Издательское дело и редактирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 03:37, курс лекций

Краткое описание

1. Виды редакторской правки.
2. Композиция: единство формы и содержания. Критерии оценки.
3. Анализ текста по признакам речевых структур.
4. Связь композиции и рубрикации. Оценка и анализ рубрикации.
5. Рабочее оглавление: назначение, виды, требования к рабочему оглавлению.
6. Виды заголовков по степени содержательности, составу и форме заголовков.

Вложенные файлы: 1 файл

TRIP_-_leto.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

Виды таблиц по издательско-полиграфической  классификации:

  • полосные (занимают всю полосу);
  • форматные (занимают меньше полосы, но по формату набора совпадают);
  • оборочные (заверстаны сбоку от текста, который для этого набран на более узкий формат);
  • разворотные (занимают рядом стоящие страницы);
  • распашные (занимают средние полосы листа);
  • вклеенные (такие, размер которых превышает формат двух полос);
  • многополосные (таблицы с продолжением).

Направления редактирования таблиц

Первой задачей при работе с  таблицами является определение  целесообразности использования табличной  формы подачи материала. Далее проводится проверка содержания таблиц и проверка их построения, а также определение связи таблиц с текстом и проверка текстов, в которых дается анализ таблиц. Завершается процесс редакционно-технической обработкой таблицы.

При редактировании таблиц необходимо обращать внимание на следующие значительные моменты.

Существенность, а не случайность  признаков, по которым сопоставляются данные, иначе это может привести читателя к неверным выводам. Существенность признаков группировки данных в таблице.

Сопоставимость данных; их, в частности, необходимо приводить в одних  единицах величин.

Наличие всех данных, позволяющих  пользоваться таблицей; если, например, в таблице и комментирующем тексте не указана единица величины, числа  таблицы ничего не будут говорить читателю.

Достоверность включенных в таблицу  данных. Чтобы проверить это, устанавливают  достоверность их источника и  то, насколько точно автор извлек оттуда сведения. Также проверяют  закономерность изменения данных в  строках и графах таблицы; подводят итоги; соотносят связанные по смыслу или повторяемые в таблице данные.

Расположение данных в строках  и графах должно быть понятно читателю. Система расположения может быть разной - например, по нарастанию или  падению количественного значения от более значимого к менее значимому и т.п. Беспорядочное расположение данных делает содержание таблицы затрудненным для восприятия.

Соответствие положения основных частей таблицы их логическому значению. Логика построения таблицы такова, что ее логический предикат, или подлежащее (обозначение тех предметов, которые в ней характеризуются), должен быть расположен в боковике (или головке), а сказуемое (то есть данные, которыми характеризуется подлежащее) - в прографке. При нарушении этого правила нарушается зависимость, которую должна устанавливать таблица.

Логическая соподчиненность элементов. Логика конструктивной схемы таблицы  такова, что каждый заголовок над  графой должен относиться ко всем данным в этой графе, а каждый заголовок  строки в боковике - ко всем данным этой строки. Но мало того, чтобы заголовки стояли над своей графой, важно, чтобы каждый показатель графы и строки подчинялся своему заголовку и логически (входил в его содержание или зависел от него).

Экономичность построения таблицы. Чтобы  добиться ее, можно использовать следующие приемы перестройки таблиц:

  • объединение одинаковых таблиц, стоящих рядом;
  • вывод необязательных данных таблицы за ее пределы. Все подобные данные целесообразно вывести в другую таблицу, в основной текст или подтабличное примечание, что значительно упрощает форму таблицы и сокращает занимаемую ею площадь;
  • устранение лишних граф - например, дублирующих другие графы или не заполненных полностью или частично;
  • «перевертывание» таблиц: превращая графы в строки и наоборот, можно добиться большей компактности.

Повторяющиеся слова заменяют кавычками ( ›› ). Если нет данных, ставится многоточие (…) или пишут: Нет свед.. Если нет  и не будет возможности проставить в ячейке какие-нибудь сведения, то взамен ставят тире. Оставлять ячейку пустой не рекомендуется..

Нумерационный заголовок таблицы  нужен для того, чтобы упростить  связь таблицы с текстом. Наиболее распространенная форма: слово Таблица  и номер арабскими цифрами (без  знака № перед ними, без точки  на конце). Нумерация может осуществляться по главам или быть сквозной.

Тематический заголовок таблицы  определяет ее тему и содержание. Он нужен для того, чтобы читатель мог легко ориентироваться в  содержании таблицы, не обращаясь к  тексту. Ставится обычно над таблицей под ее нумерационным заголовком или после него, выделяется шрифтом, без знака препинания на конце. Основные требования к тематическому заголовку - точное соответствие назначению и содержанию таблицы, выразительность и краткость. Неточны обычно заголовки, которые не полностью охватывают содержание таблицы либо шире, чем ее содержание, или определяют тему не прографки, а боковика или головки. Если таблица не умещается на одной полосе, ее переносят на следующую, при этом заголовок не повторяется. На новой полосе принято ставить заголовок типа Продолжение табл. 5 (если таблица на этой полосе не кончается) или Окончание табл. 5 (если таблица здесь завершается), выделяя их шрифтом.

Знаки препинания ставятся только промежуточные, а в конце опускаются. Заголовки  ставят в именительном падеже, единственном или множественном числе без произвольного сокращения слов. В одноярусной головке все заголовки пишутся с прописной буквы, в двух- и многоярусной заголовки верхнего яруса даются с прописной буквы, а последующих - со строчной. Обозначение единиц величины дается в соответствии с ГОСТ 8.417-81. Рекомендуется присоединять их к предшествующей части заголовка без предлога и не в скобках, а после запятой (например: Длина, м, а не Длина в м или Длина (м)). Если к таблице есть примечания, они даются сразу после таблицы, на ее ширину. Применяют две формы связи примечаний и текста: с помощью знака сноски (когда примечания относятся к отдельным местам таблицы) или при помощи заголовка Примечание (если оно относится к таблице в целом).

На таблицу должна быть ссылка в тексте, причем автор должен не просто ссылаться на таблицу, но и анализировать (а не пересказывать) помещенные там данные, формулировать основные выводы, к которым подводят табличные данные. Комментарии к таблице и анализ ее в тексте должны отвечать фактическому и смысловому содержанию таблицы, не вступать в противоречие с ним. В случае дублирования табличных данных в тексте необходимо снимать их.

Как видно, построение и переработка  таблиц требуют хорошо развитого  пространственного воображения  и чрезвычайно трудоемки. Поэтому в тех случаях, когда предстоит выпустить издание с большим количеством таблиц, издательству прежде всего стоит проверить, насколько автор предполагаемого издания владеет искусством построения таблиц, то есть попросить его представить для редакторской оценки образцы построенных им таблиц для будущего издания или аналогичных из ранее им изданных. Если эти образцы соответствуют основным требованиям к таблицам, изложенным выше, значит, все в порядке. Если же среди образцов окажется много нерационально построенных таблиц, при заключении договора надо вписать в него основные требования к таблицам, тогда оригинал не придется серьезно перерабатывать.

Для компьютерной подготовки и редактирования таблиц обычно используют программы Word и Excel. Последний особенно удобен в случаях, когда в таблице представлен обширный цифровой материал и необходимо проверить правильность вычислений и т.п. На стадии верстки файлы, созданные в вышеупомянутых программах, обычно не используются, а таблицы создаются и заполняются вручную уже в самих верстальных программах, например в QuarkXPress или Adobe InDesign.

 

17. Работа редактора над иллюстрациями

Иллюстрация - это изображение, служащее пояснением или дополнением к какому-либо тексту. Иллюстрация в книге несет информацию, но не самостоятельную, а связанную с текстом; она отражает явления действительности в зрительно воспринимаемой, образной, документальной и условной форме.

Иллюстрация может присутствовать в любой книге, но ее роль в разных видах литературы различна. В изданиях художественной литературы обычно помещают художественно-образные иллюстрации, которые представляют собой своеобразный «перевод» литературных образов в зрительно воспринимаемые формы - графические образы. В изданиях научной, учебной и других видов литературы, не относящейся к художественной, используют научно-познавательные иллюстрации, которые носят предметный характер, дают объективно точное изображение.

Характер работы редактора над  иллюстрациями в первом и во втором случае принципиально различен. Имея дело с художественно-образными иллюстрациями, он ограничивается оценкой отбора материалов такого рода, их соответствия идейным и художественным особенностям иллюстрируемого текста, а также оценкой выбора подписей для иллюстраций, которые обычно представляют небольшие выдержки из произведения. Работая над научно-познавательными иллюстрациями, редактор выполняет ряд сложных операций и, в сущности, обрабатывает их так же тщательно, как текст.

Различают четыре типа научно-познавательных иллюстраций: * реально-предметные (фотоснимок, рисунок);

* условно-предметные (чертеж, схема,  карта); * отвлеченные (математический  чертеж, график);

* комбинированные (на основе  карты, на основе рисунка, на  основе фотоснимка).

В основе приведенной классификации лежит характер отражения действительности в иллюстрациях, что имеет важное значение при оценке их уместности в книге и при редакционной обработке. Так, если изображения реально-предметного типа возможны во всех без исключения изданиях нехудожественной литературы, то при отборе условно-предметных иллюстраций необходим более осторожный подход, а чертежи и графики, относящиеся к группе отвлеченных, могут помещаться лишь в работах, рассчитанных на подготовленного читателя.

В работе редактора над научно-познавательными иллюстрациями можно выделить следующие направления: оценка иллюстраций и их одобрение; редактирование сюжетов иллюстраций; редактирование подписей к иллюстрациям и сопровождающего текста.

Замысел иллюстрирования книги  возникает у автора в процессе работы над рукописью. Именно в это время он решает, в каких случаях и с какой целью будет использовать иллюстрации. Иногда (речь идет прежде всего об учебной и научно-популярной литературе) он составляет план иллюстрирования издания, т. е. перечень сюжетов с указанием мест рукописи, к которым они относятся, характеристики намечаемых иллюстраций и источника, откуда их можно получить. С планом иллюстрирования знакомятся в издательстве, и уже на этой стадии редактор высказывает свои суждения, относящиеся к отбору иллюстраций в целом, их содержанию и путям подготовки материала. Таким образом, редактор еще до получения рукописи принимает участие в определении характера иллюстрирования книги.

При оценке содержания иллюстративного  материала учитывают психологическое восприятие рукописи различными категориями читателей. Так, требует иллюстрирования текст, содержащий информацию о новых предметах, трактующий объекты, которые надо воспроизвести практически, нуждающиеся в документальном подтверждении и т. п. При этом учитывают, что содержание иллюстрации во всех деталях должно отвечать историческим условиям общественной практики того периода, к которому иллюстрация относится. В результате такой работы отбрасывают иллюстрации, трудные для читательского восприятия, односторонне характеризующие объект или содержащие излишние подробности, которые отвлекают от темы. Необходимо учитывать и эстетические соображения. Иллюстрация - важнейший выразительны элемент книги, и от ее вида, изящества, чисто зрительных особенностей многое зависит. Редактор принимает в расчет манеру и технику исполнения иллюстрации, но здесь больше, чем в других случаях, ему нужны консультации художественного редактора и техреда.

Другая группа вопросов связана  с редактированием сюжетов иллюстраций. При работе над рисунками творческого характера важно оценить точность передачи содержания сюжета; в документальных иллюстрациях, где какие бы то ни было поправки невозможны, надо указать работникам производственного отдела, какие детали желательно выделить (фрагментировать). Отредактировать технические рисунки - значит выявить и подчеркнуть то, что особенно важно для книги. Редактор использует при этом кадрировку, позволяющую выявить мелкую или малозаметную деталь на общем изображении, утолщение линий или штриховку. Фотографии в процессе редактирования должны быть освобождены от случайных деталей, не имеющих отношения к теме и отвлекающих внимание читателя, или, напротив, дополнены деталями, которых недостает (их можно ввести с помощью, например, Photoshop'a). Редактирование сюжетов чертежей, схем, графиков требует знания основ чертежной техники, а карт - картографии. Эти специфические виды иллюстративного материала должны отвечать требованиям стандартов.

При всех обстоятельствах редактор стремится, работая над иллюстрациями такого рода, добиться научной точности и достоверности изображения, соответствия сюжета тексту, удачной компоновки иллюстраций на книжной полосе.

Важнейшее значение имеет анализ подписей к иллюстрациям и их совершенствование. Подписи представляют собой словесные характеристики иллюстраций и позволяют достичь устойчивой связи их с текстом.

Подпись под иллюстрацией может  иметь пять звеньев: условно-сокращенное  название (рис. 1); порядковый номер (без №); собственно подпись; экспликация (пояснение деталей); дополнительные сведения о графических сюжетах («картина хранится в коллекции НН»). Состав подписи зависит от вида литературы. Порядковый номер нужен, чтобы можно было сослаться на рисунок, подпись дает характеристику.

Объем иллюстраций считается поштучно. 35 - 50 иллюстраций составляют 1 авторский лист. Иллюстрации желательно помещать на той же странице, что и текст.

Ввод изобразительной информации в современных условиях может  осуществляться при помощи сканера, а также с цифровых камер и  компакт-дисков. Для изображений, представляемых в цифровом виде, первостепенными являются следующие требования: иллюстративный материал должен иметь разрешение не менее 300 dpi (dots per inch, точек на дюйм), иметь размер в сантиметрах такой же, какой предполагается получить в итоге на оттиске, и находиться в цветовом пространстве CMYK (Cian, Magenta, Yellow, blacK / голубой, пурпурный, желтый, черный) для корректной печати и соответствия требованиям типографий к линиатуре (количеству линий на сантиметр). Наиболее распространенными файловыми форматами для обмена изобразительной информацией является TIFF (для растровой графики) и EPS (для растровой и векторной).

Информация о работе Издательское дело и редактирование