Издательское дело и редактирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 03:37, курс лекций

Краткое описание

1. Виды редакторской правки.
2. Композиция: единство формы и содержания. Критерии оценки.
3. Анализ текста по признакам речевых структур.
4. Связь композиции и рубрикации. Оценка и анализ рубрикации.
5. Рабочее оглавление: назначение, виды, требования к рабочему оглавлению.
6. Виды заголовков по степени содержательности, составу и форме заголовков.

Вложенные файлы: 1 файл

TRIP_-_leto.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

После анализа, характеристики и оценки общего построения произведения следует анализ построения отдельных частей, которые определяются по признакам речевых структур - повествований, описаний, рассуждений. В произведении выделяются фрагменты по принадлежности к какому-либо типу текста - повествовательному, описательному или объяснительному (тексты-рассуждения). Каждый тип текста характеризуется своим типом изложения материала, логическими связями, своей внутренней логикой, последовательностью расположения элементов и композицией в целом.

Типы текстов, принципы их построения, характеристика речевых структур описаны в литературной стилистике и литературном редактировании. Редактор, владея этими материалами, во-первых, определяет в каждом случае тип текста, во-вторых, анализирует текст с точки зрения целесообразности использования данного типа в конкретном варианте, в-третьих, анализирует фрагмент в плане его соответствия признакам типа, т. е. проверяет, правильно ли построено повествование, описание или рассуждение. Когда в произведении встречаются сложные речевые структуры, включающие и повествования, и описания, и рассуждения в переплетении их элементов, необходимо выявлять преобладающий тип. В структурах с разными типами изложения связи между фактами сложны и многообразны, что отражается на композиции.

Предметы и явления реальной жизни могут быть отображены в  произведении разными способами:

в развитии во времени, последовательно  во временных изменениях;

в совокупности всех признаков и  качеств, воспринимаемых одновременно;

в причинно-следственных и других логических отношениях.

В повествовательных текстах события, процессы, явления описываются в  изменениях во времени. Структурные  связи в них - временные, хронологические. Они имеют свои разновидности: прямое, обратное и смешанное хронологическое  построение.

В описательных текстах события, процессы, явления рассматриваются в совокупности всех присущих им признаков, свойств, черт, независимо от того, как они протекают  во времени, как нечто законченное  по своему содержанию, определенным образом  сложившееся на данном этапе. Такие характеристики могут быть количественными, качественными, функциональными, структурными и др.

Описания как речевые структуры отличаются обособленностью и статичностью (динамичностью). По структуре они делятся на аналитические, синтетические и аналитико-синтетические (смешанные). Между перечисленными признаками в описаниях возможны разные структурные связи. Предмет можно описать по движению глаз, его рассматривающих, по его собственному перемещению (например, вокруг оси), по маршруту движения, в соответствии с его строением, характеристиками или методами исследования, по убыванию или возрастанию признаков, от простого к сложному, от менее значимого к более значимому, от низшего к высшему, от определяющего к определяемому и др. В каждом конкретном случае выбирают строго определенный порядок расположения материала.

Объяснительные тексты, или тексты-рассуждения, фиксируют движение, развитие мысли на логико-понятийном уровне. Мысль в рассуждениях развивается к выводу. Из ряда высказываний выводится новое высказывание, и между ними устанавливаются логические связи. Рассуждения должны соответствовать правилам умозаключения и доказательства. Они могут быть построены по индуктивному или дедуктивному способу. В рассуждениях возможны разные структурные связи: от посылки к выводу, от тезиса к аргументу и выводу, от явления к сущности, от фиксирования изменений к анализу их причин, от количественных характеристик к качественным, от содержания закона к формам его проявления, от истории предмета к его осмыслению, от абстрактного к конкретному и наоборот.

Тексты-рассуждения наиболее сложны для работы. Части произведения, включающие рассуждения, например, тезисы и доказательства, не просто выделяются в виде логической схемы. Они могут  быть разделены фрагментами текста разного объема. Их признаки (такие слова, как «следовательно», «далее», «наконец», «получим вывод», «рассмотрим пример», «четыре причины явления», «попытаемся доказать» и др.) в тексте произведения не всегда соответствуют реальным логическим связям и отношениям между явлениями, предметами.

Оценка построения отдельных частей произведения обусловлена лингвистическими нормами, что позволяет исключить  субъективные выводы. Так, иногда авторам  говорят о том, что в отдельных  частях произведения материал скучный, растянутый, однообразный и плохо воспринимается. При этом в целом правильном заключении не выявляются причины несовершенства этих фрагментов и, следовательно, трудно дать конкретные рекомендации автору, трудно объяснить, как работать с материалом. Например, в научно-популярном произведении встречается много описаний, которые следуют одно за другим, и в них не обнаруживается соблюдение какого-либо принципа построения (по движению объекта, по степени важности характеристик, по убыванию или возрастанию признаков и др.). Если редактор это понимает, он может обосновать свой вывод и легко объяснить автору, в чем именно несовершенство произведения или его части, а также может показать, в каком направлении и как работать, т. е. что практически можно сделать для устранения недостатков. При необходимости редактор должен объяснить автору, какими композиционными средствами достигается то или иное воздействие на читателя, как сделать произведение более ярким, а процесс чтения динамичным.

3. Анализ текста по признакам речевых структур

 

Речевые структуры – это описание, повествование и рассуждение

После анализа, характеристики и оценки общего построения произведения следует  анализ построения отдельных частей, которые определяются по признакам  речевых структур - повествований, описаний, рассуждений. В произведении выделяются фрагменты по принадлежности к какому-либо типу текста - повествовательному, описательному или объяснительному (тексты-рассуждения). Каждый тип текста характеризуется своим типом изложения материала, логическими связями, своей внутренней логикой, последовательностью расположения элементов и композицией в целом.

Типы текстов, принципы их построения, характеристика речевых структур описаны  в литературной стилистике и литературном редактировании. Редактор, владея этими материалами, во-первых, определяет в каждом случае тип текста, во-вторых, анализирует текст с точки зрения целесообразности использования данного типа в конкретном варианте, в-третьих, анализирует фрагмент в плане его соответствия признакам типа, т. е. проверяет, правильно ли построено повествование, описание или рассуждение. Когда в произведении встречаются сложные речевые структуры, включающие и повествования, и описания, и рассуждения в переплетении их элементов, необходимо выявлять преобладающий тип. В структурах с разными типами изложения связи между фактами сложны и многообразны, что отражается на композиции.

Предметы и явления реальной жизни могут быть отображены в  произведении разными способами:

в развитии во времени, последовательно во временных изменениях;

в совокупности всех признаков и качеств, воспринимаемых одновременно;

в причинно-следственных и других логических отношениях.

В повествовательных  текстах события, процессы, явления  описываются в изменениях во времени. Структурные связи в них - временные, хронологические. Они имеют свои разновидности: прямое, обратное и смешанное хронологическое построение.

В описательных текстах события, процессы, явления  рассматриваются в совокупности всех присущих им признаков, свойств, черт, независимо от того, как они протекают во времени, как нечто законченное по своему содержанию, определенным образом сложившееся на данном этапе. Такие характеристики могут быть количественными, качественными, функциональными, структурными и др.

Описания как речевые структуры отличаются обособленностью и статичностью (динамичностью). По структуре они делятся на аналитические, синтетические и аналитико-синтетические (смешанные). Между перечисленными признаками в описаниях возможны разные структурные связи. Предмет можно описать по движению глаз, его рассматривающих, по его собственному перемещению (например, вокруг оси), по маршруту движения, в соответствии с его строением, характеристиками или методами исследования, по убыванию или возрастанию признаков, от простого к сложному, от менее значимого к более значимому, от низшего к высшему, от определяющего к определяемому и др. В каждом конкретном случае выбирают строго определенный порядок расположения материала.

Объяснительные тексты, или тексты-рассуждения, фиксируют движение, развитие мысли на логико-понятийном уровне. Мысль в рассуждениях развивается к выводу. Из ряда высказываний выводится новое высказывание, и между ними устанавливаются логические связи. Рассуждения должны соответствовать правилам умозаключения и доказательства. Они могут быть построены по индуктивному или дедуктивному способу. В рассуждениях возможны разные структурные связи: от посылки к выводу, от тезиса к аргументу и выводу, от явления к сущности, от фиксирования изменений к анализу их причин, от количественных характеристик к качественным, от содержания закона к формам его проявления, от истории предмета к его осмыслению, от абстрактного к конкретному и наоборот.

Тексты-рассуждения  наиболее сложны для работы. Части  произведения, включающие рассуждения, например, тезисы и доказательства, не просто выделяются в виде логической схемы. Они могут быть разделены фрагментами текста разного объема. Их признаки (такие слова, как «следовательно», «далее», «наконец», «получим вывод», «рассмотрим пример», «четыре причины явления», «попытаемся доказать» и др.) в тексте произведения не всегда соответствуют реальным логическим связям и отношениям между явлениями, предметами.

 

 

4. Связь композиции и рубрикации. Оценка и анализ рубрикации

Деление произведения на части, т. е. структурирование фактического материала, должно быть обоснованным - всегда должно быть выдержано одно основание деления, один признак, принцип деления. Части целого, в данном случае тематические части произведения, имеют свои видовые различия, которые и являются основанием деления. Разработка каждой микротемы в произведении предполагает такую концентрацию соответствующего материала в одном разделе, при которой исключается перекрещивание и повторение фактов. Это требования взаимоисключения вопросов, тем. Члены деления, т.е. части произведения, должны исключать один другого.

Логическое деление  произведения на части должно быть соразмерным. Сумма объемов членов деления должна совпадать с объемом  делимого. Другими словами, общий  объем выделенных частей должен составлять целое - целесообразный объем произведения. При этом тема должна быть полностью раскрыта в соответствии с планом конкретной разработки. Логическое деление должно быть непрерывным. Каждая из выделенных частей в свою очередь делится на части и так до самых мелких частей. Каждая часть, с одной стороны, является самостоятельной, и в ней выявляются свои составляющие ее части, с другой стороны, она занимает свое определенное место в составе целого произведения.

Деление произведения на части отражается в рубрикации, оглавлении, плане, плане-проспекте произведения.

Наличие рубрикации и дробность рубрик определяются спецификой предмета, рассматриваемого в произведении, вида литературы, жанра  произведения, его объемом, целевым  назначением и читательским адресом издания. Чем сложнее содержание и характер связей между фактами, тем сложнее рубрикация.

Рубрики имеют  свои обозначения: словесно-понятийные, нумерационные, графические. Рубрики  могут быть немыми (пробельная строка, наборные знаки, орнамент, родовые наименования с цифрами) и могут словесно выражать тему. Словесно-понятийные обозначения рубрик бывают в форме понятий, тезисов, вопросов. Родовые обозначения рубрик - часть, раздел, глава, параграф. Рубрики делятся на внетекстовые (на шмуцтитуле, шапка, на спуске полосы, вразрез текста) и внутритекстовые (размещение форточкой, фонариком, выделение шрифтом).

Любое литературное произведение состоит из относительно самостоятельных и законченных  смысловых фрагментов - абзацев. Абзац - это самая мелкая рубрикационно-композиционная часть произведения. Предложения в одном абзаце должны представлять смысловое единство. Процесс чтения и осмысление литературного материала во многом зависят от того, как выполнено деление текста на абзацы.

В процессе анализа редактор должен определить, во-первых, правильное ли с логико-смысловой точки зрения абзацное деление в пределах отдельных фрагментов и произведения в целом и, во-вторых, соответствует ли оно специфике предмета, рассматриваемого в произведении, виду литературы, жанру произведения, целевому назначению и читательскому адресу издания.

При анализе  возникает вопрос о целесообразной дробности абзацного членения произведения. Так, дробное деление текста на абзацы предпочтительно, например, в школьных учебниках. Однако чрезмерно малые абзацы затрудняют чтение, усложняют его осмысление. При чтении фиксируется значительная реакция на абзац. Происходит мгновенная естественная остановка при переходе к новому абзацу. Многочисленные необоснованные содержанием остановки такого рода приводят к рассеиванию внимания, читатель отвлекается и с трудом усваивает прочитанное.

 

5. Рабочее оглавление: назначение, виды, требования к рабочему оглавлению

 

Рабочее оглавление — перечень всех без исключения заголовков издания, напечатанных в виде наглядной схемы — таким образом, чтобы графически была показана их смысловая взаимозависимость, соподчиненность.

В Р. о. заголовки первой, самой значимой ступени рубрикации печатаются от первой слева вертикальной линейки, обозначенной цифрой I, заголовки второй ступени — от второй слева вертикальной линейки, обозначенной цифрой II, и т. д. Иногда первую ступень обозначают одинарной линейкой, вторую — двойной, третью — тройной и т. д. или проводят линейки карандашами разного цвета. У каждого заголовка проставляют номер страницы оригинала, на которой он расположен.

Р. о. благодаря своей наглядности, компактности и обозримости облегчает автору и редактору проверку и корректировку композиции и рубрикации произведения (издания), а художнику, худож. и техн. редакторам служит руководством для разметки заголовков к набору по их значимости или рисования заголовков.

Виды Р. о: Редакционное Р. о.; Исполнительное, или оформительское Р. о.

Редакционное рабочее оглавление — рабочее оглавление, составляемое автором и редактором для того, чтобы проверить логичность рубрикации и композиции

Исполнительное рабочее оглавление, или оформительское рабочее оглавление, — рабочее оглавление, предназначенное для правильной разметки художником, художественным или техническим редактором оформления заголовков, в соответствии с их значимостью, соподчиненностью.

Информация о работе Издательское дело и редактирование