История публицистики Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 21:38, реферат

Краткое описание

Зачатки коммуникации можно увидеть еще в первобытнообщинном обществе, задолго до появления письменности. Публицистика – своеобразная ступень между журналистикой и литературой, высший вид журналистики – зародилась в Древней Греции, вместе с публикой, которая умела самостоятельно мыслить и нуждалась в обсуждении насущных проблем общества и власти.

Содержание

. Введение. Краткий очерк развития зарубежной журналистики с древнейших времен до XV века. …..…………………………………………стр. 3
2.Возникновение и развитие СМИ Великобритании ………………….стр. 7
3.Журналистика Франции……………………………………………....стр. 12
4.История публицистики Германии……………………………………стр. 16
4.Краткая история развития журналистики Италии и Испании……...стр. 34
5.Возникновение СМИ в Португалии………………………………….стр. 43
6.История публицистики стран Северной Европы……………………стр. 48
7. Список литературы…………………………………………………...стр. 57

Вложенные файлы: 1 файл

История публицистики Западной Европы.docx

— 122.42 Кб (Скачать файл)

В январе 1998 года в городе Висбю (Швеция) прошла встреча журналистов. Сюда приехали представители из Финляндии, России, Литвы, Латвии и Эстонии. Первый же доклад профессора журналистики Стокгольмского университета Стига Хадениуса подтвердил необходимость прямых контактов. Профессор взял обычные две недели и подсчитал, сколько за этот период появилось статей, материалов по радио и телевидению Швеции, в которых шла речь о странах Балтии, России и отдельно о Калининградской области. Эти цифры вызвали шок. Судите сами: об Африке опубликовано 79 материалов, о России – 70, о Польше – 13, а об Эстонии, Латвии и Литве – по 4 публикации на каждую страну. Столько же, сколько и о далекой Австралии. Есть чему удивляться. Еще большее недоумение у всех участников семинара вызвали результаты анализа содержания материалов в шведских средствах массовой информации. Подавляющее большинство из них о кризисе, мафии, росте преступности, наркомании...

На этом международном семинаре стала проясняться картина – прямые и быстрые контакты между коллегами-журналистами жизненно необходимы. Нужно активно и повсеместно расширять количество источников информации, и новая электронная техника дает возможность быстро связаться с любым из участников семинара или получить от них телефоны, имена людей, с которыми можно было бы встретиться, взять интервью. Список участников встречи «Медиа Балтика» выведен в «Интернет» и открыт для всех.

Конечно, между странами региона Балтики существуют определенные различия в правовом регулировании информационных потоков, в традициях национальной журналистики, что позволяет говорить о необходимости сравнительного анализа истории, современного состояния и тенденций дальнейшего развития массмедиа.

Несмотря на существенную разницу в функционировании средств массовой информации Российской Федерации, стран Северной Европы и Балтии, есть и общие для журналистики всех этих государств явления: падение тиражей центральных газет, рост спроса на местные издания и многое другое.

Развитие печати и особенности национального характера жителей Северной Европы способствовали тому, что любовь к чтению, в том числе газет и журналов, стала постоянным и непреходящим явлением. Здесь много читают. Да и по телевидению предпочитают смотреть национальные передачи, а не те программы, которые подготовлены за рубежом.

Изучение истории и современного состояния зарубежной журналистики в России длительное время носило выборочный характер, причем направленность и объект исследования определялись зачастую исходя из субъективных интересов и пристрастий ученого, тактических потребностей исследовательской либо учебной организации. Безусловно, это давало определенный научный результат, но вместе с тем оставляло и целые зоны неисследованной проблематики.

По инициативе профессора кафедры Зарубежной журналистики Санкт-Петербургского государственного университета В.С. Соколова, доктора филологических наук (ныне покойного), в университете была начата систематическая работа по выпуску монографий и учебных пособий, посвященных периодической печати зарубежных стран. Прообразом этой серии послужили два коллективных учебных пособия, которые до сих пор пользуются спросом: «Журналистика социалистических стран» (Л., изд-во Ленинградского университета, 1989. – 92 с.) и «Журналистика западноевропейских стран» (Л., изд-во Ленинградского университета, 1990. – 104 с). Выпущенные группой авторов под редакцией B.C. Соколова и Ю.Н. Солонина, эти работы в сжатой форме рассказывали об истории СМИ анализируемых стран. Они включали важнейшие вехи и события национальной журналистики и давали определенные сведения о существовавших в то время формах управления информационными потоками. В них также излагались данные, освещающие тенденции развития средств массовой информации.

Естественно, к этому времени уже вышел в свет целый ряд работ по проблемам зарубежной журналистики, но они еще не носили комплексного, системного характера. Когда начались планомерные исследования средств массовой информации и коммуникации зарубежных стран, в основу был положен историко-географический принцип, позволяющий достаточно глубоко изучить историю и современное состояние массмедиа той или иной страны. Первые книги серии – «Периодическая печать Франции», «Периодическая печать Италии» и «Периодическая печать Соединенных Штатов Америки» вышли соответственно в 1996, 1997 и 1998 годах. За ними последовали «Периодическая печать Великобритании» (2000), «Периодическая печать Судана» и «Периодическая печать Германии» (2001). Серию дополнили «Печать курдской диаспоры: история и современное состояние» (1998), «Журналистика стран – членов Лиги арабских государств (Африка)» (1999), «Пресса Китая в условиях экономической реформы (90-е годы XX века)» (2000), «Государственная периодическая печать Китайской Народной Республики о проблемах модернизации китайского общества в 1970-е – 90-е годы» (2001), «Франция: телевидение и власть» (2001) и другие.

Каждый из этих трудов интересен по-своему, поскольку их авторы акцентируют внимание на тех событиях, фактах и явлениях, которые они считают наиболее знаменательными. Возьмем для примера книги наших зарубежных коллег Магдида Сапана «Печать курдской диаспоры: история и современное состояние», Ли Динсиня «Пресса Китая в условиях экономической реформы (90-е годы XX века)» и Чжана Хэфэна «Государственная периодическая печать Китайской Народной Республики о проблемах модернизации китайского общества в 1970-е – 90-е годы». Это бесспорно актуальные и практически важные работы. В монографии Магдида Сапана впервые в истории курдской журналистики рассматривается роль периодической печати курдской диаспоры в развитии и становлении литературного языка, освещении курдского вопроса. Привлекая широкий круг источников и архивных материалов, автор всесторонне характеризует влияние курдского вопроса на развитие периодической печати курдов в странах Ближнего и Среднего Востока, а также в европейских странах, в частности в Швеции. Книга Ли Динсиня посвящена почти не изученной российским печатоведением теме трансформации системы печати КНР в условиях экономической реформы. В монографии Чжана Хэфэна впервые освещена деятельность государственной медиа-системы в процессе трансформации китайского общества. Как видим, названные выше труды посвящены хотя и важным, но достаточно узким вопросам. Вместе с тем, подобный подход делает затруднительным сравнительный анализ, например, по тому же историко-географическому принципу.

Чтобы придать исследованиям и связанной с ними редакционно-издательской деятельности более планомерный и комплексный характер, было решено начать углубленное и поэтапное изучение СМИ различных регионов мира. Наибольший интерес представили СМИ стран Северной Европы, поскольку они отличаются заметным своеобразием и функционируют в уникальном правовом и этическом поле: конституционный принцип гласности, традиции и этические нормы, судебная система предоставляют журналистам «свободу рук», но вместе с тем и требуют от них высокой общественной ответственности. Инициативу СПбГУ поддержали такие выдающиеся зарубежные исследователи и деятели международного журналистского движения, как К. Норденстренг, Я. Экекранц, Г. Страхал, С. Юшкевич и другие. Возникла возможность многие проблемы решать в условиях изучаемой страны. Безусловно, это активизировало работу по изучению истории и современного состояния средств массовой информации зарубежных стран.

Весьма серьезные изменения на международной арене потребовали усилить внимание к СМИ стран Восточной и Центральной Европы, а также государств постсоветского пространства и их связям с зарубежными медиа, в частности, стран Северной Европы. В Эстонии, например, практически все инвестиции в развитие газетно-журнального бизнеса приходятся на медиа-концерны Швеции и Финляндии; в Латвии наблюдается ярко выраженная экспансия со стороны медиа-магнатов стран Северной Европы. В результате в планы исследований российских ученых были включены, например, проблемы, касающиеся журналистики стран СНГ и Балтии.

Все сказанное выше потребовало пересмотра методологических принципов изучения истории журналистики и современного ее состояния.

Журналистика – дисциплина синтетическая. Конечно, у журналистики как науки есть свои, присущие только ей принципы и методы анализа и синтеза, но она использует также методологию всех наук, с которыми вступает во взаимодействие.

Возьмем для примера историю журналистики. Один из наиболее распространенных методов изучения – историко-географический. Следовательно, ему присущи такие методологические принципы, как историко-сравнительный анализ, ориентированный на познание одного и того же явления в его истории; географо-страноведческий сравнительный анализ; кросс-культурный подход и т.п. Между тем, при анализе определенных этапов развития средств массовой информации или отдельных проблем их функционирования журналистика использует методы, присущие и филологии (например, при изучении исторических аспектов развития теории жанров), и другим наукам.

Особенно сложным выявление и использование различных методологических принципов становится при анализе содержания публикаций средств массовой информации. Здесь широко применяются контент-анализ, принципы социологии, политологии, религиоведения и т.д. А если взять медицинскую, сельскохозяйственную, научную, научно-техническую, научно-производственную периодику, то мы можем прийти к выводу, что и здесь журналистика пользуется методами тех сфер человеческой деятельности, которые она отражает.

Итак, журналистика в повседневной деятельности средств массовой информации и в теоретических изысканиях использует универсальные методы обществоведения и других наук, причем происходит взаимообогащение методологической базы.

В связи с этим встает практически важный вопрос о выявлении приоритетов в ходе исследования или преподавания той или иной дисциплины, связанной с журналистикой. Если вернуться к примеру, приведенному выше, т.е. к истории журналистики, то здесь вполне логичным и обоснованным можно считать алгоритм исследования или преподавания, в котором выделены наиболее важные этапы развития журналистики той или иной страны, обозначены их вехи.

Естественно, при использовании историко-географического принципа необходимо дать общие сведения о стране. Здесь в зависимости от целей или задач исследования опять-таки определяются свои приоритеты. Затем целесообразно рассмотреть период так называемой протожурналистики, когда периодических изданий в современном понимании еще не существовало. Не менее важным является период возникновения и становления различных средств массовой информации (когда появились первая газета, журнал; когда возникло радиовещание; когда и при каких условиях стало распространяться телевещание и т.д.).

Поскольку функционирование средств массовой информации протекает во вполне определенном правовом поле, то для изучения, преподавания, сравнения целесообразно рассматривать взаимовлияние права и саморегулирования СМИ, государственных способов регулирования и управления информационными потоками.

В странах с реальными многопартийными системами продуктивным является анализ взаимодействия политических партий и практической журналистики, проблемы партийности прессы.

Внешнеполитическая направленность конкретных публикаций в средствах массовой информации любой страны проявляется в пропагандистской деятельности государства, общественных организаций (включая политические партии), коммерческих фирм и частных лиц. Здесь важным можно считать возникновение, становление и функционирование внешнеполитического пропагандистского аппарата, его направленность.

Конечно, исключительно важным является изучение собственно журналистских аспектов функционирования СМИ. Это язык и стиль публикаций, принципы верстки газет и журналов, разработки сценарных планов аудио- и видеопрограмм, менеджмент и маркетинг и т.д.

Как видим, компаративистика в журналистике – явление необычайно сложное и вместе с тем перспективное, дающее серьезные научно-практические результаты. Причем мы стоим лишь в начале пути.

Изучение средств массовой информации стран Северной Европы в настоящее время является актуальным и практически значимым. Предлагаемая книга «Журналистика стран Северной Европы» – лишь начало изучения различных регионов мира. Ранее уже вышли в свет важные в научном отношении труды, посвященные журналистике Северной Европы (например, Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. – М.: Изд-во Моск. ун-та,1997; Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999 и др.), но они, при всей их значимости, освещают лишь узкие проблемы и не дают общего представления, в частности об истории журналистики изучаемых стран.

Статьи о журналистике разных стран строятся по идентичному плану, что позволит легче сравнивать между собой такие параметры, как история средств массовой информации той или иной страны и их современное состояние, политические партии и партийная пресса, право и саморегулирование прессы, основная тематика выступлений СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П. и др. История мировой журналистики. – М. – Ростов на/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. - 432 с.

2. Аникеев В.Е. История Французской прессы (1830–1945). Учебное пособие.

3. Прутцков Г.В. Введение в мировую журналистику. Антология в двух томах. Учебное пособие по курсу «История зарубежной журналистики. Введение в мировую журналистику».

4. Аникеев В.Е. История Французской прессы (1830–1945) Учебное пособие. – М.: 1999.

5. Михайлов С.А. Журналистика стран Северной Европы. - Изд-во Михайлова В.А., 2003 г.

6. Беглов С.И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий. М., 1997.

 

1 Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: От рукописного листка до информационного общества (Национальное своеобразие средств массовой информации Германии). С. 73.

2 В Древнем Риме символами власти градоначальника были фасции – связки розг с воткнутым топором. Именно от фасций ведет свою этимологию слово «фашизм».

3 Сейчас – Московский Государственный Технический Университет (МГТУ).

4 Слово «рейх» (Reich) в переводе с немецкого означает «государство».

5 Известен также как Закон о прессе.

6 Арийская раса — лженаучный термин конца XIX — первой половины XX века, обозначавший так называемую малую (или нордическую) расу в составе европеоидной расы.

5 Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: От рукописного листка до информационного общества (своеобразие средств массовой информации Германии). М., 1999.С. 302.

8 Гестапо (Geheime Staatspolizei) — тайная государственная полиция Третьего рейха, создана 26 марта 1933 года под руководством Германа Геринга. Организационно входила в состав министерства внутренних дел. Вела поиск и преследование недовольных, инакомыслящих, несогласных с политикой нацистов.

9 С началом Второй мировой войны, всего за два года, численный состав сотрудников министерства народного просвещения и пропаганды увеличился в два раза: еще в 1939 году в его центральном аппарате работало 956 человек.

10 Мюнхенский сговор — соглашение, заключенное в Мюнхене 29-30 сентября 1938 года между руководством Великобритании. Франции, фашистской Италии и нацистской Германии. Стороны дали согласие на предстоящий захват Германией части Чехословакии (Судетской области, населенной преимущественно этническими немцами). Захватив Су- детскую область, Гитлер вскоре оккупировал всю Чехословакию и начал подготовку к Второй мировой войне.

Информация о работе История публицистики Западной Европы