Детская журналистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:25, реферат

Краткое описание

Задачи:
• изучение истории периодических изданий для детей; знакомство с историей детской теле- и радиожурналистики;
• осмысление современных тенденций центральных и региональных детских СМИ;
• раскрытие особенностей детской психологии и воспитательных возможностей журналистики;
• показ уровней взаимодействия детской журналистики с образованием, наукой, культурой;
• изучение жанровой специфики и приёмов отображения действительности, способов контакта с аудиторией.

Вложенные файлы: 1 файл

материал важный для курсовой работы.docx

— 98.83 Кб (Скачать файл)

Журналы для детей  младшего возраста. Идея создания журнала «Веселые картинки» принадлежала Ивану Семенову – карикатуристу журнала «Крокодил», он и стал первым редактором нового издания. Авторами журнала были такие писатели и художники, как К. Чуковский, А. Барто, С. Михалков, Е. Ведерников, В. Сутеев, К. Ротов. В 1972 году «Веселые картинки» возглавила Нина Иванова, которая работает в журнале, как литературный редактор, и сегодня. В 1977 году главным редактором «Веселых картинок» стал художник Рубен Варшамов. Вместе с ним пришли новые авторы, художники-нонконформисты, авторы «бульдозерной» выставки – Виктор Пивоваров, Валерий Дмитрюк, Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, Александр Митта, карикатуристы нового поколения Сергей Тюнин и Олег Теслер. Они привнесли в жизнь редакции веяния бунтарства и стремления к свободе. То, что было невозможно в серьезных, «взрослых» изданиях оказалось воплощено на страницах «Веселых картинок»[2].

С первых лет своего существования  журнал ориентировался на детей от 4 до 10 лет и строился в соответствии с возрастными особенностями  этой аудитории.  В дошкольном и младшем школьном возрасте для восприятия информации большую роль играет иллюстрация, и «Веселые картинки» создавались как сборник красочных картинок. Формат «Веселых картинок» в первые годы был горизонтальным, повторял размеры ученического альбома для рисования, и маленький читатель, таким образом, принимал журнал как часть хорошо знакомого предметного мира, соотносил со своими рисунками и получал дополнительный стимул к творчеству. Для детей главной формой общения и деятельности является игра. В игре развивается воображение, познается и осваивается окружающий мир. Благодатной пищей для воображения в детских изданиях стали сквозные персонажи – герои сюжетов и ведущие рубрик. Их приключения и истории нередко моделируют реальные ситуации, но дидактика оказывается скрытой и ненавязчивой благодаря юмору и игровому началу. Герои «Веселых картинок» – Веселые человечки, собранные из разных сказок (Карандаш, Самоделкин, Буратино, Чипполино, Незнайка, Гурвинек, Дюймовочка), становились героями игр детей младшего возраста. Юные читатели писали им письма, обращались с просьбами и спрашивали совета. Кстати, в дискурс  детской игровой культуры советского времени на долгие годы вошел  персонаж еще одного детского журнала – Мурзилка (журнал «Мурзилка»). Эти персонажи стали героями не только «журнальных» историй, но и мультипликационных фильмов, литературных произведений. Они обрели характеры и социальные черты, например, Мурзилка – веселый, озорной, находчивый, везде успевающий юный фотожурналист. К нему дети обращались за разъяснением и оценкой сложных для своего возраста ситуаций, делились чувствами и впечатлениями («Почтовое отделение Мурзилки»). «Я впервые столкнулась с таким восприятием Мурзилки в первый же день своей работы в качестве главного редактора. Представляете? – не просидела я и несколько часов за этим столом, как раздается звонок: «Попросите, пожалуйста, к телефону Мурзилку?» После небольшой паузы я ответила: «А он же в командировке». И мне поверили. Такие звонки раздаются очень часто» – рассказывает главный редактор  Татьяна Андросенко [Андросенко http://www.marka-art.ru]. Вымышленные персонажи в детском издании – это оригинальный прием, позволивший совместить потребности детской аудитории в игре и развлечении и традиционные дидактические задачи детской журналистики. 

Структура «Веселых картинок», как и других, появившихся уже  в постсоветское время журналов для самых маленьких, не перегружена  рубриками. В «Школе Карандаша» дети получали уроки рисования, в «Школе Самоделкина» – учились мастерить  игрушки, «Веселая азбука» знакомила  малышей с буквами. Каждый номер, как правило, был организован  по игровому принципу. Большое место  занимали настольные игры, различные  задания и испытания, например, «Соедини точки по порядку и ты узнаешь, куда плывет гусенок», «Найди на картинке зверей из басни…», «Помоги храброму рыцарю найти в старинном городе кузницу» и т.п. Задания в журнале  побуждали к действию, к активному  усвоению информации, развивали чуткое отношение к языковым явлениям. Обязательно  в журнале были стихи, загадки, сказки, комиксы, письма и рисунки детей.

В начале 1990-х годов редакция журнала «Веселые картинки» была преобразована в Издательский дом. В 2000 году главным редактором стала  Инна Антипенко. С 1997 года в Издательском доме «Веселые картинки» выходит  журнал о животных «Филя», в 1998 году был выпущен журнал для подростков  «Пампасы», в 2000 году –  журнал об искусстве «Эскиз» и журнал о путешествиях и путешественниках «Синдбад», в 2002 году вышел журнал о спорте и здоровом образе жизни «Трамплин». Современный журнал «Веселые картинки» сохранил приемы и формы работы, накопленные за предыдущие годы, во многом той же осталась структура издания. Традиционно печатаются стихи для детей, авторские рассказы и сказки, комиксы, «Библиотека "Веселых картинок"». Журнал проводит для своих читателей различные конкурсы, выставки рисунков. Бережное отношение к детству – пожалуй, так можно определить сегодняшнее кредо редакции «Веселых картинок».

«Мурзилка» 1960-х–1980-х годов – ведущий журнал для октябрят. Герои рассказов и сказок, а это, как и в предыдущие годы, основные жанры журнала, – добрые, отзывчивые, веселые и думающие дети.  Настоящим захватывающим приключением для читателей стала серия детективно-загадочных историй А. Семенова.  Дети вовлекались в игру, вслед за Мурзилкой искали ответы и выходы из каверзных ситуаций. Детективные истории были увлекательным и познавательным чтением, развивали умение наблюдать, логически мыслить.  Например: «Неожиданно зазвонил телефон. – Мурзилка? – раздался в трубке встревоженный голос. <…> Так что ты можешь сюда не приезжать. Да сегодня и не добраться. На линии трамвая, что сюда ходит, авария: оборвался один из контактных проводов. Все трамваи стоят, народу уйма, так что оставайся дома. – Трубку положили. «Звонил лазутчик, это ясно», – подумал Мурзилка». Дети должны найти ответ на вопрос: «Почему он решил, что звонил агент?». Ответы можно было найти в конце журнала. Кстати, ответ к этой загадке: «У трамвая только один контактный провод» (1981. № 8).  Журнал названного периода хорошо иллюстрирован, в нем много детских рисунков, писем («Почтовое отделение Мурзилки»), стихов, песен, полезных советов («Мастерами становятся»). Со страниц «Мурзилки» дети получали сведения об истории, о природе, о детских писателях, о народных ремеслах, праздниках, костюмах и традициях разных народов и т.д.  Тираж журнала в 1970-е годы достиг 5,6 млн. экземпляров.

Современный «Мурзилка» насыщен  интересными, познавательными материалами  – история, достижения науки и  техники, спорт, важнейшие события  сегодняшнего дня. Постоянный раздел журнала  «Галерея искусств Мурзилки». «Галерея»  знакомит с репродукциями картин – шедевров отечественной и мировой  живописи, с жизнью и творчеством  художников. Рассказы о них и репродукции  картин печатаются на вкладках, их можно  вырезать и собирать свою художественную коллекцию.

Из номера в номер печатаются материалы, дополняющие программу  начальной школы, рекомендованные  Министерством образования РФ. Это  «Школа безопасности», веселые уроки  математики и русского языка, объединенные в отдельный раздел-приложение «Головоломки, игры, затеи». Рубрики «Мурзилкины  советы», «Приключения Мурзилки», самоделки, конкурсы, викторины не позволяют  читателю оставаться пассивным потребителем информации, развивают творческие способности, воспитывают полезные навыки. Авторы «Мурзилки» – современные талантливые  писатели, художники и классики детской  литературы. Часто авторами журнала  выступают сами читатели. Главный  редактор журнала Татьяна Андросенко своей основной задачей считает  «поддержку чтения» и возвращение  России звания самой читающей страны мира.

Подводя итог, нужно отметить, что журналы для детей младшего возраста можно охарактеризовать как  универсальные, при этом произведения детской литературы занимают в них  очень большое место и имеют  свои особенности. Это  рассказы, сказки, стихотворения небольшого объема, но динамичные, остросюжетные, эмоционально насыщенные. В них обязательно есть занимательный сюжет, и часто он строится (особенно для детей постарше) на конфликте плохого и хорошего, добро и зло здесь легко распознается (например, Мурзилка и Ябеда-Корябида в детективах А. Семенова). Еще один сюжет – преодоление себя, обретение новых качеств в какой-то опасной ситуации (сказки и повести И. Токмаковой и др.). Герои этих произведений симпатичные, но не идеальные дети. Что делает их ближе и понятнее читателю. Невозможен детский журнал и без ярких иллюстраций, рисунков, коллажей (фотографии «живьем» идут редко, они лучше воспринимаются в сопровождении рисованных персонажей») и рисунков, выполненных самими детьми. В журналах для дошкольников и младших школьников традиционно большое место занимает познавательный материал, который не только расширяет кругозор, но и воспитывает любовь к природе, делает окружающий мир понятнее. И, конечно, основным принципом построения таких журналов является игра, игровые элементы позволяют ненавязчиво прививать навыки чтения, счета, общения.

Журналы для детей  среднего школьного (подросткового) возраста. Детям этого возраста характерно стремление к самоанализу и самооценке, высокая степень социальной активности. Конструктивная цель отрочества – выбор жизненного пути, ценностных ориентаций, идеала, своей сферы деятельности. Не случайно, что для детей 10–14 лет в 1960–1980-е годы выходили научно-популярные и специальные журналы: «Юный натуралист», «Юный техник», «Юный художник», «Моделист-конструктор», «Квант». Их основная задача, как отмечает М.Ф. Попова, – «дать ребятам максимум информации из интересующих их областей науки, техники, искусства; способствовать профессиональной ориентации и подготовке их к выбору сферы деятельности» [Попова 1987: 106].

Интересным   образцом   журнала   для  детей  среднего школьного возраста был «Пионер»[3] 1960–1980-х годов. Журнал строился по принципу: от дела к развлечению, от серьезного к смешному. Постоянные темы для разговора с читателем – задачи пионерской организации, пионерское самоуправление, школьные проблемы. Журнал, как и газета «Пионерская правда», использовал организационно-массовые формы работы, вовлекал читателей в различные клубы и движения. Например, «Всесоюзный штаб Тимура» или Всесоюзный пионерский сбор-поиск «Судьба семьи в судьбе страны».    

Если в детстве школой социальных отношений является игра, то в отрочестве такой школой становится общение. У подростка формируется  «внутренняя позиция», ответственность  за свои убеждения и способность отстаивать их. При этом важно и мнение других, необходимо высказаться и получить совет. Востребованы в подростковом издании рубрики дискуссионного и консультационного характера. В журнале «Пионер» много писем приходило в «Дискуссионный пионерский клуб», «Юнкоровский пост РВС» (размышляем, вникаем, спорим), в рубрику «Сами о себе». В этих рубриках обсуждались школьные проблемы, проблемы межличностного общения, дети рассказывали о своих победах, делились тревогами и сомнениями. Определиться с выбором профессии помогала рубрика «Пятилетка, в которой тебе работать», рассказы о производстве, стройках и т.п. Поделиться со сверстниками своими творческими находками читатели «Пионера» могли в рубрике «Кораблик. Журнал в журнале. Печатается только для тебя». Это рубрика детского творчества, в ней на протяжении многих лет печатаются стихи, рассказы, рисунки читателей. С 1965 года журнал «Пионер» взял шефство над детским отрядом «Каравелла», который был создан в Свердловске детским писателем Владиславом Крапивиным. Отряд «Каравелла» стал пресс-центром журнала, работы ребят печатались как в «Кораблике», так и в других отделах журнала.

Структура «Пионера» оставалась неизменной на протяжении десятилетий, «формула» журнала складывалась, вбирая традиции дореволюционных журналов и первых советских изданий. Отделы «Пионера»: публицистический, беллетристический, научно-популярный, отдел детского творчества, библиографический, развлекательный. Последний отдел включал в  себя короткие анекдоты, выдержки из школьных сочинений, юмористические рассказы, фельетоны («Переменка»). В 1990-м году на страницах  апрельского номера журнала заявило  о себе литературное объединение  «Черная курица». Номер почти  целиком был отдан никому не известным  молодым детским писателям. В  журнале оказались стихи, рассказы, главы из повести, эссе. Начинающих литераторов поддержали Эдуард Успенский, Игорь Иртеньев, Олег Григорьев. Идеологом  литературного объединения была Лола Звонарёва. В творческом манифесте  «чернокуры» писали: «Пусть будет  жить молодая литература – растрепанной, немытой, не очень-то важной птицей –  черной курицей, которая ходит повсюду, глотает всякую дрянь, копошится  под ногами у кухарки, а та ее бранит и не знает про нее главное, что на самом деле это самый  настоящий принц, важный и могущественный в своем царстве, с кодексом чести  и благородства. Спасем черную курицу от кухаркиного ножа!». В 1990-е журнал переживал трудные времена, литературное  объединение распалось, однако «Пионер» по-прежнему печатал молодых писателей, поддерживал юных читателей и корреспондентов. 

Сегодня в «Пионере» печатаются повести и рассказы, очерки по истории, географии, природоведению и т.п., в  основе ряда рубрик лежат письма читателей.  Тираж журнала – около 4 тыс. экземпляров.

Журнал «Костер»[4] был основан в 1936 году при издательстве «Детская литература», в 1946 году в связи с постановлениями ЦК партии «О журналах «Звезда» и «Ленинград», травлей писателя      М. Зощенко, произведения которого публиковались и в «Костре», был закрыт. Возобновился журнал в период хрущевской «оттепели» в 1956 году по инициативе ленинградских писателей. «Костер» 1960–80-х годов являлся органом ЦК ВЛКСМ и Союза писателей СССР. С журналом в разное время печатались С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, О. Ф. Бергольц, Е.Л. Шварц, Л.В. Успенский, К.Г. Паустовский, Е.И. Чарушин, В.В. Бианки, Л. Пантелеев и мн. др.; сотрудничали худ. В.М. Конашевич, Н.А. Тырса, А.Ф. Пахомов и др.

В 1960-е годы тон в журнале  задавала проза, вслед за ней подтягивались  и другие жанры. Как отмечает один из сотрудников А. Крестинский, «Костер» возобновил традиции журналов «Чиж»  и «Еж», в которых детская журналистика воспринималась «как высокая и важная игра»[5]. Так, известный переводчик И. Ивановский придумал забавных фотогероев: художницу Кисточку, поэта Нескладушкина и фотографа Кадрика, которых «играли» дети из соседней школы. Редакция устраивала читательские конференции, конкурсы, коллективные путешествия по стране. «Костер» следовал идее, которую заложил    С.Я. Маршак: журнал не только для пионеров, но журнал и самих пионеров. Такие рубрики, как «Барабан» (пионерская публицистическая газета в журнале), спортивный клуб «Кузнечик», «Зеленые страницы» (формирование экологического мышления), «Морская газета», сатирический «Веселый звонок» обрастали читательским активом, возникала переписка и многолетняя дружба с журналом (с конкретными его сотрудниками).  Издание воспитывало любопытного, увлеченного читателя, давало такую разнообразную информацию, что каждый находил что-то для себя. Девочки с нетерпением ждали советов Маши Искусницы,  мальчики знакомились с историей русского оружия, те и другие    читали о приключениях сверстников, о домашних животных, о старинных словах и др. Сверхзадача «Костра» того времени, как отмечает Н. Харлампиев, редактор издания, «воспитание порядочных, ответственных, духовно богатых людей» [http://www.gipp.ru]. Редакторами журнала в разное время были: Н. Косаев, В. Торопыгин,   С. Сахарнов. Святослав Сахарнов (возглавлял «Костер» с 1973 по 1988 гг.) организовал семинары молодых писателей, работающих для детей. Обмен опытом, разбор написанного, общение с мастерами – все это было мощным импульсом для творчества начинающих писателей.  

Н.Б. Харлампиев отмечает, что  главная задача современного журнала: расшевелить ребят, научить их «врастать  в изумление», уберечь ребенка  от потребительской идеологии. В  начале нового века редакция «Костра» стала инициатором создания Ассоциации детской и педагогической прессы Санкт-Петербурга, в которую вошли  петербургский детский исторический журнал «Автобус», журнал для родителей  и  педагогов «На стороне подростка», литературный журнал «Чиж и Еж», газета «Пять углов» и др.   

Информация о работе Детская журналистика