История публицистики Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 21:38, реферат

Краткое описание

Зачатки коммуникации можно увидеть еще в первобытнообщинном обществе, задолго до появления письменности. Публицистика – своеобразная ступень между журналистикой и литературой, высший вид журналистики – зародилась в Древней Греции, вместе с публикой, которая умела самостоятельно мыслить и нуждалась в обсуждении насущных проблем общества и власти.

Содержание

. Введение. Краткий очерк развития зарубежной журналистики с древнейших времен до XV века. …..…………………………………………стр. 3
2.Возникновение и развитие СМИ Великобритании ………………….стр. 7
3.Журналистика Франции……………………………………………....стр. 12
4.История публицистики Германии……………………………………стр. 16
4.Краткая история развития журналистики Италии и Испании……...стр. 34
5.Возникновение СМИ в Португалии………………………………….стр. 43
6.История публицистики стран Северной Европы……………………стр. 48
7. Список литературы…………………………………………………...стр. 57

Вложенные файлы: 1 файл

История публицистики Западной Европы.docx

— 122.42 Кб (Скачать файл)

В министерстве народного просвещения и пропаганды были собраны лучшие пропагандистские кадры нацистской Германии, причем штаты министерства постоянно росли. Первоначально в его составе находилось пять отделов: пропаганды, прессы, радиовещания, кино, театра. Спустя два года министерство расширилось до девяти отделов, а в 1942 году включало в себя уже четырнадцать отделов, где работали 1902 сотрудника9.

Органом министерства стала выходившая с 1927 года под редакцией Геббельса нацистская газета Der Angriff («Ангриф» — «Атака»). За пять лет ее тираж увеличился в два раза и составил к ноябрю 1940 года 306 тыс. экземпляров.

Пристальное внимание Геббельс уделял работе Института газетоведения при Берлинском университете имени Фридриха Вильгельма. Институт возглавлял профессор газетоведения и всеобщей публицистики Эмиль Дофифат (1890-1969). Под руководством Дофифата и непосредственным наблюдением Геббельса институт разработал теорию нацистской журналистики, сформулировал законы публицистики и пропаганды.

Так, например, было заявлено, что пропаганда не является научным поучением для интеллектуалов. По словам Геббельса, пропаганда «вечно должна адресоваться только массе». Для ее полного успеха необходимо строго соблюдать законы нацистской пропаганды: умственного упрощения, ограничения материала, вдалбливающего повторения (вплоть до зомбирования масс), субъективности, эмоционального нагнетания.

Законы нацистской пропаганды были тесно взаимосвязаны и для достижения максимального пропагандистского эффекта применялись на практике не выборочно, а совокупно.

По типологическим источникам информации пропаганда делилась на белую, серую и черную. Белая пропаганда отличалась открытостью, ссылалась на официальные источники, использовала исключительно проверенные данные и никогда не маскировала своих целей. Серая пропаганда не всегда точно указывала свои источники информации, умышленно использовала как проверенные, так и непроверенные сведения, подавала факты, вырванные из контекста и, таким образом, потерявшие первоначальный смысл, стремилась навязать свои выводы и мнения. Черная пропаганда всегда скрывала свои настоящие цели, использовала ложные источники информации, сознательно стремилась ввести людей в заблуждение.

Пропаганда в нацистском государстве достигла высокой эффективности и могла не только манипулировать общественным мнением, но и создавать его.

Сотрудники министерства народного просвещения и пропаганды ежедневно устраивали закрытые пресс-конференции, брифинги для германских и иностранных журналистов. Геббельс, нередко проводивший подобные пресс-конференции, дал нацистским журналистам три важные рекомендации:

  1. Врите наглее. Чем чудовищнее ложь, тем быстрее в нее поверят.
  2. Тысячекратно повторенная ложь становится правдой. Скажите человеку тысячу раз, что он свинья, и на тысячу первый раз он встанет на четвереньки и захрюкает.
  3. Чтобы самая чудовищная ложь выглядела правдоподобной, натри четверти этой чудовищной лжи добавьте одну четверть правды.

Во многом благодаря искусному сочетанию лжи с правдой нацисткой пропаганде верили — причем не только немцы, у которых не было иных источников информации, но и многие иностранцы. Геббельс подкупал зарубежных журналистов, аккредитованных в Германии: им выделяли роскошные квартиры, дарили автомобили, возили на экскурсии, предоставляли возможность бывать в самых труднодоступных местах. И хотя далеко не все западные журналисты стали сторонниками политики нацистов, многие оценивали деятельность главарей Третьего рейха очень высоко.

Так, например, вскоре после Мюнхенского сговора10 американский журнал Time назвал Гитлера человеком 1938 года. «Тем, кто следил за заключительными событиями года, — писал журнал в номере от 2 января 1939 года, — представляется более чем вероятным, что человек 1938 года может сделать год 1939-й незабываемым».

Радиовещание в Третьем рейхе.

В 1930-е годы радио было самым распространенным, популярным и доступным средством массовой информации — не только в Германии, но и во всем мире. Придя к власти, нацисты быстро поставили германское радиовещание на службу Третьему рейху. «То, чем пресса была в девятнадцатом веке, радиовещание станет в двадцатом», — говорил Геббельс. Он по праву считал, что устное слово оказывает на людей более сильное воздействие, чем печатное.

Радио превратилось в главное орудие пропаганды человеконенавистнической идеологии. Для централизации радиовещания и контроля над всеми радиостанциями Германии 3 июля 1933 года была создана Палата радиовещания. Вскоре были национализированы все радиостанции.

В то же время нацисты активно развивали пропагандистское радиовещание на зарубежные страны. Оно шло исключительно на коротких волнах. Г. Ф. Вороненкова приводит следующие данные, характеризующие нацистское иновещание: в 1933 году его длительность составляла 45 минут в сутки, в 1937 голу — 47 часов 15 минут. К 1940 году общая продолжительность радиопередач на зарубежные страны выросла до 87 часов, при этом передавалось 240 программ на 31 иностранном языке11.

Исследователь нацистской пропаганды Ю. Я. Орлов сообщает о регулярно применявшейся нацистскими пропагандистами инсценировок различных радионакладок12. Например, прямо во время эфира ведущий мог извиниться перед радиослушателями за то, что из открытого окна доносится лай собаки, и прервать вещание на минуту, чтобы закрыть окно13. Такие накладки способствовали, по замыслу их инициаторов, созданию непринужденной атмосферы в студии и росту доверия радиослушателей к тому, что говорили дикторы.

Развитие германского телевидения.

В 1930-е годы Германия занимала первое место в мире по развитию телевидения. И хотя из-за дороговизны телеприемников оно не могло еще стать средством массовой информации14, Геббельс видел в этом новом виде журналистики еще одно средство пропаганды.

Пробные телепередачи велись из Берлина с апреля 1934 года, а 22 марта 1935 года началось регулярное телевещание по вечерам: сначала три раза в неделю, по понедельникам, средам и субботам, затем, с 1935 года — пятидневное, а с января 1936 года — ежедневное. Как правило, это были звуковые фильмы и музыкальные программы, а также еженедельные выпуски новостей.

Для популяризации телевидения нацисты создали в Берлине сеть так называемых телевизионных театров. Телетеатр представлял собою небольшой зал, рассчитанный на тридцать зрительских мест, и телевизор. Его экран был размером 18 х 22 см, это чуть больше тетрадного листка. Программы передач телетеатров печатались на специальных афишах, и телезрители покупали билеты на ту или иную передачу. Один телесеанс длился час.

Нацистская журналистика и пропаганда в годы

Второй мировой войны.

1 сентября 1939 года нацистская Германия напала на Польшу. Спустя два дня Великобритания и Франция, связанные союзническими договорами с Польшей, объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война, которая длилась шесть лет и закончилась 2 сентября 1945 года.

Готовясь к войне, нацисты создали при генеральном штабе германской армии управление по пропаганде среди войск и населения противника. В 1938 году при каждом армейском корпусе была сформирована рота пропаганды. В 1941 году на советско-германском фронте действовали семнадцать таких подразделений. В каждую роту входило 115 человек, а общая численность войск пропаганды вермахта составляла к середине войны 15 тыс. человек. В состав рот пропаганды входили не только военные журналисты, но и фотографы, кинооператоры, художники, специалисты по радиоустановкам, типографские работники. Личный состав этих подразделений должен был, как правило, владеть языком противника.

С началом войны Геббельс начал проводить пресс-конференции для журналистов два раза в день. Несмотря на доверительный характер этих мероприятий, они, по сути, являлись инструктажами. Представителям прессы раздавали заранее распечатанные циркуляры и секретные инструкции, сообщавшие, о чем и как нужно писать в завтрашний номер. При этом Геббельс цинично заявлял, что в Германии, в отличие от всех остальных воюющих стран, нет предварительной цензуры прессы.

В то же время нацисты способствовали развитию прессы на оккупированных территориях европейских стран и в частности Советского Союза. Например, в 1941-1944 годах на территории Белоруссии издавалось около 100 оккупационных газет. Среди них были и такие «шедевры» пропаганды, как, например, газета-перевертыш «Правда»: она полностью повторяла дизайн главной партийной газеты СССР, но печатала выступления главарей Третьего рейха, сообщала об успехах германских войск и скором поражении Красной армии. Некоторые неискушенные в тонкостях нацистской пропаганды читатели принимали эту газету за настоящую «Правду», отпечатанную в Москве и чудом попавшую в захваченную немцами Белоруссию.

Всего на оккупированных территориях нацисты издавали более трехсот газет — как на русском языке, так и на языках народов СССР. Тираж большинства из них не превышал 5-10 тыс. экземпляров. Кроме того, за годы войны были напечатаны миллионы экземпляров пропагандистских листовок, рассчитанных как на мирных жителей, так и на солдат Красной армии. Тексты листовок содержали, как правило, призывы сдаваться в плен, различные обещания и рассказы о благополучной жизни пленных.

Важную роль во время войны играло радио. На Советский Союз вещали несколько нацистских «черных» радиостанций — якобы от имени оппозиции режиму Сталина. Дикторы одной из таких радиостанций выдавали себя за представителей «старой ленинской гвардии», спасшихся на территории Германии от сталинских репрессий 1937 года, уничтоживших большинство соратников Ленина.

В самой Германии первостепенную важность приобрели радионовости. С их помощью Геббельс пытался объединить миллионы немцев в единую семью, напряженно внимающую сводкам с фронтов. Новости регулярно прерывались маршевой музыкой, иногда дикторы намеренно делали паузы, чтобы привлечь дополнительное внимание радиослушателей.

В 1944 году в Советском Союзе разработали методы синхронного вещания на средних частотах, которые использовались в Германии. Часто выпуски германских радионовостей прерывались взволнованными криками на немецком языке вклинившихся советских пропагандистов: «Ложь!», «Гитлер — убийца!». Иногда тут же назывались реальные цифры потерь германской армии. В таких случаях нацисты вынуждены были прерывать передачи. Это сильно подрывало боевой дух немцев.

Большим успехом пользовался кинематограф и в частности документальные пропагандистские киножурналы о положении на Восточном фронте. Каждому зрителю, кто узнавал в кадрах кинохроники своего воюющего родственника, печатался сделанный с кинопленки снимок. Впоследствии число желающих иметь подобные снимки так возросло, что эта услуга стала предоставляться лишь родственникам погибших солдат и офицеров.

С течением Великой Отечественной войны и крахом шумных обещаний Гитлера о скорой победе над Советским Союзом нацистская пропаганда стала давать сбои. Еще в январе 1943 года Геббельс указывал на серьезные пропагандистские просчеты. «Пропаганда с начала войны приняла следующее ошибочное развитие, — говорил он. — Первый год войны: мы победили. Второй год войны: мы победим. Третий год войны: мы должны победить. Четвертый год войны: мы не можем оказаться побежденными. Такое ошибочное развитие катастрофично и не должно продолжаться ни при каких обстоятельствах. Скорее до сознания немецкой общественности нужно донести, что мы не только хотим и обязаны победить, но в особенности также, что мы и можем победить».

Отчаянной попыткой выправить положение, пошатнувшееся после грандиозного поражения немецкой армии под Сталинградом, стала речь Геббельса о тотальной войне. Он произнес ее 18 февраля 1943 года в берлинском Дворце спорта, где собрались более 14 тыс. человек. Основная часть этой речи состояла из десяти вопросов, которые Геббельс задавал как сидяшим на стадионе, так и радиослушателям (речь передавали по радио):

«Я спрашиваю вас: решили ли вы ради завоевания победы идти за фюрером в огонь и в воду даже при самом большом личном бремени?.. Я спрашиваю вас: полны ли вы и немецкий народ решимости, если фюрер приказывает это, ежедневно работать по десять, двенадцать, а если нужно, то и по четырнадцать часов и отдать для победы свои последние силы?.. Я спрашиваю вас: хотите ли вы тотальной войны? Хотите ли вы вести ее, даже если надо вести ее еще тотальнее и радикальнее, чем мы сегодня вообше можем себе представить?»

На каждый такой вопрос возбужденные призывами Геббельса массы хором кричали «Да!». За два часа, что продолжалась эта речь, Геббельс довел слушателей до массовой истерики и полной потери человеческого достоинства.

«Я думаю, — записал Геббельс на другой день в своем дневнике, — Дворец спорта никогда еще, даже в годы борьбы, не видел подобных сцен».

30 апреля 1945 года, когда Красная  армия завершала штурм Берлина, Гитлер покончил с собой, передав перед смертью полномочия рейхсканцлера Геббельсу. В этот же день вышел последний номер газеты Volkischer Beobachter. А 1 мая покончил жизнь самоубийством и Геббельс, перед этим отравив шестерых своих детей. История нацистской пропаганды подошла к бесславному концу.

Антифашистская публицистика.

Придя к власти, нацисты запретили все периодические издания оппозиционных политических партий. Коммунистическая и социал-демократическая пресса издавалась некоторое время в подполье, затем — за пределами Германии. Но существенного влияния на политическую ситуацию она оказать не смогла.

Становление Третьего рейха и агрессивная политика нацистов привели к мощному развитию антифашистской публицистики во многих странах мира. С публицистическими статьями против нацизма выступали как известные политические деятели, так и писатели, публицисты.

Одним из символов борьбы против фашизма стал чешский публицист и критик Юлиус Фучик (1903—1943). Он окончил философский факультет Пражского университета. Много лет Фучик работал одним из редакторов основанной в 1920 году чешской коммунистической газеты Rudepravo («Руде право» — «Красное право») и журнала Tvorba («Творба» — «Творчество»). В 1930, 1934-1936 годах Фучик много ездил по Советскому Союзу.

Когда нацисты оккупировали Чехословакию, Фучик стал одним из ведущих деятелей Движения Сопротивления. Газета Rude pravo начала выходить в подполье. Фучик, по-прежнему редактируя ее, жил в Праге под чужим именем и продолжал писать антифашистские и патриотические статьи. 24 апреля 1942 года нацисты арестовали Фучика и посадили в пражскую тюрьму Панкрац. Через год его перевели в берлинскую тюрьму, где и казнили 8 сентября 1943 года.

Информация о работе История публицистики Западной Европы