Оценочность суффиксов в русской речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:06, реферат

Краткое описание

Разнообразные средства для выражения эмоционально-образных стилистических оттенков предоставляет словообразование. Русская суффиксация ‒ явление богатейшее своими возможностями, поэтому остаётся до конца не изученным.
В русском словообразовании существует классификация свойств суффиксов, в которой отмечены их основные особенности: стилевые, что находит отражение в распределении по трем основным сферам употребления языка (нейтральной, разговорной и книжной); оценочные, что проявляется в выражении положительного или отрицательного отношения к предмету речи; экспрессивные, указывающие на силу эмоционального воздействия, заключенную в слове.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3 - 4
Суффиксы. Их место в словообразовании

Глава 1. Классификации аффиксов……………………………………. 5 - 6

Глава 2. Суффиксы и стилистические ресурсы суффиксации…….. 6 - 8

II. Оценочные и экспрессивные особенности суффиксов УГ(А)/-ЮГ(А), -АГ(А)/-ЯГ(А)

Глава 1. Суффиксы с эмоционально-экспрессивной оценкой в речи учащихся 6-ого класса……………………………………………9 - 14

Глава 2. Явление суффиксодугизации в образовании слов

с суффиксами УГа/ЮГа, АГа/Яга и в словообразовании………….. 14 - 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 16

Литература……………………………………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

Оценочность суффиксов в русской речи.docx

— 28.80 Кб (Скачать файл)

в отличие от слов второго  ряда, в котором встречаются общеупотребительные  слова, в первом ряду все слова  необщеупотребительные, в большинстве своём употребляются в разговорной речи

 

Если проанализировать слова  двух столбиков первого ряда, то можно заметить, что особое отличие  этих слов  заключено не только в  звуковом составе суффиксов [УГА]/[ЙУГА], [АГА]/[ЙАГА],   но и в оттенках их лексического значения:

отмечаем, что все слова  первого ряда с суффиксами –уг(а)/-юг(а) имеют негативное (-) лексическое значение;

 а вот слова с  суффиксами -аг(а)/-яг(а) в большинстве своём имеют положительное (+) значение, либо выражают нейтральное отношение(0), усиливают особую характеристику называемого лица, скрытую в лексическом значении корня.

 

Ребятам было предложено раскрыть лексическое значение разбираемых  слов. Для этого многие использовали однокоренные слова:

Ворюга - человек, который  ворует

Крутяга - человек, которого многие считают крутым, дерзким, кручёным

Хапуга - человек, которому всего всегда мало, и он никак не нахапается

Аферюга - человек, который прокручивает махинации, афёры, аферист

Работяга - человек, который много работает

Умняга - очень умный, сообразительный человек.

Куряга - человек, который много курит, закуривается.

 

        Тот  факт, что для характеристики  данных лиц ребята использовали  однокоренные слова,  позволяет  сделать предположение, что негативное  или позитивное значение слова  скрыто в его лексическом значении.  Разделим все слова по их  лексическому значению (положительному, отрицательному и нейтральному)

 

Таблица№2:

УГа/ЮГАа 

АГа/ЯГа 

 

 

ворюга (-)

 

гадюга (-)

 

жадюга (-)

 

змеюга (-)

 

хапуга (-)

 

бандюга (-)

 

аферюга (-)

 

зверюга (-) 

 

трудяга (+)

 

работяга (+)

 

умняга (+)

 

миляга (+)

 

 

 

 

бедняга (0)

 

бедолага (0)

 

стиляга (0)

 

куряга (0)

 

деляга (0)

 

 

 

Сравнивая слова трёх столбиков  данной таблицы, отметим, что усиление негативного значения происходит всегда с помощью суффикса -УГа/

 

-ЮГа. Положительное или нейтральное значение усиливается суффиксом

 

-АГа/-ЯГа. Чтобы подтвердить это, приводим примеры предложениий, составленных учащимися 6 класса,  с использованием  слов с экспрессивно-оценочными суффиксами -УГа/-ЮГа, -АГа/-ЯГа:

Аферюга-змеюга (-) окрутил беднягу-бедолагу (+).

Ловили долго ворюгу-бандюгу (-), который спрятал украденное у хапуги-жадюги (-).

Милиционер поймал ворюгу-гадюгу (-),

 

     который грабил беднягу-работягу (+).

Ворюга-гадюга (-) ловкий, как змеюга (-). Однако, не убежал, жадюга (-): слишком много украл, хапуга (-).

Трудяга-работяга (+) с утра до ночи в работе бедняга-бедолага(0).

Подруга ворюги (-) была аферюга (-). Она у трудяги-работяги(+) стянула, бедняга-куряга(0) сигареты.

Крутяга-стиляга (+) схватился за сигарету, бедолага (0).

 

Из предложений, составленных учащимися, мы видим, что наше предположение  об отрицательности значения суффикса -уга/-юга верно, а суффикс -ага/яга может иметь как положительное, так и нейтральное значение.

 

 

Глава 2. Явление суффиксодугицации в образовании слов

 

с суффиксами УГа/ЮГа, АГа/Яга и в словообразовании

 

 

Поскольку в просторечных словах с суффиксами -уг(а)/-юг(а) выявлена

 

обязательная отрицательная  оценка, то можно сформулировать правило:

 

При образовании слов суффиксальным  способом с помощью суффиксов

 

-УГа/-ЮГа образуются просторечные (разговорные) названия лиц только с негативным лексическим значением, с суффиксом -АГа/-ЯГа образуются просторечные (разговорные) названия лиц с положительным или нейтральным лексическим значением.

 

Например:  зверь + ЮГ(а) = зверюга ‒ очень жестокий человек)(-);

 

умный + ЯГ(а)= умняга ‒ человек очень умный (+);

 

стиль + ЯГ(а) = стиляга ‒ человек стильный, молодой человек в 60-е гг. 20 века, одевающийся в американском стиле (0).

 

        Явление  в словообразовании, которому подвержен  суффикс -УГа /-ЮГа (употребление его в словах только с отрицательным значением) можно назвать суффиксодугизацией (от слова суффиксодуга: суффиксод (промежуточное звено между суффиксом и суффиксоидом) -УГа, имеющий отрицательное значение;  можно провести аналогию со словом «дуга» – дуга, изгибающая суффикс в отрицательном значении).

 

Вывод: суффикс УГА/ЮГА, который  изначально был продуктивным, приобрёл отрицательную оценочность и употребляется в основном в диалектных и просторечных словах. 

 

Явление суффиксодугизации переживает и суффикс -АГа/-ЯГа (преобладание положительного значения слов с данным суффиксом), но явление это не так явно выражено. Вероятно, здесь оно находится ещё в стадии развития.

 

Данное явление могут  переживать и другие экспрессивно-оценочные  суффиксы, употребляющиеся не только в разговорной речи, поэтому требуется  детальное изучение каждого суффикса (группы суффиксов) в области суффиксодугизации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, функционально-стилевой закрепленностью некоторых словообразовательных моделей, продуктивностью эмоциональных  и оценочных суффиксов, придающих  словам разнообразные экспрессивные  оттенки.

 

В данной работе на примере  языка произведений художественной литературы и речи учащихся 6 класса рассматривалось одно из наиболее продуктивных словообразовательных средств выражения  чувств и эмоций, которым является русская суффиксация, её оценочные  и экспрессивные возможности.

 

При изучении ресурсов суффиксации  и анализе языка произведений художественной литературы было обнаружено, что уменьшительно-ласкательные суффиксы играют значительную роль в стилистической окраске произведения, но при этом в зависимости от контекста они  могут иметь разное значение. 

 

При анализе оценочных  и экспрессивных особенностей суффиксов            -УГа/-ЮГа, -АГа/-ЯГа, было доказано, что существует чёткое разделение суффиксов с эмоционально-экспрессивной оценкой на суффиксы, выражающие положительное или отрицательное отношение к высказыванию. Исследования в этой области позволили увидеть в словообразовании закономерность – постепенное закрепление за суффиксами определённого значения.

 

Суффиксация в русском  языке – явление постоянно  меняющееся, требующее пристального изучения. Данное исследование это  подтверждает.

 

 

Литература

Шахматов А.А. Очерк современного русского литературного языка. Академия наук СССР, Ленинград

Розенталь Д.Э. Современный  русский язык. Айрис пресс, Москва, 2008

Соболевский А.И. История  русского литературного языка. Языки  славянской культуры , 2006 г.

Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку, Аспект пресс, 2000  

Земская Е.А. Заметки по современному русскому словообразованию // Вопросы языкознания. - 1965. - № 3

Земская Е.А. Унификсы (об одном виде морфем русского языка) // Вопросы филологии: Учен. зап. / МГПИ им. В.И. Ленина. - М., 1969. - № 341.

 

7.Земская Е.А. Словообразование  как деятельность. - М., 1992.

 

8.Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь – М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2002.


Информация о работе Оценочность суффиксов в русской речи