным предприятиям

6

4

Возможность девальвации 

Влияние, а также действенность  методов регулирования 

6

5

Платежный баланс

Баланс общий 

6

6

Бюрократические вопросы 

Уровень государственного регулирования, осуществление таможенных формальностей, валютных переводов и подобных операций

4

7

Темпы экономического роста 

Годовые фактические темпы роста  валового национального продукта

10

8

Конвертируемость валюты

Возможность перевода национальной валюты в иностранную, а также место национальной валюты на рынке валют в той степени, в которой это касается предприятия

10

9

Возможность реализации договора

Возможность соблюдения договора, а  так же возникновение трудностей вследствие различия в языках и обычаях 

6

Информация о работе Инвестиции и их функциональное назначение