Средства массовой информации, как четвертая ветвь власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:23, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение места и роли средств массовой информации в политической жизни государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятия власти и средств массовой информации………………….5
1.1. Власть – основное понятие политической науки………………………..5
1.2. Понятие и сущность средств массовой информации……………………8
Глава 2. Взаимосвязь и взаимовлияние политики и средств массовой информации…………………………………………………………………………13
2.1. Место и роль средств массовой информации в обществе……………..13
2.2. Взаимодействие средств массовой информации и органов власти…...18
2.3. Средства массовой информации как четвертая ветвь власти в Казахстане…………………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ТГУ.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

    Таким образом, мнение журналиста-практика - руководителя еженедельника "Тайм", приведенное С.Г. Корконосенко в  своей работе, является достаточно объективным: "Мы по-прежнему имеем  дело с оценкой текущих событий  и не претендуем на беспристрастность". Таким образом, различные авторы по-разному рассматривают функции средств массовой информации. Но, на мой взгляд, самое простое разделение функций можно встретить в современных исследованиях:

    1) гуманитарные функции СМИ - информирование, образование, развлечение и т.п.;

    2) политические функции СМИ - формирование  массового общественного сознания  и/или направленное влияние на  отдельные группы населения.

    Видимо, эти функции названы политическими, поскольку политическая власть воздействует на общественное мнение, формирует определенную идеологию в массах, привлекает к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию

 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.  Взаимосвязь и взаимовлияние политики и средств массовой информации

    2.1. Место и роль средств массовой  информации в обществе

    Актуальность  темы исследования определяется множеством факторов. Во-первых, той ролью, которую играют средства массовой информации (печать, телевидение, радио) в формировании мнений населения об органах власти.

    В отличие от государств, где демократия и свобода средств массовой информации насчитывает столетия, Казахстан делает лишь первые шаги по этому пути. Действительно, в развитых странах уже давно средства массовой информации выступают как институты гражданского общества, оказывают воздействие на власть, агрегируя и представляя интересы граждан. Другое дело Казахстан.

    Долгое  время средства массовой информации находились под полным контролем  государства и являлись проводником  политики коммунистической партии. Сегодня, в  связи с принятием закона «О средствах массовой информации» и других законодательных актов, они получили относительную независимость.

    Однако, специфика развития Казахстана, в частности, отсутствие опыта жизнедеятельности в условиях демократии, слабая партийная идентификация и культурно-духовные особенности, очень часто приводят к тому, что средства массовой информации не выражают интересы граждан, а служат реализации интересов определенных финансовых, олигархических групп.

    Во-вторых, актуальность темы связана с тем, что в настоящее время практически  отсутствуют научные работы, в  которых бы анализировались не только роль средств массовой информации в условиях переходного периода, но и формы взаимодействия средства массовой информации и власти.

    В-третьих, сегодня органы власти совершенно четко  осознают ту роль, которую играют средства массовой информации в обществе. Следует заметить, что на уровне государственных органов власти активно создаются пресс-службы, в задачи которых входят не только обеспечение взаимодействия между средствами массовой информации и властью, но и упорядочение этого взаимодействия через возрождение взаимного доверия.

    Необходимо  отметить, что на сегодняшний день проблема взаимодействия органов государственной  власти и средств массовой информации недостаточно освещена в современных  изданиях. Фиксируется лишь существующее положение дел.

    Средства  массовой информации – один из важнейших  институтов современного общества. Огромная роль их в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом.

    Уже первые шаги телевидения на политической арене в 90-ых годах вызвали среди специалистов эйфорию по поводу нового всемогущего средства массовой информации. Утверждается, что журналисты, репортеры, специалисты по рекламе и другие представители средств массовой информации заменили традиционных политиков в качестве привратников политического процесса.

    Сегодня средства массовой информации характеризуют  как: великий арбитр, четвертая власть наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью.

    Современную политику невозможно представить без  прессы, радио и телевидения.

    Средства  массовой информации на практике реализуют  фундаментальные права человека – на информацию, на свободу политического  выбора, на гласное выражение своей  позиции.

    Так, во Всеобщей декларации прав человека отмечается: «каждый человек имеет  право на свободу убеждений и на свободное выражение их, это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государства».

    Конституция Республики Казахстан «гарантирует свободу массовой информации, запрещает цензуру». Аналогичные принципы закреплены и в конституциях других государств.

    Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации» закрепляет право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, их должностных лиц».

    Следует отметить, что сегодня происходит возрастание потока информации. Происходит ее глобализация, продолжают модернизироваться  традиционные средства коммуникации. Фактически на рубеже 80-ых годов мир средств массовой информации был разделен на 2 части: старые (традиционные) и новые.

    Старые: книги, журналы, периодические издания  и т. д.

    Современные – достижение новых информационных технологий (кабельное телевидение, спутниковая связь, компьютерная пресса и т. д.).

    В течение длительного периода  для широкой публики главным  источником информации служила пресса – газеты и журналы. Многие из них  возникли в качестве органов тех  или иных политических партий, поскольку в какой-то форме были вовлечены и политический процесс. Газеты предлагали не только политическую и экономическую информацию, но и представляли материалы развлекательного характера.

    Радио и телевидение расширили возможность  эксплуатации массовых коммуникационных процессов в политических целях. Изобретение радио изменило механизм освещения информации. Позволило передавать информацию через государственные границы и на дальние расстояния без необходимости физического присутствия.

    По  своей значимости радио постепенно стало уступать стремительно набиравшему силу телевидению.

    Для телевидения период от его возникновения  до превращения в инструмент политики оказался еще короче. Началом эры  телевидения в политике считается 1952 год, когда оно было впервые  использовано для широкого освещения президентской избирательной компании в США. В Казахстане конечно же ситуация иная.

    Возрастающая  роль средств массовой информации порождает  многочисленные дискуссии о том, к каким последствиям это может  привести. Мнения высказываются весьма различные и прямо противоположные.

    Одни  видят в растущем влиянии средств  массовой информации ростки новой, гуманной цивилизации, усматривают реальное движение к ищущему, мыслящему, творческому  государству, способному разрешить  наиболее острые сегодняшние конфликты.

    Другие  же, констатируя опустошающее и разрушающее  воздействие средств масс-медиа  и особенно телевидения на личность и культуру, оценивают возрастающую роль средств массовой информации весьма пессимистично. Аргументируя это тем, что с помощью гипнотической внушающей силы зрелища, телевидение, которое и днем и ночью без всякого перерыва приходят к людям в дом, разрушало не только кино, но также отношение индивида к действительности. Вся жизнь – природа, наши друзья – все постепенно угасает под воздействием этого маленького экрана, который становится все большим и проникает повсюду. Он поглотил все: реальность, нас самих и наше отношение к действительности».

    С уверенностью сегодня можно сказать, что массовый охват средств массовой информации привел к тому, что эти средства стали:

    - действительно всенародные, доступные каждому человеку;

    - с помощью средств массовой информации усиливается связь между личностью и обществом;    

    - широкое распространение средств массовой информации привело к дифференциации потребления информации.

    Средства  массовой информации, конечно, не могут  обеспечить системное и глубокое усвоение политических знаний. Эта  задача специальных образовательных  учреждений – школ, институтов и  т. д. И все же масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации.

    Образовательная роль средств массовой информации тесно  связана с функцией социализации.

    Политическое  образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности. Политическая социализация означает усвоение человеком политическим норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

    Функции средств массовой информации позволяют им выполнять функцию критики и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только средства массовой информации, но и оппозиция, а также специализированные институты судебного и иного контроля. Критика со стороны оппозиции обычно концентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях. Объектом внимания средств массовой информации являются и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами средства массовой информации.

    Их  контрольная функция основывается на общественном мнении. В отличие  от государственных и иных органов  контроля, средства массовой информации не могут применять административные или экономические санкции к  нарушителям. Их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, так как они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

    В демократическом обществе в осуществлении  контрольной функции средства массовой информации опираются как на закон, так и на общественное мнение. Контрольная функция средств массовой информации особенно необходима при слабой оппозиции и несовершенстве социальных государственных институтов контроля.

    Средства  массовой информации не только критикуют  недостатки в политики и обществе, но и выполняют функцию артикуляции различных общественных интересов, интеграции политических субъектов.

    Эта функция позволяет обеспечивать представителям общественных групп  возможность публично выражать свое мнение, находить единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

    Артикуляция политических интересов осуществляется в обществе не только средствами массовой информации, но и другими инструментами: партиями и группами интересов. Однако без использования средств массовой информации, и они обычно не в состоянии выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия.

    Все рассмотренные выше функции средств  массовой информации прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции.

    Она выражается в побуждении людей к  определенным политическим действиям  или созданного бездействия, в их вовлечении в политику. Средства массовой информации обладают большими возможностями  влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.

    Круг  политических функций средств массовой информации  не исчерпывается вышеназванными. Некоторые ученые выделяют такие функции, как инновационная – проявляющаяся в инициировании политических изменений, путем постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативная функция состоит в обслуживании средствами массовой информации политики, определенных партий и ассоциаций; функция формирования общественного мнения.

Информация о работе Средства массовой информации, как четвертая ветвь власти