Инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Эффективность функционирование механизма регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности во многом определяется общими макроэкономическими условиями, целевыми установками органов законодательной и исполнительной власти той или иной страны, концепцией экономического и социального развития государства, принятой моделью рыночной экономики.

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………
1.1.Понятие государственного регулирования инвестиционной деятельности…..
1.2.Необходимость государственного управления инвестиционными Процессами…….....................................................……………………………….
1.3.Правовые основы инвестиционной деятельности в Республике Казахстан….
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ………………………………………………
2.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности…………………………………………………………………………
2.2. Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности..
2.3. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах………
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………
3.1. Проблемы регулирования инвестиционной деятельности………………..
3.2. Пути совершенствования регулирования инвестиционной деятельности……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Регулирование инвестиционных процессов.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Рис.1 Компоненты инвестиционной деятельности

Так, функции государственной  легализации и регистрации инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности возложены одновременно на Министерство финансов, Центральный банк,  Комиссию по рынку ценных бумаг, Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции, Государственный таможенный комитет и ряд других государственных и региональных органов.

Функции общеэкономического и внешнеторгового государственного регулирования в инвестиционной сфере осуществляют реорганизованное Министерство экономического развития и торговли (ранее эти функции выполнялись министерствами экономики и внешнеэкономических связей) и Государственный таможенный комитет.

Функции финансово-кредитного и валютного регулирования и  контроля в рассматриваемой сфере выполняют Министерство финансов, Центральный банк, Министерство экономического развития и торговли и органы валютного контроля.

Функции фискально-налогового государственного регулирования и  контроля в отношении субъектов  инвестиционной деятельности отнесены к ведению Министерства по налогам и сборам, Государственной службы, налоговой полиции и Государственного таможенного комитета и органов валютного контроля.

Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации осуществляет также целая группа ведомств, среди которых Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство имущественных отношений, Государственная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, а также  Комиссия по рынку ценных бумаг.

 

 

1.2. Необходимость государственного  управления инвестициями

 

Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации  служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью. Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.

Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму  некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним.

Поэтому государство  должно соединить интересы общества, понимаемые,прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.

Например, в ситуации кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности - одно из условий выхода из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.

Вмешательство государства  должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.

Государство определяет инвестиционную политику потому, что  только оно наделено политической властью  и обладает способностью реализовать  свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.

Реализация инвестиционной политики через соответствующие законодательные акты по сути своей направлена на улучшение социально-экономичtcкого положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.

Государство играет ведущую  роль в базовых отраслях промышленности, производстве военной и космической техники и других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность. Как собственник, оно создает условия для стабильной хозяйственной деятельности государственных предприятий через систему госзаказов, кредитование оборотных средств для предприятий, продукция которых имеет гарантированный сбыт, путем содействия продвижению товаров государственных предприятий на мировой и казахстанский рынок.

Если проанализировать этапы экономического подъема таких промышленно развитых стран, как США, ФРГ, Япония, Франция, Великобритания и другие, нетрудно заметить, что в последние десятилетия практически во всех случаях периодам наибольшей инвестиционной активности в этих странах соответствовали (естественно, с определенным лагом) периоды самых высоких темпов подъема экономики.

Это ярко проявилось, в  частности, в 60-е годы, когда высокая инвестиционная активность в этих странах сопровождалась особенно значительными темпами роста такого интегрального показателя экономического развития, как валовый национальный продукт. К примеру, в Японии при удвоении объема капитальных вложений. 3а 1966-1970 гг. валовый национальный продукт возрос по сравнению с предыдущим пятилетием вырос более чем на 70 %.). В эти же годы в США, ФРГ, Франции достигались приросты валового национального продукта на 25 - 30%. При таких высоких темпах экономического роста многие развитые страны получили возможность создать уже в 60-е годы производственный потенциал, обеспечивающий материально-техническую основу для устойчивого экономического и социального развития в последующий период, для формирования экономики постиндустриального общества и нового качества экономического роста.

С повышенной инвестиционной активностью связан и известный экономический феномен последнего периода - появление «новых индустриальных стран» Азии: Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга. В том же контексте сейчас можно говорить уже и о Таиланде. В этих странах в относительно короткий срок созданы стабильные экономические структуры с достаточно крупным и динамичным экспортным потенциалом, способным быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре мирового рынка.

 

1.3 Правовые основы инвестиционной деятельности в Республике Казахстан.

 

Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой  страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования - с другой. Обще-правовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Республике Казахстан составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться. По государственным органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно: акты Президента РФ; акты Правительства РК; акты Банка Казахстана; акты фонда имущества; акты министерств и иных органов исполнительной власти;

По форме и юридической силе:

- законодательные правовые  акты (конституционные законы, кодексы РК,);

- акты ратификации  международных соглашений и договоров Республики Казахстан

- правовые акты органов  системы исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).

По характеру правового регулирования вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов:

- административно-правовые  и финансово-правовые акты, издаваемые органами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;

- гражданско-правовые  акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений;

Однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности.

В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.

Первую группу составляют так называемые базовые законодательные и подзаконные акты. Они носят универсальный характер и устанавливают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории РК отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли законодательства. К таким актам относятся:

- Гражданский кодекс  РК, законодательные акты в сфере приватизации, Закон «Об акционерных обществах», система отраслевых актов налогового законодательства, Таможенный кодекс РК и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;

- указы Президента  РК, например Указ Президента «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Республики Казахстан» (с изменениями от 29 августа 2001 г., 21 октября 2002 г.);

- постановления Правительства  РК (например, о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка Казахстана и органов исполнительной власти.

Ко второй группе относятся  предметные и рамочные законодательные  и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Республике Казахстан. К подобным актам следует отнести прежде всего Закон РК «Об инвестиционной деятельности в РК, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 и закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Республике Казахстан», закон «О рынке ценных бумаг», а также отдельные указы Президента РК, отдельные постановления Правительства РК и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.

Основу республиканского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:

- Закон РК «Об инвестиционной деятельности в РК, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999. Настоящий Закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Казахстан , а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

- Закон РК «Об иностранных инвестициях в РК» от 09.07.1999. Настоящий закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Республики Казахстан.

Данный закон направлен  на привлечение и эффективное использование в экономике Республики Казахстан иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспепение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. В целом Закон «Об иностранных инвестициях в РК» вызывает критические замечания со стороны инвесторов.

В основном сложилось  два подхода к регулированию иностранных инвестиций: в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов об иностранных инвестициях нет; на деятельность иностранных инвесторов распространяются те же нормы и правила, применяемые к деятельности национальных инвесторов. В странах с многоукладной экономикой (страны Африки, Латинской Америки, Азии) существует специальное законодательства об иностранных инвестициях (включающее кодексы об иностранных инвестициях или законы об иностранных инвестициях и иные инвестиционные законы). Деятельность иностранных инвесторов в зарубежных странах регулируется в основном национальными законами, постановлениями и административными процедурами. Однако следует отметить, что общие положения этих законодательных актов в большинстве развитых стран в целом идентичны. Различия существуют лишь в деталях. Основной принцип, на котором базируется законодательство, состоит в том, что на иностранные физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в стране, в целом распространяются на законодательства и правовые нормы, которые применяются в отношении национальных предпринимателей и фирм. По большинству аспектов хозяйственной деятельности национальное законодательство не делает различий между национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего обширного гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства. Поэтому в большинстве западных стран вообще нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые административные постановления, а также относящиеся к ним параграфы отдельных законов. В целом международный опыт свидетельствует о том, что принятие специальных законов в области иностранных инвестиций обусловлено стремлением привлечь иностранные инвестиции в экономику страны путем создания благоприятного климата и льготного режима для иностранных инвестиций. В Канаде в 1973 г. был принят закон об иностранных инвестициях, который в 1985 г. был заменен законом об инвестициях в Канаде. Соответственно, можно выявить общую тенденцию в развитии национального законодательства об иностранных инвестициях различных стран в результате последовательно проводимой инвестиционной политики, приводящей к росту экономики и повышению благосостояния населения, происходит процесс стирания различий между правовыми режимами иностранных и национальных инвестиций. В свою очередь это приводит к тому, что специальное регулирование в области иностранных инвестиций заменяется общим регулированием, которое обеспечивается национальным законодательством (инвестиционным, гражданским, торговым и т.п.).

Информация о работе Инвестиции