Шпаргалка по "Планированию и прогнозированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:07, шпаргалка

Краткое описание

1.Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов: ее предмет, методы и задачи.
2. Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов в условиях форм землевладения, землепользования и хозяйствования на земле.
3.Основные задачи и принципы прогнозирования использования земельных ресурсов. Классификация прогнозов.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_po_prognozu.docx

— 177.52 Кб (Скачать файл)

Бюджетный метод (бюджетирование). Система бюджетов позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

Экономико-математическое моделирование  заключается в установлении количественных взаимосвязей между показателями и  факторами, их определяющими. Эта связь  выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляется собой описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.)

Программно-целевой метод –  система методов планирования и  управления программой, которая включает в себя:оценку и выбор проблем, для решения которых будут разрабатываться программы;формирование и оптимизацию программ;определение требуемых ресурсов и распределение их между элементами программ;организацию системы управления программой и обеспечения организационного воздействия;координацию и контроль работ по программам.

Расчетно-аналитический метод основан  на расчленении выполняемых работ  и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе  условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

Экспериментальный метод – это  проектировка норм, нормативов и моделей  планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета  опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

Отчетно-статистический метод состоит  в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние  и изменение характеристики деятельности предприятия.

 

6.методы моделирования

Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Изучение модели позволяет получить новое знание, новую целостную информацию об объекте.

Распространенной методикой описания тех или иных процессов и явлений  служит моделирование. Моделирование  считается достаточно эффективным средством прогнозирования возможного явления новых или будущих технических средств и решений. Впервые для целей прогнозирования построение операционных моделей было предпринято в экономике.

Трудность применения метода моделирования  в прогнозировании научно-технического прогресса вызывается сложностью структуры  технического развития и поэтому  вынуждает пользоваться не единственной моделью, а системой методов и моделей, характеризующейся определенной иерархией и последовательностью.

Под системой моделей прогнозирования  научно-технического прогресса следует  понимать совокупность методик и  моделей, позволяющую дать согласованный и непротиворечивый прогноз научно-технического развития отрасли, основывающийся на изучении складывающихся в текущем и будущих периодах технико-экономических тенденций и закономерностей, на заданных целевых установках, на имеющихся ресурсах, выявленных потребностях народного хозяйства и их динамике.

Разработка системы моделей  прогнозирования проходит три этапа.

На первом этапе разработки локальных методик прогнозирования прорабатываются отдельные модели и подсистемы моделей прогнозирования. Разработанные модели должны быть взаимно увязаны и составлять единую систему для целей прогнозирования, обеспечивающую взаимодействие отдельных моделей в соответствии с определенными требованиями. Такие требования будут зафиксированы в программе исследований по проблеме в целом.

На втором этапе разработки локальных методик прогнозирования научно-технического прогресса создается система взаимодействующих моделей прогнозирования, уточняются и согласовываются подсистемы моделей, проверяется их взаимодействие, определяется последовательность использования отдельных моделей, а также приемов оценки и методов проверки получаемых комплексных прогнозов. На этом этапе также должны быть составлены соответствующие программы для решения задач на электронных вычислительных машинах.

Третий этап создания системы моделей прогнозирования в основном связан с уточнением и развитием отдельных локальных систем и методик в ходе практического их использования для целей комплексного прогнозирования научно-технического прогресса.

При составлении детальных программ исследований для первого и второго  этапов необходимо учитывать, что задачи методики и круг проблем и показателей, разрабатываемых при прогнозировании, существенным образом зависят от сроков прогнозов.

 

 

 

7. Метод индивидуальных экспертных оценок: метод «интервью», аналитический метод, метод написания сценария. (по лекции)

Метод индивидуальных эксп., оценок предп-ет, что каждый эксперт дает свою личную оценку вероятностей событий. Они используются, как правило при решении узких практических проблем. Оценку дают эксперты не зависимо друг от друга. Он включает:  Метод «Интервью» осуществляет контакт эксперта со специалистом, по схеме вопрос-ответ. Прогнозист с заранее составленной программой ставит перед экспертом вопрос относительно перспектив прогнозирования объекта. В составе прогноза участвуют корреспондент(кто задает вопрос) и респондент(кто отвечает). Аналитический метод представляет самостоятельною работу эксперта над анализом, оценкой состояния и пути развития прогнозирования объекта. Индивидуально проводит все необходимые исследования по анализу и прогнозированию объекта, может иметь доступ к необходимой инфе, справочной литературе. Все полученные материалы эксперт отправляет организатору разработки прогнозов. Метод построения сценариев  осуществляют на описании возможной последовательности событий, которые связывают настоящее и будущее . Значение метода- определение ген., цели развития объекта прогнозирования. Ценность сценария выше тем, чем больше степень согласованности мнений экспертов в действенности событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Метод коллективных экспертных оценок: метод «комиссий», «метод Дельфи», метод «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод морфологического анализа и др.

Метод коллективной генерации идей («мозговой атаки») представляет собой способ получения прогнозных оценок в ходе совместного обсуждения как результата коллективного творчества людей. шесть главных правил проведения «мозговой атаки». 
1. Запрещается всякая критика предлагаемых идей на начальных этапах.  
2. Время одного выступления ограничено (1-2 минуты). 
3. Допустимы многократные выступления одного и того же участника.  
4. Приоритет выступления имеет эксперт, развивающий мысль предыдущего высказывающего. 
5. Обязательная фиксация всех высказанных идей.  
6. Оценка идей, выдвинутых на предыдущих этапах. 
Метода «мозговой атаки» реализуется в шесть этапов:  
1 этап - формирование группы участников. Число участников может быть различным в зависимости от сложности объекта прогнозирования. Опыт показывает, что наиболее продуктивны группы в 10-15 человек.  
2 этап - составление проблемной записки. Проблемная записка составляется рабочей группой (организаторами опроса) и содержит два описания: описание самого метода «мозговой атаки», его правил, приемов;  и описание проблемной ситуации, которое содержит раскрытие причин возникновения проблемы 
3 этап – генерация идей или непосредственно опрос экспертов. Этот этап начинается с того, что ведущий раскрывает содержание проблемной записки, концентрирует внимание экспертов на решаемых вопросах, на правилах проведения метода. Активная роль ведущего предполагается только в начале 3 этапа. После подъема активности участников процесс выдвижения идей идет спонтанно. Третий тур по времени должен занимать от 20 минут до 1 часа в зависимости от активности экспертов. Целесообразно записывать все высказывания. 
4 этап - систематизация идей, высказанных на третьем этапе. Последовательность: а) составляется номенклатурный перечень всех высказанных идей; б) определяются дублирующие и дополняющие идеи, которые объединяются и формулируются в виде одной комплексной идеи; в) составляется перечень идей по группам. В каждой группе идеи располагаются от более общих к частным. Это делается рабочей группой (организатором опроса). 
5 этап - деструирование (разрушение, критика) систематизированных идей. На этом этапе состав экспертов меняется, рекомендуется оставить небольшое число лиц (5-8 человек), наиболее высококвалифицированных в рассматриваемой области. Экспертам сообщаются результаты четвертого этапа и предлагается высказаться с критическими замечаниями по вопросу практической реализации высказанных идей. Наиболее ценными на данном этапе являются контридеи, высказанные вслед за проведенной критикой. Рекомендации по продолжительности пятого тура - не более 1,5 часов. Данный этап продолжается, пока каждая из систематизированных групп идей не подвергнется критике. 
6 этап – оценка критических замечаний и составление списка практически приемлемых идей. Рабочая группа отбирает те идеи, которые не подверглись критике на пятом этапе, или наиболее интересные контридеи, которые и закладываются в основу разработки прогноза. 
Достоинствами этого метода являются возможность получения результата за короткий промежуток времени и возможность вовлечения в творческий процесс одновременно большого количества экспертов

Метод Дельфи - один из наиболее распространенных интуитивных методов прогнозирования. Он был разработан в 1963 г. американской корпорацией «Рэнд» и использован впервые для построения прогноза числа изобретений в различных отраслях науки к 2010 г. В России он начал применятся с 70-х годов. Метод Дельфи позволяет обобщить мнения экспертов и сформулировать единое групповое мнение. Оценка будущего развития получается в форме ответов на вопросы, задаваемые участникам по несколько раз. Этот метод имеет три особенности: а) анонимность экспертов, т.е. участники не знакомы, а если знакомы, то не знают, что они участники; б) многотуровая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; в) использование результатов предыдущего тура. Этапы (туры) метода Дельфи. 
1) определяется коллектив экспертов, им рассылается первый вариант вопросов в специально составленных анкетах;

2) после сбора и получения  анкет выделяются те варианты, за которые высказалось большинство.  Организаторы оценивают в балльной  системе варианты по определенной  схеме; 
3) все участники получают результаты второго тура, и их просят подумать над вопросом и, если сочтут нужным, поменять свое мнение ( выдается анкета другого вида); 
4) организаторы собирают анкеты и обрабатывают их. Экспертам вновь выдаются анкеты с тем же вопросом по форме 3-го тура. Задача организаторов - добиться сужения диапазона высказываний экспертов, чтобы четко выделить одно, за которое проголосует большинство. Количество туров может быть 5-6, если оценки экспертов не меняются, то опрос прекращается. 
Данный метод имеет следующие недостатки: невозможно учесть влияние, оказываемое организаторами на экспертов при составлении анкет; велики затраты времени и средств. Метод экспертных комиссий основан на открытой дискуссии по обсуждаемой проблеме для выработки единого мнения экспертов. Дискуссия происходит за круглым столом, рекомендуемое число участников 15-20 человек. Для получения оценки данным методом создается рабочая группа, которая осуществляет назначение экспертов, проведение опроса, обработку материалов, анализ результатов коллективной экспертной оценки. Достоинство метода экспертных комиссий заключается в возможности роста информированности экспертов, так как при обсуждении они обмениваются точками зрения, что благоприятно влияет на точность прогноза. К недостаткам можно отнести следующие факторы: 1) группа экспертов в своих суждениях руководствуется логикой компромисса; 2) отсутствие анонимности и т.д

 

 

 

9. Формализованные методы прогнозирования.

Формализованные методы прогнозирования  базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение  достоверности и точности прогнозов, значительно сокращает сроки их выполнения, позволяет облегчить деятельность по обработке информации и оценке результатов. Формализованные методы позволяют получать количественные показатели. При разработке таких прогнозов предполагают, что в будущем система будет развиваться по тем же закономерностям, которые были у неё в прошлом и есть в настоящем. Недостатком формализованных методов является ограниченная глубина упреждения, находящаяся в пределах эволюционного цикла развития системы, за пределами которого на надёжность прогнозов падает

В состав формализованных  методов прогнозирования входят: методы экстраполяции и методы математического  моделирования.

В широком смысле слова экстраполяция – это метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другую его часть. В узком смысле – это нахождение на ряду данных функций других ее значений, находящиеся вне этого ряда. Экстраполяция заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем тенденций экономического развития и перенесении их на будущее. В прогнозировании экстраполяция применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функций за пределами области ее определения с использованием информации о поведении данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения. Для повышения точности экстраполяции используют различные приемы. Например, экстраполируемая часть общей кривой развития (тренд) корректируется с учетом реального опыта функционирования отрасли – аналога исследований или объекта, опережающих в своем развитии прогнозируемый объект.Тренд – это изменение, определяющее общее направление развития, основную тенденцию временных рядов. Следует различать формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта. При прогнозной – фактическое увязывается с гипотезами о динамике исследуемого объекта. Основу экстраполяционных методов прогнозирования составляет изучение временных рядов, представляющих собой упорядоченные во времени наборы измерений тех или иных характеристик исследуемого объекта прогнозирования.

Содержание методов моделирования  состоит в конструировании модели на основе предварительного изучения объекта и выделения его существенных характеристик, в экспериментальном и теоретическом анализе модели, сопоставлении результатов с данными объекта, корректировке модели. Наиболее распространёнными методами математического моделирования являются корреляционно-регрессионный метод. Сущность корреляционно-регрессионного метода заключается в определении зависимости показателя от различных факторов. Для прогнозирования экономических и социальных процессов с применением корреляционно-регрессионного метода необходимо установить наличие корреляционной связи между прогнозируемым показателем и влияющими на него факторами, определить форму связи, вывести формулу (уравнение) и осуществить прогноз показателя на её основе. Форма связи характеризует изменение значений одного признака от изменений другого.

Информация о работе Шпаргалка по "Планированию и прогнозированию"