Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение процесса разработки и совершенствование системы финансового планирования на основе существующего финансового плана Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ».
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
выявить сущность и основные методы финансового планирования;
охарактеризовать финансовое состояние предприятия;
произвести анализ использования финансового плана на предприятии;
разработать мероприятия по улучшению финансового планирования на предприятии;
разработать мероприятия по снижению материальных затрат.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии
1.1 Содержание, значение и принципы финансового планирования на предприятии
1.2 Методы финансового планирования на предприятии
1.3 Процесс финансового планирования на предприятии
2. Формирование и анализ финансового плана в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
2.1 Краткая организационно- экономическая характеристика Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
2.2 Анализ исполнения финансового плана Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
2.3 Оценка систем финансового планирования, существующая в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
3. Совершенствование системы финансового планирования в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
3.1 Мероприятия по улучшению финансового планирования Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
3.2 Мероприятия по снижению затрат Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 535.50 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля

происходит регистрация  и обработка больших массивов информации. Необходимость моделирования, включая анализ по сценарию «что, если», просмотр исторической информации, а  также отчетность и графическое представление данных немыслимы без использования программно-технических средств (компьютерной базы и программного обеспечения). Программно-технические средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок (компонент) системы финансового планирования.

Исходя из целей, стоящих  перед финансовым планированием  на предприятии, можно отметить, что  это – сложный процесс, включающий в себя несколько этапов (Рис. 1.).

Рис. 1. Основные этапы финансового планирования на предприятии









 

На первом этапе анализируются  финансовые показатели деятельности предприятия  за предыдущий период на основе важнейших  финансовых документов – бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о

движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким  показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли.

Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности предприятия и определить проблемы, стоящие перед ней.[3.C.109]

Второй этап – это  разработка финансовой стратегии и  финансовой

политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на предприятии.

В процессе осуществления  третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе  происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием.

Пятый этап – это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.

Планирование предусматривает  осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющее на конечные финансовые результаты ее деятельности в целом.[2.С.208]

Завершается процесс  финансового планирования на предприятии анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями,

выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.[3.С.109]

Финансовое планирование на предприятии включает в себя три  основные подсистемы:

- перспективное финансовое планирование;

- текущее финансовое  планирование;

- оперативное финансовое  планирование.

Рассмотрим более подробнее  эти подсистемы:

1. Перспективное планирование  включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития предприятия, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия. Происходит это в силу того, что изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем, как правило, и общей стратегии развития предприятия. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.[12.С.182]

2. Система текущего планирования финансовой деятельности предприятия основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.

Результатом текущего финансового планирования является разработка трех основных документов:

- плана движения денежных  средств;

- плана отчета о  прибылях и убытках;

- плана бухгалтерского баланса.

Основной целью построения этих документов является оценка

финансового положения  предприятия на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованиям к отчетности.

3. В целях контроля  за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.[1.С.6]

В процессе составления  платежного календаря решаются следующие задачи:

- организация учета  временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;

- формирование информационной  базы о движении денежных потоков  и оттоков;

- ежедневный учет изменений  в информационной базе;

- анализ неплатежей (по  суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;

- расчет потребности  в краткосрочном кредите в случаях временной «нестыковки» денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;

- расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия;

- анализ финансового  рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

Для того чтобы он был  реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.[7.С.198]

 

2. Формирование  и анализ финансового плана  в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»

2.1 Технико-экономическая характеристика ДКРиЭО ОАО «КАМАЗ»

Департамента координации  ремонта и энергообеспечения  – структурное подразделения  Блока технического директора Открытого акционерного общества (ОАО «КАМАЗ»). Почтовый адрес: 423808, Татарстан, г. Набережные Челны, проспект М.Джалиля, 29. Руководитель центра: директор Центра – Алёшкин Валентин Осипович (8552) 55-24-40, 57-00-55, факс (8552) 53-36-31.

Департамент координации  ремонта и энергообеспечения  создан в 1996 году. Расположен на промышленной площадке ОАО «КАМАЗ» к югу от города Набережные Челны. Среднесписочная численность работающих на 01.01.08г.- 1126чел.

В состав ДКРиЭО входят службы:

-промышленной и автомобильной  электроники, основными направлениями деятельности службы промэлектроники являются:

-проведение капитального  ремонта систем управления технологического  оборудования;

-изготовление запасных  частей к технологическому оборудованию;

-ремонт электрических машин и аппаратов;

-изготовление комплектующих  для автомобилей “КамАЗ” и  “ОКА”;

-по ремонту специального оборудования и транспортных систем, предметом деятельности службы является:

-проектирование подвесных  толкающих конвейеров (ПТК), грузонесущих  конвейеров (ГНК), автоматизированных  складов (АС) и

запасных частей;

-ремонтообслуживание  ПТК и АС;

-монтаж, капитальный  ремонт и модернизация ПТК  и АС и других транспортирующих  систем;

-капитальный ремонт  напольного транспорта (дизельного  и электрического) и его узлов;

-изготовление запасных  частей для ремонта ПТК, ГНК  и АС;

-изготовление оригинальных изделий, в том числе лонжеронов и усилителей лонжеронов для автомобиля “КамАЗ” серии 6520, самосвального прицепа для автомобиля “КамАЗ-55111”, металлоформ;

-предоставление различных  производственных услуг;

-по обеспечению запасными  частями к оборудованию, цель деятельности службы: обеспечение запасными частями и материалами для выполнения модернизации и поддержания работоспособности технологического оборудования подразделений и дочерних обществ ОАО «КАМАЗ».

-служба автотранспортной  спецтехники, направление деятельности - оказание автотранспортных, погрузо-разгрузочных услуг подразделениям ОАО “КАМАЗ”.

Кроме того, в составе  ДКРиЭО имеются:

-отдел организации  ремонта и методологии ремонта;

-лаборатория неразрушающих  методов контроля и диагностики  оборудования.

Функционально Департаменту подчинен ООО «КАМАЗмонтаж» (юридическое  лицо, занимающееся ремонтом грузоподъемных машин, монтажом и демонтажем оборудования).

Основные технико-экономические  показатели Департамента координации  ремонта и энергообеспечения приведены в таблице 2.

 

Таблица 2. Основные технико-экономические показатели по ДКРиЭО ОАО КАМАЗ

№ п/п

Показатели

Ед.изм.

2008г.

2009г.

2010г.

1.

Доходы

тыс.руб.

170864

242429

204267

2.

Объем товарной продукции

тыс.руб.

66337

104194

96544

3.

Себестоимость

тыс.руб

154101

229849

198067

4.

Затраты на 1 руб. товарной продукции

коп.

90,5

92,0

95,4

 

Затраты на 1 руб. доходов

коп.

89,7

98,6

98,4

5.

Среднесписочная численность

чел.

1141

1217

1126

6.

в том числе:

рабочих основного производства

 

чел.

 

791

 

732

 

659

7.

РСиС

чел.

350

261

253

8.

Среднемесячная выработка  на

1 работающего

руб.

5666

9055

7145

9.

Среднегодовая заработная плата

1 работающего

руб.

2960

3392

4107

10.

Чистая прибыль/убыток

тыс.руб.

17938

3414

3355


Рассмотрим каждый показатель в отдельности.

 

Доходы Департамента координации  ремонта и энергообеспечения в 2009 году по сравнению с 2008 годом выросли 71565 тыс. руб.; в 2010 – 33403 тыс. руб., в 1,41 и 1,20 раз соответственно.

Объем товарной продукции в 2009 году вырос на 37857 тыс. руб., в 2010-30207 тыс. руб., в 1,57 и 1,46 раз соответственно.

Себестоимость выросла на 75748 тыс. руб. и 43966 тыс. руб. в 2009 и 2010 годах соответственно.

 

 

Затраты на 1 руб. товарной продукции выросли на 1,5 коп. за 2009 год и на 4,9 коп. за 2010 г. Затраты на 1 руб. доходов за 2007 по сравнению с 2008 выросли на 8,9 коп., а за 2010 г. - на 8,7 коп.

Среднесписочная численность в 2009 году увеличилась на 76 человек, а в 2010 – уменьшилась на 15, по сравнению с показателями 2008 года. В том числе рабочих основного производства уменьшилась на 59 и 132 человека за 2009 и 2010 года соответственно, по сравнению с показателями 2008 года. Численность РСиС уменьшилась на 89 и 97 человек за 2009 и 2010 года соответственно.

 

Среднемесячная выработка за 2009 год увеличилась на 3389 руб., а за 2010 год - на 1479 руб. Среднемесячная зарплата увеличилась 432 руб. и 1147 руб. за 2009 и 2010 года соответственно.

Таблица 3

Центр затрат ДКРиЭО ОАО «КАМАЗ»

Код ЦФО

Название центров затрат

Код структурного подразделения

Структурное подразделение, входящее в центр затрат

1.

Управление

29

29-100

29-300

29-400

29-500

29-600

Директор

Гл.инженер

Зам.директора СПЭ

Зам.директора СРТС

Зам.директора СО

Зам.директора АТП

2.

Обеспечение коммерческой деятельности

550

600

Отдел маркетинга и сбыта

3.

Административное обеспечение

500

600

 

136

Служба обеспечения

Автотранспортное производство

Участок хоз.обслуживания

Аппарат при руководстве




Каждый руководитель подразделения закреплен за центром  финансовой ответственности. Структурные  подразделения Департамента координации  ремонта и энергообеспечения  включают центры затрат (Таблица 3.) и  центры прибыли (Таблица 4.).

Информация о работе Финансовое планирование