Художественная публицистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:11, доклад

Краткое описание

Виленский В. Э, Как написать фельетон. М.,1982. - Актуальность тематики обязательна для фельетона. Поэтому фельетонист обязан находиться в гуще событий, накапливать факты и наблюдения, точно оценивая их значение. Очень важно умение фельетониста отличить «проблемы» от «проблемок». Фельетонист должен найти самую важную сторону явления, нащупать наиболее уязвимое место «героя», направить острие своего пера на разоблачение зла, а не обрушиваться со всем пылом и задором на второстепенные, не имеющего общественного значения, мелочи.

Вложенные файлы: 1 файл

конспекты ПЗ№7.docx

— 21.90 Кб (Скачать файл)

ПЗ№7

Тепляшина, А.Н. Сатирические жанры современной публицистики / А.Н. Тепляшина. – СПб., 2000.

Развитие жанров, формирование новых  качеств связано со структурной перестройкой жанрового мышления автора. Жанрообусловливающие признаки служат причиной появления жанра, объясняют и раскрывают его необходимость. Жанроформирующие  факторы придают произведению определенную форму, обеспечивают самодостаточность. Жанрообразубщие факторы обеспечивают динамически живое в жанре.

Памфлет. Одной из предпосылок возникновения  жанра была античная саркастическая басня как некая форма выражения  социального протеста. Признаки П. –выявление логической связи между фактами, саркастическое обличение, содержащие в своей основе инвективу. Принципиальная полемичность. У П. своеобразные композиционно- стилистические коммуникативные блоки  – вводный, переходный, основной и  заключительный.

Факторы, влияющие на жанр П.

  1. Идеологическая парадигма нового времени, распространение мировоззрения просвещения.
  2. Возникновение парламентской системы современного типа.
  3. Возникновение СМИ современного типа.

Памфлет тяготеет к драматизации событий. В П. никогда нет положительного героя. Его роль берет на себя автор, выражая свое отношение к событиям, фактам действующим лицам. Цель П. –вызвать у читателя негодование, ненависть.

Памфлет проникает в структурные  формы статьи, комментария, обозрения, рецензии. У П. повышенная экспрессивность, обличительная направленность, злободневность, тенденциозность, средства комического – сарказм, ирония.

Виленский В. Э, Как написать фельетон. М.,1982.

Актуальность тематики обязательна  для фельетона. Поэтому фельетонист  обязан находиться в гуще событий, накапливать  факты и наблюдения, точно оценивая их значение. Очень важно умение фельетониста отличить «проблемы» от «проблемок». Фельетонист должен найти  самую важную сторону явления, нащупать наиболее уязвимое место «героя», направить  острие своего пера на разоблачение зла, а не обрушиваться со всем пылом  и задором на второстепенные, не имеющего общественного значения, мелочи.

Следующий этап работы фельетониста - изучение и проверка фактов, на основе которых предлагается написать фельетон. Проверка фактов - не только процесс  уточнение данных, но и процесс  дальнейшей разработки темы будущего фельетона. Ознакомление с документами, беседы с людьми помогают углубиться в факты, лучше понять движущие пружины  поступков, характер действующих лиц, их психологию. Необходима встреча  фельетониста с теми людьми, о которых  он собирается писать.

Долг фельетониста - верно передать содержание и характер фактов, поступков, и фельетонист вправе использовать различные художественные, стилистические приёмы обработки материала, раскрытия замысла, если только они не ведут к искажению факта, его сущности. Это позволяет заострить сатирический образ, показать его крупным планом, вскрыть его несоответствие или противоположность нашему идеалу, нормам нашей жизни, нашим убеждениям. В ряде случаев фельетонист создаёт условные диалоги, рисует сценки, которых на самом деле не было. Всё это ему необходимо для того, чтобы раскрыть смысл развенчиваемого явления. Но в этих случаях автор непременно указывает, что данная ситуация, данный диалог придуманы, что какое-то сатирическое описание - лишь воображаемое, хотя и отражает то, что могло бы логически быть при данных качествах героев, при данном содержании фактов. Однако излишнее сгущение красок, не вполне реальный домысел, явно надуманные ситуации, в которые попадают герои, забавные, но «шитые белыми нитками» коллизии делают фельетон мало правдивым, а значит, и не совсем убедительным.

Отобрав факты, уточнив тему, идею фельетона, необходимо определить его  тон. Прежде всего, в фельетоне недопустима  брань, грубость. Бранные слова не прибавляют фельетону выразительности: в этом случае сатира просто подменяется  окриком. Тон фельетона определяется в зависимости от того, о ком  он пишется. Оружие фельетониста - смех, но у смеха немало градаций, качественных оттенков - это необходимо иметь  в виду при работе над фельетоном. Осмеять - не значит непременно вызвать  смех. В одних случаях сатирик  стремится вызвать презрение  к людям определённой нравственной категории, в других - возбудить гнев, ненависть, в третьих - показать ничтожность носителей зла, обречённость и никчёмность их методов действий.

По композиции фельетон значительно  отличается от статьи. Здесь читатель находит не ясное и последовательное развитие строго определённой мысли, а  разработку темы путём ситуационной деформации, инверсионного эффекта, смещения оценочных акцентов из реальной плоскости в комическую. Фельетонист может оттолкнуться от классического образа, ставшего нарицательным, начать с отдельного случая или с рассуждения - в его распоряжении множество возможностей. Хороший фельетон развивается по законам «цепной реакции»: каждая мысль, характеристика сообщают энергию дальнейшему повествованию - так получается органическое целое.

Хороший фельетон не только сиюминутно карает осмеянием конкретных виновников, но и оказывает долгосрочное профилактическо – воспитательное воздействие на массового читателя. Автор обязан стремиться к тому, чтобы его фельетон принёс двойную пользу: карающую и воспитательную. Более того, массовый воспитательно – профилактический  эффект фельетона, бесспорно, важнее индивидуально-карательного. И чем ярче и остроумнее написан фельетон, тем глубже он войдёт в сознание широкого читателя, тем дольше будет помниться тысячами людей, выполняя тем самым роль благотворной моральной прививки.

Тертычный, А.А. Памфлетом жечь сердца людей / А.А. Тертычный // Журналист. 2000. №12. – С.80.

Памфлет не просто высмеивает нечто, но и выражает презрение по отношению  к предмету выступления, стремится  его морально уничтожить. В нем  ярко выражена тенденциозность. Ведущая  идея автора является основой памфлета. Она реализует социальную позицию  журналиста. Идея дает возможность  автору более четко представить, какой вариант изложения текста предпочтителен в том или ином случае. При написании П. не стоит  нагружать его различными образами, надо создавать его так, чтобы  было понятно и прочимо для  аудитории.

Тертычный, А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000. – 312 с

Происхождение П. связывают с творчеством  Эзопа. Среди основоположников европейского памфлета – Блез Паскаль(«Письма к провинциалу»). Не встречается П. на международные темы. П. на внутренние темы носят политический характер. Помогают создать хороший П. такие средства,  как гротеск, сарказм, гипербола, ирония.

Вакуров, В.Н. Стилистика газетных жанров. – М.: Высшая школа, 1978. – С. 163 – 182.

Фельетон, как один из распространенных газетных жанров сатиры, использовался  журналистами для решительной борьбы с пережитками, которые мешали общественной жизни. В дореволюционной печати фельетонист был одной из важных фигур среди журналистов разных специализаций. Фельетоны печатались в многочисленных юмористических и  сатирических журналах - "Стрекоза", "Осколки", "Будильник", "Зритель", "Свет и тени" и др. В одном  из них - "Осколках" - длительное время  сотрудничал А. Чехов, ведя фельетонное  обозрение "Осколки московской жизни". В 20-е годы ХХ века в нашей стране появляются сатирические издания "Крокодил", "Смехач", "Бегемот", "Лапоть", всего более двадцати журналов. Некоторые из них просуществовали недолго, а вот "Крокодил" здравствует и поныне. На своих страницах он обличал расхитителей общественной собственности, рвачей, бюрократов, высмеивал проявления чванства, угодничества, пошлости. Сегодня у него тем для фельетонов не убавилось.

Фельетонист пользуется различными выразительными средствами при написании материала - сатирической метафорой, иронией, сарказмом, гротеском, вводит юмористические элементы. Но его задача - не рассмешить читателя, а вызвать у него определенные чувства, мысли, по отношению к отрицательным  общественным явлениям. Это может  быть и гнев, и презрение к носителям  зла.

Памфлет. Этот сатирический жанр отличается от фельетона более острой сатирической окраской, нередко внешнеполитической направленностью. Это один из широко применяемых жанров в арсенале газетных форм журналиста-международника. В  отличие от фельетона, который строится на одном или группе близких друг другу фактов, явлений, у памфлета более широкий масштаб. Много  памфлетов публиковалось в советской  прессе в годы Великой Отечественной  войны, в них памфлетисты подвергали беспощадной критике фашизм и  его главарей. Их безжалостное разоблачение и осмеяние, презрение и насмешка возбуждали у читателей глубокое чувство ненависти к врагам.

В последнее десятилетие ХХ века в российской журналистике также  было опубликовано большое количество памфлетов. С помощью этого жанра  противоборствующие политические силы демократов и оппозиции вели ожесточенную борьбу за умы читателей, слушателей, зрителей. Особенно яростно это происходило  в ходе предвыборных кампаний, когда  нужно было склонить аудиторию, превращавшуюся в этот момент в электорат, в ту или иную сторону. Нередко такие  кампании переходили в открытые информационные войны. Памфлет использовался в  них как одна из форм эффективного информационного оружия.


 

 

 


Информация о работе Художественная публицистика