Детская журналистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:25, реферат

Краткое описание

Задачи:
• изучение истории периодических изданий для детей; знакомство с историей детской теле- и радиожурналистики;
• осмысление современных тенденций центральных и региональных детских СМИ;
• раскрытие особенностей детской психологии и воспитательных возможностей журналистики;
• показ уровней взаимодействия детской журналистики с образованием, наукой, культурой;
• изучение жанровой специфики и приёмов отображения действительности, способов контакта с аудиторией.

Вложенные файлы: 1 файл

материал важный для курсовой работы.docx

— 98.83 Кб (Скачать файл)

В 1860-х и начале 70-х годов  много писалось о различных промыслах  – добывании соли, рыбной ловле  и т.п. Со второй половины 70-х годов  эти статьи сменяются статьями о  промышленных производствах – выплавке чугуна, обработке металла. С журналом сотрудничали известные педагоги-естественники  и учёные А. Ганике,    К. Сент-Илер, А. Бекетов. Преодоление невежества, приобщение детей к современным представлениям о природе и человеке – одна из главных задач журнала, и с ней он успешно справлялся. Журнал «Детское чтение» стал прообразом универсальных научно-популярных журналов для детей.

В каждом номере «Детского  чтения» читатель находил рассказ  или повесть, популярный очерк из жизни природы и окружающей среды, исторические материалы, практические советы юным садоводам и друзьям  животных. В конце номеров помещались ребусы, юмористические стихи, шарады, русские народные загадки, объединённые в рубрику «Смех не грех. Веселые  странички». Ответы на все задания  читатель находил в конце следующего номера журнала. В рубрике «Мелочи» помещались новости со всего света. В одном номере читатели могли  обнаружить информацию и о том, что  «недавно в Англии при сильной  буре прошёл дождь жёлтаго цвета, а в Бельгии – чёрнаго» (1902. № 11), и о необычайной «летающей  черепахе», пойманной экипажем итальянского судна, «которая будет поднесена  в дар алжирскому музею» (1902. № 11).  Журнал был хорошо иллюстрирован. Практически все научно-популярные статьи сопровождались рисунками, которые иногда занимали целый разворот журнала.  В журнале была реклама. В конце номера размещались объявления о продаже книг и журналов, игрушек и учебных пособий, объявления «о приискании уроков и мест воспитателей, о частных учебных заведениях и пансионах» (1872. Т. VII). Как приложение к «Детскому чтению» выходил «Педагогический листок», пользовавшийся авторитетом у учителей земских школ.

В 1880-е годы на страницы «Детского  чтения» всё чаще проникают современные  темы и политические нюансы. Появляется рубрика «Что делается на белом свете», в которой главное место отводится  интересным происшествиям с участием детей, по форме эти сообщения  приближаются к газетной заметке. В 1885 году редактором В. Бородиным был введён отдел «По белу свету», он имел информационный характер, отчасти затрагивал общественно-политические вопросы, большое внимание уделялось новостям из области техники и промышленности [Свиридова 1955].

В 1880-е–1890-е годы в «Детском чтении» несколько раз менялись редакторы. С 1894 года редактором становится известный педагог         Д.И. Тихомиров и остаётся им вплоть до 1917 года. За издание журнала «Детское чтение» и «Педагогический листок», а также целого ряда книг для детей  Тихомиров получил Золотую медаль на международной выставке, «Детский мир», проходившей в Петербурге.

Журнал «Детское чтение»  находился в русле педагогических концепций своего времени, что делало его интересным и актуальным на протяжении многих лет. Редакторы-педагоги включили журнал в литературную и научную  жизнь, на его страницах складывалась новая реалистическая детская литература, отражались новейшие искания и достижения российских и зарубежных учёных. А  главное, авторы журнала находили приёмы и жанры, которые делали «серьёзный»  материал доступным и увлекательным. Элементы художественности, вымысла  проникали в научно-популярные очерки, например, муравей Сангвин на протяжении нескольких номеров рассказывал  о жизни в муравейнике и  за его пределами («Приключения муравья  Сангвина»). Статьи-советы, заметки, занимательные  игры тематически переплетались  с большими научно-популярными статьями. С 80-х годов XIX века «Детское чтение»  открывает свои страницы для вопросов и событий современности, включая  тем самым своего читателя в контекст общественной жизни.  Журнал утверждал особое отношение к детскому чтению. «По глубокому убеждению редакции чтение – не праздная забава, не пустое развлечение, а серьёзное дело, удовлетворяющее и развивающее высшие жизненные запросы человека, обогащающее ум и чувство новыми и новыми духовными сокровищами, воспитывающее вкус в выборе и оценке материала для чтения, вырабатывающее интерес и привычку читать и мыслить, читать и чувствовать, и получать от этого занятия одно из высших жизненных наслаждений. Разумное чтение целесообразно избранного материала есть могучий рычаг самообразования, главнейший руководитель на жизненном пути, указующий – «куда идти, к чему стремиться, где силы юные пытать» (1904. № 11. С. 2–3).

Лекция 5. Детские журналы  конца XIX-начала XX веков

 

Во второй половине XIX века детская периодика окончательно утвердилась в системе российской журналистики и в культуре детского чтения. «Творчество для детей  стало восприниматься большинством писателем как почетное и ответственное  дело. Утверждалось и отношение к  детству как к суверенному  миру с собственными духовными и  этическими началами» [Арзамасцева 2000: 139].   

Детские журналы отражали противостояние двух мировоззренческих  тенденций. С одной стороны, писатели и публицисты демократического направления  стремились показать ребенку социальные и нравственные  противоречия современного мира, проповедовали материалистические взгляды, «включали» ребенка во взрослую жизнь. С другой стороны, консервативно настроенные педагоги и литераторы «проповедовали защиту детского мира от жестокой реальности: в произведениях на современные темы не должно быть полной картины жизни, неразрешимых противоречий и безнаказанного зла» [Арзамасцева 2000: 140]. В детской журналистике этого периода сохраняют свои позиции и популярность издания сентиментально-охранительного толка, и появляются журналы демократического направления.

Во второй половине XIX века очевидным становится рост массовой детской литературы, да и массовой культуры в целом. В детской журналистике можно отметить наличие качественных изданий и журналов, отвечающих интересам  массовой аудитории.  К образцам качественной детской прессы можно отнести «Детское чтение». Не меньшей популярностью у юных читателей пользовался журнал «Задушевное слово», который исследователи характеризуют как издание, следовавшее логике массовой культуры[1].    

Журнал «Задушевное  слово» (1876–1917)издавал известный книгоиздатель и книготорговец М.О. Вольф. Вольф  первым начал печатать серии детских и юношеских книг – «Розовая библиотека», «Золотая библиотека», «Зелёная библиотека», «Русская библиотека», «Нравственные романы для юношества» и другие.

Первоначально издавались 4 варианта журнала для детей разного  возраста: младшего возраста (5–8 лет), среднего возраста (8–12 лет), старшего возраста (старше 12 лет), семейное чтение для взрослых. Далее отделов стало только два: для старшего и младшего возраста. Редактором журнала долгое время был П.М. Ольхин.

Журнал имел огромный успех, тиражи в 12–15 тысяч экземпляров  расходились без труда. К «Задушевному слову» выходили бесплатные приложения – собрания сочинений русских  и зарубежных писателей, разнообразные  игры. Писатель и публицист А.И. Пантелеев  вспоминал:  «Уже второй год мама выписывала для меня журнал «Задушевное слово», и каждую пятницу почтальон приносил мне вместе с тоненькой тетрадкой журнала солидный пакет «бесплатных приложений». В этом году я получил, среди прочего, очень много листов для вырезывания. На этих еще слегка липких, еще пахнущих литографской краской листах были изображены солдаты и офицеры всех родов войск: пехота, артиллерия, казаки, уланы, самокатчики, мотоциклисты…» [Пантелеев http://lib.ru].

Журнал состоял из прозы, стихов, познавательных статей. Главный  герой журнальной прозы 80–90-х годов XIX века – умный, сообразительный  и в то же время чувствительный ребенок, обласканный папенькой  и маменькой. Он видит несовершенства мира и старается помочь бедным детям, забытым одиноким старикам, брошенным  животным. Его главная забота –  устройство благотворительной рождественской елки или помощь птицам, замерзающим  в зимнюю стужу. Так «Задушевное  слово» воспитывало в юных читателях  общественные добродетели и, само того не осознавая, становилось проводником  «теории малых дел» [Токарева nv.vspb.ru]. Был в журнале раздел мод, в  котором рассказывалось о новинках Парижа, Лондона, Берлина. Большое место  в журнале занимала почта, дети делились с редакцией впечатлениями и  своими чувствами, откровенно рассказывали о праздниках, подарках, проблемах.

В 1901 году «Задушевное слово» напечатал повесть Л.А. Чарской  «Записки институтки», с тех пор  Лидия Чарская постоянно печаталась в журнале, приобрела огромную популярность среди детей. Почта «Задушевного слова» получала множество писем  с восторженными откликами на повести Чарской, обращениями к  любимой писательнице.

Как отмечает Е. Путилова в  энциклопедической статье о Чарской, один из основных сюжетов ее прозы  связан с темой осиротевших, брошенных, потерянных, похищенных детей, их необычной  судьбой [Путилова http://www.rusinst.ru]. Героиня  повести «Записки гимназистки», оставшаяся без родителей Ленушка, попадает в семью дяди и сталкивается с  завистью, злобой, несправедливостью. Однако  доброта, послушание, скромность, терпение девочки  вознаграждаются любовью окружающих, в семье меняются отношения между детьми и взрослыми, наступает счастливая развязка. Герои книг Чарской «Сибирочка», «Лесовичка», «Щелчок» и др. в силу роковых обстоятельств оказались оторванными от родного дома, от родителей. Герои попадают в глухой лес, в воровской притон, за монастырские стены, в цыганский табор, на арену цирка и т. п.

Другая излюбленная тема Чарской была связана с жизнью девушек в Павловском институте: «Записки институтки», «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская», «Белые пелеринки», «Юность Лиды Воронской», а также  автобиографические книги, в которых  снова автор возвращается к институтской жизни: «За что?», «Большой Джон»,       «На всю жизнь», «Цель достигнута».

Еще одним известным автором  «Задушевного слова» была Анна Хвольсон. Из-под ее пера вышла сказка «Мальчики-с  пальчик, девочки-с ноготок» (1887), в  качестве иллюстраций к сказке были использованы рисунки американского  художника Пальмира Кокса. Герои  Хвольсон – лесные эльфы: щеголь Мурзилка, доктор Мазь-Перемазь, Знайка и другие – полюбились читателям «Задушевного слова» и редакция регулярно стала  печатать описания их приключений. В 1895 году опубликована сказка «Мурзилка  и его товарищи», в 1896 – «Новые затеи Мурзилки и его маленьких  друзей», в 1898 – «Мурзилка и лесные человечки» и так далее, практически  каждый год журнал печатал новые  повести о Мурзилке, сочиняла их уже не только А. Хвольсон, но и другие сотрудники редакции. Тема маленьких  человечков была популярна, и издатели составили «Альбом Мурзилки: Собрание портретов маленьких лесных человечков с текстом к ним Мурзилки в  стихах», «Журнал Мурзилки: Газета царства  малюток – лесных человечков –  эльфов с многочисленными рисунками. Редактор Мурзилка по прозванию «Пустая  голова», художник – Мурзилка и его  товарищи». В продаже появилось  множество игр в Мурзилку, например «Мурзилка на столе: Лист для вырезания  и склеивания» и другие[2].

Журнал «Задушевное слово» следовал логике массовой культуры того времени и сам являлся ее частью. Его издатели стремились охватить и  детскую аудиторию, и аудиторию  родителей и педагогов. В качестве приложений выходили два бесплатных журнала – «Педагогический листок "Задушевного слова"» и «Детские моды». «Детские моды» состояли из рисунков костюмов, шляп, рукоделий для детей разного возраста, статей познавательных («Гигиена одежды», «К вопросу о детских модах», «История корсета») и практико-бытовых  («Как выводить жирные пятна из детских платьев», «Окраска в желтый цвет тюля и кружев»). «Педагогический листок» – иллюстрированный журнал воспитания и обучения (редактор Н.Х. Вессель) – давал представление о состоянии школ, о системах воспитания и образования в разных странах («Порядки в начальных школах Америки», «Воспитание детей в приютах доктора Бернардо»). В журнале поднимались вопросы здоровья и быта детей в образовательных учреждениях («Какие очки должны носить близорукие дети», «Школьные завтраки»).  

Другой популярный журнал конца XIX – начала XX веков – «Игрушечка» (1880–1912) был основан писательницей Т.П. Пасек, в 1887 году редактором-издателем стала А.Н. Тюфяева-Толиверова. Журнал был рассчитан на детей младшего возраста. Основу его составляли статьи научного содержания, повести, рассказы, стихотворения, сказки, загадки, скороговорки, шутки, описание ремесел. Все материалы были приспособлены для детского понимания, многие строились как беседа с читателем, имели явную дидактическую цель. Например, из рассказа «Кукушка и малиновка» (1890. 3 февраля) дети не только узнают о птичьих повадках, но и о ценности семьи, о трагических последствиях эгоистичного поведения.

Редакция журнала ставила  перед собой задачи: «…посредством  многосторонних знаний влиять на развитие сердечной теплоты, религиозного и  эстетического чувства и любви  ко всему видимому миру, пробуждать сознание нравственного долга, необходимость  труда и важность самодеятельности, не только как источника духовной силы, но и нравственной независимости». Бережное отношение к природе, ответственность  за свои поступки, готовность помочь всему  живому, абсолютная ценность свободы  – основные мотивы художественной прозы журнала. Литературные вкусы  детей формировались на произведениях  А. Пушкина, Н. Гоголя, Л. Толстого, Стивенсона, Гюго и др. В журнале печатались научно-популярные очерки, рассказы о  путешествиях. Известный ученый-зоолог Н.П. Вагнер написал для «Игрушечки»  серию очерков о животных «Сказки  кота Мурлыки», Толиверова описала  путешествие Д.Н. Пешкова, проехавшего  на лошади от Благовещенска-на-Амуре  до Петербурга.  В журнале были разделы «Игры и ручной труд», «У рабочего стола». Специальный раздел «Для малюток» печатался крупным шрифтом[3].

Информация о работе Детская журналистика