Детская журналистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:25, реферат

Краткое описание

Задачи:
• изучение истории периодических изданий для детей; знакомство с историей детской теле- и радиожурналистики;
• осмысление современных тенденций центральных и региональных детских СМИ;
• раскрытие особенностей детской психологии и воспитательных возможностей журналистики;
• показ уровней взаимодействия детской журналистики с образованием, наукой, культурой;
• изучение жанровой специфики и приёмов отображения действительности, способов контакта с аудиторией.

Вложенные файлы: 1 файл

материал важный для курсовой работы.docx

— 98.83 Кб (Скачать файл)

Данная учебная дисциплина преподается с учетом требований ГОС (СД. 05 «Печать»), является частью курса  «Детская журналистика (Газетный заголовок)»[1], включает в свой состав лекционную систему занятий, научно-исследовательскую работу студентов в процессе подготовки презентаций и сообщений-экспертиз, а также круглый стол с участием редакторов детских изданий. 

Цель  курса: изучение специфики детской журналистики в контексте  её исторического развития.

Задачи:

·        изучение истории периодических изданий для детей; знакомство с историей детской теле- и радиожурналистики;

·        осмысление современных тенденций центральных и региональных детских СМИ;

·        раскрытие особенностей детской психологии и воспитательных     возможностей   журналистики;

·        показ уровней взаимодействия детской журналистики с образованием, наукой, культурой;

·        изучение жанровой специфики и приёмов отображения действительности, способов контакта с аудиторией.

Дисциплина «Детская журналистика (Газетный заголовок)» читается студентам III курса ОДО, исполняется в V семестре. На самостоятельную и индивидуальную работу по части «Детская журналистика»  предусмотрен  21 час. Содержание работы: обсуждение творческих заданий, исследовательской работы, чтение и конспектирование научно-критической литературы, создание групповых проектов и подготовка презентаций, чтение и анализ газетной и журнальной периодики и т.п. Всего на преподавание данной дисциплины отводится 100 часов, из них 57 часа на специальный курс «Детская журналистика», 43 часа на «Газетный заголовок». В качестве итоговой отчетности предусматривается экзамен.

На итоговую оценку влияют следующие факторы: качество итогового  проекта, посещаемость занятий, устные или письменные (тесты) ответы на вопросы  во время экзамена. Также учитывается  работа студента на семинарах по специальности («Газетный заголовок»).

 

Лекция 1. Введение. Понятие  детской журналистики

 

Детская журналистика включает в себя газеты, журналы, теле- и радиопередачи, предназначенные для детей и  создаваемые самими детьми. Детские  СМИ сегодня – это «самостоятельный компонент общей системы СМИ» [Руденко 1997: 48]. Специфика детской  журналистики заключается в четко  выраженной ориентации на детскую аудиторию  и в использовании присущих только ей «приёмов отображения действительности, собственных выразительных средств, форм, способов контакта с аудиторией» [Руденко 1997: 48].

Детская аудитория неоднородна. Традиционно психологи определяют границы «детства» от рождения до 10–11 лет. Внутри этого периода: младенчество – до 1 года, ранний возраст – 1–3 года, дошкольный период – 3–7 лет, младший  школьный возраст – 6,7–10, 11. Следующий  этап в жизни ребёнка – «отрочество» или подростковый период – 11–14 лет  и, наконец, «юношество», границы которого ещё более условны и колеблются от 15–16 лет до 21–25.  

Международная конвенция  о правах ребенка определяет возрастные рамки детства от 0 до 18 лет, если по закону, действующему в данной стране, ребенок не достигает совершеннолетия  ранее. Федеральный Закон «Об  основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации», принятый в июле 1998 года, подтвердил именно эти  границы детского возраста.

Воспитание, обучение и развлечение  – три кита, на которых держится детская журналистика уже не одно столетие. Характерно, что детская  литература и публицистика на Руси формировались с целью учить  и воспитывать. Одно из первых произведений для детей появилось во второй половине XV века. Это была статья «О осми частех слова», которая давала сведения о грамматике и строилась  как диалог между учителем и учеником. Этот приём популяризации знаний актуален до сих пор. Непосредственное отношение к обучению имеет  и  первая печатная книга для детей – азбука, составленная Иваном Фёдоровым в 1574 году. Лишь в XVII веке детская литература начинает отделяться от учебной литературы как самостоятельная область творчества.

В формировании дидактических  традиций детской публицистики большую  роль сыграл имевший  широкое хождение  во второй половине XVII века трактат Эразма Ротердамского «Гражданство обычаев детских». Перечисляя правила поведения, автор раскрывает их философскую сущность: поведение – это внешнее выражение внутреннего мира, мировоззрения и нравственного уровня человека. Влияние трактата Ротердамского заметно в «Домострое» Кариона Истомина, в «Юности честном зерцале», составленном по указу Петра I, в «Первом учении отрокам» Феофана Прокоповича. Опыт детской публицистики и учебной литературы лег в основу детской журналистики XIX и XX веков, причем не столько в области формы, сколько в области цели, с которой взрослые создавали периодику для детей.

Детская журналистика является одним из средств передачи информации от старшего поколения к младшему, дает детям возможность познакомиться  с интеллектуальным, духовным, политическим опытом старших.  Не менее значима роль детской журналистики и в процессе «воспитания» взрослых, приобщения их к миру ребёнка с его ценностной и эстетической шкалой. Большую роль могут сыграть детские СМИ, особенно юнкоровские, в процессе социализации детей. Приобщение ребёнка к чтению детского издания, а тем более к работе в СМИ означает для него начало самостоятельной интеллектуальной жизни.   

Задачи и функции детской  журналистики предопределили её тесное взаимодействие с различными социальными  институтами – образованием, наукой, культурой.

Лекция 2. «Детское чтение для  сердца и разума» Н.И. Новикова

 

Детская журналистика в России началась с журнала. В 1785 году Н.И. Новиков  в качестве бесплатного приложения к газете «Московские ведомости» начинает издавать первый журнал для  детей «Детское чтение для сердца и разума» (1785–1789 гг.). Приступая  к журналу, Новиков руководствовался мыслью о том, что «в нашем отечестве... детям читать нечего» и для  разумного воспитания необходимо предоставить юным читателям доступное их возрасту полезное и приятное чтение. Это  намерение определялось педагогическими  взглядами, подробно изложенными им в статье «О воспитании и наставлении  детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» (1783 г.). Новиков был убеждён, что  процветание государства, благополучие народа зависит от «доброты нравов», а привить «добрые нравы», «добродетель», «народную гордость», уважение к  другим можно посредством достойного воспитания. В детях издатель-просветитель видел «будущую подпору Отечеству». Только добрый, счастливый человек, по мнению Новикова, становится полезным Отечеству гражданином. Достойное  воспитание, считал Н.И. Новиков, состоит  из воспитания физического, нравственного  и интеллектуального – «просвещение или образование разума».

«Детское чтение для сердца и разума» был первым журналом в России, при подготовке которого учитывались особенности детской  аудитории, воспитательные и познавательные задачи чтения. Целью издания являлось «распространение науки, добрых обычаев, обогащение ума и воспитание чувств». К сотрудничеству привлекались видные писатели и педагоги. Журнал выходил  еженедельно и составлял комплект из двадцати книжек. Часть книг (1–9 и 16–20), как отмечает историк журналистики А.В. Западов, редактировал сам Н.И. Новиков, над другими номерами журнала  работали А.А. Петров и H.M. Карамзин[1].  Н.М. Карамзин в «Детском чтении для сердца и разума» начал публиковать свои переводы и первые повести, в том числе повесть «Евгений и Юлия».

Журнал на долгие годы стал образцом детского журнала, вплоть до XX века определил правила построения детского журнала. В первом номере журнала  в обращении к юным читателям  было обозначено содержание издания: 1) моральные и нравоучительные  пьесы, «чтение таких пьес послужит к рождению во младых сердцах ваших  таких чувствований, без которых  человек в жизни благополучен и доволен быть не может. Они помогут  вам некогда сделаться угодными вашему творцу и добрыми гражданами вашего Отечества» (1785 Ч.1); 2) «для обогащения ума» журнал будет содержать пьесы  физики, натуральной истории, географии. Каждая книжка содержала литературно-художественное произведение, научно-популярные, занимательные  и общепознавательные статьи, переводные материалы. В журнале помещались очерки по различным отраслям науки («О побуждении диких животных к  сохранению жизни», «О системе мира», «Путешествие Васко да Гамы в Индию» и др.), повести, басни, пословицы, сказки, нравоучительные статьи («Плачевные следствия пристрастия к игре», «О скромности», «Детская любовь и благодетельность», «Награждение прилежности и бережливости»), анекдоты.  С. Аксаков, вспоминая о «Детском чтении для сердца и разума», писал: «В детском уме моем журнал произвел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Я узнал в «рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака; узнал образование дождя и происхождение снега. Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее» [Аксаков http://az.lib.ru]. В первом детском журнале были эпизоды из биографий известных людей, статьи о жизни и привычках животных, заметки о комете, затмениях, приливах и многое другое.

В журнале поднимались  вопросы гуманизма, Новиков убеждал  молодых дворян  уважать тяжёлый крестьянский труд, видеть в крепостном человека. Не раз в нравоучительных рассказах утверждалась мысль о том, что люди простого сословия добры, умны и благородны. Например, на протяжении нескольких номеров журнала за 1785 год печатается переписка между отцом и сыном. Отец отправил своего избалованного сына в деревню к брату, чтобы он увидел жизнь, близкую к земле и природе, узнал, что такое труд и заслуженный отдых. Петербуржский ребенок, полный высокомерия и презрения, по отношению к сельской жизни, братьям и дяде, работающим на земле, после нескольких месяцев понимает пользу такого образа жизни, признает духовное и нравственное превосходство своих братьев. Рассказ «Разговор» (1785. Ч.3)  построен как беседа между наставником и капризной девушкой, презирающей слуг и их труд. Наставник подчеркивает познавательную ценность работы на земле и труда в целом: «Садовник, которому вы оказываете такое презрение, есть человек искусный. Он знает свойства земли … Он употребляет всякий день это полезное знание, от чего силы его разума укрепляются, и он учится сравнивать одно с другим, различать, размышлять и судить с такою же исправностью, как и философ» (1785. Ч. 3. С. 56).

В журнале сложилась система  дидактических приемов и жанров. В первом номере журнала редакция познакомила читателей с наставником  Добросердовым – «он человек  уже не молодой, умный, обращался  всегда в хорошем обществе, читал  много хороших книг, и веселого нраву» (1785. Ч.1). Добросердов в дальнейшем выступает и как повествователь («Прогулка», «Суд над детьми»), и как собеседник-наставник в «разговорах». Для жанра «разговор» характерна доверительность, обращение к читателям как участникам беседы: «Здравствуйте, любезные дети! Каково вы живете! Все ли вы здоровы? – Мне приятно, что вы так веселы. Конечно, вы нынешний день хорошо проводили?» (1785. Ч.1). Монологи Добросердова сменяются «разговорами», построенными в форме диалога («Разговор между отцом и сыном о том, для чего в свете одни бедны, а другие богаты», «Разговор между матерью и дочерью»). В жанре «разговора» дается и научно-популярная информация – «Разговор о воздухе», «Разговор между отцом и сыном о снеге», «Разговор между отцом и детьми о громе». Большое место занимает жанр письма – «Переписка отца с сыном о деревенской жизни», «Письмо от отца к сыну».       

Журнал   предназначался  для детей   из всех    слоев    общества.  На него подписывались дворяне, купцы, чиновники, священнослужители. Журнал Новикова в дальнейшем не раз переиздавался, его материалы  использовались при составлении букварей и хрестоматий для учащихся. 

Первый детский журнал заложил важнейшую традицию отечественной  детской периодики: энциклопедизм  в сочетании с художественностью, уважение к сознанию ребёнка, правдивость  и оптимистичный тон. Журнал оказал огромное влияние на целое поколение  детей и стал образцом для многих последующих изданий.

Лекция 3. Становление российской детской журналистики в первой половине XIX века

 

В первые годы XIX века детских  журналов было немного. Некоторые из них повторяют по тематике и названиям  немецкие журналы. Кстати, именно Германия – родина первых детских журналов. Небольшой популярностью пользовались журналы «Весёлый и забавный друг» (1804) С. Смирнова, «Журнал для детей» (1813–14), «Детский вестник» (1815). Заметную роль в развитии детской журналистики сыграл журнал  «Друг юношества» (1807–1815, с 1813 – «Друг юношества и всяких лет»). Его издатель М.И. Невзоров чутко воспринял просветительские идеи в области детского чтения. Цель журнала – «способствовать образованию сердец и споспешествовать, сколько можно, к соблюдению телесных способностей». В журнале печатались научно-популярные статьи по истории, географии и другим наукам.  Авторами выступали известные ученые того времени. Как отмечает историк детской литературы Ф.И. Сетин, отдел прозы преимущественно заполнялся переводами [Сетин 1990: 152].

В 1813 вышел первый российский иллюстрированный «Журнал для детей». Через два года начал выходить «Детский музеум» (1815–1819 и 1821–1829), первые номера издавал Е. Ушаков, затем петербуржский издатель И. Глазунов. Книги большого формата состояли из иллюстраций, каждая сопровождалась  научной статьей. Книги имели разделы: «Птицы», «Рыбы», «Растения», «Земноводные» и т.п. Статьи печатались параллельно на трёх языках: русском, французском и немецком. Тематика журнала обозначена в его полном названии: «Детский музеум, или Собрание изображений животных, растений, цветов, плодов, минералов, одежд разных народов в своём естественном виде, древностей и других предметов, служащих для наставления и забавы юношества, составленное и гравированное по лучшим образцам, с крайним изъяснением, соответственным понятию детей». Действительно, в журнале, больше похожем на атлас, давались энциклопедические сведения по природоведению, истории, этнографии в доступном для детей изложении. Так, получив номера (части), например, за 1825 год, читатели могли составить коллекцию сведений о птицах, моллюсках, насекомых, растениях с изображениями каждого вида и подробным описанием. Такой тип периодического издания получил своеобразное продолжение в современной журналистике, это так называемые партвоки – коллекционные издания, среди которых немало детских. В свое же время «Детский музеум» стал примером просветительского издания для детей.

С 20-х годов XIX века начался  творческий поиск нового типа детского издания. Писатель и журналист С.Н. Глинка, издатель «Русского вестника», для детской аудитории выпускал «Новое детское чтение» (1819–1824).  На страницах этого журнала рассказывалось о русском патриархальном быте и народных обычаях, изображались «идеальные» отношения помещика и крепостного. Идеи «взрослого» журналиста – противопоставление патриархальной русской старины западному влиянию, вольнодумству – находили воплощение и в детском издании.

Журналисты и писатели стали всё более серьёзно относиться к детской журналистике. Она становилась  проводником и прогрессивных  просветительских, и «охранительных»  идей.  Так,  Ф.В. Булгарин  и         Н.И. Греч в течение двух лет издавали «Детский собеседник» (1823–1829). Журнал носил религиозно-нравоучительный характер и не пользовался  большим  успехом.  Редакторы-издатели   А.Н.    Очкин,     В. Львов и А.П.  Башуцкий  выпускали  «Детскую  библиотеку»     (1835–1838). Участие в работе принимали писатели Н.В. Кукольник,   В.Ф. Одоевский, В.И. Даль и др. Издатели решали задачу приобщения детей к русской культуре. В дальнейшем В.Ф. Одоевский, автор сборников «Детские сказки дедушки Иринея», «Детские песни дедушки Иринея»,  предпринимает выпуск альманаха  «Детская книжка для воскресных дней». В нем были не только художественные произведения, но и большой раздел образовательного характера, в который входили научно-популярные статьи, описания различных поделок, опытов и игр. Б. Фёдоров издавал журнал «Новая детская библиотека», в котором стремился прививать ребёнку религиозную веру, милосердие, любовь к ближнему. В журнале публиковались рассказы об античных героях, выдающихся людях, очерки о природе, о растениях и животных, повести на религиозные темы.

Информация о работе Детская журналистика