Искусство Западной Европы XVII-XVIII веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 14:53, доклад

Краткое описание

Последователями великого итальянского художника Микеланджело да Караваджо в Голландии стали художники из Утрехта, старого католического центра. В то время как большая часть Нидерландов приняла новую веру, Утрехт оставался в лоне католической церкви и потому ориентировался на Италию, ее культуру и ис­кусство

Вложенные файлы: 1 файл

Последователями великого итальянского художника Микеланджело да Караваджо в Голландии стали художники из Утрехта.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования  Российской  Федерации 
 

Государственное  образовательное  учреждение  высшего  профессионального  образования

Российский  государственный  гуманитарный университет 
 
 
 
 
 

Доклад

Утрехтские  караваджисты

по  дисциплине

  «Искусство Западной Европы XVII-XVIII веков»   
 
 
 
 
 
 

                                        Выполнила  студентка ФИИ-ИСК-3

                                                                         

 

                                                                                                                               

                                                                         

                                                                                                                              

 

                                                                                                                             

                                                                                                                             

 

                                                                        Москва 2012                
 
 

Последователями великого итальянского художника Микеланджело да Караваджо в Голландии стали художники из Утрехта, старого католического центра. В то время как большая часть Нидерландов приняла новую веру, Утрехт оставался в лоне католической церкви и потому ориентировался на Италию, ее культуру и искусство. Утрехтцами были Г. ван Хонтхорст, X. Тербрюгген, Д. ван Бабюрен, Я. ван Бейлерт и Я. ван Бронкхорст. и выходец из Аммерсфорта М. Стомер. Однако более ярко представлена деятельность утрехтских караваджистов именно тремя лидерами этого направления: Хонтхорстом, Тербрюггеном, Бабюреном Деятельность Караваджо, имела огромное значение для успехов западноевропейской живописи начала XVII века. В его произведениях, даже когда они изображали события евангельских легенд, зритель встречал правдивые образы людей из народа. Голландские живописцы почерпнули в творчестве Караваджо и подлинно новаторский художественный язык. Мощная пластика форм, выделение объема за счет контраста света и тени, тенебризм, крупные полуфигуры, выдвинутые на передний план,— таковы основные черты нового типа картины, которому следовали караваджисты.

 Принадлежащие  утрехтским мастерам поясные или поколенные однофигурные композиции либо композиции из нескольких фигур изображают концерты, игру в карты или в кости, кавалеров с бокалом в руке, женщин с музыкальными инструментами. В жанровых образах утрехтских мастеров больше жизнерадостности и оптимизма, нежели в более драматическом искусстве итальянских караваджистов. И не случайно, что наряду с произведениями, близкими к традиционным образцам караваджистской картины и подчас весьма шаблонными, мы встречаем у утрехтских мастеров - в особенности у Тербрюггена - решения действительно творчески оригинальные по самой обрисовке типов, по мягкой красивой живописи, привлекательность которой во многом связана с тем, что вместо поверхностных эффектов ночного освещения мастер использует возможности солнечного света. 

  Утрехтские  живописцы не застали самого  М.Караваджо, приехав в Италию  уже после его смерти. Их наставниками  в данной области оказались  Бартоломео Манфреди (1580-около 1620) и Орацио Джентилески (1563-около 1638), одновременно с которыми и чуть позже работали также Орацио Борджани (1578-1616), Карло Сарачени (1585-около 1620), Массимо Станционе (1585-после 1650), Орацио Риминальди (1594-1631), Маттиа Прети (1613-1699), Орацио Фидани (1610-1656) и другие художники.

 Основателем  этого течения можно считать Хонтхорста. Геррит (или Герард) ван Хонтхорст (1590—1658, работал в Риме, Утрехте, Гааге) формировался как художник у себя на родине, в Утрехте, учился у выдающегося голландского маньериста Абрахама Блумарта (1564—1651); затем, в 1610 году, отправился в Италию и прожил там больше десяти лет. Он не застал в живых Караваджо, но попал в разгар увлечения его искусством. Живопись Хонтхорста пользовалась признанием даже в Риме, а по возвращении в Утрехт он оказал немалое воздействие на своих соотечественников. Вторая половина его творческого пути отмечена некоторым упадком: пользуясь успехом в качестве модного портретиста в светских кругах, Хонтхорст ослабил ту борьбу за новые формы, за оригинальное понимание увиденного, которыми ознаменовалось его творчество в молодости.

  В своих ранних произведениях «Моление о чаше» (ок. 1617) и «Детство Христа» (ок. 1620) Хонтхорст ближе всего к работам зрелого стиля Караваджо. Искренняя взволнованность рассказа, мастерство светотени и композиции и несомненный дар колориста, отличающие эти картины, снискали художнику громкую славу еще в Италии. Там же он получил и прозвище Герардо делла Нотте (т. е. Герард Ночной), отражающее его пристрастие к сценам с искусственным освещением. Свеча или факел у Хонтхорста не только подчеркивают объем и придают неожиданный эффект и остроту композиции, но и сообщают сцене особую интимность.

« Моление о  чаше»

  «Моление о чаше» относится к популярным сюжетам в западноевропейской живописи. Обычно художники при изображении данного сюжета точно следовали евангельскому повествованию и изображали молящегося Христа, и ангела с чашей в руке, троих спящих учеников и вдалеке идущих Иуду и стражу.

 На картине  Хонтхорста на первый план  выдвинуты Христос и ангел.  Учеников и стражу мы почти не замечаем, они скрыты в ночном мраке и их фигуры едва можно различить на заднем плане. Из-за этого же мрака мы не можем разглядеть Гефсиманский сад. Художник выбирает главных персонажей и переносит их как бы на театральную сцену, расставляя акценты на их фигурах, выдвигая предельно близко к картинной плоскости.

  Хонтхорст убирает из рук ангела чашу, а Христа ставит в нетрадиционную позу моления. Здесь Христос выглядит не неистово молящимся, а спокойным. Тело его наклонено вперед, глаза закрыты, лицо не отображает никаких эмоций. Хонтхорст передает человеческую сущность Христа.  Высока степень натурализма. Утрехтским караваджистам было свойственно изображать в своих религиозных картинах простых людей. Поэтому, скорее всего, за образом Христа и ангела стоят живые люди.  Композиция статична, в ней отсутствует какое-либо движение. Иллюзия объема достигается за счет светотеневых моделировок, градации цвета. Христос и ангел даны при интимном искусственном свете, который направлен на них, извне. Это подчеркивает театрализованность действия. Разнообразие фактур передается за счет колорита и прорисовки деталей. Мы можем разглядеть каждое перо на крыльях, структуру волос, изображенных персонажей, можем почувствовать тяжесть ( накидка Христа) или легкость( рубашка ангела) тканей за счет глубины цвета. Цвета мягкие, теплые, практически отсутствуют белила. Самые темные места Хонтхорст выделяет коричневой краской, а самые светлые - охрой. Фактура живописной поверхности гладкая, нельзя различить отдельные мазки.

« Детво Христа» еще одна работа, написанная в Утрехте и сейчас хранящаяся в Эрмитаже. Здесь дана сцена из детства Христа. На картине изображены Христос помогающий своему отцу Иосфиу-плотнику, держа свечу, чтобы осветить кусок дерева над которым работает Иосиф. Здесь свет имеет религиозное иконографическое значение, напоминая нам, что Иисус есть свет миру. Иисус, которому, кажется, восемь или девять лет, в этой сцене, наблюдает с интересом за работой своего отца. 
Два ангела стоят справа от них, но ни Иисус, ни Иосиф, кажется, не замечают  
их присутствия. Христос и плотник( и даже  ангелы) не кажутся нам религиозными персонажами. На первый взгляд, не зная названия картины можно предположить, что это дом простого утрехтского плотника, обучающего своего сына мастерству. Даже ангелы теряют здесь свою божественную сущность. Их крылья скрыты во мраке, а одеяния напоминают простой голландский костюм семнадцатого века.

 Хонтхорст пишет еще несколько картин на религиозные сюжеты. Например, датированная 1617  композиция  «Христос перед первосвященником» ставшая знаменитой уже при жизни художника. Здесь Пламя свечи освещает палец первосвященника, которым тот, чувствуя свою власть и могущество, грозит Сыну Божьему, сопровождая жест наставлениями и упрёками. Христос терпеливо и покорно слушает сановника. Внимание приковано к Христу и первосвященнику, поскольку их лица, руки и одежду освещает единственная свеча. Остальные свидетели этой сцены погружены в полумрак. Двое за креслом первосвященника смотрят со злобой, выражение на их лицах отдаёт цинизмом. Хонтхорст показывает встречу неумной власти и умной покорности, на картине господствуют драма и ирония, хотя глубокая суть события остаётся как бы за скобками. Еще одна картина на религиозную тематику «Поклонение пастухов», которая когда-то висела в картезианской церкви святой Варвары, в Кельне.

  В 1620 году  Хонтхорст возвращается в Утрехт  из Италии и начинает создавать  свои самые известные в последствии, крупные полуфигурные или поколенные изображения,  подражая манере Караваджо. Хонтхорст был мастером театрализованных, сильных по живописной режиссуре мизансцен, драматических либо комедийных. Сохранив присущие итальянскому гению качества ошеломляющей приближённости зрителя к изображению, он сделал это изображение более свободным, естественным. В это время он достигает вершин своего реализма и обогащает голландскую живопись множеством находок, самостоятельных и заимствованных из итальянского искусства. Большинство этих картин посвящены музыкальной тематике.

«Веселая компания» датирована 1623 годом и является отличным примером изображения Хонтхорстом группы лиц, взаимодействующих между особой. Собравшись вокруг стола, фигуры  людей находятся в темной, интимной обстановке, освещенные романтическим мерцанием свечи. На переднем плане молодой «весельчак» в большой шляпе с перьями и с мечом, повернут спиной к зрителю, при этом сохраняя свой профиль. Левой рукой он наливает вино из кувшина в стеклянный бокал Справа от него сидит молодая женщина с пером в волосах, повернутая в три четверти, и кокетливо улыбается. Одной рукой она дотронулась до плеча молодого человека, а другую протянула вперед, указывая на что-то. С другой стороны стола, по центру другая молодая девушка с провокационно открытым плечом. Она смотрит с улыбкой на молодого «весельчака»  и играет на лютне.  Открытые наряды дам, наличие алкоголя указывают на то, что перед нами публичный дом.

 В левой части картины находится натюрморт с предметами-символами. Они часто используются в натюрмортах типа Ванитас. На освещенной свечой раскрытой книге можно разглядеть восемь строк поэмы  
подписанной  "С. Барлаус "на левой странице, аллегорический рисунок, внизу которого подпись Хонтхорста и дата 1623 год.

На третьем плане тускло освещенного помещения в углу стоит улыбающаяся старуха с младенцем. Возможно это мотив присущий аллегориям Северного Возрождения, означающий мимолетность времени и возраста в результате чрезмерного празднества.

Многие исследователи считают, что здесь изображена притча о «Блудном сыне». Паралелль между публичным домом и «Блудным сыном» впервые использовал Лукас ван Лейден. Традициям которого следует Хонтхорст.

  Художник помещает своих героев в темном помещении, освещенном одной свечой. Гиперболический свет подчеркивает определение места на полотне, создавая театральность и драматичность действия в композиции. Применение резких контрастов было присуще Караваджо, но метод светотени Хонтхорста ближе к манере Манфреди. На картине «Концерт» 1615 года художник подчеркивает глубокое выражение бедных музыкантов методом контраста светотени.

Ночные сцена Хонхорста отличаются очевидностью источника света. Темные фигуры окружают центральный источник света, в то время как Манфреди использует тусклое освещение.

« Женщина с гитарой» и «Молодая женщина, играющая на виоле да гамба» демонстрируют взаимосвязь  творчества Хонтхорста с современными культурными тенденциям в целях обращения к нидерландской аудитории. Итальянским примером для  создания этих полотен стал «Лютнист» Караваджо. Но в отличии от Караваджо и других членов утрехтской школы, Хонтхорст изображал в основном   женщин- музыкантов, а не мужчин. Кроме того, его «музыканты» отличаются от других художников Утрехта чувственным тоном и соблазнительным юмором.

«Женщина с гитарой»  и «Молодая женщина, играющая на  виола да гамба» являются  лучшим примером художника   в изображении одиночных портретов  женщин-музыкантов. «Женщина с гитарой» обнажает плечо, в то время как « Молодая женщина играющая  виола да гамба» обнажает грудь из-за низкого декольте. У обеих девушек пестрые наряды, веселые лица, распущенный вид, улыбка и разовые щеки. Даже положение инструментов почти идентичное. Это свидетельствует о том, что изображение музыкантов были популярными среди заказчиков Хонтхорста.

В 1628 Хонтхорст уезжает В Лондон по просьбе Карла I.. Соответственно с выдвинутыми перед ним новыми задачами стиль его поворачивает к классицизму, прежде тёплый колорит становится «металлическим», как бы отражая атмосферу придворной жизни.

 Более яркий национальный характер носит творчество другого крупного представителя утрехтских караваджистов — Хендрика Тербрюггена  (1588—1629). Всю свою юность (1604—1616) художник провел в Италии, но, несмотря на это, сумел сохранить яркую самобытность таланта. На его творчестве лежит печать глубокой внутренней родственности основным стремлениям Караваджо, ему свойственны поиски, оригинальность, он многогранен и в то же время имеет свой художественный почерк.

Информация о работе Искусство Западной Европы XVII-XVIII веков