Образ Великобритании в книге Всеволода Овчинникова «Корни дуба»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в нашей работе является творчество журналиста-международника очеркиста Всеволода Овчинникова. В данной работе мы рассмотрим особенности отечественной журналистики периода 70-80х годов, историю становления жанра очерка и основные черты его разновидности – путевого очерка.
Предмет исследования – книга Всеволода Овчинникова «Корни дуба».
Особый интерес в нашем исследовании представляет именно жанр очерка, принадлежащий к художественно-публицистической группе жанров. Этот род журналистских текстов является своеобразным синтезом двух основных начал – факта и образа.

Содержание

Вступление……………………………………………………………………………………………………..2
Глава 1. 80е годы 20 века: журналистика и журналист………………………………..6
Глава 2. Очерк как художественно-публицистический жанр журналистики
2.1 Очерк в системе художественно-публицистических жанров……….12
2.2 Путевой очерк как разновидность жанра очерка………………………….16
Глава 3. Исследование путевого очерка на примере творчества Всеволода Овчинникова.
3.1Всеволод Овчинников, биография, основные темы творчества…….20
3.2Образ Великобритании в книге «Корни дуба»……………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

Образ Великобритании в тв-ве Овчинникова.docx

— 70.41 Кб (Скачать файл)

Научно-технический прогресс, о котором так много и широко писали газеты и журналы, дал возможность телевидению приблизиться к месту лидера среди всех СМИ. Огромный успех имели телемосты между СССР и США, которые помогали решать задачи как внешней, так и внутренней политики обоих государств. 5 сентября 1982 года состоялся первый такой телемост «Москва – Лос-Анджелес» во время молодежного фестиваля «Мы» в Америке. Инициатором с американской стороны выступил Стив Возняк, с советской – сценарист Иосиф Гольдин и режиссер Юлий Гусман. Советскому человеку было интересно заглянуть на другой континент, увидеть жизнь столь далекого ему американца. Советской власти и не нужно было другого повода, чтобы показать, где жить лучше.

Особую роль играло уже довольно развитое ленинградское телевидение. Одной из самых популярных было программа «Телекурьер». Она представляла собой обозрение и небольших репортажей, которые снимались по субботам и выходили в эфир в полночь. Именно ленинградское телевидение взяло на себя смелость передать первые интервью с академиком Сахаровым, первые митинги в обеих столицах СССР.

Завершение перестроечного периода отечественной журналистике связано прежде всего с завершением истории советской журналистики вообще, который произошел точно в одно время с распадом Советского Союза. Зато на следующий же день журналистика проснулась уже в новом качестве – журналистики российской. Но это уже совсем иная страница истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Очерк как художественно-публицистический жанр журналистики

 

2.1 Очерк  в системе художественно-публицистических  жанров 

Журналистика как профессия считается одной из древнейших. Но как наука она начала развиваться не так давно. До сих пор во многих аспектах исследователи не могут прийти к определенной точке зрения. Одним из таких вызывающих затруднения вопросов является вопрос о системе журналистских жанров. В своей работе мы будем использовать классификацию жанров профессора Тертычного, изложенную в его книге «Жанры периодической печати».

Итак, А.А.Тертычный предлагает традиционное разделение всех жанров журналистики на информационные, аналитические и художественно-публицистические. Так как в нашей работе предметом исследования выступает жанр очерка, то остановимся подробнее на последних.

Главное отличие художественных жанров от других состоит в том, что они сочетают в себе черты как публицистики, опорой которой является факт, так и художественности, строящейся на образах. Здесь особенно важным является отношению к языку текста, который должен не столько передавать информацию, сколько чувства, эмоции, авторское «я». Конкретному документальному факту придается значение лишь необходимой основы для выражения впечатления и авторской мысли. Сам факт часто типизируется, дается его образная трактовка.

К художественно-публицистическим жанрам А.А.Тертычный относит следующие: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игра.

Так как основной целью нашей работы является изучить творчества очеркиста Всеволода Овчинникова, подробнее рассмотрим жанр очерка. Литературоведческий словарь5 дает такое определение этому жанру. «ОЧЕРК — литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности».

Главным жанрообразующим признаком является именно сочетание репортажного (наглядно-образного) и исследовательского (аналитического) начал.  Причем в большинстве случаев это сочетание не будет сбалансированным: автор может отдать предпочтение либо художественности, либо аналитичности в зависимости от предмета и цели работы. Именно этот факт порождает многочисленные споры на предмет того, к какой же группе жанров стоит относить очерк – художественным или документальным. Одной из наиболее ярких особенностей жанра является типизация героев, ситуаций, явлений, которые описываются в текстах. Автор выбирает типичное явление и извлекает из него типичные черты. В композиционной основе очерка может лежать лишь описание, без сколько-нибудь конкретного сюжета. 

Еще одной особенностью очерка, как и других художественно-публицистических жанров, является ярко выраженное авторское «я». Автор имеет возможность не только описывать ситуацию, но и непосредственно участвовать в ней. Повествование часто ведется от первого лица. Это дает очеркисту более широкую палитру возможностей в построении текстов, использовании художественных средств, привлечении косвенных фактов, сопоставлений, аналогий и пр. Такое мощное авторское начало повышает уровень доверия аудитории к тексту и приближает его к читателю. Очеркисты часто прибегают к так называемой интимизации – совокупности стилистических приемов, с помощью которых автор налаживает контакт с читателем, как бы делая его не только свидетелем, но и участником события со своими мыслями, чувствами, вопросами (Л.Булаховский).6

Нельзя не отметить такую особенность построение очерка как некоторая вольность, несистемность изложения. В этом смысле очерк можно сравнить с эскизом или набором эскизов, набросков. Ситуацию или героя не обязательно описывать со скрупулезностью ученого, достаточно лишь выделить типичные черты, делающие общий образ индивидуальностью.

И, конечно же, говоря об очерке как о жанре журналистике важно указать такую его черту как документальность. В любого журналистского текста обязан лежать факт. «Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто — в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очеркист, часто настолько драматичен, сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересных художественных произведений. В этом случае потребность в интенсивной художественной переработке исходной информации нередко становится излишней»7.

История развития жанра очерка лишь подтверждает вышеперечисленные его черты. Расцвет очерковой литературы приходился на время подъема народного самосознания: в годы промышленного роста, когда обостряется капитализация определенных кругов дворянства и крепнет буржуазия (1840-е гг.), в годы бурного подъема революционно-демократического движения (1860—1870-е гг.) и в эпоху диктатуры пролетариата. Очерки 1840-х годов носили название «физиологических очерков», которые пришли из буржуазной Франции. Вслед за Бальзаком и Руссо стали издавать сборники очерков Некрасов («Физиология Петербурга»),  Булгарин («Очерки русских нравов, или лицевая сторона и изнанка рода человеческого»). Впервые объектом художественного отображения становились люди из низов.

В литературе 60-70-х гг. 19 века царствовал просветительский очерк.  Представители этого жанра – Левитов, Н.Успенский, Решетников – значительную часть своего творчества посвятили реалистичной обрисовке жизни эксплуатируемых низов общества, прежде всего жизни крестьянства.

80-е годы подарили литературе  так называемый народнический  очерк. Одним из ярчайших его  представителей был Глеб Успенский. К сожалению, эпоха народнических  очерков не была долгой, так  как крестьянская демократия  не имела возможности развивать  уровень своей культуры. 

Пролетарский, или советский, очерк имеет ряд особенностей, отличающих его от всего того, что писалось прежде. Значительно расширилась тематика очеркового творчества. Первым из направлений советского очерка были зарисовки событий гражданской войны (Л.Рейснер, М.Шагинян, Д.Фурманов). С началом социалистической реконструкции возникает проблемный очерк, который для каждой классовой идеологии был свой. Среди писателей того времени выделяют мелкобуржуазную группу «Леф», индустриалистов Б.Кушнера и С.Третьякова. Особую роль в развитии жанра сыграли очеркисты газеты «Комсомольская правда»  - Б.Галин, Г.Киш, З.Чаган, Я.Ильин. Они поднимали злободневную проблему организации социалистического труда и сложностей жизни рабочего человека в этих условиях. В это время очерк как жанр журналистики уже отделился от очерка литературного. Считается, что заслуга этого отделения принадлежит А.М.Горькому, который в письмах к своему коллеге указывал, что «исходным в определении текста, имеющего известную литературную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать»8. Другие исследователи родоначальниками советского очерка называли Чехова («Остров Сахалин»), Короленко («В голодный год»), Успенского («Без языка»). В 1929 году А.М.Горький создал журнал «Наши достижения», номера которого состояли в основном из очерков об успехах и поражениях великой социалистической стройки.

2.2 Путевой очерк как разновидность  жанра

Путевой очерк можно по праву назвать одним из старейших журналистских жанров. Его название напрямую указывает на его предназначение – описать дорогу, маршрут, новые местности. Путевой очерк – это постепенно развертываемая картина мира, ограниченного дорогой, границами города, области, страны, континента. Это один из самых многогранных жанров, ведь автор может включить в свой рассказ не только географические зарисовки, но и портреты, реплики, ситуации. Как и в целом жанр очерка, так и его разновидность путевой очерк, подразумевает достаточную вольность изложения. Для раскрытия темы, которую автор выбирает для рассмотрения, могут использоваться приемы как документальные, так  и художественно-образные. Автор часто является не только наблюдателем, но и катализатором возникновения и развития описываемой ситуации и даже в чем-то первооткрывателем.          Непосредственно сюжет очерка представляет собой последовательность ситуаций, событий, описаний – всего, что автор имел возможность увидеть и услышать во время своего пути. Разумеется, это не означает, что содержанием такого текста должно быть простое перечисление фактов. Все, что автор считает нужным упомянуть в своем очерке, должно быть тщательно отобрано и подчинено замыслу, идее. Большую роль здесь играют детали и фрагменты. Чтобы избавиться от монотонности сухого изложения хода пути, автор может использовать сюжетные зарисовки, яркие картинки и подробности.  Конечно же, важным элементом является описание пейзажей. Такие микротексты-пейзажи составляют канву очерка, помогают читателю представить целостную картину. По ходу своего маршрута или пребывания на местности автор непременно встречается с множеством людей, портреты которых затем вписываются в общую канву повествования и способствуют раскрытию темы текста.

Частым приемом жанра путевого очерка является использование прямой речи. Она может передать колорит народа определенной местности, стать важной характеристикой в описании героя, повысить уровень доверия читателя к тексту.

Несомненно, теория жанра путевого очерка в России мало разработана, хотя существует он в нашей стране минимум с 18 века. Одним из первых и самых ярких примеров произведений, написанных  в этом жанре, является «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева.

Эта книга, направленная против царизма и крепостного строя, вызвала гневную реакцию со стороны императрицы Екатерины II. Самого писателя вскоре после выхода книги заключили в Петропавловскую крепость, а затем и вовсе сослали в Сибирь. Ленин ставил Радищева «первым в ряду русских революционеров, вызывающим у русского народа чувство национальной гордости».  Так что же такого революционного могло быть в обычных путевых заметках?

Каждая глава «Путешествия» представляет собой небольшой очерк о жизни российской глубинки. В каждом очерке – яростное и беспощадное раскрытие пороков губительного для России, по мнению Радищева, крепостнического строя. Здесь и описание быта крестьянина, его ежедневного труда, его забот и трудностей, картины эксплуатации человека человеком и  даже рабской продажи.

Радищев заложил основы путевого очерка уже в 18 веке, но в дальнейшем этот жанр не слишком часто использовался русскими писателями. В 19 веке выделяют лишь два по-настоящему стоящих произведения, написанных в этом жанре – это цикл очерков А.С.Пушкина «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» и И.А.Гончарова «Фрегат Паллада». Общим началом этих произведений является отсутствие пиетета перед заграницей, который был так присущ русскому обществу 19 века. В путевых заметках обоих авторов сквозит чувство гордости за Россию, а русских людей они ставят на голову выше любого иностранца. В остальном же циклы очерков значительно разняться. Небывалой лаконичности Пушкина противопоставлена пышность гончаровского слога, который не упускал ни единой детали своего продолжительного путешествия.

В веке 20 выдающимися представителями жанра путевого очерка считают И.Ильфа и Е.Петрова. Вышедшая в 1937 году книга «Одноэтажная Америка» представляет собой целую энциклопедию жизни столь далекого от нашей нации народа. Сюжет повествования довольно прост. Вчетвером (два автора и супружеская пара из Нью-Йорка) путешественники пересекают Америку от Атлантики до Тихого океана и обратно. Замысел корреспондентов «Правды» был далек от напряженной политики двух стран. На страницах книги описывается обычная жизнь американца. По ходу путешествия читатель видит большое количество портретных зарисовок как знаменитых, так и обычных американцев, русских эмигрантов в США. Большое количество пейзажных картинок помогают читателю отчетливо представить, какая она – далекая Америка. Отличной от многих других произведений своего времени книгу делает полное отсутствие идеологических моментов. Здесь отсутствует какая-либо пропаганда сталинского режима. Писатели показали объективную картину жизни в другой стране, без очернения или раболепного восхищения. О многих вещах советский человек впервые узнал именно из их рассказа, например, о паблисити, жизни в кредит и идеологии потребления.

У творчества писателей Ильфа и Петрова было множество последователей. В 1955 году писатель Борис Полевой также совершил поездку по США, итогом которой стала его книга «Американские дневники». В 1969 году уже другие корреспонденты «Правды» - Б.Стрельников и И.Шатуновский – повторили маршрут Ильфа и Петрова с целью сравнить Америку 30-х и 70-х. Путевые записки журналистов стали основой их книги «Америка справа и слева». А в 2008 году российские журналист Владимир Познер и телеведущий Иван Ургант  выпустили фильм «Одноэтажная Америка», который рассказывал об их совместной поездке по следам легендарных писателей.

Информация о работе Образ Великобритании в книге Всеволода Овчинникова «Корни дуба»