История публицистики Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 21:38, реферат

Краткое описание

Зачатки коммуникации можно увидеть еще в первобытнообщинном обществе, задолго до появления письменности. Публицистика – своеобразная ступень между журналистикой и литературой, высший вид журналистики – зародилась в Древней Греции, вместе с публикой, которая умела самостоятельно мыслить и нуждалась в обсуждении насущных проблем общества и власти.

Содержание

. Введение. Краткий очерк развития зарубежной журналистики с древнейших времен до XV века. …..…………………………………………стр. 3
2.Возникновение и развитие СМИ Великобритании ………………….стр. 7
3.Журналистика Франции……………………………………………....стр. 12
4.История публицистики Германии……………………………………стр. 16
4.Краткая история развития журналистики Италии и Испании……...стр. 34
5.Возникновение СМИ в Португалии………………………………….стр. 43
6.История публицистики стран Северной Европы……………………стр. 48
7. Список литературы…………………………………………………...стр. 57

Вложенные файлы: 1 файл

История публицистики Западной Европы.docx

— 122.42 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА. ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет физической культуры

и спорта»

 

 

 

Факультет заочного и дистанционного образования

 Кафедра «Связи с  общественностью»

 

 

Реферат

 по дисциплине «История публицистики зарубежья»

 

 

 

История публицистики Западной Европы

 

 

                                                                                          Выполнили:

                                                                                          студенты 1курса

                                                                                          2 группы

                                                                                          Борскис А.Н

                                                                                  Ибрагимов Р.Х

                                                                                  Нарчук В.Г

                                                                                  Храмцов Д.В

 

 

                                                                                                Научный руководитель:

                                                                                                к.ф.н., ст. пр.

                                                                   Елкина Мария

                                                                   Владимировна

 

 

 

 

ОМСК-2012

Оглавление:

1. Введение. Краткий очерк развития зарубежной журналистики с древнейших времен до XV века. …..…………………………………………стр. 3

2.Возникновение и развитие СМИ Великобритании ………………….стр. 7

3.Журналистика Франции……………………………………………....стр. 12

4.История публицистики Германии……………………………………стр. 16

4.Краткая история развития  журналистики Италии и Испании……...стр. 34

5.Возникновение СМИ в Португалии………………………………….стр. 43

6.История публицистики стран Северной Европы……………………стр. 48

7. Список литературы…………………………………………………...стр. 57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткий очерк развития зарубежной журналистики с древнейших времен до XV века.

Зачатки коммуникации можно увидеть еще в первобытнообщинном обществе, задолго до появления письменности. Публицистика – своеобразная ступень между журналистикой и литературой, высший вид журналистики – зародилась в Древней Греции, вместе с публикой, которая умела самостоятельно мыслить и нуждалась в обсуждении насущных проблем общества и власти.

В античном мире появились и элементы пропаганды. В Средневековье термин пропаганда носил религиозный характер. Пропагандой называлось обращение в веру, и латинские христианские миссионеры именовались пропагандистами.

Использование письменности было одним из первых осознанных опытов коммуникации. О письменности мы говорим как о средстве закрепления речевой информации. Становление письменности тесно связано с потребностями формирующихся обществ и государств: нужна была точная фиксация управленческой, хозяйственной, статистической информации, а также записи правовых и религиозных ритуалов и т.д. В обществе, еще не знавшем алфавита, письмо носило предметный, знаковый характер. На разных этапах развития общества и цивилизаций практиковались также пиктограммы, узелковое письмо, логограммы, из которых впоследствии появились иероглифы и клинопись. Первые идеографические системы возникли в IV тысячелетии до Рождества Христова в Египте и Месопотамии. Клинописью пользовались даже те народы, которые использовали иероглифическое письмо. С древнегреческого языка слово иероглифы переводится как «священные письмена», что, безусловно, говорит о сакральном отношении древних людей к письменности.

На базе иероглифов появилась азбука. Первое буквенное письмо (где не было гласных букв) создали финикийцы примерно в середине II тысячелетия до Р.Х. К финикийскому письму восходят все европейские системы письма, в том числе и кириллица, а также еврейское, арабское письмо, письменности Индии, Центральной Азии. Первый же алфавит создали древние греки в IX–VIII веках до Р.Х.

До появления стабильных способов письменной фиксации информации публицистика носила устный характер. В Древней Греции она нашла отражение прежде всего в ораторском искусстве, которое зародилось в V веке до Р.Х. и стало таким же почитаемым, как героический эпос и классическая драма. В греческом пантеоне богов была даже богиня красноречия Пейто. Обучение риторике, ораторскому мастерству являлось высшей ступенью античного образования. Аристотель в труде «Риторика» разделил речи на три вида: совещательные (или политические), судебные и торжественные (эпидиктические). Совещательные речи касались вопросов мира и войны, финансов, торговли, законодательства. Цель судебных речей была обвинить или оправдать. Торжественные речи сводились к похвале или порицанию.

В пантеоне римских богов была Молва (Fama), которую можно назвать богиней информации. Если верить Вергилию, Молва имела сто глаз и сто ушей, она никогда не спала, все видела и разглашала как правду, так и ложь.

В Риме появляется и прообраз газеты. В 59 году до Р.Х. по указанию Цезаря на глиняных дощечках стали выходить «Acta diurna senatus ас populi» («Ежедневные протоколы сената и римского народа»), которые со временем разделились на два направления. В «Acta senatus», которые вывешивались в здании форума, сообщалось о выступлениях в сенате. Это был прообраз элитарной, качественной газеты. «Acta diurna populi romani» выставлялись на площадях, базарах. Там говорилось о городских новостях. С газеты снимали копии, значит, можно говорить о ее тираже. «Acta diurna» отличались лаконичностью и доступностью и явились прообразом современной массовой газеты. Люди, которые собирали материалы для «Acta diurna», предшественники современных репортеров, назывались диурналистами. Отсюда этимология слова «журналист».

Падение Римской империи в 476 году надолго прервало поступательное развитие журналистики. Объем публицистического творчества резко уменьшился по сравнению с античными временами: во-первых, произошло сокращение грамотной аудитории, во-вторых, светская публицистика почти целиком вытесняется религиозной, христианской. В IV веке христианство становится государственной религией. Развитие христианской публицистики идет, как и в I–III веках, по двум важнейшим направлениям: устному и письменному.

В средние века очагами грамотности, культуры, информации были монастыри. Там для грамотных людей переписывали книги, а для неграмотных (homo idioticus – человек неграмотный) расписывали стены церквей на библейские сюжеты, чтобы можно было, не читая, знать Священное Писание. При монастырях существовали школы, колледжи и ордена, созданные первоначально для изучения, перевода и переписки Библии. На их базе со временем появились первые университеты (в Болонье – Италия, Оксфорде и Кембридже – Англия, Саламанке – Испания, Коимбре – Португалия, Париже – Франция).

Вместе с распространением грамотности появляется цензура. Ярким ее проявлением стала инквизиция. В 1233 году папа Иннокентий III издал соответствующую буллу. Наивысшего расцвета инквизиция достигла в Испании во второй половине XV века, когда папа Сикст IV в 1482 году учредил должность великого инквизитора и назначил на нее монаха Томасо Торквемаду (1420–1498), который на века прославился жестокостью. Торквемада разработал общие правила инквизиции, согласно которым строжайшей цензуре подвергались все книги, картины, эстампы, медали – вся печатная продукция. Был утвержден Index Librorum – список запрещенных книг, за хранение и чтение которых, равно как и за другие ослушания, устанавливалась казнь – как правило, на костре. За годы своего инквизиторства Торквемада сжег 11272 человека живьем, 7636 человек – фигурально, после смерти. В 1490 году на университетской площади в Саламанке им было сожжено за один день шесть тысяч книг. Инквизиция задушила свободомыслие в Испании, отодвинув страну на столетия назад. Официально инквизиция была отменена там только в 1834 году.

Публици́стика (от лат. publicus — общественный) — род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни и общества; играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни. Можно сказать, что публицистика относится к науке об обществе и государстве, как и технология к естествоведению: она черпает из науки обобщения и обращает их в наставления. Популяризует ли публицист выводы науки или сообщает результаты своего исследования, он делает это не для обучения, а для поучения, не для сообщения знаний, а для воздействия на ту политическую силу, которая называется общественным мнением. Поэтому в область публицистики входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в направлении текущей жизни; таким может явиться в данный момент и чисто теоретический вопрос, имеющий, при другой комбинации обстоятельств, исключительно научное значение.

Несомненно, однако, что публицистика в современной её форме есть создание новой истории, всё течение которой — начиная с предвестников реформации — ознаменовано мощным развитием публицистики, которой принадлежало видное участие в возбуждении и организации самых важных общественных движений. Роль публицистики в современной жизни громадна. Даже в тех случаях, когда она идёт за общественным мнением, она влияет на него, давая ему определённое выражение и модифицируя его в ту или иную сторону. Большинство выдающихся политических деятелей Западной Европы начинало и начинает свою деятельность с публицистики, прибегая к её помощи и впоследствии. С чего же начиналась публицистика Западной Европы, какова её история.

 

 

                  Возникновение и развитие СМИ  Великобритании   

Газеты и журналы были первыми средствами массовой информации. Однако, раньше тиражи газет ограничивались возможностями их транспортировки и распространения, неграмотностью населения и цензурой. Но за последние два столетия расширившаяся образовательная система, снятие цензуры, новые технологии печати и небольшой размер Великобритании уничтожили эти трудности и создали независимую систему печатных СМИ.

Рост грамотности после 1870 года обеспечил владельцев газет быстро растущим рынком. Это привело к повышению популярности газет и журналов, которые раньше были доступны только среднему и классу и высшему свету. Печатные издания стали использоваться не только для передачи новостей, информации и общения, но также для развлечения, что неминуемо привело к росту доходов владельцев газет. Новые разновидности печатных изданий стремительно развивались в благодатной атмосфере соперничества в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков, поощряемые развитием рекламы. Собственники печатных изданий также осознали, какую политическую и общественную роль может играть газета или журнал. Общенациональные газеты в Великобритании - это газеты, которые доставляются во все регионы страны в один день, включая выходные. Большинство газет почтальоны доставляют прямо к порогу подписчика. Хорошо развитая внутренняя транспортная и коммуникационная система относительно небольшой страны позволили развиться уникальной национальной системе печатных изданий, в противоположность ситуации, когда огромные размеры и географические черты страны часто являются главными помехами.

Первые британские газеты, которые стали выходить тиражом, достаточным для грамотного населения всей страны, появились в начале восемнадцатого века, а за ними последовали такие газеты, как "The Times" (1785), "Observer" (1791) и "Sunday Times" (1822). Но большинство этих газет были газетами, ориентированными на относительно небольшое образованное население Великобритании, сосредоточенное в основном в Лондоне.

В девятнадцатом веке рост и состав населения определял типы публикуемых газет. Первые общенациональные популярные газеты умышленно печатались по воскресеньям, например "News of the World" (1843) и "People" (1881). Они были дешевыми и были предназначены для растущего грамотного рабочего класса. В 1896 году Альфред Хармсворт начал печать газеты "Daily Mail", которая была рассчитана на низшие слои среднего класса и служила более доступным заменителем "качественных" газет для высшего света. Затем Хармсворт стартовал "Daily Mirror" в 1903 году, которая была предназначена для рабочего класса, весьма популярного рынка. Обе газеты скоро распродавались более чем миллионным тиражом в день.

Начало двадцатого века было эрой газет, выпускаемых массовыми тиражами, и династий владельцев газет, например, Хармсворта и Артура Пеарсона. Между ними было жестокое соперничество за большую долю рынка. "Morning Herald" Пеарсона, которая позже была переименована в "Daily Express", была создана в 1900 году чтобы соперничать с "Daily Mail" за рынок низших слоев среднего класса. Позднее "Daily Express" изменила направление, став в 50-х годах газетой для рабочего класса, чтобы привлечь больше читателей.

"Daily Mirror" стала самой продаваемой общенациональной газетой в начале двадцатого века. Она активно поддерживала партию лейбористов и была специально разработана для быстрого и легкого чтения читателями из рабочего класса, который быстро становился политизированным. "Daily Herald" (1911) также поддерживала партию лейбористов до того, как в 1964 году она поменяла хозяина, была переименована в "Sun" и значительно переменила взгляды на политическую и общественную жизнь страны. Конкуренция между "Sun", "Express" и "Mirror" продолжается и по сей день.

 Разница между  сегодняшним днем и началом  двадцатого века лежит, возможно, в качестве популярных газет. Успех ранней популярной прессы  был частично обязан росту  грамотности населения, частично  истинной жажде знаний и информации, которую испытывал рабочий класс, и частично увеличившейся политической грамотности среди рабочих. Владельцы газет очевидно получили значительные прибыли на таком огромном рынке, но они также обеспечили и потребность. Цена и содержание массовых газет были рассчитаны на низшие слои среднего класса и на рабочий класс. Эта направленность привлекла большое количество рекламодателей, и владельцы газет могли недорого печатать газеты, используя современные методы печати и повсеместную систему распространения. Тираж общенациональных газет значительно возрос в начале двадцатого века, и известно, что к 1920 году в стране ежедневно продавалось около 5,5 миллионов экземпляров газет. К 1973 году эта цифра увеличилась до 17 миллионов. Тираж некоторых газет остался постоянным, в то время как у других он либо увеличился, либо уменьшился в тисках жесткой конкуренции, в результате чего некоторые газеты закрылись. Однако, в Великобритании продается больше газет на душу населения, чем в любой другой стране. Известно, что два человека из трех старше 15 лет читают общенациональную ежедневную газету, и почти три человека из четырех читают воскресную газету. Общенациональные газеты выпускаются тиражом около 14 миллионов экземпляров по будням и около 17 миллионов по воскресеньям, хотя общее количество читателей  гораздо больше, чем предоставленные количества. Общенациональная пресса Великобритании, насчитывающая 11 ежедневных газет и 10 газет, выходящих по воскресеньям, базируется в Лондоне, где находятся и конторы газет, и печатные станки. Суммы тиражей и продаж популярных газет значительно превышают показатели "качественных" конкурентов, как воскресных, так и ежедневных. Качественные газеты дороже популярных и обладают богатыми рекламодателями, что позволяет получать от них прибыли. Популярные газеты печатают меньше рекламы, но расходятся большим тиражом. Общенациональные газеты в 1992 году приняли почти 15% всех денег, затраченных на рекламу в стране. Британскую прессу, которая не зависит в финансовом плане от политических партий, часто обвиняют в соглашательстве и выражении одинаковых взглядов. Но это не так: на самом деле она охватывает различные политические интересы общества. Но газетам и другим печатным изданиям пришлось конкурировать сначала с радио и кино, а позднее и с телевидением.

Информация о работе История публицистики Западной Европы