Инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Эффективность функционирование механизма регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности во многом определяется общими макроэкономическими условиями, целевыми установками органов законодательной и исполнительной власти той или иной страны, концепцией экономического и социального развития государства, принятой моделью рыночной экономики.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………
1.1.Понятие государственного регулирования инвестиционной деятельности…..
1.2.Необходимость государственного управления инвестиционными Процессами…….....................................................……………………………….
1.3.Правовые основы инвестиционной деятельности в Республике Казахстан….
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ………………………………………………
2.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности…………………………………………………………………………
2.2. Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности..
2.3. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах………
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………
3.1. Проблемы регулирования инвестиционной деятельности………………..
3.2. Пути совершенствования регулирования инвестиционной деятельности……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Регулирование инвестиционных процессов.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

В действующем французском  законодательстве существует четкое разграничение между прямыми и прочими иностранными капиталовложениями. В соответствии с действующим законодательством особое положение среди инвесторов занимают страны ЕС, на которые распространяется наиболее льготный режим. По декрету от 21 мая 1987 г., под прямыми инвестициями стран Сообщества во Франции понимаются инвестиции, осуществляемые физическими лицами, постоянно проживающими в этих странах, или, юридическими лицами, находящимися в этих государствах контролируемыми прямо или косвенно резидентами из стран ЕС (кроме Франции).

В случае получения от Директората казначейства разрешения на капиталовложения иностранный инвестор производит необходимые валютные операции только через банк-посредник, наделенный соответствующими полномочиями и контролируемый Банком Франции. В дальнейшем созданная и действующая на французской территории иностранная компания пользуется теми же правами, что и национальная компания, то есть на нее распространяется национальный режим в вопросе уплаты налогов, получения кредитов и разного рода льгот.

 

 

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

3.1. Проблемы регулирования инвестиционной деятельности

 

 

Рассматривая проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Казахстан, важно учитывать тот факт, что  речь идет об экономике, находящейся в переходном состоянии, оказавшейся в затяжном кризисе, во многом носящем неклассический, нетрадиционный характер. Он связан с разрывом глубинных воспроизводственных связей в экономике, с перерастанием спада производства в разрушение экономических структур, с утратой рынков сбыта, что препятствует возобновлению роста производства.

В результате кризисная  фаза перехода у нас сильно растянулась. Хотя некоторые зарубежные экономисты, в частности, Дж. Сакс утверждал, что  фаза становления или кризисная фаза перехода от социалистической экономики к рыночной "может длиться от одного года до трех лет, в зависимости от глубины кризиса и эффективности действий правительства"

Однако в целом сегодняшнюю  экономическую ситуацию можно характеризовать  как стагнацию на основе нехватки инвестиционных средств для использования в реальном секторе экономики. Инвестиционный кризис, охвативший многие сферы экономики иособенно сильно ударивший по производству, является одним из наиболее значимых факторов, тормозящих процесс рыночных преобразований.Сегодня большинство экономистов убеждены, что в переходный период надо стремиться не к дерегулированию экономики, а к усилению государственного регулирования по сравнению с его нынешним уровнем. Именно государство с помощью различных инструментов регулирования способно обеспечить перелив инвестиций и коммерческого капитала в основное производство.

Чтобы быть объективным, следует признать значительные усилия государства по созданию законодательной  базы и формированию благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения иностранных инвестиций. И это вполне понятно, так как в условиях острого бюджетного дефицита и ограниченности внутренних источников инвестиций иностранные инвестиции, в сущности, были единственным реальным источником инвестиций. Однако реализуемая ныне модель иностранного инвестирования не дала ощутимых результатов: экономический и инвестиционный кризис по-прежнему продолжают сливаться в темпах ухудшения показателей. Такова реальная действительность, хотя заявлений о начале стабилизации и признаках экономического роста сделано немало.

Проведенный нами анализ результатов привлечения и использования  иностранных инвестиций показал, что  основными причинами низкой эффективности  внешнего инвестирования за истекший период являются:

• незначительные объемы привлеченных иностранных инвестиций в реальный сектор экономики;

• несовершенная структура  инвестиционных ресурсов;

• чрезмерное использование  внешних заимствований главным  образом на финансирование бюджетного дефицита и нужд потребительской сферы, т.е. на непроизводственные цели;

• преимущественное использование  прямых иностранных инвестиций в  тор-гово - коммерческой сфере и сфере  услуг, а не в реальном секторе  экономики;

• тенденция преобладающего привлечения иностранных инвестиций в добывающие отрасли, что создает деформированную структуру экономики;

• преобладающая репатриация  капитала и перевод прибыли за рубеж.

С момента обретения  независимости и до конца 1997 г. Казахстан  получил извне 6,4 млрд. долл. Из них 3,2 млрд. долл. составляют прямые инвестиции, оставшаяся часть суммы - различные займы. В 1997 г. по объему иностранных инвестиций Казахстан занимал первое место среди стран ближнего зарубежья, опередив даже Россию, намного превосходящую нас по численности населения и размерам занимаемой территории, а среди бывших социалистических стран - второе место после Венгрии. В то же время следует иметь в виду, что срочная потребность РК в инвестициях, по прогнозам специалистов, составляет 50 млрд. долл. Принимая это во внимание, крупными и решающими все проблемы экономики Казахстана иностранные инвестиции в имеющемся привле-ченном объеме трудно назвать.Основным предназначением внешних кредитов и займов, привлекаемых под гарантии правительства, является, как известно, инвестиционное наполнение производственного и предпринимательского секторов экономики.

Однако на практике все  обстоит иначе. Как показывают результаты анализа, займы и кредиты, привлекаемые под гарантии правительства, в основном используются на финансирование бюджетного дефицита и нужд потребительской сферы. Так, финансирование дефицита республиканского бюджета за счет внешних займов составляло:

в 1994 г. - 5,4%, в 1995 г. - 53,9%, в 1996 г. - 72,5%, в 1997 г. - 78,9%.

В отличие от прямых иностранных  инвестиций внешние заимствования увеличивают государственный долг. Если в 1993 г. внешний долг РК составлял 2 млрд. долл., то в 1994 г. -3,3 млрд., в 1995 г. - 3,1 млрд., в 1996 г. - 4,0 млрд., в 1997 - 5,2 млрд. долл. На его обслуживание в 1996 - 1997 гг. пришлось израсходовать 700 млн. долл., что составляет 14-15% валовой выручки от экспорта. Валовой внешний долг Казахстана по состоянию на 1 октября 1998г. составил 6981,1 млн. долл. Всего же валовой внешний долг в абсолютных параметрах вырос с 1993 г. по 1997 г. на 197,6%, среднегодовой темп прироста составил 46,4%. Для сравнения: в России эти цифры составили 31,97% и 5,7% соответственно. То есть внешний долг Казахстана растет в 8 раз быстрее, чем в России. Ситуация осложняется еще и тем, что в 1999 г. закончился льготный период по внешним займам, а также наступает срок выплаты еврооблигационного займа (в размере 200 млн. долл.) и обязательства ЕБРР

Казахстан занимает второе место по объему прямых иностранных  инвестиций, привлекаемых в экономику  стран СНГ. Прямые инвестиции реализуются преимущественно за счет создания совместных предприятий, открытия дочерних фирм и участия иностранного капитала в приватизации государственных предприятий. К сожалению, большинство совместных предприятий, а также иностранных предприятий в Казахстане, как правило, небольшие по размеру, функционируют вне реального сектора экономики и не вносят в него существенного вклада.

Как совместные, так и  полностью иностранные предприятия  наибольшее развитие получили в сфере  торговли, общепита, общей коммерческой деятельности и материально-технического снабжения. В перечисленных отраслях функционирует 40% общего числа совместных предприятий и 68% полностью иностранных фирм. Ситуация осложняется ещё тем, что на казахстанский рынок в основном приходят не солидные фирмы с собственными капиталами, а спекулятивного толка торгово-коммерческие предприятия с заемным (в виде фирменного кредита, реже - банковского) капиталом.

Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются топливно-сырьевые отрасли промышленности. Здесь наблюдается наибольший вес иностранных инвестиций. В настоящее время наблюдается следующая отраслевая структура прямых иностранных инвестиций в Казахстане. В общем объеме прямых инвестиций основную долю - 60% составляют инвестиции в нефтегазовую отрасль. Доля инвестиций в другие отрасли очень незначительная: в черную металлургию - 5%, в пищевую промышленность - 5%, в другие отрасли - 2%. Исключение составляет цветная металлургия - 28%.

Однако, как показал  мировой опыт, высокие темпы роста экономики, достигнутые за счет сырьевых отраслей, будут означать дальнейшую деформацию отраслевой структуры экономики, а не успешное продвижение по пути индустриального развития. Такой перекос вложений инвестиций, вызванный быстрым развитием сырьевых отраслей, вызывает упадок в обрабатывающих отраслях производства. Отсутствие собственного производства в обозримом будущем приведет к необходимости приобретения продукции за рубежом, что обернется для страны значительно большими затратами, причем в иностранной валюте. Собственно говоря, все перечисленные выше негативные последствия уже имеют место в реальной экономике Республики, постепенно приобретая угрожающие размеры.

Обобщая сказанное, можно  сделать однозначный вывод: главная  цель привлечения и использования иностранных инвестиций - инвестирование реального сектора экономики — не достигнута. Налицо слабость и неэффективность государственного регулирования вопросов использования иностранного капитала. Предлагаемый нами комплекс мер по повышению эффективности использования иностранных инвестиций при усилении регулирующей и контролирующей роли государства предусматривает:

• отказ от привлечения  внешних займов и кредитов на покрытие бюджетного дефицита и использование  их на приобретение передовых технологий и оборудования;

• пересмотр стратегии  развития нефтегазовой отрасли в  направлении отказа от исключительно  топливного варианта и перехода к  варианту использования казахстанской  нефти на основе комплексной и  глубокой ее переработки;

• полное исключение нерационального использования привлеченных иностранных инвестиций путем усиления государственного контроля;

• стимулирование привлечения  иностранных инвестиций в частный  сектор, главным образом, в сферу  малого и среднего предпринимательства  путем создания СП производственного назначения;

• активное формирование свободных экономических зон (СЭЗ), которые являются одним из основных стимуляторов привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций;

• усиление государственного контроля над стратегическими предприятиями, которые проданы или переданы в управление иностранным компаниям;

• ограничение и постепенная  отмена неоправданных льгот иностранному капиталу, т.е. переход на национальный режим инвестирования, создающий  равные условия как отечественным, так и иностранным инвесторам.

Оценка объективных  условий Казахстана дает основание  считать, что главными к этой сфере  будут внутренние накопления и частные  инвестиции.

Указывая на первостепенную задач в ближайшей и среднесрочной  перспективе является формирование и активизация внутренних источников инвестиций.

решающую роль внутренних инвестиций в решении таких жизненно важных вопросов: как преодолеть кризис, остановить спад производства и перейти  к его постепенному подъему, Президент  страны Н.А. Назарбаев отметил: "Немалую позитивную роль могли бы сыграть иностранные инвестиции. Но практика свидетельствует о том, что в ближайшее время сделать основную ставку на внешний фактор было бы неправомерно. В этой ситуации напрашивается единственно верный выход: надо начинать решительнее выбираться из кризиса, опираясь на собственные силы. Основной акцент делать на своего производителя и инвестора, а помощь оказывать тому, кто работает, сберегает и вкладывает средства в развитие производства" [3, 45-46].

Объективная необходимость перемещения акцента на формирование и активизацию внутренних инвестиций, на наш взгляд, обусловлена целым рядом факторов. Во-первых, обострение финансового кризиса в странах Юго-Восточной Азии, России и Латинской Америки сопровождалось уменьшением мирового спроса на сырье и ростом недоверия среди инвесторов к развивающимся рынкам, что привело к уменьшению притока твердой валюты и иностранных инвестиций в развивающиеся страны, ухудшению условий их кредитования. Это в полной мере ощутил на себе Казахстан. Снижение мирового спроса на сырье привело не только к спаду производства, но и недогрузке производственных мощностей в добывающих отраслях, на которые приходится основной объем инвестиций в реальный сектор экономики.

Во-вторых, как показывает мировой опыт, движение денежных потоков на международных рынках капиталов обнаруживает устойчивую взаимозависимость между нормой сбережений в стране и объемом привлекаемых иностранных инвестиций. Низкая норма сбережений является фактором, ограничивающим приток внешних инвестиций. В настоящее время это имеет место и в нашей стране. Поэтому для увеличения притока иностранных инвестиций одной из первоочередных

Как известно, основными  источниками внутренних инвестиций в советский период развития экономики  были: 1) бюджетные средства,

2) собственные средства  предприятий,

3) средства населения.  В настоящее время бюджетные  средства, бывшие ранее основным  источником внутренних инвестиций, фактически потеряли свое сколько-либо  серьезное значение (4,3%). Более того, бюджет государства переживает острый кризис, что выражается в недопоступлении на 10-15% налогов при постоянном снижении их доли в ВВП. В 1998 г. бюджет был секвестрирован на 60 млрд. тенге, или почти на 1/3. В 1999 г., как известно, секвестрирование бюджета проводилось трижды, т.е. ежеквартально.

Информация о работе Инвестиции