Образ Великобритании в книге Всеволода Овчинникова «Корни дуба»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в нашей работе является творчество журналиста-международника очеркиста Всеволода Овчинникова. В данной работе мы рассмотрим особенности отечественной журналистики периода 70-80х годов, историю становления жанра очерка и основные черты его разновидности – путевого очерка.
Предмет исследования – книга Всеволода Овчинникова «Корни дуба».
Особый интерес в нашем исследовании представляет именно жанр очерка, принадлежащий к художественно-публицистической группе жанров. Этот род журналистских текстов является своеобразным синтезом двух основных начал – факта и образа.

Содержание

Вступление……………………………………………………………………………………………………..2
Глава 1. 80е годы 20 века: журналистика и журналист………………………………..6
Глава 2. Очерк как художественно-публицистический жанр журналистики
2.1 Очерк в системе художественно-публицистических жанров……….12
2.2 Путевой очерк как разновидность жанра очерка………………………….16
Глава 3. Исследование путевого очерка на примере творчества Всеволода Овчинникова.
3.1Всеволод Овчинников, биография, основные темы творчества…….20
3.2Образ Великобритании в книге «Корни дуба»……………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

Образ Великобритании в тв-ве Овчинникова.docx

— 70.41 Кб (Скачать файл)

А первое местное общество по защите детей от побоев было открыто в здании бывшего приюта для безумных собак. Любимой темой обсуждения в любом английском обществе – это проблема жестокого обращения с животными, в то время как по отношению к воспитанию детей среди английских матерей бытует мнение, что «пожалеть розгу – испортить ребенка». Сдержанные во всем, англичане не изменяют своему характеру даже в обращении с собственными детьми. Основа воспитания – фраза «Behave yourself!» - «Возьми себя в руки!». Неудивительно, что повзрослев, англичанин так и держит себя в ежовых рукавицах. Чем раньше ребенок станет независимым, тем проще ему будет в жизни, - справедливо помогает мама и отправляет любимое чадо в школу-интернат. Такие школы – а вернее их выпускники – это целое явление в Англии, длительность которого измеряется веками. Выпускники Итона,  Винчестера, Регби, Харроу – это будущие члены парламента, министры, лорды и верховные судьи. Словом, элитная каста, доступ к которой строго ограничен.

«Джентльмены — один пенс; мужчины — бесплатно»

Пробки в Лондоне – городе с населением 8 миллионов человек – дело обычное. Но очереди из блестящих роллс-ройсов возле Виндзора возникают лишь в одно время. Вот уже третий век в начале лета проходят королевские скачки в Эскоте. Море атласных шляпок, кремовых платьев и галстуков пахнет конским потом, клубникой со сливками, шампанским и деньгами. В королевской ложе, как и два века назад сидит королева, вокруг – ее свита, остальные места – богатые вельможи. В Англии не меняется не только форма правления, но миросознание людей.  В 21 веке Великобритания так и не избавилась от социальной дифференциации, хоть официально она больше не существует, по факту народ все еще делится на «знать и челядь». «Английская элита рассматривает себя как породистый класс, который под воздействием таких факторов, как наследственность, традиции, воспитание, лучше других подготовлен для управления страной; как особый сорт людей, специально предназначенный стоять у кормила власти. Устойчивость британского истеблишмента в значительной степени умножается тем, что многие представители других классов инстинктивно разделяют подобную точку зрения».

Глава «Маршрут золоченой кареты» открывает серию очерков о политическом устройстве Великобритании. Главный вопрос обсуждения в этой теме – это, конечно же, место королеве в этой системе. Всякий парламентский акт должен получить (правда, теперь заочно) королевскую санкцию и доныне неизменно начинается словами: «Да станет законом, изданным ее величеством королевой по совету и при согласии лордов духовных и светских, а также палаты общин в период созыва нынешнего парламента…»  Но фактически королева и вообще поддержание монархии в стране давно уже стали еще одной достопримечательностью Лондона. «С 1707 года не было случая, чтобы билль, принятый парламентом, не смог стать законом из-за того, что ему было отказано в королевской санкции. С 1783 года не было случая, чтобы монарх сместил премьер-министра», - подтверждает эту мысль Овчинников. Золоченая карета и старые как мир ритуалы, например, отчет премьер-министра перед королевой каждый вторник, нужны не только для галочки. Они несут в себе мощную идеологическую нагрузку, поддерживают патриотизм англичан, апеллируют  к их врожденной любви к истории своей страны. Существование королевы, которая правит, но царствует, также способствует укоренению чувства незыблемости государственных устоев, смирению перед настоящей властью, которая существует не для элиты, как королева, а для народа.

Таким же постоянным институтом, как королевская власть, является английский парламент, состоящий из палаты лордов и палаты общин. Овчинников сравнивает палату лордов со стоянкой для отслуживших свой срок дорогих автомобилей. Если количество членов палаты общин – основного законодательного органа Великобритании – строго держится в рамках 635 человек, то наполняемость палаты лордов всегда разная. В нее приходят бывшие «звезды» политики, спорта, искусств, чтобы не затеряться в общей массе, а остаться «элитой».  Не менее половины из них – наследственные пэры, гордо несущие свой флаг голубой крови десятилетиями. Остальные же – крупные бизнесмены, вышедшие когда-то из народа и сумевшие разбогатеть. Вспомогательный орган в руках противников социального прогресса – так определяют роль палаты лордов.

Немалое количество различных институтов власти превращает само ведение политики Англии в своеобразный спорт. Плюрализм – слово, неизвестное английским политикам. Издавна за право выдвигать и проводить законы борются две команды. Когда-то это были тори и виги, сегодня они носят название консерваторов и лейбористов, но суть остается та же. Так обрисовывает законодательный процесс в английском парламенте Всеволод Овчинников. «В своем нынешнем виде палата общин столь же приспособлена к двухпартийной системе, как футбольное поле для двух команд. Их основные составы — непосредственные участники матча — сидят друг перед другом на передних скамьях, тогда как всем остальным приходится довольствоваться участью запасных игроков, тщетно дожидающихся возможности ударить по мячу». Смена власти в Лондоне – победа одной из партий – напоминает государственный переворот, но только на смену танкам там пришли…грузовики. Ведь когда меняется партия власти, меняется и премьер-министр, что всего лишь означает смену временного жителя дома 10 на Даунинг-стрит – дома. Переезд премьер-министра именно в день, когда оглашены результаты выборов, - это еще одна традиция, еще одна церемония английской парламентарной монархии.

Власть в Великобритании имеет два крыла: с одной стороны, это стареющая королева, престарелые пэры и старая как мир монархия, с другой – стремящийся к демократизации парламент, который, по сути, является единственным реальным источников власти. Так зачем же они друг другу? Британские журналист Дэвид Фрост и писатель Энтони Джей дают исчерпывающий, на наш взгляд ответ на этот вопрос.

«Если присмотреться внимательнее, становится очевидным, кто управляет страной. Это верхушка гражданской службы. Они делают вид, будто являются лишь старшими клерками, администрацией, смиренно и безымянно выполняющей приказы, проводящей в жизнь решения, принятые другими. Они действительно безымянны — они не подотчетны общественности. Возможно, они и вправду смиренны. Но, так или иначе, они и есть наше правительство. Ибо сама система построена так, что именно они принимают решения по долгосрочным проблемам и определяют политику на будущее, даже если под документом стоит подпись политика, а на телевизионном экране появляется его улыбка.

Возникает вопрос: если государством управляют чиновники, чем же тогда занимаются политические деятели? Подобную деятельность вряд ли можно назвать искусством управления, скорее искусством рекламы. Да, политики занимаются именно этим. Они служат рекламными агентами нашего подлинного скрытого правительства — чиновничества»

За размышлениями о непростом, как кажется на первый взгляд, политическом устройстве Великобритании Всеволод Овчинников подходит к вписыванию ее в международный контекст.

«Туман над Ла-Маншем – континент изолирован».

Говорят, что в каждой шутке есть только доля шутки. Вот и в этой известной насмешке англичан над самими собой раскрывается еще одна черта этого народа – самодостаточность, граничащая с горделивым презрением остального мира. Для англичан слово «континентальный», которое в нашем языке употребляется разве что только со словом «климат», имеет особое значение. Оно означает все чужое, не такое, худшее, чем дома. Великобритания любит противопоставлять себя континенты. Все, что за Ла-Маншем, для них непозволительно неумеренно, неспокойно, даже не цивилизованно. Давно известен тот факт, что англичане с неохотой учат иностранный язык, потому как считают это ненужным занятием, ведь все говорят на английском! В доказательство этому Овчинников приводит забавный разговор с британцем.

« Восьмой год подряд езжу отдыхать в Португалию, каждый раз покупаю сигары в одном и том же киоске в Лиссабоне — и, представьте, этот торговец до сих пор не удосужился выучить ни слова по-английски…»

  Обвинять британцев в таком холодном отношении к другим нациям неправильно. Натуру островитянина не преодолеть. Тем более что Англия не привыкла считаться с другими народами, которые можно попросту подмять под себя. Так в главе «Исключение из правил» Овчинников рассказывает печальную историю Ирландии, части Соединенного королевства.

«Если не считать моря и неба, в портрете Ирландии преобладают две краски: свежесть травы спорит с сединой камня», - пишет Овчинников. В Ирландии практически все сохранило свою историческую первозданность, даже люди. В отношении к своим колониям англичан трудно назвать вежливыми джентльменами, скорее – жестокими завоевателями. А Ирландия стала первой британской колонией. Во времена Генриха II был даже составлен специальный акт «Статут Килкенни», который, по сути, легализовывал апартеид во всех его формах. Ирландцам запрещалось селиться за дозволенной чертой, вступать в браки  англичанами и даже разговаривать на своем родном языке. Термин «плантация», ставшим на долгое время символом рабовладельческого строя, начал использоваться именно на ирландских землях. Душащие запреты и поборы, невозможность создания любых внешнеэкономических связей, голод, начавшийся в 40-х годах 19 века, приводили к нескончаемым потокам эмигрантов. Даже сейчас, спустя столько лет, население Ирландии превышает и трети населения Англии. Вот откуда столько голого камня на бескрайних изумрудных ирландских полях – это оставленные когда-то жилища, к которым никто так и не возвратился.

«Писать книгу об Англии и англичанах без главы, посвященной Ирландии, — значит пропустить фазу в английской социальной и политической истории, которая проливает много света на английский характер.

Англичанин должен управлять, должен управлять один, не допуская, чтобы какая-то низшая раса посягала на его главенство, причем все расы для него считаются низшими. Полная невосприимчивость, полная слепота ко всем другим качествам, кроме собственных; холодное упрямство и полная неспособность изменить свои методы или приспособиться к другому темпераменту — все это разительно бросается в глаза в отношениях Англии с Ирландией», - пишет Прайс Кольер (США).

«Разъединенное королевство»

Говоря в целом о Великобритании многие иностранцы, прежде всего, имеют в виду именно Англию, но такое отождествление нельзя назвать верным. Если быть точным, Англия – это лишь часть Великобритании, в которую также входят Шотландия и Уэльс. Если включить в этот список еще и Северную Ирландию получим Соединенное Королевство. Люди, о которых говорит в своей книге Всеволод Овчинников – это англичане, граждане, а вернее подданные, Англии. Иностранцу эта разница кажется совсем незначительной, но назови ты шотландца англичанином, будучи в Эдинбурге, тебя посчитают грубияном. Здесь играет не только горделивая чопорность англичан, но и гордость шотландцев, уэльсцев и ирландцев, которые все же считают себя жителями относительно независимых государств. И эта относительность очень важна для каждого народа. Выражение «английский парламент» также режет ухо шотландцу, как и «русская пятилетка» нам. И хоть «Юнион Джек» - государственный флаг Великобритании - и объединяет все британские государственные единицы, каждая из них – индивидуальность. Межнациональная рознь – не новость для Британии. По сей день на стенах домов в Уэльсе можно увидеть свежие надписи «Англичане убирайтесь домой!». А в обеих палатах парламента время от времени возникают бурные обсуждение проблемы национальных волнений в Дублине или Глазго. Подводя итог этому щепетильному вопросу, Всеволод Овчинников пишет: «Итак, не будем забывать, что на Британских островах обитает не один, а четыре народа, что, кроме англичан, там есть шотландцы, ирландцы и уэльсцы, национальное самосознание которых весьма обострено. Так что, оказавшись на родине Роберта Бернса, не следует называть его своим любимым английским поэтом или, опустившись в шахту Южного Уэльса, выражать радость по поводу встречи с английскими горняками…»

В завершающей главе «Джон Булль: слагаемые и сумма» Всеволод Овчинников подводит итог своим размышлениям об Англии и англичанах и выявляет основные черты этого уникального народа.

- щепетильность. Особое умение  уважать человеческую личность, оберегать человеческое достоинство, как свое, так и чужое.

- сдержанность. Некоторая холодность  и замкнутость англичанина связана  совсем не с отсутствием приветливости  и участия. Основное их правило  – не быть назойливым, не нарушать  границы чужого привата.

- уравновешенность, уживчивый характер. Англичане не считают нужным  тратить энергию на любые споры  и ссоры. Потерять самообладание  в какой-либо ситуации – неприемлемо  для всегда спокойного жителя  туманного Альбиона.

- бережливость. Это качество распространяется  на абсолютно все сферы существования  англичанина. Они бережны как  по отношению к чужой частной  жизни, так и к продуктам в  своем холодильнике.

- природная флегматичность. Недемонстративность и некоторая нечувствительность англичан – черта врожденная. Даже понятие «друг» в этой стране чаще всего означает лишь «знакомый». Бурное проявление чувств вряд ли свойственно этой нации.

- скептицизм. Жизнь англичанин  воспринимает такой, как она есть, и великолепно умеет отключаться  от проблемы, даже если минуту  назад она вызывала у них  самые бурные эмоции. Это одновременно  делает его в высшей степени  оптимистом и становится источником  его слабости, ведь такая позиция  ведет к самообману.

- консерватизм. В Англии это  слово не несет в себе ни  малейшего негативного оттенка. Консерватизм означает уважительное  отношения к истории, к установившимся  порядкам, традициям. Это то, что  поддерживает спокойное течение  жизни – идеальное состояние  для англичан.

- тяга к «золотой середине». По мысли Овчинникова, англичанин  во всем стремиться отойти  от крайности. Это касается как  их одежды, так и их конституции. Во всем серость, посредственность  – лучший трамплин для творчества.

- характер кельтов. Хоть сегодняшнего  англичанина трудно поставить  рядом с его прапредком –  кельтом, какие-то отголоски этого  необузданного характера остались, хотя в большей степени кельтские начала сохранились все-таки в ирландцах: «склонность ставить интуицию выше разума, умышленно скрывать дымкой неопределенности четкую грань между сознательным и бессознательным».

- любовь к земле. Спокойный, размеренный  садовод, суетящийся над кустом  дикой розы – вот англичанин  дома.

- честность и порядочность, воспитанная  на идеалах рыцарства. Многие  классические черты благородных  рыцарей нашли свое отражение  в сегодняшнем понимании англичан  спорта.

Заключение

В нашей работе мы рассмотрели жанр путевого очерка, основываясь на книге Всеволода Владимировича Овчинникова «Корни дуба». У автора есть свои особенности написания очерка: точность к деталям, обращение к истории, использование художественных средств для создания полноценного образа, использование говорящих «картинок»  и «звучащих голосов», опора на плюрализм мнений, апеллирование историческими фактами. Прожив в Великобритании четыре года, Овчинников оставался журналистом в любое время: придя на обед к другу и на приеме у королевы, в рабочей поездке и переходя дорогу. Именно это позволило ему собрать огромное количество фактического материала, на основе которого он создал сложный и целостный образ целой страны.

Информация о работе Образ Великобритании в книге Всеволода Овчинникова «Корни дуба»