Оценочность суффиксов в русской речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:06, реферат

Краткое описание

Разнообразные средства для выражения эмоционально-образных стилистических оттенков предоставляет словообразование. Русская суффиксация ‒ явление богатейшее своими возможностями, поэтому остаётся до конца не изученным.
В русском словообразовании существует классификация свойств суффиксов, в которой отмечены их основные особенности: стилевые, что находит отражение в распределении по трем основным сферам употребления языка (нейтральной, разговорной и книжной); оценочные, что проявляется в выражении положительного или отрицательного отношения к предмету речи; экспрессивные, указывающие на силу эмоционального воздействия, заключенную в слове.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3 - 4
Суффиксы. Их место в словообразовании

Глава 1. Классификации аффиксов……………………………………. 5 - 6

Глава 2. Суффиксы и стилистические ресурсы суффиксации…….. 6 - 8

II. Оценочные и экспрессивные особенности суффиксов УГ(А)/-ЮГ(А), -АГ(А)/-ЯГ(А)

Глава 1. Суффиксы с эмоционально-экспрессивной оценкой в речи учащихся 6-ого класса……………………………………………9 - 14

Глава 2. Явление суффиксодугизации в образовании слов

с суффиксами УГа/ЮГа, АГа/Яга и в словообразовании………….. 14 - 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 16

Литература……………………………………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

Оценочность суффиксов в русской речи.docx

— 28.80 Кб (Скачать файл)

Оценочность суффиксов в русской речи

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..   3 - 4

Суффиксы. Их место в словообразовании

 

Глава 1. Классификации аффиксов…………………………………….  5 - 6

 

Глава 2. Суффиксы и стилистические ресурсы суффиксации……..   6 - 8

 

II. Оценочные и экспрессивные  особенности суффиксов                                   УГ(А)/-ЮГ(А), -АГ(А)/-ЯГ(А)

 

Глава 1. Суффиксы с эмоционально-экспрессивной  оценкой                                   в речи учащихся 6-ого класса……………………………………………9 - 14

 

Глава 2. Явление суффиксодугизации в образовании слов

 

с суффиксами УГа/ЮГа, АГа/Яга и в словообразовании………….. 14 - 15

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 16

 

Литература……………………………………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Разнообразные средства для  выражения эмоционально-образных стилистических оттенков предоставляет словообразование. Русская суффиксация ‒ явление  богатейшее своими возможностями, поэтому  остаётся до конца не изученным.

В русском словообразовании существует классификация свойств  суффиксов, в которой отмечены их основные особенности: стилевые, что  находит отражение в распределении  по трем основным сферам употребления языка (нейтральной, разговорной и  книжной); оценочные, что проявляется  в выражении положительного или  отрицательного отношения к предмету речи; экспрессивные, указывающие на силу эмоционального воздействия, заключенную  в слове.

Можно предположить, что значения суффиксов, используемых в словообразовании, за время существования языка  переживают изменения: изначально оценочные  суффиксы не имели чёткого положительного или отрицательного  значения и  приобрели его постепенно.  

Цель данной работы – определить экспрессивную и эмоционально-образную роль суффиксов в языке.

Задачи, которые были поставлены в ходе данного исследования, следующие:

дать характеристику морфемы  как минимальной значимой части  слова, рассмотреть морфемный состав слова и способы образования, среди которых наиболее значительным является суффиксальный способ;

рассмотреть стилистические ресурсы русской суффиксации  на примере языка художественных произведений XIX века;

проанализировать эмоциональные  и экспрессивно-оценочные особенности  русской суффиксации в речи учащихся 6 класса.

Д.С. Лихачёв в своих  «Письмах о добром и прекрасном»  даёт совет молодым людям, как  писать научную статью: «… разговорные  выражения настолько стилистически  сильны и заметны в письменном языке, что в точном научном языке  их нельзя повторять в близком  расстоянии друг от друга».  Необходимо отметить, что именно просторечные разговорные слова и выражения в данной работе являются объектом исследования, поэтому статья может показаться слишком насыщенной ими.

Итак, предметом данного  исследования послужили суффиксы русского языка с эмоциональной окраской, а объектом – их использование  в произведениях литературы и  речи учащихся.

Материалом для исследования послужили художественные произведения русских писателей XIX века – А.С.Пушкина, Н.С.Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С.Тургенева, а также лексика учащихся 6-ого класса.

СУФФИКСЫ. ИХ МЕСТО В СЛОВООБРАЗОВАНИИ

 

Морфемы (по роли в слове) делятся на корни (корневые морфемы) и аффиксы (аффиксальные морфемы). Прежде чем говорить о суффиксах и  русской суффиксации, необходимо знать  характеристики аффиксальных морфем.

Глава 1. Классификации аффиксов

Аффиксы, образующие новые  слова, называются словообразовательными. Например, суффикс -тель (учитель, строитель)

а). Аффиксы (по частотности  употребления)

регулярные 

нерегулярные 

уникальные

Аффиксы, встречающиеся в  значительном числе слов, называются регулярными. Например, регулярным является суффикс -онок/-ёнок (тигрёнок, лисёнок, поварёнок, львёнок, мышонок, котёнок, медвежонок и др.).

Нерегулярными называются аффиксы, которые встречаются в ограниченном количестве слов. Например, нерегулярным является суффикс -знь (болезнь, боязнь, неприязнь, жизнь).

Существуют аффиксы, которые  можно выделить в структуре лишь одного слова (а также в словах, образованных от него). Таковыми, например, являются: -лин (павлин), -арад (маскарад), -амт (почтамт), му- (мусор), -альон (почтальон), -уз (француз), -овь (любовь). Подобные аффиксы Е.А. Земская предложила называть унификсами (уникальными аффиксами).

б). Аффиксы (по способности  образовывать новые слова)

продуктивные 

непродуктивные

Аффиксы, использующиеся для  образования новых слов, называются продуктивными. Например, в настоящее  время продуктивным является префикс  супер- (суперкомпьютер, супермодель, суперхит и др.).

Аффиксы, не использующиеся для образования новых слов, называются непродуктивными.

в). Аффиксы (по позиции в  слове относительно корня)

префиксы (приставки)

суффиксы 

флексии (окончания)

постфиксы

 г). Аффиксы (по функции)

формообразующие (словоизменительные)

словообразовательные (словообразующие) 

 

Аффиксы, образующие грамматическую форму, называют формообразующими (или  словоизменительными). К ним относятся  и  некоторые суффиксы.

 

Аффиксы, образующие новые  слова, называются словообразовательными (или словообразующими)

 

Глава 2. Суффиксы и стилистические ресурсы суффиксации

 

Суффикс (от лат. Suffixus  – прикреплённый) – аффикс,  который

 

находится в слове непосредственно  после корня, после другого суффикса или других суффиксов. В изменяемом слове суффикс находится перед окончанием, в неизменяемом – в абсолютном конце. В русском языке есть особые морфемы, которые занимают промежуточное положение между корнями и аффиксами. Их принято называть аффиксоидами. Примеры суффиксоидов: -ход (вездеход, луноход, снегоход), -вед (лермонтовед, пушкиновед). Аффикс, который находится в слове после окончания ‒ постфикс. Постфиксы часто относят к суффиксам.

 

 

        В  русском словообразовании особого  внимания и изучения требуют  суффиксы со значением оценки. Можно отметить, что использование  оценочных суффиксов (с уменьшительно-ласкательным, экспрессивно-эмоциональным, уничижительным  значением) помогает говорящему  раскрыть отношение к тому  или иному явлению, событию  или к определенному человеку, что можно увидеть и на примере  произведений художественной литературы.

 

В произведениях русских  писателей встречается достаточно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов, среди которых  суффиксы –ик-, -ек-, -ок-, -к-, -чик-, -очк-, -оньк-, -еньк-, -ишк-, -ушк-. Причем большинству этих суффиксов присуща как положительная, так и отрицательная окраска в зависимости от контекста.

 

Так, в романе А.С.Пушкина «Дубровский» («Мы на своё житьё, …, благодарим Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурКу),  в сказе Н.С.Лескова «Левша» («… а сам спустил блошКу в этот орешЕК, а с нею вместе ключИК…») эти суффиксы помогают передавать отношение героев к происходящим событиям.

 

И.С. Тургенев, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, рисует неповторимые образы крестьянских детей, передаёт самобытность их речи в рассказе «Бежин луг»: «Уж какой же мальчик был!.. Бывало, пойдёт-от Вася с нами, с ребятКами, летом в речКу купаться, она [мать] так вся и встрепещется… и станет его кликать: «Вернись, мой светИК! Вернись, соколИК!» И как утонул, Господь знает. Играл на бережКу, и мать тут же была, … вдруг слышит, словно кто пузыри по воде пускает,  ̶ глядь, а только уж одна Васина шапОНЬКа по воде плывёт».

 

А вот М.Е. Салтыков-Щедрин, используя те же самые суффиксы, в романе «Господа Головлёвы» создает  омерзительный персонаж – Иудушку  Головлева: «Порфирий Владимирович известен был в семействе под  тремя именами: ИудУШКи, кровопивУШКи и откровенного мальчика… С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу мамЕНЬКе, украдкой поцеловать её в плечИКо, а иногда слегка понаушничать. Неслышно отворит, бывало, дверь мамЕНЬКиной комнаты, неслышно прокрадётся в уголОК, сядет и, словно очарованный, не сводит глаз с мамЕНЬКи…»  Интересен здесь приём писателя, который закладывается в самом имени Иудушка (уменьшительно-ласкательном от имени библейского персонажа): слову, уже имеющему отрицательное значение, уменьшительный суффикс придают значение яркой эмоциональности, дополнительной экспрессивности. Дальнейшее употребление в тексте слов с подобными суффиксами лишь усиливает отрицательность значения образа, хотя слова эти сами по себе не имеют отрицательного значения.

 

Таким образом, уменьшительно-ласкательные суффиксы играют значительную роль в  стилистической окраске произведения. Но при этом одни и те же уменьшительные образования в зависимости от контекста могут иметь как  уменьшительно-ласкательное, так и  уменьшительно-уничижительное значение.

 

Стилистические ресурсы  русской суффиксации достаточно богаты. Великие мастера художественной образности, какими являются для мировой  литературы русские писатели, при  помощи суффиксов с эмоциональной  окраской показали все богатство  оттенков русского слова.

 

 

Однако, существует чёткое разделение суффиксов с эмоционально-экспрессивной оценкой на суффиксы, выражающие положительное или отрицательное отношение к высказыванию. Это можно доказать.

 

II. ОЦЕНОЧНЫЕ И ЭКСПРЕССИВНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ СУФФИКСОВ -УГ(А)/-ЮГ(А), -АГ(А)/-ЯГ(А)

 

Возьмём для анализа суффиксы  -аг(а) / -яг(а), -уг(а) / юг(а), которые входят в морфемный состав слов, обозначающих название лиц. В произведениях рассматриваемых нами авторов они также употребляются. Но наша задача – «просканировать» данные суффиксы в просторечных словах, проанализировать их значение и отобразить картину употребления слов с данными суффиксами в обыденной речи.

 

 

Глава 1. Суффиксы с эмоционально-экспрессивной  оценкой в речи учащихся 6-ого  класса

 

 

Проведём эксперимент: проанализируем речь учащихся 6 класса на предмет использования  в ней слов с оценочными суффиксами.

 

        Используя  классификацию аффиксов, характеризуем  суффиксы  по частоте употребления  в словообразовании и по их  способности образовывать новые  слова:

нерегулярные (т.к. употребляются в ограниченном количестве слов);

непродуктивные  (т.к. не используются для образования новых слов);

словообразовательные (участвуют в образовании слов)

 

Определим, действительно  ли эти суффиксы чаще всего участвовали  в образовании просторечных (разговорных) слов, в словообразовании диалектизмов: учащимся 6 класса было предложено подобрать  с суффиксами –уг(а)/-юг(а), -аг(а)/-яг(а) слова. После исключения повторяющихся слов создаём ряды односуффиксальных слов:

 

Таблица №1

УГа/ЮГАа 

АГа/ЯГа

 

I. РЯД

 

ворюга

 

гадюга

 

жадюга

 

змеюга

 

хапуга

 

бандюга

 

аферюга

 

зверюга

 

 

 

трудяга

 

работяга

 

умняга

 

бедняга

 

бедолага

 

стиляга

 

куряга

 

миляга

 

деляга

 

II. РЯД

 

вьюга

 

кольчуга

 

дерюга 

 

варяги

 

коряга

 

 

 

1). Для начала  анализируем  слова II ряда таблицы, которые  требуют особого комментария:

суффиксы –уг(а)/-юг(а), -аг(а)/-яг(а) чаще всего употребляются для образования слов со значением лица. Этимология архаизма варяг доказывает данное утверждение

 

Варяги  ̶  выходцы из Скандинавии.

 

Этимология. Одна из точек  зрения учёных на происхождение данного  слова: древнерусское слово варягъ образовано от корня вар (варить, «беречь, защищать; вера, варъ – др.рус. «сторожение») с помощью суффикса со значением лица -яг- . В памятниках XIII в. отмечается слово варугъ <варяг>. Возможно, это чередов. суф. -яг-//-уг-.

суффиксы –уг(а)/-юг(а), -аг(а)/-яг(а) употреблялись изначально не только при названии лиц. Об этом говорят общеупотребительные слова с подобными суффиксами, которые являются суффиксами и сейчас (вьюга, кольчуга), либо были суффиксами изначально (исконные суффиксы – коряга, дерюга)                                                                                                              

 

         Вьюга  ̶  зимняя буря, погода со  снегом, метель.

 

Этимология. Исконное значение:  суффиксальное  производное (суффикс  -уга-) от вьять «виться, веять», в диалектах еще известного вьять — того же корня, что и вить, веять.Кольчуга  ̶ защитная рубашка из металлических колец, составлявшая часть снаряжения воина в древнее время.

 

Этимология. Скорее всего,  заимствовано в XVI в. из польского языка, где kolczuga — суффиксальное производное (ср. дерюга) на базе оборота кольчатая броня, фразеологической кальки нем. Kingelpanzer (Kingel «кольцо», Panzer «панцирь»).  Кольчуга как вид защитной одежды пришла от немцев. Буквально — «состоящая из металлических колец».

2). Один из учеников 6 класса  составил текст с устаревшими  словами, а суффиксы этих слов  помогли ему построить рифму:  «Где раньше жили варяги, сейчас  одни коряги. Теперь  там воют  вьюги. Варяги носили кольчуги, хоть летом после дождичка  ‒ радуга и солнышко». Этот  текст наталкивает на следующее  заключение: при нахождении суффикса  обязательно обращаем внимание  на морфемный состав слова,  так как легко допустить ошибку. Многие ребята записали слово  радуга, как и ученик с текстом  про варягов. Но при словообразовательном  анализе мы сделали вывод, что  это слово сложное, состоящее  из двух корней (РА – солнце (бог солнца РА в Др. Египте), дуг-а; радуга – солнечная дуга), и  к суффиксации отношения не имеет.

 

3). Анализируем  слова  с суффиксами экспрессивно-эмоциональной  оценки (слова I ряда таблицы, подобранные  учащимися 6 класса):

все слова этого ряда ‒  названия лиц 

все слова этого ряда общего рода (могут называть лица как мужского, так и женского рода)

Информация о работе Оценочность суффиксов в русской речи