Шпаргалка по дисциплине "Земельное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 23:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Земельное право".

Вложенные файлы: 1 файл

ЗП ответы 6 семестр.doc

— 425.00 Кб (Скачать файл)

1.Земля как объект природы,  хозяйствования (пользования), собственности.  Влияние этого триединства на  правовое регулирование земельных  отношений.

Земля определяется как территория, т.е. пространственный предел осуществления государственной  власти или власти, осуществляемой в границах административных территориальных образований. Регулирование данных отношений осуществляется в рамках административного права. Земля – объект природы, объект хозяйственной деятельности и объект собственности. Это требует иного подхода к правильному регулированию складывающихся в этой связи отношений.

Объект природы – земля это место существования человека, это уникальный дар природы, она ничем незаменима и невосполнима, неперемещаема, она ограничена непотребляемостью, неисчерпаемостью силы и т.д.

Объекты хозяйственного пользования - земля является основным средством производством. Объект для строительства. Земля как объект пользования для гражданско-правовых сделок. Земля основное средство производства в сельском и лесном хозяйстве и является пространственным базисом для различных жилых объектов.

Свойства  земли:

1. незаменимость;

2. пространственная  ограниченность – глобальный  аспект (2/3 вода, 1/3 суша) и так же  для отдельного человека;

3. плодородие (вся  продукция)

4. естественное происхождение, нахождение в естественной экологической системе

Функции земли:

1. Экологическая;

2. экономическая  – главное средство производства, пространственно-операционный базис;

3. социальная  – п. 1 ст. 9 К. РФ – основа  жизни и деятельности человека, проживающего на соответствующей терр-рии;

4. политическая  – объект борьбы полит. партий, групп населения, связанных с  собственностью на землю.

В связи с  тем, что земля выступает как  объект природы, собственности и  пользования, земельные отношения  представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского, земельного и административного законодательства. Земельные имущественные отношения регулируются нормами гражданского и земельного права. Нормы гражданского права применяются к родственным земельным отношениям кроме случаев, когда земельное законодательство устанавливает ограничение использования земельных участков. Когда земля выступает как объект властных полномочий, для регулирования земельных отношений применяются методы административного права (властные предписания).

 

 

2.Земля как недвижимое имущество.  Земля и территория (отраслевая  принадлежность этих понятий  и их соотношение)

Оборот земельных участков как объектов недвижимости осуществляется ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Гражданским кодеком РФ», «Земельным кодексом РФ», «Градостроительным кодексом». Так, ст. 130 ГК  к недвижимым вещам относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей. Земельный участок – часть земной поверхности, границы и размер которой определены в соответствии с федеральными законами ( ст 11.1 ЗК РФ).

ЗК делит  земли в РФ по целевому назначению на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного  назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,  информатики, земли для обеспечения  космической деятельности, земли  обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Правовой режим  земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и  разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Также возможен перевод земель из одной категории в другую.

Согласно ст 9 ЗК РФ к полномочиям РФ в  области  земельных отношений относятся:

1) установление  основ федеральной политики;

2) установление ограничений прав собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

3) государственное  управление в области осуществления  мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства;

4) установление  порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в  том числе путем выкупа, для  государственных и муниципальных  нужд;

5) резервирование  земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд РФ;

6) разработка  и реализация федеральных программ  использования и охраны земель;

2. Российская  Федерация осуществляет управление  и распоряжение земельными участками,  находящимися в собственности  Российской Федерации (федеральной  собственностью).

Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации  в области земельных отношений - резервирование, изъятие, в том  числе путем выкупа, земель для  нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в  области земельных отношений - резервирование земель, изъятие, в том числе путем  выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Территория – атрибут гос. суверенитета, выступающий в качестве пространственного предела полит. власти РФ, ее субъектов, исходя из федеративного устройства страны; Часть земного шара, включая сушу, воды и воздушное пространство над ними, подвластная какому-л. государству или входящая в состав какой-л. части света. Понятие территория шире понятия земля.

Природой территориального верховенства определяется назначение государственной территории быть не только пространственной сферой, в  границах которой обеспечивается суверенное осуществление государственной власти, но и объектом суверенного властвования. Однако для обоснования суверенного правомочия государства распоряжаться своей территорией нет необходимости рассматривать ее как предмет права собственности.

 

 

 

 

3.Земельная реформа в РФ. Общая характеристика.

В 90х годах  в рамках экономической реформы  началась земельная. Приняты: закон  о собственности, о земельной  реформе, о крестьянском фермерском хозяйстве.

Указ президента от 27.12.91 г «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». Указ от 27.10.93 г «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

  • Передача имущества с/х предприятиям и использование земли работниками этих предприятий;
  • Изменение организационно-правовых форм этих предприятий;
  • В основном реформа касалась земель с/х назначения.

Положительные моменты реформы

Отрицательные моменты реформы

Ликвидация  монополии государства на землю (11,8 млн колхозников стали собственниками этих долей)

Основной упор на частную собственность

Земля вовлечена  в гражданский оборот (стала объектом купли-продажи, аренды)

Не было создано  механизма рационального использования  земли

Расширение  числа субъективных прав на землю, появляются новые правовые институты на землю

Отсутствие  эффективных рыночных рычагов привело к снижению количества земли и уменьшению обрабатываемых земель

Установление  платы за пользование землей (закон  №91)

Выведение сельхоз  угодий было зафиксировано в более  чем 60 субъектах РФ и за 10 лет из с/х оборота было выведено свыше 29 млн га земли или 25% всех посевных площадей

Усиление экологической  направленности земельного законодательства (охрана земли)

 

Усиление ответственности  землепользователей

 

 

 

4.Предмет, метод, задачи и  принципы земельного права.

Земельное право представляет собой отрасль права, регулирующую общественные отношения, связанные с предоставлением, использованием и охраной земельных участков.

Предмет ЗП –  земля, отношения по поводу земли. Данные отношения подразделяются на три  группы: отношения по предоставлению земельных участков; отношения по использованию земельных участков; охрана земельных участков (Ст.3 ЗК).

Земля определяется как территория, т.е. пространственный предел осуществления государственной  власти или власти, осуществляемой в границах административных территориальных образований.

Метод земельного законодательства носит  комплексный характер. Имеет место  сочетание императивного и диспозитивного методов правового регулирования.

Императивному методу регулирования свойственно  проявление принципа "власть - подчинение", им устанавливаются различные запреты и предписания. Императивным методом регулируется значительная часть земельных отношений, таких, например, как управление земельными ресурсами, правовая охрана земель и др.

Диспозитивным методом правового регулирования охватываются отношения вещных прав на земельные участки, отношения оборота земель и др. Участники этих отношений обладают определенной самостоятельностью, которая выражается в признании за субъектами отношений равноправного положения, в наличии между ними как участниками гражданского оборота отношений юридического равенства и отсутствии между ними отношений власти и подчинения.

В отечественном  законодательстве общая тенденция  изменения метода земельного права  как права природоресурсного заключается в смещении акцентов в диспозитивную область. Все большая группа общественных отношений регулируется с применением диспозитивного метода. Данная тенденция идет в разрез с тенденциями, сложившимися в европейском и североамериканском праве, где роль государства как регулятора отношений в сфере использования природных ресурсов постоянно увеличивается и пропорционально растет роль императивного метода правового регулирования природоресурсных правоотношений.

Задачи:

  1. рациональное использование земель
  2. охрана земель
  3. равноправие всех форм хозяйствования
  4. охрана окружающей среды
  5. защита прав граждан и юридических лиц на землю.

Принципы - основные начала отрасли права.

Общеправовые принципы - конституционные положения, которые являются основой для земельных правоотношений:

- положения,  устанавливающие основы правового  режима земли как природного  объекта и ресурса;

- конституционные  положения, устанавливающие право  граждан на землю;

- конституционные  положения, устанавливающие предметы  ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере регулирования земельных отношений.

Межотраслевые принципы распространяют свое действие на две и более отрасли права, преимущественно смежные. Земельное право является комплексной отраслью права, сочетающей в себе публично-правовые и частноправовые начала и наиболее тесно соприкасающейся с гражданским и административным правом. В связи с этим следует выделить две наиболее существенные группы межотраслевых принципов:

- принципы, определяющие основы землепользования;

- принципы, определяющие основы управления  и охраны земель.

Отраслевые принципы являются базисом при регулировании исключительно земельных отношений. На основе отраслевых принципов создаются и реализуются правовые нормы только земельного права. ( ст. 1 ЗК РФ)

 

5. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

В самом общем виде под земельными правоотношениями понимаются общественные отношения, урегулированные нормами  земельного права, участники которых  имеют со-ответствующие субъективные права и юридические обязанности в сфере использования и охраны земель. Безусловно, далеко не все отношения по поводу земли являются земельными и регулируются нормами земельного права. Существует целый спектр вопросов, которые регламентируются смежными отраслями, например платы за землю; территориального планирования и градостроительного зонирования; охраны государственной границы, административно-территориального устройства и т.д. Земельные правоотношения могут быть классифицированы по различным критериям.

По виду земельных отношений, урегулированных нормами земельного права, можно различать правоотношения собственности, ответственности за земельные правонарушения, охраны земель и т.д. В зависимости от категории земель складываются правоотношения по использованию и охране земель населенных пунктов, земель лесного фонда, водного фонда и др. По функциональному назначению выделяют регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные правоотношения выражаются в совершении их участниками правомерных (положительных) действий — использовании земельного участка по целевому назначению; выполнении мероприятий по охране земель и т.д. Охранительные правоотношения возникают в случае нарушения требований земельного законодательства и могут повлечь применение к правонарушителю мер юридической ответственности.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Земельное право"