Шпаргалка по "Планированию и прогнозированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:07, шпаргалка

Краткое описание

1.Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов: ее предмет, методы и задачи.
2. Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов в условиях форм землевладения, землепользования и хозяйствования на земле.
3.Основные задачи и принципы прогнозирования использования земельных ресурсов. Классификация прогнозов.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_po_prognozu.docx

— 177.52 Кб (Скачать файл)

В нар.-хоз. плане содержится целостная система показателей, к-рая отражает политич. и экономич. задачи плана, осн. направления развития х-ва и его составных частей, взаимозависимость процессов произ-ва, распределения и потребления продукции. Показатели используются для установления необходимых темпов роста экономики и культуры, повышения эффективности обществ. произ-ва, сбалансированного, пропорционального развития нар. х-ва. Система показателей нар.- хоз. плана - единая и обязательная для всех органов и звеньев х-ва.

Планы развития нар. х-ва носят адресный, директивный характер. Они утверждаются на сессии Верховного Совета и после этого становятся законом, обязательным к исполнению не только предприятиями, но и вышестоящими органами. Утверждённые для предприятия плановые задания могут быть изменены лишь в исключит. случаях Сов. Мин. Нар.-хоз. план - мощный рычаг ускорения технич. прогресса произ-ва, органич. соединения достижений научно-технич. революции с преимуществами социалистической системы хозяйства. Подготовка плана ведётся на основе заранее разработанной комплексной программы развития техники и технологии.

Одним из важнейших методов обоснования  и разработки нар.-хоз. планов является балансовый метод в планировании, используемый в практике составления пятилетних и годовых планов развития страны в целом, союзных республик, р-нов и отраслей. С помощью системы балансов в нар.-хоз. плане определяется наличие материальных, трудовых и финанс. ресурсов, намечаются темпы их увеличения, устанавливаются необходимы пропорции: общеэкономические, межотраслевые и внутриотраслевые.

Основу прогнозирования составляют прогнозы природных ресурсов, научно-технич. прогресса, демографич. и социальных сдвигов. Они предопределяют осн. элементы собственно экономич. прогноза: воспроизводство рабочей силы и производств. фондов, уровень жизни населения, темпы экономич. роста, структурные изменения и межотраслевые связи в нар. х-ве, размещение производит. сил и т. п.

Начиная с 1974 г. государственные планы по рациональному использованию всех природных ресурсов и по охране природы  стали составной частью годовых, пятилетних и перспективных планов развития всего народного хозяйства.

В настоящее  время планирование использования  земель и их охраны (как и других природных ресурсов) предусмотрено  в Законе от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», в Земельном  кодексе РФ и в отраслевом законодательстве.

Функция планирования использования и охраны земель вытекает из потребности рационального  и эффективного использования и  охраны земельных ресурсов.

Планирование  использования земель имеет многоаспектный характер. Так, на 1996—2000 гг. разработана Государственная программа мониторинга всех природных объектов, в том числе и земель, а в городах разрабатываются градостроительные программы. Отдельными министерствами и ведомствами (от предприятия до министерства) разрабатываются планы по использованию и охране земель. Поэтому их планирование называется отраслевым.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 28.08.95 г. (в редакции17.03.97 г.) «Об общих  принципах местного самоуправления в РФ» вопросы отраслевого  использования земель решаются только с согласия органов местного самоуправления (местной администрации). Им же предоставлено  право непосредственно осуществлять планирование использования земель, находящихся в их ведении, совместно с местными органами по земельным ресурсам.

 

 

 

16.Оценка эффективности  планируемых мероприятий по рациональному  использованию и охране ресурсов.

Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды  и рациональному использованию  и охране ресурсов должны осуществляться с учетом государственных прогнозов  социально-экономического развития, федеральных  программ в области экологического развития Российской Федерации и  целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации на основании научных  исследований, направленных на решение  задач в области охраны окружающей среды.  Объем планируемых мероприятий, а также надлежащая их реализация, позволяющая достигнуть планируемого результата, не в последнюю очередь зависят от наличия финансовых средств, которые могут быть целевым назначением использованы в природоохранных целях. Рациональное использование земли способствует ее постоянному улучшению. Со своей стороны, качество сельскохозяйственных угодий и эффективность их использования в значительной степени определяют рост производства продукции. Мероприятия по охране и рациональному использованию земель должны обеспечивать их сохранение, повышение продуктивности и плодородия сельскохозяйственных угодий, предупреждение эрозии земель, их иссушения, заболачивания, засоления, загрязнения и других нежелательных процессов. По состоянию на 1 января 2011 года анализ данных государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей среды показывает, что практически во всех субъектах Российской Федерации продолжается тенденция по ухудшению состояния земель. Оценка программ и политик по защите окружающей среды — тщательное ретроспективное определение достоинства, ценности и стоимости администрирования, результатов и последствий государственного вмешательства, направленное на изменение будущей обстановки. Оценка природоохранных мероприятий может быть произведена как в качестве предварительного (прогнозного) оценивания, так и сразу после государственного вмешательства и как итоговое (суммирующее) оценивание. Ключевым аспектом при оценке программ и политик по защите окружающей среды является необходимость выявления и оценивания не только прямых эффектов, но и косвенных. При этом полезность инструментов политики (программы) может быть оценена в соответствии с одной из следующих групп критериев: Основные критерии:релевантность; - воздействие; - эффективность; - устойчивость и продолжительность;гибкость; - предсказуемость.  Эффективность от реализации программных мероприятий рассматривается в социальном, экологическом и экономическом аспектах. Социальная значимость Программы определяется улучшением условий жизни и производственной деятельности человека, повышением отдачи его труда. Реализация комплекса мер, предусмотренных Программой, обеспечит создание дополнительных рабочих мест, восстановление и развитие деятельности предприятий ряда отраслей промышленности, позволит сельскому населению быстрее адаптироваться к новым экономическим условиям. Экологическая значимость - предотвращение дальнейшего снижения плодородия почв как основы жизнеобеспечения, ослабление отрицательного влияния других природных факторов на сельское хозяйство. При экономической оценке оценивается возможность быстрой окупаемости затрат на планируемые мероприятия. Расчет стоимости производимых гидротехнических, мелиоративных, культуртехнических мероприятий.

 

 

 

17 Цель и задачи генеральной схемы, принципы ее составления и обоснования.

Генеральная схема - это система мероприятий научно обоснованного решения задач организации и использования земельных ресурсов в различных отраслях народного хозяйства для обеспечения их эффективного развития на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом социально-экономических, научно-технических, природных и других условий.

Составление генеральной схемы обеспечивает более детальную проработку вопросов использования земельных ресурсов с учетом землеобеспеченности, развития несельскохозяйственных отраслей и возможности дальнейшего расширения земельных площадей для промышленных, транспортных и других народнохозяйственных нужд .

 Генеральная схема  использования земельных ресурсов  является одним из основных  предплановых документов, обеспечивающих  в дальнейшем научную разработку  перспективных планов и конкретных  мероприятий по рациональному  использованию и охране земель  в масштабе страны. Она базируется  на расчетах намечаемых в перспективе уровней и типов экономического и социального развития, прогнозах увеличения численности населения, потребностей народного хозяйства и научно-технического прогресса.

Генеральная схема  разрабатывается на перспективу  до 25 лет .

Основные принципы разработки генсхемы: 1)комплексность предложений с взаимоувязанностью интересов различных отраслей народного хозяйства и административно-территориальных единиц; 2)ориентация в основном на интенсивные методы использования и охраны земельных ресурсов;3)приоритет с/х  использования лучших земель с повышением их плодородия;4)создание наиболее благоприятных условий для жизни и отдыха,сохранения и улучшения земель, формирования антропогенных ландшафтов и охраны природной среды;5)бережное отношение к земельным ресурсам с выделением для несельскохозяйственных нужд необходимых площадей за счет малопродуктивных угодий;6)перспективный и зональный подход к планированию и проектированию организации использования и охраны земельных ресурсов;7)системность в планировании и проектировании использования и охраны земельных ресурсов с необходимостью разработки законченных комплексных программ на основе оптимизационных расчетов.

Главная задача Генсхемы - разработка мероприятий и предложений, направленных на: дальнейшее повышение плодородия почв, уровня интенсивности использования земель; совершенствование развития и размещения отраслей АПК; выявление негативных тенденций и проблем, сдерживающих рациональное использование земель; обоснование перспективной потребности в земельных ресурсах отраслей народного хозяйства в соответствии с прогнозами их развития и размещения; обоснование первоочередных задач по совершенствованию системы землепользования и организации территории. Выявление резервов земель, пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве с оценкой качественного состояния сельскохозяйственных угодий; охрану и улучшение земельных ресурсов на основе мелиорации земель, защиты почв от эрозии и денудационных процессов, рекультивации нарушенных земель, формирования антропогенных ландшафтов и организации охраняемых территорий; определение объемов и стоимости…

 

18.Порядок и способы  расчета потребности в землях  для сельского хозяйства

Установление площадей угодий начинают с тех, которые требуют специальных  природных условий, например, с многолетних  насаждений. Их площадь определяют природно-экономическими условиями  хозяйства с пер¬спективами развития. Многолетние насаждения следует размещать с учетом требований садоводства и вино¬градарства. При этом учитывается экспозиция склона, почвы, их воздухопроницаемость и мех. состав, конфигу¬рация массивов многолетних насаждений. Общая площадь пашни устанавливается с учетом возможного освоения новых земель, правильного размеще¬ния: границ населенных пунктов и выделения участков пашни под залужение и залесение, лесополос, дорог, противоэрозионных гидротехнических сооружений, микрозаповедников, миграционных коридоров. Площадь устанавливается в увязке с заданием на проектирование, где уточняются специализация размещение ферм, про-изводственных подразделений. При установлении площади пашни надо стремиться к созданию крупных ком¬пактных массивов, к ликвидации изломанных границ, вклинивания, вкрапливания. Площадь пастбищ устанавливают с учетом наличия и потребности в зеленом корме. Размешают массивы неда¬леко от животноводческих ферм, для уменьшения прогона скота. При определении площади пастбищ учитывают способы содержания скота. При стойловом содержании проектируют долголетние культурные и орошаемые пастбища. Их площадь учитывается исходя из норм на 1 условную голову.

Площадь сенокосов проектируется  исходя из наличия пригодных для  сенокошения земель и потребности  в се¬не.

Земли, включаемые в состав проектируемых  землевладений, землепользований хозяйства, по пло¬щади, видам и качеству должны соответствовать потребности хозяйства, его специализации. При размещении землевладений в его границы включают исходный состав угодий. Этот состав и пло¬щади могут не полностью соответствовать потребностям хозяйства, его специализации, но путём необходимой трансформации их можно привести в соответствие с этими потребностями. Установ¬ление проектного состава и соотношения угодий выполняют на основании расчетов экономических показателей обоснования проекта МХЗ. Почвы, растительность, рельеф, режим увлажнения и др. условия должны обеспечить развитие всех отраслей хозяйства. В состав угодий хозяйства не следует включать такие, рациональное и эффективное использование которых не возможно. В ре¬зультате разработки этой части проекта составляют окончательную экспликацию земель хозяйства. На проектном плане показывают существующие и проектируемые с/х угодья — эта часть проек¬та решает следующие вопросы: установление состава и площадей проектируемых угодий, необхо¬димых для развития хозяйства, размещения проектируемых угодий, приведения исходного состава угодий к проектному путём трансформации.

 

 

 

 

 

 

19.Порядок оформления, экспертиза, согласование и утверждение генеральной схемы использования земельных ресурсов Российской Федерации.

Процесс составления Генеральной  схемы использования и охраны земельных ресурсов страны разделяют на несколько этапов: 1)подготовка научно-технической концепции, в которой излагаются задачи и основные пути реорганизации землевладений и землепользования на перспективу с учетом принятых программ научно-технического прогресса и земельной политики государства; 2)непосредственная разработка генеральной схемы, ведущаяся одновременно в центре и регионах и завершающаяся примерно за 2—2,5 года до начала ее реализации (возможно предварительное определение основных показателей, направлений использования и охраны земельных ресурсов); 3)оформление основных положений генеральной схемы для передачи органам управления и землеустройства с целью практического их использования.Генеральная схема разрабатывается по заданиям федеральных органов государственной власти. До ее утверждения она подлежит государственной землеустроительной и экологической экспертизам и согласованию со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. Согласованная в установленном порядке генеральная схема рассматривается и утверждается Правительством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.Комплексная  программа повышения плодородия  почв: цели, задачи, содержание. Государственная комплексная программа повышения плодородия почв России разработана в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 11 октября 1991 г. Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ совместно с Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ, Российской академией сельскохозяйственных наук. Государственная комплексная программа разрабатывалась в два этапа. Федеральная комплексная программа повышения плодородия почв России в 1996 - 2000 гг. (II этап) представляет собой дальнейшее развитие Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.11.92. При разработке данной Программы учитывались основные требования Программы стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996 - 2000 годы.  Программа призвана закрепить комплексный подход к осуществлению всех мероприятий, обеспечивающих сохранение и повышение плодородия почв. Программа направлена на реализацию ряда приоритетных направлений повышения плодородия почв в основных земледельческих зонах страны. Во всех зонах важнейшими задачами является обеспечение прироста гумуса в почве, повышение уровня питательных веществ, улучшение мелиоративного состояния ранее осушенных и орошаемых земель. Цели и задачи Комплексной программы повышения плодородия почв:

Информация о работе Шпаргалка по "Планированию и прогнозированию"