Внеклассная работа по русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть значение внеклассной работы по русскому языку как эффективной формы организации обучения в усвоении знаний, приобретении прочных умений и навыков, воспитании интереса к русскому языку у младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………стр.4
Глава I. Теоретические основы избранной проблемы………………………..стр.6
1.1 Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку……………………………………………………………………………. стр.6
1.2 Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку……………………………………………………………………………...стр.9
Выводы по главе I……………………………………………………………....стр.16
Глава II. Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса………………………………………………………………………....стр.17
2.1 Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку…………………стр.17
2.2 Организация внеклассной работы по русскому языку…………………...стр.19
2.3 Содержание внеклассной работы по русскому языку……………………стр.25
2.4 Виды и формы внеклассной работы по русскому языку………………...стр.28
2.5 Кружок как один из видов групповой внеклассной работы……………..стр.30
2.6 Вечера и утренники как формы организации внеклассной работы……..стр.34
2.7 Олимпиады по русскому языку……………………………………………стр.35
2.8 Неделя русского языка как одна из форм массовой внеклассной работы…………………………………………………………………………...стр.37
Практическая часть ………………………………………………………….....стр.41
Заключение……………………………………………………………………...стр.54
Список литературы……………………………………………………………..стр.56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 4 курс.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

1. Выбор темы и девиза.

2. Собирание материалов  о языке и их отбор в процессе  обсуждения.

3. Подготовка отдельных  номеров (репетиции, работа над  произношением).

4. Составление программы  вечера.

  Можно также сказать, что помимо составления программы вечера, необходимо много времени посвятить обдумыванию его оформления и порядка проведения. 
  Общий уровень готовности к проведению программы напрямую влияет на интерес ребят к кружковой работе и к русскому языку в особенности. 
  Сама подготовка к вечеру подразумевает активную разностороннюю мыслительную деятельность как участников, так и организаторов. Здесь ребятам дается больше самостоятельности в выборе форм проведения вечера, составлении программы, подготовки конкурсов, заданий, оформления вечера. 
  Но каково бы ни было название кружков, цели и задачи у всех одни - повысить общую языковую культуру учащихся, привить любовь и интерес к изучению русского языка. 
 

2.6. Вечера и утренники как формы организации внеклассной работы

  Из всех форм  внеклассной работы по языку  самыми массовыми являются вечера  и утренники, которые как бы  завершают и подытоживают работу  кружка за полугодие или учебный  год. Эти мероприятия имеют  большое познавательное и воспитательное значение, поскольку позволяют привлечь внимание учащихся к вопросам языка, показать ребятам, что за привычными для них грамматическими правилами и упражнениями можно найти много интересного, увлекательного. 
  Готовясь к вечеру или утреннику, учащиеся просматривают литературу, составляют планы и конспекты выступлений, делают всякого рода выписки для стенгазет, бюллетеней, оформляют выставки, стенды, подбирают материал для игр, викторин. Всё это вырабатывает у них самостоятельность, способствует расширению кругозора. Важно и то, что ребята учатся выступать перед большой аудиторией.

  Чтобы вечер прошёл  живее и интереснее, не следует  делать на нём обширных докладов, основной материал по теме  лучше включать в выступления  ведущих. Художественная часть  обычно проводится в форме литературно-музыкального монтажа, который составляется учителями и обсуждается затем комиссией по проведению вечера. Распределяя между учащимися тексты для заучивания, следует обратить особое внимание на выразительность чтения. Проведение вечеров, как никакой другой вид работы, дает возможность выработки навыков культуры речи. Особенно большую роль вечера играют для развития произносительной культуры речи, а также навыка публичных выступлений. Именно на эту сторону работы обращают внимание лучшие учителя при подготовке вечеров и утренников.

2.7.Олимпиады  по русскому языку

Интерес к русскому языку  воспитывается всей классной и внеклассной  работой по предмету. Немаловажное значение при этом имеет и чувство  соревнования, которое неизбежно  возникает при организации многих видов работы. Именно таким массовым соревнованием, проводимым в целях популяризации языковой культуры, и могут стать олимпиады. Олимпиада проверяет знания по русскому языку в объеме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор и, наконец, сообразительность и смекалку школьников. Олимпиада выявляет лучшего. Но каждый может попробовать в ней свои силы. 
  Олимпиада может состоять из нескольких туров (2-4). 
  Проведение олимпиады позволяет определить, насколько глубоки знания по русскому языку, высокая речевая культура, начитанность, смекалка учащихся. 
  Такая проба сил, как Олимпиада, несомненно развивает логическое мышление учащихся, расширяя кругозор и повышая интерес к изучению русского языка. В отличие от описанных выше форм внеклассной работы, олимпиада требует огромных сил от школьников, здесь каждый активизирует свои собственные знания и умения. 
  Учебная олимпиада понимается большинством методистов как «соревнование, в ходе которого учащимися решается целый ряд мыслительных задач с целью определения личного первенства»[9,53]. 
  Много споров вызывает содержание олимпиад по русскому языку. Часть исследователей считает главным во время олимпиады обстановку непринужденности, веселья, поэтому предлагает в качестве олимпиадных так называемые «шутливые» вопросы, вопросы на сообразительность, не имеющие отношения к науке о языке. Например: «Назовите город, в котором живет один мальчик и 100 девочек». (Севастополь.) Эти вопросы могут быть уместны на конкурсе смекалистых, на лингвистическом КВН, а для олимпиады они непригодны, так как не проверяют уровень знаний учащихся. С другой стороны, учителя часто используют на олимпиаде задания, дублирующие вопросы и задания, сформулированные в школьных учебниках. В этом случае учащиеся воспринимают олимпиаду как дополнительный контрольный урок и участвуют в ней неохотно. 
  Очень важно для проводящего олимпиаду по русскому языку понимать, что вопросы и задания не должны выходить за рамки школьной программы для этого класса. Нужно только так их сформулировать, чтобы они не повторяли заданий учебника.

Олимпиада по русскому языку  обычно проводится в несколько туров.

I тур предполагает участие всех учащихся класса (или школы). Поэтому олимпиадные задания на этом этапе должны быть наиболее доступными, рассчитанными даже на слабоуспевающего ученика. I тур олимпиады обычно проводится учителем как письменное домашнее задание. Следует ограничить время выполнения этого задания. Наиболее благоприятным является срок от 3 до 7 дней. За это время каждый ученик имеет возможность пойти в библиотеку, подобрать рекомендованную учителем литературу, изучить ее, возможно, обратиться за помощью к родителям. Такую возможность следует поощрять. Может быть, заинтересовавшись, некоторые родители в следующий раз помогут организовать и провести другие формы внеклассной работы по русскому языку, станут активными помощниками учителя в воспитании интереса к предмету.

II тур олимпиады проводится в классе. Его участниками становятся победители I тура. При удачном подборе заданий для первого тура, учитывающем уровень знаний учащихся этого класса, ко II туру допускаются более 50% школьников. Итоги I тура обсуждаются учителем с ребятами на одном из уроков, совместно разбираются те задания, с которыми учащиеся не справились. Этот этап олимпиады особенно важен, так как ученики, не допущенные к участию во П туре, должны обязательно узнать оценку их работы, должны быть поощрены учителем к дальнейшему изучению науки о языке. 
  Задания для II тура олимпиады должны быть несколько сложнее, чем задания I тура. Однако учителю, готовящему эти задания, следует помнить, что формулировки вопросов не должны значительно отличаться от того, с чем учащиеся уже сталкивались. Многие ученики теряются от неожиданных формулировок вопросов. Однако победители II тура должны отличаться находчивостью, сообразительностью, начитанностью в художественной и научной литературе. 
  После проверки письменных конкурсных работ участников П тура олимпиады учитель выявляет победителей. Их имена могут быть упомянуты в классной стенной газете или в специально выпущенном бюллетене, посвященном итогам олимпиады. С итогами олимпиады обязательно должны быть ознакомлены все ученики класса. 
  Олимпиады по предметам являются действенным средством вовлечения учащихся во внеклассную работу. Важнейшей задачей олимпиады является развитие у школьников интереса к предмету, воспитание потребности самостоятельно изучать предмет, знакомиться с научно-популярной литературой, справочниками и словарями.

2.8.Неделя  русского языка как одна из форм массовой внеклассной работы.

  Эпизодические внеклассные  занятия: беседы, лекции, устные журналы,  конкурсы и даже вечера русского  языка, - проводимые разрозненно,  в отрыве одно от другого,  не так эффективны, как постоянно  действующие (лекторий, кружки русского слова и т.п.). Если в школе существует клуб любителей русского языка, который организует систематическое проведение всех внеклассных занятий, их воспитательная и образовательная  роль значительно возрастает. Однако возможны и другие формы объединения таких видов занятий. 
  Н.Н. Ушаков, приводя пример, описывает попытку связать несколько эпизодических форм внеклассной работы одной общей идеей и предлагает провести целую неделю как путешествие в страну Русского Языка. 
  Началось путешествие с объявления о том, что школа начинает с такого-то числа путешествие по стране русского языка, а в это время учащиеся могут побывать в городе Алфавите, в пещере Архаизмов, на плоскогорье знаков препинания, на архипелаге междометий и других интересных местах. А пока каждый класс самостоятельно выбирает средство передвижения, устанавливает маршрут путешествия, во время путешествия ведет бортжурнал, выпускает газету-бюллетень, участвует в конкурсе любителей русского языка и заключительном вечере. 

Через неделю дети познакомились с картой страны. Школьников волновало множество вопросов. 
  До начала недели каждый класс выработал маршрут путешествия, в который входило обязательное посещение 2-3 пунктов всем классом, день самостоятельных путешествий и отчет о нем, веселый привал и заключительный вечер  русского языка. Разработанная педагогами школы программа путешествия для всех классов произвела большое впечатление на учащихся. 
  Дальнейшее совершенствование обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ нацеливает школу на неуклонное повышение эффективности и качества воспитательной работы, на развитие познавательных интересов учащихся и приобретение ими навыков самостоятельного пополнения знаний, на тесную связь изучения основ наук с жизнью. 
 

Неделя русского языка – общешкольное мероприятие. Это оказывает большое влияние на отношение учащихся к своей школе, соученикам, младшим ребятам. 
  Несомненно, главная организующая роль принадлежит учителю. Его энтузиазм, желание заинтересовать учащихся своим предметом окажут плодотворное воздействие на учеников. Организационный комитет Недели может выполнять все необходимые действия, связанные с организацией тех или иных мероприятий, но научная и методическая консультация о способах проведения их может быть дана только учителем. 
  Эффективными формами деятельности являются открытые заседания лингвистических кружков. Проведенные в дни Недели русского языка, такие заседания непременно привлекут внимание учащихся, и, возможно, некоторые из них станут постоянными участниками кружка. 
   
Декада русского языка отличается от Недели, как видно, только по объему. В очень больших школах, каких в городе сейчас большинство, удобнее проводить Декаду русского языка, чтобы все классы имели возможность принять в ней участие. Если в школе каждая параллель включает 5-6 классов, то времени для того, чтобы провести викторину, конкурс во всей параллели, понадобится больше, поэтому Декада русского языка оказывается здесь более эффективной.

День русского языка - это особая форма внеклассной  работы. Она эффективна только в том случае, если работа ведется в школе систематически, если в течение года ученики участвуют в конкурсах, викторинах, проводят утренники, вечера, изучают дополнительную литературу по лингвистическим дисциплинам. В этом случае День русского языка может стать праздником, итогом внеклассной работы, проведенной в школе за год. День русского языка плодотворно проходит в небольших школах, где имеется 1-2 параллельных класса и школа работает в одну смену. Недостатком этой формы является то, что все мероприятия проводятся в одно время и ученики лишены возможности участвовать в нескольких из них, как во время Недели русского языка. 
  Чтобы День русского языка прошел успешно, необходимо долго и тщательно его готовить. Начинается подготовительная работа с составления плана, определения круга участников, форм работы. Такие мероприятия, как конкурс лингвистических газет, олимпиада, конкурс сочинений на лингвистическую тему, проводятся заранее, чтобы в День русского языка можно было подвести итоги и наградить победителей. 
 Здесь немаловажно суметь на первоначальном этапе вызвать у детей большой интерес к данному мероприятию. Это зависит от подготовки и желания учителей воспитать в своих подопечных любовь к русскому языку. Методическая литература, опыт работы и фантазия руководителя кружка сделают данное мероприятие образовательным и увлекательным для учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть.

№1. Олимпиада  по русскому языку  (5 класс).

1тур

1. Подберите 3 слова,  в которых букв больше, чем звуков, и 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.

2. Придумайте по 3 примера  слов-синонимов, слов-омонимов, слов-антонимов.

3. Расставьте ударения  в следующих словах: клеить, углубить, звонить, цемент, фарфор, щавель, простыня, арест, верба, диалог, случай.

4. Укажите, из каких басен И.А.Крылова взяты эти строки:

1) «Что волки жадны,  всякий знает: волк евши, никогда  костей не разбирает». 2) «Поди  ж, приятель, убирайся, да берегись: вперед ты мне не попадайся».

3) «Отколь такой берется голосок: и чист, и нежен и высок».

Напишите названия этих басен.

5. Составьте словосочетания  типа «прилагательное + существительное» , включив в них такие слова:  рояль, мышь, мозоль, тюль, шоссе,  путь, впечатление, толь.

6. У потребите правильно  предлоги в следующих словосочетаниях: выехать (с,из) города; достать (с, из) мешка; возвратиться (с, из) Крыма; выехать (с, из) Украины; прилететь (с, из) Дальнего Востока; выйти (с, из) автобуса.

7. Составьте перечень  признаков, характеризующих члены  предложения: главные и второстепенные (общее и различное в них). См.: учебник «Русский язык. 5 класс» (часть «Синтаксис и пунктуация»).

8. Какие два значения  имеет каждое из предложений? 1) Мой товарищ встретил брата с сестрой. 2) Я встречаю его чаще всех.

II тур

1. Есть ли в русском  языке слова, которые состоят  из одного звука? Запишите как  можно больше таких слов.

2. Подберите 2 группы  слов так, чтобы и у тех,  и у других был корень -вод-, но с разным значением.

3. Сколько звуков в  словах ел и ель, дал и  даль, ямка и лямка? Почему?

4. Вставьте пропущенные  буквы в словах: б..т..рея, ко..екция,  ж..ри, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад.

5. В какой сказке  А.С.Пушкина слово лебедь женского  рода? Из чего это можно заключить?

6. Подберите пословицы,  построенные на основе противопоставления антонимов.

7. Составьте несколько  предложений с таким расчетом, чтобы в них слово язык употреблялось  в разных значениях.

8. Определите члены  предложения (подчеркните условными  знаками) и укажите, в каких  падежах употреблены имена существительные.

Информация о работе Внеклассная работа по русскому языку