Образ Великобритании в книге Всеволода Овчинникова «Корни дуба»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в нашей работе является творчество журналиста-международника очеркиста Всеволода Овчинникова. В данной работе мы рассмотрим особенности отечественной журналистики периода 70-80х годов, историю становления жанра очерка и основные черты его разновидности – путевого очерка.
Предмет исследования – книга Всеволода Овчинникова «Корни дуба».
Особый интерес в нашем исследовании представляет именно жанр очерка, принадлежащий к художественно-публицистической группе жанров. Этот род журналистских текстов является своеобразным синтезом двух основных начал – факта и образа.

Содержание

Вступление……………………………………………………………………………………………………..2
Глава 1. 80е годы 20 века: журналистика и журналист………………………………..6
Глава 2. Очерк как художественно-публицистический жанр журналистики
2.1 Очерк в системе художественно-публицистических жанров……….12
2.2 Путевой очерк как разновидность жанра очерка………………………….16
Глава 3. Исследование путевого очерка на примере творчества Всеволода Овчинникова.
3.1Всеволод Овчинников, биография, основные темы творчества…….20
3.2Образ Великобритании в книге «Корни дуба»……………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

Образ Великобритании в тв-ве Овчинникова.docx

— 70.41 Кб (Скачать файл)

Министерство образования РФ

Воронежский государственный университет

Факультет журналистики

Кафедра истории журналистики

 

 

 

 

 

 

Образ Великобритании в книге Всеволода Овчинникова «Корни дуба»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка второго курса первой группы

«Специальность журналистика»

Евсюкова Ирина

Проверила: 
Сергунина Н.А.

 

Воронеж 2011.

Содержание

Вступление……………………………………………………………………………………………………..2

Глава 1. 80е годы 20 века: журналистика и журналист………………………………..6

Глава 2. Очерк как художественно-публицистический жанр журналистики

2.1 Очерк в системе художественно-публицистических  жанров……….12

    1. Путевой очерк как разновидность жанра очерка………………………….16

Глава 3. Исследование путевого очерка на примере творчества Всеволода Овчинникова.

3.1Всеволод Овчинников, биография, основные темы творчества…….20

            3.2Образ Великобритании в книге «Корни дуба»……………………………….24

Заключение……………………………………………………………………………………………………..38

Список литературы………………………………………………………………………………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Объектом исследования в нашей работе является творчество журналиста-международника очеркиста Всеволода Овчинникова.  В данной работе мы рассмотрим особенности отечественной журналистики периода 70-80х годов, историю становления жанра очерка и основные черты его разновидности – путевого очерка.

Предмет исследования – книга Всеволода Овчинникова «Корни дуба».

Особый интерес в нашем исследовании представляет именно жанр очерка, принадлежащий к художественно-публицистической группе жанров. Этот род журналистских текстов является своеобразным синтезом двух основных начал – факта и образа.  Двойная природа этой группы жанров определяет такие особенности очерка как ярко выраженное авторское «я», приемы интимизации, эскизность, документальность, злободневность, типизация героев и ситуаций. А.А.Тертычный называет очерк «наиболее трудной ступенью при восхождении к вершинам журналистского мастерства»1.

Но специфика нашей работы включает в себя анализ не просто очерка, а путевого очерка. Этот подвид жанра очерка считается одним из старейших, ведь его придерживались такие мастера как Пушкин, Радищев, Гончаров. Само название раскрывает суть этого рода произведений – описать дорогу, путь, маршрут, новую местность. Великолепными очеркистами 20 века считаются А.Аграновский, Ю.Смул, В.Песков. Но в центре нашей работы – творчество В.Овчинникова, перу которого посвящены множество очерков о Великобритании, Японии, КНР и множества других стран. В деле повествования о жизни других государств Овчинников во многом был первопроходцем. Его опыт помогал и помогает более поздним поколениям журналистов-международников. Это и обуславливает актуальность нашей работы.

Эмпирическая база работы состоит из книги Всеволода Овчинникова «Корни дуба», учебных пособий по теории журналистики, газетных публикаций и интернет ресурсов. Проведем анализ источников.

Учебные пособия:

  1. А.А.Тертычный «Жанры периодической печати». Это основная литература для теоретической части исследования. При анализе системы жанров журналистике мы опирались на теорию исследователя Тертычного.
  2. Словарь литературоведческих терминов», ред. С.Белокуровой. Использовался при определении всех литературоведческих понятий, а также для исторической справки.
  3. Рамазанова Н.К. «Освещение проблем международной жизни в советской прессе». Книга содержит анализ того, как освещались другие страны в советское время. Активно использовалась в работе как источник оценок, суждений и документальных фактов, не требующих подтверждения их подлинности.
  4. В.В. Кузнецов «История отечественной журналистики (1917-2000)». Использовалась как основной фактический материал для освещения исторического периода, который нас интересует в этой работе.
  5. Панарин И. Н., Панарина Л.Г. «Информационная война и мир». Глава «СМИ и информационная война» дает исчерпывающую характеристику психологии работы журналиста в другой стране.
  6. Д.Л.Стровский. «История отечественной журналистики новейшего периода». Использовалась как дополнительный материал для характеристики выбранного периода истории журналистики.

Также в работе использовались интернет-ресурсы для быстрого получения необходимой справки.

  1. ru.wikipedia.org – «Википедия». Данный ресурс располагает обширным материал по самым различным сферам.
  2. www.library.cjes.ru – «Библиотека центра экстремальной журналистики». На этом сайте собраны самые различные пособия по теории и практики журналистики. Активно использовался в процессе сбора материала для теоретической части работы.
  3. www.rg.ru – Официальный сайт «Российской газеты». Здесь представлен архив публикаций Всеволода Овчинникова и его биография.

Структура работы:

  1. 80е годы 20 века: журналистика и журналист. - Характеристика отечественной журналистики периода 70-80х годов.

      2. Очерк как художественно-публицистический жанр журналистики

2.1 Очерк в системе художественно-публицистических жанров – Рассмотрение теории системы жанров А.А.Тертычного, особенности художественно-публицистических жанров, особенности жанра очерка и историю его развития в России.

2.2 Путевой очерк как разновидность жанра очерка – Рассмотрение теории путевого очерка, особенностей его написания и путь становление этого жанра в отечественной публицистике.

     3. Исследование путевого очерка на примере творчества Всеволода Овчинникова.

3.1 Всеволод Овчинников, биография, основные темы творчества. – Исследование творческого и жизненного пути Всеволода Овчинникова, рассмотрение основных его произведений.

3.2 Образ Великобритании в книге «Корни дуба». – Анализ цикла путевых очерков Всеволода Овчинникова и составление целостного образа Великобритании.

       Глава 1. 80-е годы XX века: журналистика и журналист.

Журналистика ХХ века традиционно делится на 8 этапов. Рассматриваемый нами период – 80е годы – захватывает сразу два из них. Переломным моментом, как в истории страны, так и в истории журналистики советского времени стал апрель 1985 года, когда пришедший к власти М.С.Горбачев полностью поменял курс дальнейшего  развития страны. Поэтому экскурс в историю интересующего нас периода следует также разделять на этапы «до» и «после».

Журналистика доперестроечного периода носила исключительно пропагандистский характер. Сам за себя говорит тот факт, что ЦК КПСС признал советских журналистов главными «подручными» партии. Такое лестное заявление было сделано в честь создания в 1959 году Союза журналистов СССР. С конца 60-х и до середины 80-х годов произошло лишь четыре съезда Союза, которые «уходили от тех реалий жизни, которые оставались вне поля зрения средств массовой информации и способствовали бурному расцвету застойных явлений»2.

Особое внимание предавалось роли победы СССР в Великой Отечественной войне, все даты связанные с ходом войны чрезмерно широко освещались во всех СМИ. Неизменным было преувеличение роли сначала Н. Хрущева, а затем Л.Брежнева в достижении побед на фронтах ВОВ. Иными словами, создавая идеальную картину жизни в стране, журналисты умалчивали лишь о трагических и спорных моментах ее истории.

Интересно также освещение средствами массовой информации интернациональной миссии советских войск в Афганистане. Со страниц газет народ узнавал о славной миссии помощи братскому народу. Телевидение показывало захватывающие репортажи Александра Каверзнева из Афганистана. Информация о том, что на самом деле советские солдаты ввязались в вооруженную борьбу с моджахедами, попросту не предоставлялась.

СМИ держали в сознании граждан картину спокойной жизни в стране. Как пишет исследователь Стровский: «В конце 70-х – середине 80-х гг. в советской журналистике утверждаются помпезность, лжепафос, безудержное славословие, явное стремление выдать желаемое за действительное, уход от реальных проблем, выдвигаемых жизнью».

Период до 70-80х годов ознаменовался также небывалым ростом количества изданий и их тиражей. Появилось большое количество совершенно новых изданий с различной тематикой. Историк журналистики Р.О.Овсепян приводит  такие статистические данные. «В 1985 г. «Огонек» имел тираж 1,5 млн. экз., в 1990 – 4 млн., «Новый мир» – 425 тыс. и 2,7 млн., «Знамя» –177 тыс. и 900 тыс. экз. Самые крупные тиражи по-прежнему были у журналов «Работница» (20,5 млн.), «Крестьянка» (20,3 млн.), «Здоровье» (25,5 млн. экз.)».3

Такой рост печатной публицистики приблизил страну к позиции самой читающей страны мира. К 1985 году по показателю количества газет на каждую тысячу человек СССР опережала только Япония.

К концу 70х – начал 80х годов еще больше возросла роль ТАСС. За счет государственных ассигнований произошло его полное техническое переоснащение, расширилась сеть корреспондентов. Собственные корреспонденты теперь работали более чем в 100 странах мира.

Несмотря на изменение количества печатных СМИ в Союзе, темы, которые освещались на их страницах, оставались незыблемыми. По-прежнему, журналисты и писатели стремились воспитать в своих читателях патриотизм, честность, порядочность. Возросла роль такого художественно-публицистического жанра как очерк. И хоть журналистика того периода не могла похвастаться острой социальной критикой, стремлением адекватно отражать противоречивые процессы, происходившие в стране, она все же оставалась яркой и гражданственной. Среди публицистов, затрагивающих наиболее значимые общественные темы в своих очерках, можно выделить А.Аграновского,  Г.Бочарова, В.Пескова, Ю.Черниченко, С.Смирнова.

Но не поднимать неприятные темы, волнующие всю страну, было невозможно. И хоть роль самиздата и «тамиздата» (русской прессы за границей) в эти годы слегка убавилась, цензуре в СССР по-прежнему доставало работы. Огонь критики на себя принимает журнал «Новый мир», охотно публиковавший произведения неугодных власти Солженицына и Твардовского. Журнал сокращался, изымался с продажи, подвергался жесткому давлению, но все существовал. Именно там была напечатана повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича», вызвавшая широкий общественный резонанс.

Описывая состояние СМИ в этот период, нельзя не затронуть активно развивающиеся телевидение и радио. К 1985 году сетка радиовещания охватывала всю страну, а телевизоры в своих домах имели около 90% населения. В 1981 году страна отметила полувековой юбилей телевизионному вещанию. За это время телевидение стало цветным, круглосуточным и повсеместным. 1982 год Союз начал с общесоюзной программы, которая соединяла в себе информационную, общественно-политическую, культурно-образовательную, художественную и спортивную тематики и охватывала более 230 млн. человек.

Апрель 1985 года стал переломным историческим рубежом для страны в целом и для отечественной журналистики в частности. Курс на обновленный социализм и его более либеральным отношением к СМИ поднял интерес народа к публицистике. Перестройка подключила все средства массовой информации к пропаганде нового курса. Освещались все мельчайшие события, связанные с ускорением НТП, реконструкции производства, программы борьбы с дефицитом товаров народного потребления. Акцент делается на том, чтобы привесь каждого читателя к процессу построения «нового социализма». «Правда» публикует читательские письма с предложениями по поводу дальнейшего развития страны, оценками заявлений власти и даже поправками к программе и уставу КПСС.

Главной чертой журналистики периода перестройки является ее полемичность. Один за другим появляются сборники публицистики «Если по совести…», «Перестройка в зеркале прессы» и другие. Можно сказать, что после 70 лет молчания журналистам впервые разрешили говорить. Отсюда значительно повысился авторитет СМИ. В 1989 г. газетно-журнальный мир страны насчитывал 8800 газет, разовый тираж которых составлял 230 млн. экз., и 1629 журналов тиражом свыше 220 млн. экз.[2] Через год тиражи газет возросли на 4,6%, а журналов – на 4,3%[3].4

Более того, наконец, стала решаться организаторская функция журналистики. Благодаря выступлениям видных публицистов того времени и откликам читателей удалось отклонить проект строительства Нижнеобской ГЭС. Строительство могло привести к затоплению сотни тысяч  квадратных километров территории. В целом помощь в решении острых социальных и экологических проблем – это еще одна важная страница журналистики периода перестройки. Но даже в это время использование СМИ в качестве главных органов пропаганды не прекращалось. Об этом, прежде всего, говорит постановление ЦК КПСС «О газете «Правда», которое было принято на апрельском съезде 1990 года. «Будучи главной трибуной партии, – особо подчеркивалось в этом постановлении, – «Правда» призвана сосредоточить внимание на ключевых направлениях реализации политики КПСС», а журналист-коммунист, на каком бы участке не работал, должен быть «активным, думающим бойцом партии». А уже в июне был предпринят качественно новый шаг – принят первый в истории страны «Закон о печати и других средствах массовой информации».

Но даже новые тенденции в журналистике конца 80-х годов не изменяли самой структуры получения и обработки оперативной информации. Основным каналом обмена информацией и главным пропагандистским органом правящей партии по-прежнему оставался незыблемый ТАСС, что не могло не влиять на саму суть работы журналистов. Альтернативные информационные агентства начали появляться лишь ближе к распаду СССР – в 1992 году.

Информация о работе Образ Великобритании в книге Всеволода Овчинникова «Корни дуба»