Государственая система лицензирования пользования недрами как форма построения отношений между государством и пользователями недр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2014 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Согласно ст.9 п.1 Конституции РФ: Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Среди природных ресурсов особое место занимают ресурсы недр, поскольку обладают большим объемом весьма ценных свойств.

Содержание

Введение
1. Понятие и виды предоставление недр в пользование
2. Сроки и платность пользования недрами
3. Лицензия на пользование недрами и её содержание
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

!!!КУРСОВАЯ ПО ПРИРОДОРЕСУРСНОМУ!!!.docx

— 55.19 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина

(МГЮА)»

Университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

Оренбургский институт

 


 

Кафедра предпринимательского и природоресурсного права

 

Болдина Дарья Андреевна

 

ГОСУДАРСТВЕНАЯ СИСТЕМА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ КАК ФОРМА ПОСТРОЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ НЕДР

 

Курсовая работа

по природоресурсному праву

студентки 45 группы дневного отделения

 

Научный руководитель

к. ю. н., доцент Архипкин С. В.

 

 

Дата сдачи ____________________________

Дата рецензирования ___________________

Дата защиты___________________________

Оценка_______________________________

 

Оренбург – 2014

Содержание

Введение

1. Понятие и виды предоставление недр в пользование

2. Сроки и платность пользования недрами

3. Лицензия на пользование недрами и её содержание

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Согласно ст.9 п.1 Конституции РФ: Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Среди природных ресурсов особое место занимают ресурсы недр, поскольку обладают большим объемом весьма ценных свойств.

Полезные ископаемые принято классифицировать на общераспространенные и необщераспространенные полезные ископаемые, в отдельную категорию выделяется торф. Общераспространенными называются полезные ископаемые, включенные в специальный перечень. По сравнению с необщераспространенными они считаются малоценными. Их месторождения часто встречаются на всей территории России, в силу чего добыча ведется из месторождений, выходящих на земную поверхность или расположенных на небольшой глубине. Она, как правило, не требует сложных технических приемов и поэтому в небольших размерах по силам даже отдельным гражданам. Добытые полезные ископаемые в большинстве своем используются в сыром виде для строительных целей.

Невозможно представить научно-технический прогресс, и даже сохранение завоеваний современной цивилизации без применения добытого из недр минерального сырья. Его использует практически любая отрасль народного хозяйства. Для России эксплуатация богатств недр имеет огромное значение. Наша страна является одним их крупнейших производителей минерального сырья, занимая ведущее место по его экспорту. В экономическом и социальном устройстве нашего общества горнодобывающая отрасль занимает исключительно важное место. Будучи крупнейшим в мире экспортером минерального сырья, Россия обеспечивает благоприятный для себя торговый баланс. Горнодобывающая промышленность создает основу национальной безопасности страны.

Политические события последних двадцати лет в стране, недостаточно продуманный переход к новым экономико-производственным отношениям негативно сказались на такой специфической сфере, как недропользование. Сегодня минерально-сырьевой комплекс страны переживает не самые лучшие времена. И это не смотря на его огромный потенциал и более высокую выживаемость по сравнению с другими отраслями экономики в условиях ее реформирования. В конце девяностых годов прошлого столетия упали объемы производства и добычи полезных ископаемых, недопустимо снизились масштабы геологоразведочных работ, остро встали проблемы инвестиций, совершенствования налогообложения. Также фактором не вполне благополучного состояния минерально-сырьевого комплекса является истощение сырьевых баз действующих предприятий. При существующих низких темпах ввода в эксплуатацию новых месторождений и значительном сокращении объемов геологоразведочных работ негативные факторы в ближайшей перспективе могут привести к существенному сбою в работе минерально-сырьевого комплекса, и как результат, к замедлению экономического развития и ослаблению энергетической безопасности страны.

В современных экономических условиях проблема эффективного природопользования, опережающего воспроизводства минерально-сырьевой базы и воссоздания стратегических запасов полезных ископаемых (к числу которых отнесены топливно-энергетические ресурсы, благородные металлы, руды цветных и редких металлов и неметаллов) должна являться одной из приоритетнейших в государственной политике России.

В связи с этим проблема эффективности использования богатств недр сегодня и в перспективе остаётся актуальной. Огромную роль в решении этой проблемы играет законодательство о недрах (горное законодательство).

Исходя из выше изложенного, целью моей работы является рассмотрение некоторых проблем правового регулирования отношений недропользования.

Теоретической и методологической основой работы являются научные исследования в области общей теории государства и права, горного, земельного, экологического, административного, гражданского права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и виды предоставление недр в пользование

Регулирование отношений недропользовании в России в основном осуществляется на основе Конституции Российской Федерации1, закрепляющей основные принципы использования природных ресурсов, Закона Российской Федерации «О недрах»2.

В частности в статье 9 Конституции Российской Федерации использование и охрана природных ресурсов провозглашаются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, закрепляется возможность частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, то есть разнообразие, защита и равноправие форм собственности на природные ресурсы и объекты. При этом формулировка «могут находиться» дает основания для дискуссий между сторонниками развития форм собственности либо их сдерживания: первые полагают, что на все природные ресурсы разрешены любые формы собственности; вторые считают, что если в Конституции записано «могут быть», то это значит, что природные ресурсы могут и не быть (по усмотрению законодателя) во всех формах собственности3.

При рассмотрении вопроса о предоставлении права пользования недрами необходимо остановиться на вопросе разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, которые определяются Конституцией Российской Федерации.  К ведению Российской Федерации, согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации, относятся:  а) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе касающихся экологии, использования недр;  б) федеральная государственная собственность, прежде всего на природные ресурсы, управление государственной собственностью;  в) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации;  г) определение статуса и защита территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;  д) метеорологическая служба, стандарты, в том числе в области охраны окружающей среды, охраны и использования недр.  В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации находятся:  а) защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, в том числе в сфере экологии и природопользования;  б) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;  в) разграничение государственной собственности, прежде всего на недра и другие природные ресурсы;  г) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории и объекты (в том числе редкие и находящиеся под угрозой исчезновения);  д) законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в соответствии со ст. 73 Конституции Российской Федерации, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.  Закон Российской Федерации «О недрах» конкретизирует данные положения, закрепляя за органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления конкретные вопросы в сфере недропользования (ст. 3, 4, 5 Закона Российской Федерации «О недрах»).  Как уже отмечалось, недропользование наряду с землепользованием и другими видами ресурсопользования является одной из важнейших областей человеческой деятельности. Это обусловлено статусом природных ресурсов, определенным в Конституции Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации). Деятельность любого добывающего предприятия неразрывно связана с использованием полезных свойств недр, что делает весьма важным вопрос об их рациональном использовании и охране.  Российское законодательство не раскрывает термина «недропользование», так Закон Российской Федерации «О недрах» не проводит различий между понятиями «недропользование» и «использование недр». И.Б.Калинин определяет недропользование как «использование полезных свойств недр Земли и покрывающих её вод для изучения, разведки и добычи содержащихся в них ресурсов (полезных ископаемых и иных неживых ресурсов), а также в целях, не связанных с их извлечением»4.

Чтобы окончательно разобраться, что входит в данное понятие, а также для разграничения предмета правового регулирования законодательства о недрах от иных отраслей законодательства о природных ресурсах необходимо, прежде всего, определиться с самим термином «недра».  Понятие «недра» достаточно давно используется в российском законодательстве, но единства мнений по поводу того, что входит в его содержание, до сих пор не достигнуто. Ранее чаще всего он использовался как синоним понятия «полезные ископаемые». Однако в таком случае из определения и соответственно правового регулирования выпадают неразведанные запасы, выработанные пустоты и т.д. М.Е.Певзнер5 также отрицает данное сравнение, соотнося понятия «полезные ископаемые» и «недра» как часть и целое.  Определение недр дается в преамбуле Закона Российской Федерации «О недрах»: «Недра – это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии, – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения»6. Говоря о недрах7 понимают только часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя

понимают только часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водного объекта, простирающейся до глубин, доступных для ее геологического изучения и освоения (первый десяток километров). Однако надо отметить, что существует и другие точки зрения, согласно которой определение недр не должно ограничиваться таким способом, как это сделано в действующем законе. В частности, А.И. Перчик указывает, что недра - это не вся земная кора, а только та ее часть, которая доступна для разведки и освоения современными техническими средствами. Таким образом, указывает он, с юридической точки зрения понятие "недра" является динамическим. Оценка величины недр как части земной коры во времени будет постоянно увеличиваться по мере совершенствования действующих и создания новых технических средств и технологий8.

В Законе Российской Федерации «О недрах» (в редакции на 27.12.2009 г) определено, что недра как часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до центра Земли.  Для эффективных поисков, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых необходимы исследования земных недр, познание их геологического строения и происходящих процессов, установления закономерностей формирования и размещения месторождений9.

Весь этот комплекс работ, от исследований недр до добычи полезных ископаемых относится к сфере недропользования.  Так, в соответствии с действующим законодательством к пользованию недрами относятся различные виды геолого-геофизических и других исследований, направленных на общее геологическое изучение недр. Но всё-таки одним из важнейших и масштабных по объему видов пользования недрами является деятельность, связанная с поисками и разведкой месторождений полезных ископаемых и добычей полезных ископаемых, так как добыча ископаемых – это результат и причина всех предшествующих работ. 

Предоставление права недропользования оформляется лицензией, то есть документом, который удостоверяет право владельца на пользование участками недр. В лицензии должны быть указаны границы участка, цель, условия и срок пользования (ст.12 Закона Российской Федерации № 2395-1 "О недрах" подробно регламентирует ее содержание). Тем самым регистрация направлена на упорядочение и гармонизацию отношений между пользователями недр и землей на поверхности10.

В ряде случаев право недропользования приобретается путем проведения конкурса или аукциона.  В теории в России выделяют два вида недропользования: Общее; Специальное. Общее недропользование регулируется статьей 19 Закона Российской Федерации № 2395-1 "О недрах". Под общим недропользованием понимается право владельцев земельных участков в границах своего участка осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, строительство подземных сооружений для своих нужд до пяти метров, а так же устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, который не является источником централизованного водоснабжения, соблюдая законодательство и интересы соседних землепользователей. Для осуществления права общего недропользования не требуется специального разрешения (лицензии).  Специальное недропользование включает в себя следующие виды: - регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;  - геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, a также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;  В последние несколько лет интерес к данному виду значительно возрос. Если раньше цель изучения носила более научный характер, то сейчас появляются компании, которые занимаются изучением месторождений в целях коммерческой продажи полученной информации. Таким образом, изучение стало видом коммерческой деятельности. Необходимо различать разведку и исследование /изучение. Последнее предполагает значительно больший охват территории и минимум нарушения целостности недр (то есть при отсутствии глубинных земляных работ, используются методы математического расчета, съемки высокочувствительных приборов). Отличительными моментами данного вида недропользования является то, что данное право не является исключительным (то есть право на изучение одного участка может быть предоставлено нескольким субъектам) и не дает приоритетного права на получение лицензии по добыче полезных ископаемых.  - разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;  Данный вид направлен на целенаправленную разработку месторождений полезных ископаемых и осуществление их добычи и требует лицензии. Предоставление участка недр определенному субъекту зависит от двух факторов: от возможностей, технической оснащенности субъекта (определяется на основе конкурса или аукциона); от вида полезных ископаемых. 

Информация о работе Государственая система лицензирования пользования недрами как форма построения отношений между государством и пользователями недр