Государственая система лицензирования пользования недрами как форма построения отношений между государством и пользователями недр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2014 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Согласно ст.9 п.1 Конституции РФ: Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Среди природных ресурсов особое место занимают ресурсы недр, поскольку обладают большим объемом весьма ценных свойств.

Содержание

Введение
1. Понятие и виды предоставление недр в пользование
2. Сроки и платность пользования недрами
3. Лицензия на пользование недрами и её содержание
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

!!!КУРСОВАЯ ПО ПРИРОДОРЕСУРСНОМУ!!!.docx

— 55.19 Кб (Скачать файл)
  1. сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовка технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

  1. условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

  1. согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

  1. соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

  1. условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ;

  1.  порядок и сроки подготовки проектов ликвидаций или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Права и обязанности пользователей недр возникают с момента регистрации лицензии.

Лицензия считается зарегистрированной с момента внесения записи о государственной регистрации в государственный реестр лицензий на пользование недрами.

Срок действия лицензии исчисляется со дня её регистрации в ФГУП Росгеолфонд, подведомственным Роснедрам.

Условия пользования недрами, закрепленные лицензией, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков, либо в течение всего срока ее действия.

Государственный регистрационный номер состоит из серии, номера, аббревиатуры вида полезного ископаемого и аббревиатуры работ.

Серия регистрационного номера - аббревиатуру наименования субъекта РФ, на территории которого находится переданный в пользование участок недр.

Для участков недр, расположенных в пределах внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ, серия регистрационного номера состоит из буквы "Ш" и двух букв, соответствующих названию моря.

Если переданный в пользование участок недр расположен на территории двух или белее субъектов РФ, серия регистрационного номера представляется по аббревиатуре наименования субъекта РФ, на территории которого располагается большая часть переданного в пользование участка недр.

Номер лицензии представляет собой 5-значное число, обозначающее порядковый номер лицензии в едином государственном реестре.

Вид лицензии определяется двумя буквами:

  1. первая буква обозначает вид полезного ископаемого:

Н - нефть, газ, конденсат;

Б - благородные металлы (золото, серебро, платиноиды);

К - драгоценные камни и кристаллы (алмазы, пьезооптическое сырье, ювелирные кристаллы);

Т - твердые полезные ископаемые (включая уголь и радиоактивное сырье);

М - подземные минеральные воды, лечебные грязи;

В - другие подземные воды.

Кроме вида полезного ископаемого 1-ая буква может обозначать также:

З - захоронение вредных веществ и отходов;

О - использование отходов;

П - прочие лицензии (создание геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое значение; строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ, сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов и другие цели использования).

В случае, если в лицензии указаны два или более вида ПИ, первая буква в регистрационном номере проставляется по преобладающему виду.

  1. Вторая буква обозначает вид работ:

П - геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений ПИ, а также геологическое изучение и оценку пригодности участка недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ;

Р - совмещенное пользование - для геологического изучения, разведки и добычи ПИ;

Э - разведка и добыча ПИ, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

Д - другие виды работ, не связанных с добычей ПИ:

  • строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ;

  • образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

  • сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время дискуссии по вопросам, связанным с дальнейшими путями совершенствования и развития российского законодательства о недрах являются весьма активными и острыми, что вполне объяснимо и связано с тем, что минерально-сырьевые ресурсы в значительной мере влияют на экономическую и социальную стабильность в стране.

Дальнейшее развитие минерально-сырьевой базы государства, особенно по таким имеющим устойчивый спрос полезным ископаемым, как нефть, газ, благородные и цветные металлы, имеет хорошие перспективы за счет изучения континентального шельфа Российской Федерации, районов Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Однако, проведение геологоразведочных работ, вовлечение в освоение новых месторождений полезных ископаемых требует стабильности и предсказуемости развития законодательства о недрах.

Можно констатировать, что в настоящее время сложилась развитая, но не лишенная противоречий и наличия не решенных проблем, правовая база, регулирующая отношения, связанные с правами собственности на недра и порядком пользования недрами. Современное законодательство о недрах включает в себя огромное количество нормативно-правовых актов различного уровня. Анализ вышеуказанных законодательных положений позволяет сделать вывод о серьезных пробелах в правовом регулировании отношений землеобладателей и недропользователей.

Несмотря на внешне всестороннее внимание законодателя к вопросам недропользования, без должного внимания остается сфера взаимодействия двух важнейших форм природопользования - земле- и недропользования. Ценность ресурсов недр земли уже давно не вызывает сомнения, однако все больше возрастает осознание гражданами и ценности самих земельных ресурсов. Земля выступает не только в качестве средства производства, пространственного базиса для размещения различных объектов и живых ресурсов, но и все больше приобретает статус объекта с высоким стоимостным потенциалом.

Именно поэтому в настоящее время требуется четкая законодательная детализация правового режима земель, необходимых для реализации права недропользования. Представляется, что недропользователь должен быть наделен правовыми гарантиями приобретения прав на соответствующие земельные участки. В законе должно быть закреплено, что землеобладатель не вправе воспрепятствовать реализации права недропользования. Необходимо сформулировать положение об обязательности заключения договора аренды земельного участка в целях применения его для пользования недрами. В то же время принципы построения правоотношений между этими двумя субъектами должны быть также определены в нормах права. С одной стороны необходимо установить пределы возможных претензий землеобладателя относительно расчета причиненных земельному участку убытков, с другой стороны - стимулировать механизмы недропользования с причинением наименьшего ущерба земельным ресурсам.

Сегодня институт государственной регистрации прав на природные объекты как недвижимое имущество, нуждается в развитии. Право на природные объекты становится правом только после государственной регистрации, а государственная регистрация прав - это государственная гарантия прав, поэтому целесообразно предусмотреть в действующем гражданском законодательстве и законодательстве о недрах РФ нормы о государственной регистрации прав на участки недр как объектов недвижимости, осуществляемые исключительно учреждениями юстиции. И только иная - техническая - регистрация может осуществляться в других специализированных органах государственной власти.

Для целей гражданско-правового регулирования необходимо различать недра и участки недр. Данный тезис тем более справедлив, если мы говорим о том, что горное законодательство должно быть направлено на регулирование двух типов отношений: частноправовых и публично-правовых. Действительно, недра, в отличии от участка недр, объектом гражданских прав быть не могут, поскольку они не отвечают признакам вещи. Участок недр обладает всеми признаками вещей и его можно отнести к непотребляемым вещам. Современному российскому законодательству не известны какие-либо вещные права на участок недр, за исключением права собственности. В будущем такого рода скудность правового регулирования было бы целесообразно устранить. В определенном виде мог бы быть заимствован институт сервитутов, который ведет свое начало из Германии и существовал в Дореволюционной России. Отсутствуют и теоретические препятствия для конструкции договора аренды участка недр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Боголюбов С.А. Конституционные основы охраны окружающей среды // Журнал российского права. 2003 - № 11
  2. Дубовик О.Л. Экологическое право. – М., 2006.
  3. Ерофеев Б.В. Экологическое право. - ИНФРА-М, 2006.
  4. Заславская Л.А. Немного о законе о недрах. // Государство и право. – 2007 - № 2.
  5. Калинин И. Б. Правовое регулирование ресурсопользования. Томск, 2001
  6. Павлов И.И. Правовой режим пользованиями участками недр для геологического изучения и добычи нефти и газа на основе принципа горной свободы // Экологическое право. 2008 - № 5
  7. Певзнер М.Е. Горное право: Учебник для вузов. 3-е изд. М., - 2006
  8. Певзнер М. Е. Современные правовые проблемы недропользования// Государство и право. 2001 - №4
  9. Перчик А.И. Горное право: Учебник. М., - 2002
  10. Теплов О.М. Основания предоставления прав пользования недрами. // Государство и право. – 2008. - № 12.

 

 

1 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993// Российская газета от 25.12.1993. № 237

2 Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 27.12.2009 г.) (с изм. и доп. от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г., 29 мая 2002 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004г., 15 апреля, 25 октября 2006 г., 26 июня, 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 14, 18, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 17 июля 2009 г.) // Российская газета от 08.09.92. №199

3 Боголюбов С.А. Конституционные основы охраны окружающей среды// Журнал российского права. 2003. № 11

4 Калинин И. Б. Правовое регулирование ресурсопользования. Томск, 2001. С. 16

5 Певзнер М.Е. Горное право: Учебник для вузов. 3-е изд. М., 2006. С. 11-14

6 Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 27.12.2009 г.) (с изм. и доп. от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г., 29 мая 2002 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004г., 15 апреля, 25 октября 2006 г., 26 июня, 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 14, 18, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 17 июля 2009 г ) // Российская газета от 08.09.92. №199

7 Ответы Руководителя Федерального агентства по недропользованию А.А. Ледовских на вопросы «Российской газеты». 16.03.05.// http:www.rosnedra.com

8 Перчик А.И. Горное право: Учебник. М., 2002. С. 17

9 М.Е. Певзнер. Современные правовые проблемы недропользования// Государство и право. 2001. №4

10 Боголюбов С.А., Горкина И.Д., Жариков Ю.Г., Кацман Ю.Е., Краюшкина Е.Г., Шейнин Л.Б., Комментарий Закона РФ «О недрах»// Законодательство и экономика. 1999. № 4-5

11 Павлов И.И. Правовой режим пользованиями участками недр для геологического изучения и добычи нефти и газа на основе принципа горной свободы// Экологическое право. 2008. № 5

Информация о работе Государственая система лицензирования пользования недрами как форма построения отношений между государством и пользователями недр