Арабская журналистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 19:04, реферат

Краткое описание

В настоящее время арабский рынок СМИ - один из наиболее перспективных и динамично развивающихся в мире. Это происходит в силу следующих факторов:
Наличие экономического потенциала
Способность рынка инвестировать СМИ
Политическая воля и социальная заинтересованность в активизации прессы и электронных СМИ

Вложенные файлы: 1 файл

Арабская журналистика.docx

— 108.79 Кб (Скачать файл)

Важнейшими субъектами информационного  противоборства являлись священнослужители, как наиболее образованные лица.

  1. «Бумажные период»

Начался с распространением грамотности в условиях широкого охвата населения новыми носителями информации. Письма, листовки, книги, газеты, журналы. Заметных изменений в средствах доставки информации не произошло, хотя определенную роль сыграло появление поездов и пароходов.

 

Расширился  набор физического противодействия: взрывы и поджоги издательств, типографий, уничтожение книг, журналов, закрытие редакций и т.д.

 

  1. «Технический этап»

Этому периоду дало начало возникновение:

    • новых носителей информации (В середине 19 века – фотография);
    • новых средств доставки информации (телеграф, телефон, радио, кино).

Значительно усилилась наглядность и образность средств информационного воздействия. Увеличились возможности накапливания и длительного хранения информации.

Стало возможным  оказание как оперативного, так и долгосрочного, как избирательного, так и массового воздействия на психику людей.

На этом этапе  впервые возникает информационно-технические средства воздействия не только на сознание человека, но и на информационно-технические комплексы, а именно средства радиоэлектронной борьбы.

  1. Современный этап

Современный 4 этап начался с появлением в 70е гг. 20 века межгосударственных телекоммуникационных сетей (ТКС), особенно Интернета.

 

В качестве основного носителя информации стали выступать компьютеры, а средства доставки – ТКС.

 

Стало возможным оказание скрытого персонального информационного воздействия на:

    • конкретного пользователя компьютерной сети и
    • неконтролируемого массового воздействия на широкую аудиторию глобальных ТКС.

 

 

 

 

 

 

Информационная война  в системе политических отношений

современного информационного  общества.

 

Понятие и сущность информационной войны. Задачи. Признаки.

Одним из важнейших инструментов, определяющих достижение стратегических преимуществ в современном мире является арсенал информационно-психологического воздействия(ИПВ).

Развитие информационных технологий и ТКС создало современную триаду элементов информационного пространства:

ЧЕЛОВЕК ------- ИНФОРМАЦИЯ--------- ТЕХНИЧЕСКИЕ  СРЕДСТВА

В настоящее время ведущие  страны мира находятся в состоянии переходного периода от индустриального этапа развития к индустриально-информационному. Завершение этого процесса ожидается во 2 десятилетии 21 века. Но уже сегодня информационная зависимость всех сфер жизнедеятельности чрезвычайно велика. Так, в военном ведомстве США разработана концепция развития сухопутных сил до 2010 года, согласно которой основным смыслом боевой деятельности войск становится достижение информационного превосходства.

Термин информационная война появился примерно в середине 70х гг. 20 века. На западе отцом термина называют ученого физика Томаса Рана, который в 1976 г. назвал информацию самым важным звеном вооруженных сил и обороны.

В настоящее время термин информационная война все еще носит гуманистический характер и еще не получил повсеместного признания. Об этом свидетельствует непрекращающаяся дискуссия по поводу того, что такое информационная война, в чем сущности явлений относимо к информационным войнам.

Существует 3 основных группы формулировки «информационной войны»:

  1. Авторы первой группы сводят понятие «информационной войны» к отдельным информационным мероприятиям и операциям, информационным способам и средствам ведения межгосударственного противоборства. Брусницын, Цинбал, Почепцов.

 

Почепцов пишет: «информационная война – коммуникативная технология по воздействию на массовое сознание с кратковременными или долговременными целями». При этом к коммуникативным технологиям он относит: пропаганду, рекламу, избирательные технологии и PR. Т.е. в понимании этих ученых трактовка информационной войны дается через её средства и методы.

 

Расторгуев определяет понятие «информационной войны» как «открытых и скрытых целенаправленных информационных воздействий информационных систем друг на друга с целью получения                                                                                                                 в материально сфере».

 

Пирумов: «Новая форма борьбы 2х и более сторон, которая состоит в целенаправленном использовании специальных средств и методов влияния на информационные ресурсы противников, а также защита собственных информационных ресурсов».

 

  1.  Авторы 2 группы, в основном представители военных ведомств, относят «информационную войну» к сфере военного противоборства.

 

Первые  определения «информационной войны» специалисты министерства обороны  США дали в ряде докладов 1990-1991 гг. Здесь информационная война рассматривается  как особый вид военных действий, носящий манипулятивный и разрушающий  характер.

 

В 1997 министерство обороны США добавила к объектам нападения и обороны компьютерные сети, а в споре заявила, что информационная война может стать преобладающим и даже решающим видом военного противоборства. Такой же точки зрения придерживаются немецкие, английские, канадские и китайские специалисты.

Аналогичные взгляды, применительно к военному времени, высказывают и российские специалисты.

Видный  военный ученый Комов определяет информацию в военное время как комплекс информационной поддержки, информационных контрмер, предпринимаемых в соответствии с единым планом и нацеленных на достижение и поддержание информационного превосходства над противником во время боевых действий.

 

Ряд российских авторов (Гринев, Содионов и др.) указывают на то, что термин «информационная ваойна» в отношении  современных способов ведения войны  не совсем адекватен. Было бы более правильно называть этот вид военных действий информационной борьбой, рассматривая его как информационную составляющую вооруженной борьбы.

 

Манойло считает, что термин «информационная война» возник не случайно и достаточно точно определяет высокую степень социальной опасности современных комплексных технологий информационно-психологического воздействия, используемых сегодня вл внешнеполитической борьбе.

 

Т.о. сущность информационной войны в понимании данной группы авторов состоит в нанесении военного поражения противнику путем достижения и использования информационного превосходства над ними.

 

  1. Авторы 3 группы считают информационную войну явлением внешене мирного периода межгосударственного противоборства, позволяющего решать внешнеполитические задачи не силовым в традиционном понимании путем.

 

Большинство авторов относят информационную войну к сфере геополитического противоборства. Так, Емельянов и Стрельцов высказывают следующее мнение: «под информационной войной понимается особый вид отношений между государствами, при котором для разрешения существующих межгосударственных противоречий используются методы, средства и технологии силового воздействия на информационную сферу этих государств».

Специалисты МИДа России под «информационной войной» понимают:

  • противоборство между государствами в информационном пространстве
  • с целью нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам,
  • подрыва политических, экономических и социальных систем, а также
  • массированной психологической обработки населения с целью дестабилизации общества и государства.

Цель информационной войны  – разрешение противоречий по поводу власти и осуществление политического  руководства в информационно-психологическом  пространстве.

Задачи информационной войны:

  1. Трансформация структуры национальных пространств участников международных отношений в соответствии с собственными принципами формирования информационно-политической картины мира;
  2. Достижение военно-политического превосходства и безусловного лидерства в сфере международных отношений;
  3. Достижение целей национальной, экономической, идеологической, культурной, информационной, психологической экспансии.
  4. Обеспечение благоприятных условий для перехода собственной национальной системы социально-политических отношений на новый, более высокоразвитый и высокотехнологический этап эволюционного развития.

 

Признаки информационной войны:

  1. Насилие, как основная форма взаимодействия участников информационно-политического конфликта;
  2. Информационно-психологические операции как специально организованная форма оказания политического воздействия на участников конфликта;
  3. Применение информационного оружия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационное оружие как основное средство ведения информационной войны.

Понятие информационного оружия

Одним из элементов подготовки и ведения информационных войн является понятие информационного оружия. В настоящее время это понятие является дискуссионным.

В широком смысле под информационным оружием понимают:

  • способы целенаправленного информационного воздействия на противника,
  • рефлексивного управления им
  • с целью изменения его замысла.

В более узком смысле под  информационным оружием понимается:

  • комплекс технических средств и технологий,
  • предназначенных для получения контроля над информационными ресурсами противника
  • и вмешательства в работу его ТКС и АИС (Автоматизированных информационных систем), систем управления и разведки, аппаратного и программного обеспечения
  • в целях выведения их из строя,
  • нарушения процесса нормального функционирования,
  • получения или модификации содержащихся в них данных,
  • а также целенаправленного продвижения выгодной информации.

При этом сама информация также нередко рассматривается в качестве одного из видов информационного оружия (черный PR, пропаганда, заведомо ложные сведения, фальсификация сведений).

Большинство определений  «информационного оружия» построено  на основе перечисления видов или  объектов воздействия информационного  оружия. Так, американский полковник Шафрански выделяет в определении, в качестве основного признака конкретный объект поражения: «Целью информационного оружия являются умы лидеров врага».

В статье «Вечная мерзлота холодной войны» (Интернет) в качестве объекта воздействия выступает менталитет населения. Неназванный автор этой статьи относит информационное  оружие к средствам массового поражения.

Западноевропейские эксперты (США, Франция, Германия) в определениях «информационного оружия» делают особый упор на средства скрытого манипулирования информацией.

Ряд российских и иностранных  авторов относят к «информационному оружию» не только средства нанесения ущерба информационным ресурсам, но и ТКС и АИС; а специалисты министерства обороны США включают в «информационное оружие» и методы физического разрушения информационной инфраструктуры (специальные программно-технические средства, боевые микро-роботы и др.).

Наиболее полным с позиции  указания видов и объектов «информационного оружия» являются определения, данные МИДом России: «Информационное оружие это:

  • средства и методы,
  • применяемые с целью нанесения ущерба информационным ресурсам, процессам и системам государства
  • негативного информационного воздействия на критически важные системы государства,
  • а также массированной психологической обработки населения
  • с целью дестабилизации общества и государства».

Другими характеристиками информационного  оружия является:

  • скрытость,
  • длительность,
  • воздействие в мирное время,
  • внезапность применения в военное время.

Виды информационного оружия

Выделяют 4 основных вида:

  1. Информационные средства, методы и способы воздействия на психику человека;

Основными современными средствами являются:

    • Электронные и печатные СМИ
    • Различные печатные и наглядно-демонстрационные средства (плакаты,  листовки)
    • Средства связи
    • Аудио-, видео- и кинопродукция (в том числе и слухи)
    • Компьютерные игры
    • Компьютерные сети
  1. Средства, методы и способы дезинформирования систем принятия решения;

Этот  тип объединяет в себе средства, методы и способы дезинформирования индивидуальных и групповых систем принятия решений с целью выбора ими решений, выгодных дезинформатору.

Основные методы:

    • Навязывание информации
    • Искажение информации
    • Блокирование информации
    • Отвлечение внимания на другую информацию

Основные  средства:

    • СМИ
    • Средства связи
    • ТКС
  1. Средства, методы и способы радиоэлектронной борьбы;

Этот  тип включает:

    • Средства и методы радиоэлектронной разведки (перехват и анализ информации в ТКС, перехват и дезинформирование информационных потоков);
    • Средства и методы радиоэлектронного противодей<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style="

Информация о работе Арабская журналистика