Шпаргалка по дисциплине "Земельное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 23:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Земельное право".

Вложенные файлы: 1 файл

ЗП ответы 6 семестр.doc

— 425.00 Кб (Скачать файл)

Гражданское право  основано на обеспечении свободы  имущественных прав субъектов, а  земельное право — на обеспечении рационального использования и охраны земель как основы жизни и деятельности людей.

Соотношение земельного права с экологическим  правом и природоресурсным законодательством. Земельное право теснейшим образом связано с природоресурсным и экологическим правом. Эта взаимосвязь определяется единством природы, ролью и значением земли как одного из важнейших компонентов окружающей среды.

Связь норм земельного права с нормами природоресурсного  права, включающего в себя горное, водное, лесное, фаунистическое право, заключается в том, что использование природных ресурсов невозможно без использования земли. Земля — пространственный базис для эксплуатации всех природных ресурсов. Рациональное использование природных ресурсов должно осуществляться с учетом их взаимосвязи, влияния друг на друга. Однако законодательство о природных ресурсах развивается по пути дифференцированного правового регулирования использования и охраны различных ресурсов природы. Поэтому земельное право регулирует земельные отношения, а иные отрасли соответственно: горные, водные, лесные и другие отношения. Вместе с тем общие закономерности развития природной среды и взаимосвязь природных ресурсов ведет к тому, что природоресурсное право учитывает не только различия, но и теснейшую взаимосвязь всей окружающей среды.

В законодательстве о природных ресурсах предусматриваются  специальные нормы, учитывающие  взаимосвязь природных ресурсов, решаются вопросы предотвращения неблагоприятных  экологических последствий влияния  использования одних природных ресурсов на другие.

 

8.Понятие, особенности и система источников земельного права.

Источники зп - это форма выражения  правовых норм.

Источниками ЗП являются нормативно - правовые акты органов гос власти и ОМС, содержащие нормы ЗП и регулирующие отношения по использованию и охране земель.

Особенности источников ЗП:

  • Множественность
  • динамичность- способность развиваться под влиянием социально-экономических изменений
  • нормы з/п тесно связаны с нормами других отраслей, которые в частности регулируют хозяйственную деятельность.

Классификация источников ЗП Т.е. структура законодательства, внутреннее ее строение.

Деление норм актов на отдельные виды в  зависимости от их юр силы.  Законы и подзаконные акты регулируют земельные  отношения. С точки зрения федерального устройства существует иерархия.

  1. КРФ Ст. 23 К расширяет земельное законодательство. Ст. 72 п К – зп предмет совместного введенья РФ И субъектов РФ.

Законом определяются фундаментальные  положения, все остальное относится  к ведению субъектов РФ. Областной закон Свердловской области от 07.07.2004 года № 18оз «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области». Здесь прописана компетенция всех органов в области земельного права, вопросы управления земельными объектами, находящимися в распоряжении или собственности области.

Ст.76 КРФ законы субъектов РФ должны соответствовать ФЗ, а ФЗ должны соответствовать КРФ. Ст.9 (ч.1 – земля  основа жизнедеятельности, ч. 2 форма  собственности на землю, многообразие форм собственности).

Ст. 36 граждане вправе иметь землю  в частной собственности (объединения  граждан тоже вправе).  Оборот земли  позволяется в той мере, которая  разрешена законом о земле, при  условии не причинения ущерба окружающей среде и не должны нарушать права  других землепользователей.

    1. ФКЗ
    2. законы и кодексы

Земельный кодекс принят в 2001 году. Его  принятие направлено на решение 2х задач:

    • приспособить земельные отношения к рыночной экономике
    • создание условий для развития всех форм собственности на земельные участки

Кодекс состоит из 18 глав, 103 статей. Общая и особенная часть (с 14 главы особенная).

В ст. 1 сформулированы основные принципы ЗК, закреплен приоритет земельного законодательства над гражданским  при регулировании земельных  отношений.

П.3 ст 3 ЗК общие имущественные отношения регулируются ГК, если иное не предусмотрено земельным законодательством. Концепции 2011-2012 развитие на основании указа президента РФ от 18 июля 2008 года № 1108 «О совершенствовании ГК РФ». В концепции затрагиваются природоохранные, природоресурсные проблемы и предлагаются пути совершенствования или модернизации земельного, водного, лесного кодексов.

Особенности: частная собственность, доступность, объектом мб только земельные  участки, прошедшие государственный  кадастровый учет). См. ст. 27

Единство земли и всех находящихся  на ней строений. Собственник здания и собственник земельного участка  должны совпадать.

Земельный кодекс расширил круг арендаторов (передача 3м лицам, в аренду, субарендаторам)

Отрицательные моменты ЗК: не учел  законодательную практику прошлых лет, нет преамбулы, нет задач, является рамочным.

Закон о крестьянском фермерском хозяйстве, о землеустройстве, о государственном  кадастре и недвижимости, о личном подсобном хозяйстве.

Указы президента должны соответствовать КРФ и ФЗ. Постановления правительства. Постановления и распоряжения, акты министерств занимаются нормами правового регулирования (приказы, разъяснения, методические указания). Министерство экономического развития, министерство с/х. ФЗ об общих принципах МС. Правила землепользования и застройки. ОМС определяет предельный размер участков для личного подсобного хозяйства. Акт выбора земельного участка.

ФЗ от 27.07.2010 №210 об организации  предоставления государственных и  муниципальных услуг.

От 1.07.2011 №169 о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ.

Неофициальные источники права: решения  судебных инстанций в форме постановлений.

 

 

9.Современное земельное законодательство России. Общая характеристика ЗК.

Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Основу земельного законодательства составляют: Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч. 2), Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах  находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование  по предметам совместного ведения  до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.

Создана и активно  функционирует Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельных отношений.

На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут  издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в  рассмотрении вопросов, связанных с  изъятием (выкупом) для государственных  и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.

Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.

Земельный кодекс принят в 2001 году. Его принятие направлено на решение 2х задач:

    • приспособить земельные отношения к рыночной экономике
    • создание условий для развития всех форм собственности на земельные участки

Кодекс состоит из 18 глав, 103 статей. Общая и особенная  часть (с 14 главы особенная).

В ст. 1 сформулированы основные принципы ЗК, закреплен приоритет земельного законодательства над гражданским при регулировании земельных отношений.

  • Четко выраженных принципов законодательства у нас не существовало до ЗК
  • Разграничение действия земельного и гражданского законодательства, а также земельного и приодоресурсного законодательства. общие имущественные отношения регулируются ГК, если иное не предусмотрено земельным законодательством.
  • Получило закрепление единство судьбы земельного участка и объектов недвижимости, находящихся над  и под земельным участком
  • В отличие от ГК, приводится четко определение частной собственности на земельные участки.
  • Четко урегулирована процедура предоставления земельных участков для строительства, в т.ч. жилищного строительства и комплексного освоения детей.

Особенности: частная  собственность, доступность, объектом мб только земельные участки, прошедшие  государственный кадастровый учет). Земельный кодекс расширил круг арендаторов (передача 3м лицам, в аренду, субарендаторам). Отрицательные моменты ЗК: не учел  законодательную практику прошлых лет, нет преамбулы, нет задач, является рамочным.

 

 

 

10.Понятие и общая характеристика права соб-ти на зем участки

 

Современная система прав на земельные  участки основывается на едином первичном  праве - праве собственности. Право собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению землей в целях рационального использования и охраны земель окружающей среды.

Владение земельным участком представляет собой обладание им как своим. Например, для юридического лица это возможность числить его на своем балансе.

Пользование землей — это возможность  извлекать ее полезные свойства: размещать  на ней постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйственную продукцию  и т. д.

Правомочие распоряжения состоит  в возможности для собственника определять юридическую судьбу земельного участка.

В субъективном смысле - полномочия конкретного собственника.

Субъекты права собственности: РФ, субъекты РФ, физические и юридические лица, МО.

Объекты права собственности – земельные участки, доли.

Определение земельного участка как  объекта земельных отношений  приведено в ст. 11.1 ЗК РФ: это часть  земной поверхности, границы которой  определены в соответствии с федеральными законами.. Установление границ земельных  участков на местности производится в процессе землеустройства, описание и индивидуализация земельных участков — в порядке ведения государственного земельного кадастра.

Титул собственности высший уровень  прав владения землей, не мб срочного или  временного права собственности  в отличие от других вещных прав. Собственность немыслима без лежащего в его основе материального объекта, т.е. вещи, которые дБ индивидуализированы и присвоены собственнику с исключительным обладанием им одним. Никто не должен препятствовать собственнику осуществлять свои права.

Согласно ст.9 КРФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной  и иных видах собственности.  Реформирование государственной собственности  позволило передать значительную часть  собственности в частную, но тем не менее государство и ОМС владеют значительной частью земель. 

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Земельное право"