Шпаргалка по "Планированию и прогнозированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:07, шпаргалка

Краткое описание

1.Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов: ее предмет, методы и задачи.
2. Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов в условиях форм землевладения, землепользования и хозяйствования на земле.
3.Основные задачи и принципы прогнозирования использования земельных ресурсов. Классификация прогнозов.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_po_prognozu.docx

— 177.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51. Оценка эффективности  планируемых мероприятий по рациональному  использованию и охране ресурсов.

Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды  и рациональному использованию  и охране ресурсов должны осуществляться с учетом государственных прогнозов  социально-экономического развития, федеральных  программ в области экологического развития Российской Федерации и  целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации на основании научных  исследований, направленных на решение  задач в области охраны окружающей среды.  Объем планируемых мероприятий, а также надлежащая их реализация, позволяющая достигнуть планируемого результата, не в последнюю очередь зависят от наличия финансовых средств, которые могут быть целевым назначением использованы в природоохранных целях. Рациональное использование земли способствует ее постоянному улучшению. Со своей стороны, качество сельскохозяйственных угодий и эффективность их использования в значительной степени определяют рост производства продукции. Мероприятия по охране и рациональному использованию земель должны обеспечивать их сохранение, повышение продуктивности и плодородия сельскохозяйственных угодий, предупреждение эрозии земель, их иссушения, заболачивания, засоления, загрязнения и других нежелательных процессов. По состоянию на 1 января 2011 года анализ данных государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей среды показывает, что практически во всех субъектах Российской Федерации продолжается тенденция по ухудшению состояния земель. Оценка программ и политик по защите окружающей среды — тщательное ретроспективное определение достоинства, ценности и стоимости администрирования, результатов и последствий государственного вмешательства, направленное на изменение будущей обстановки. Оценка природоохранных мероприятий может быть произведена как в качестве предварительного (прогнозного) оценивания, так и сразу после государственного вмешательства (RIPI — оценка) и как итоговое (суммирующее) оценивание. Ключевым аспектом при оценке программ и политик по защите окружающей среды является необходимость выявления и оценивания не только прямых эффектов, но и косвенных. При этом полезность инструментов политики (программы) может быть оценена в соответствии с одной из следующих групп критериев: Основные критерии:

- релевантность; - воздействие; - эффективность; - устойчивость и  продолжительность;

- гибкость; - предсказуемость.  Эффективность от реализации  программных мероприятий рассматривается  в социальном, экологическом и  экономическом аспектах. Социальная  значимость Программы определяется  улучшением условий жизни и  производственной деятельности  человека, повышением отдачи его  труда. Реализация комплекса мер,  предусмотренных Программой, обеспечит  создание дополнительных рабочих  мест, восстановление и развитие  деятельности предприятий ряда  отраслей промышленности, позволит  сельскому населению быстрее  адаптироваться к новым экономическим  условиям. Экологическая значимость - предотвращение дальнейшего снижения  плодородия почв как основы  жизнеобеспечения, ослабление отрицательного  влияния других природных факторов  на сельское хозяйство. При  экономической оценке оценивается  возможность быстрой окупаемости  затрат на планируемые мероприятия.

    1. Особенности прогнозирования потребности в землях несельскохозяйственных нужд: развитие и размещение населенных пунктов, объектов промышленности и транспорта, формирование сети природных охраняемых территорий (заповедников, национальных парков, заказников и т.д.).

С увеличением численности  населения и систематическим  отчуждением земель для несельскохозяйственных нужд размер пахотных площадей на одного жителя за последние 20 лет уменьшился. 

Модель размещения населенных пунктов

Модель размещения населенных пунктов - модель пространственной группировки  населенных пунктов. Различают:

- линейное размещение, при  котором населенные пункты располагаются  вдоль транспортных магистралей; 

- агломерационное размещение, при котором населенные пункты  группируются вокруг крупного  города;

- равномерное размещение, при котором населенные пункты  выполняют функции центров обеспечения  товарами и услугами равномерно  размещенного сельского населения.

Основная проблема развития сельских поселений—деградация среды обитания. Она характеризуется прежде всего резким ухудшением демографической ситуации, упадком отраслей социальной сферы, ухудшением экологической обстановки, низким уровнем и качеством инженерно-технического обеспечения жилищ, что вместе с экономической депрессией приводит в целом к нарастающей дегуманизации жизненной среды.

Развитие промышленности должно быть направлено на решение следующих основных задач:  • удовлетворение потребностей народного хозяйства в промышленной продукции, и прежде всего за счет собственного производства и собственных ресурсов;

• увеличение выпуска наукоемкой и конкурентоспособной продукции, с тем чтобы можно было приобретать  сырьевые и энергетические ресурсы  из других стран.

Основные направления  развития промышленности определяются в программах, прогнозах и других документах, разрабатываемых централизованно, которые согласовываются с региональными структурами управления. Роль местных органов в регулировании деятельности предприятий и организаций, являющихся собственностью регионов или непосредственно связанных с удовлетворением потребностей населения, проживающего на данной территории (бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, медицинские учреждения, система образования и др.), более существенна, в том числе в определении стратегии развития, условий функционирования. В комплексном прогнозе развития промышленности учитываются:

• научно обоснованные оценки возможных и допустимых социально-экономических  и экологических нагрузок на каждый регион;

• реальные материально-технические  и финансово-экономические возможности  отдельных регионов;

• влияние научно-технических  и технологических достижений на долговременные тенденции развития отдельных отраслей и производств.

По каждой отрасли промышленности определяются: степень удовлетворения потребностей в ее продукции как по объему, так и по ассортиментному составу; источники покрытия этих потребностей—собственное производство, ввоз (поставки) из других областей, импорт; объемы вывоза за пределы областей, включая экспорт; возможности внедрения достижений научно-технического прогресса в целях улучшения потребительских и эксплуатационных свойств продукции, покрытия собственных потребностей, а также обеспечения взаимовыгодного товарообмена с другими регионами.

Важное место в комплексном  прогнозе занимает обоснование перечня  объектов строительства новых, расширения и реконструкции действующих  промышленных предприятий. Предложения по развитию и реконструкции существующих предприятий и строительству новых объектов разрабатываются с учетом социально-экономических и экологических возможностей регионов, что обеспечивает разрешение территориально-отраслевых противоречий и пропорциональное развитие региональной экономики.

От работы транспорта зависит  уровень культурно-бытового обслуживания населения, затраты времени на передвижение и, в конечном счете, настроение и  производительность труда людей. существуют определенные закономерности формирования пассажиропотоков, которые необходимо учитывать при прогнозировании пассажирских перевозок. В частности, характерна неравномерность пассажиропотоков по месяцам года, дням недели, по часам суток, а также по направлениям. При определении перспективных пассажиропотоков могут применяться следующие методы:

• метод, основанный на учете  взаимосвязи между размером доходов  и степенью мобильности населения;

• гравитационный метод, или  метод тяготения пассажиропотоков к определенному виду транспорта;

• анкетный метод, состоящий  в прямом определении размеров пассажиропотоков;

• метод анализа статистических данных о проданных билетах, о  пассажиропотоках, разделяющихся по видам сообщений, дальности перевозок;

• метод обследования или  изучения объемов и структуры  пассажиропотоков непосредственно  на транспорте, на станциях, вокзалах.

Транспортная подвижность  населения определяется числом поездок (либо количеством пассажирокилометров) на одного жителя в год и зависит, прежде всего, от доходов населения, его благосостояния и культурного уровня. Учитываются также размеры обслуживаемой территории и ее планировочная структура, зоны проживания, работы, отдыха, культурные центры, размещение предприятий торговли и сферы обслуживания.

Задача охраны природы  в рамках ООПТ отвечает принципам  сохранения природно-ресурсного потенциала для нынешнего и будущих поколений. Природоохранная функция заключается в сохранении биоразнообразия или генетического разнообразия, от которого зависит функционирование многих экологических процессов и жизнеобеспечивающих систем и т.д. Сохранению всего биологического разнообразия страны в полной мере будет способствовать пространственно-интеграционная система особо охраняемых природных территорий и объектов. Она должна включать экологические регионы (ООПТ, охранные зоны ООПТ, прилегающие к ним территории) и связующие звенья между ООПТ (искусственно созданные природные и антропогенные объекты - лесопарки, каналы, ландшафтно-экологические ниши, сезонные и суточные миграционные пути). Формирование оптимизированной сети ООПТ будет успешно в том случае, если Схема размещения особо охраняемых природных территорий и объектов будет увязана с прогнозами социально-экономического развития общества. Оптимизированная сеть ООПТ должна органически вписываться в территориально-экологическую структуру страны. Для сохранения природной среды региона в «рабочем» состоянии, способном поддерживать, с одной стороны, климатические параметры, а с другой – обеспечить производство продуктов питания и отдых населения, необходимо, чтобы около 30% площади оставалось в состоянии, близком к естественному. Среди оставшихся 70% половина должна быть отведена на производство продуктов питания. Заповедными из 30% «диких» территорий должны быть 3 – 5%, но именно они в основном сохраняют редкие виды животных и растений. Существующая сеть особо охраняемых природных территорий России не имеет достаточно обоснованной с эколого-социальной точки зрения пространственно-планировочной структуры, которая позволила бы объединить отдельные территориальные единицы в единое целое, создать условия сохранения и миграции живых организмов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53 Обоснование  перспектив охраны и улучшения  земель в генеральной схеме

Генеральная схема разрабатывается  на перспективу до двадцати лет по системе показателей, характеризующих: состав и соотношение категорий  земель и угодий; использование основных угодий по группам землепользований различных укладов, видам и формам собственности;

намечаемое изменение  в составе категорий, угодий и  землепользование освоение новых земель и улучшение угодий;

ирригационно-мелиорационные мероприятия и использование  мелиорированных земель; восстановление нарушенных земель;

защита почв от эрозии и  селей и другие мероприятия по охране земельных ресурсов.

Разработка Генсхемы осуществляется в три этапа: составление научно-технической концепции; разработка основных направлений (положений схемы); составление развернутой схемы.

В концепции научно обосновывается замысел решения, излагаются задачи и основные пути реализации проблем  использования и охраны земель. Разработка основных направлений и составление  развернутой схемы — это последовательное решение (в общих чертах и более  детально) круга поставленных задач. Они проводятся одновременно в центре и регионах.

Завершающим этапом является разработка материалов и документов для передачи органам управления и землеустройства в целях  дальнейшего использования и  реализации. Обоснование использования  земельного фонда на перспективу. Исходя из анализа современного состояния и использования земель определяются тенденции перераспределения по категориям, видам и формам собственности, отраслям и сферам деятельности. Выделяются специальные земельные фонды. Разрабатывается земельный баланс на год освоения проекта (ГОП).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54. Основные виды  экономических прогнозов развития  АПК,их содержание

В зависимости от объекта прогнозирования  прогнозы можно подразделять на научно-технические, экономические, социальные, военно-политические и т.д. Экономические прогнозы в свою очередь могут подразделяться в зависимости от масштабности объекта на: а) глобальные - рассматривают наиболее общие тенденции и закономерности в мировом масштабе; б) макроэкономические - анализируют наиболее общие тенденции явлений и процессов в масштабе экономики страны в целом; в)структурные ( межотраслевые и межрегиональные)-предсказывают развитие народного хозяйства в разрезе отраслей материального производства и промышленности; г) региональные - предсказывают развитие отдельных регионов; д)прогнозы развития народнохозяйственных комплексов определяют закономерности развития совокупностей отраслей, объединённых единой целью функционирования и т.д. е)отраслевые - прогнозируют развитие отраслей; з) микроэкономические – предсказывают развитие отдельных предприятий и т.д [.

По времени упреждения выделяются следующие экономические прогнозы :оперативные (до одного месяца); краткосрочные (от нескольких месяцев до 1 года ); среднесрочные(от 1 до 5 лет); долгосрочные(от5 до 20 лет и более). Оперативный прогноз основан на предположении о том, что в прогнозируемом периоде не произойдёт существенных изменений в исследуемом объекте как количественно, так и качественно. В них преобладают детально-количественные оценки ожидаемых событий. Краткосрочный прогноз предполагает только количественные изменения. Оценка событий соответственно даётся количественная. Среднесрочный и долгосрочный прогнозы исходят как из количественных, так и из качественных изменений в исследуемом объекте. В среднесрочном прогнозе оценка событий даётся количественно-качественная, в долгосрочном - качественно-количественная .

Информация о работе Шпаргалка по "Планированию и прогнозированию"