Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение процесса разработки и совершенствование системы финансового планирования на основе существующего финансового плана Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ».
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
выявить сущность и основные методы финансового планирования;
охарактеризовать финансовое состояние предприятия;
произвести анализ использования финансового плана на предприятии;
разработать мероприятия по улучшению финансового планирования на предприятии;
разработать мероприятия по снижению материальных затрат.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии
1.1 Содержание, значение и принципы финансового планирования на предприятии
1.2 Методы финансового планирования на предприятии
1.3 Процесс финансового планирования на предприятии
2. Формирование и анализ финансового плана в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
2.1 Краткая организационно- экономическая характеристика Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
2.2 Анализ исполнения финансового плана Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
2.3 Оценка систем финансового планирования, существующая в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
3. Совершенствование системы финансового планирования в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
3.1 Мероприятия по улучшению финансового планирования Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
3.2 Мероприятия по снижению затрат Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 535.50 Кб (Скачать файл)

4. Вычисление дефицита  источников финансирования как  разности между приростом активов  и суммой изменения источников (долга и нераспределенной прибыли).

Главное достоинство этого метода - простота и ясность. Основные недостатки планирования методом процента от продаж:[5.С.59]

- сомнительное предположение,  что предприятие постоянно работает  на полную мощность, все связанные  ресурсы сбалансированы, а для  роста объема продаж нужны лишь капитальные вложения;

- при наличии у предприятия  недогруженных активов использование  данного метода вызовет усиление  степени недозагрузки, что может  привести к серьезным искажениям  в конечных параметрах всего  финансового плана.

Однако при всех перечисленных недостатках этот метод популярен не только потому, что он прост, но и потому, что для использования других методов финансового планирования предприятия порой, и не располагает достаточным количеством данных.

Нормативный цикл потока денежных средств предприятия открывает путь другому методу финансового планирования - расчетно-аналитическому. В методе процента от продаж корректировка отдельных элементов связанных ресурсов осуществляется простым умножением их фактической величины из отчетного баланса на рост объема выручки в плановом периоде. Отсюда возникает масса погрешностей в расчетах.[12.С.28]

Расчетно-аналитический  метод финансового планирования на базе матричного баланса всегда вызывал наибольший интерес у  российских специалистов

Алгоритм финансового планирования данным методом предполагает:

- подбор источников  финансирования в прогнозном  матричном балансе с одновременным  их отражением в прогнозе денежного  потока (в ходе этой операции  выявляется необходимая структура  и объем источников финансирования, которая в дальнейшем подлежит оптимизации);

- подбор недостающих  источников финансирования и  обоснование их содержания в  ходе формирования третьего раздела  прогноза денежного потока, предназначенного  для завершения окончательной  балансировки всех параметров финансового плана, (поэтому прогнозный баланс выполняется до завершения прогноза денежного потока). Обратная последовательность в алгоритме планирования нарушает общую логику финансового планирования;

- оценку эффективности  спланированного сценария с помощью финансовых коэффициентов и оформление сводной аналитической записки.

Расчетно-аналитический  метод финансового планирования опирается на следующие исходные бюджеты и допущения:[11.С.6]

а) бизнес-план развития предприятия на ближайшие несколько лет вперед, построенный по стандартной схеме;

б) бюджет инвестиций на предстоящий год;

в) кредитный план на предстоящий  год (по существу это расчет доступного объема заемного капитала);

г) операционные бюджеты  и сметы;

д) нормативный цикл денежного  оборота предприятия.

С методической точки  зрения наибольшую сложность вызывает построение прогнозного баланса. Его  назначение и методология построения опирается на два финансовых постулата:

- ликвидность как фактор  финансового равновесия баланса  предприятия;

- ликвидность как функция  времени и риска.

Исходными посылками  конструирования прогнозного матричного баланса с позиций первого постулата являются:[10.С.34]

- критерии банкротства;

- необходимость конструировать  структуру матричного баланса  в расчете на возможную трансформацию данных баланса в формат отчета или прогноза потока денежных средств (практическая реализация этой посылки предполагает учет в матричном балансе корректировок, отражаемых в стандартной схеме потока денежных средств).

В отличие от первого метода, как видим, этот метод более требователен к объему, содержанию, структуре информации, используемой для планирования.[9.С.272]

И, тем не менее, сама технология финансового планирования основана на хорошо известном в России методе планирования от достигнутого, успешно используемом на Западе не только по отношению прогнозирования прибыли и убытков, но и прогнозирования изменений в активах и пассивах предприятия.

Метод бюджетного планирования, получивший широкое распространение  в западной практике, обеспечивает приемлемую точность финансовых прогнозов, оснащен огромным количеством методической литературы и набором прикладных программ, что во многом облегчает его практическое применение. Несмотря на глубокую проработку метода бюджетного планирования, он до сих пор недооценивается в российских компаниях, здесь сказывается «советская наследственность».[24.С.34]

Суть бюджетного планирования заключается в построении прогнозных форм финансовой отчетности на основе тщательно выверенных предпосылок формирования каждого элемента активов, пассивов, доходов и затрат. При этом важное место отводится вспомогательным бюджетам, объединенным в группу операционных бюджетов. ( Приложение 1)

В основном на предприятиях целесообразно вводить краткосрочные  бюджеты, и иметь дело с плановым периодом, равным одном году. Это

объясняется тем, что  за период такой протяженности, как  можно предположить, происходят все  типичные для жизни предприятия  события, поскольку за этот срок выравниваются  сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы). Кроме того, ориентируясь на западный опыт, можно отметить полезность скользящего варианта, когда бюджет, составленный, на год или квартал, корректируется каждый месяц , например, в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ» применяется текущее трех месячное планирование, что позволяет уточнять ежемесячно годовой финансовый план, и более рационально использовать финансовые ресурсы.

Департамент координации ремонта и энергообеспечения является материнским подразделением ОАО «КАМАЗ» финансовый план представляется в виде бюджета по принятой и установленной форме в ОАО «КАМАЗ» т.к. является составляющей частью сводного бюджета, технология планирования в данном подразделении основана на методе планирования от достигнутого.

На предприятии планы  измеряются и оцениваются центром  ответственности, т.е. каждое структурное  подразделение отвечает за определенную часть бюджета.[8.С.157]

В условиях, когда предприятиям предоставлена самостоятельность, они могут представлять бюджеты в любой форме, которую они считают более приемлемой для себя, работа по адаптации бюджетов к типу организации может заключаться в подборе наиболее приемлемых элементов и формировании особой системы планирования. Кроме того, необходимо помнить, что в условиях современной российской действительности ничего нельзя решать автоматически, поскольку для этого просто нет устоявшихся предпосылок. Поэтому, слепое копирование западного опыта может больше только навредить, нежели помочь.[12.С.28]

Финансовое планирование начинается с анализа имеющихся  денежных средств. Денежные средства –  это один, из важнейших объектов

краткосрочного финансового  планирования, сфера планирования охватывает также такие компоненты оборотных средств, как ожидаемые поступления (дебиторская задолженность), легко реализуемые ценные бумаги (большая редкость для российских предприятий) и кредиторская задолженность, запасы.

Для определения потоков  денежных средств используются прямой и косвенный методы. [8.С.157]

Прямой метод основан  на анализе движения денежных средств  по счетам предприятия.

Этот метод:

- позволяет показать  основные источники притока и  направления оттока денежных  средств;

- дает возможность  делать оперативные выводы относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам;

- устанавливает взаимосвязь  между реализацией и выручкой за отчетный период.

Косвенный метод основан  на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах.

Метод позволяет:

- показать взаимосвязь между разными видами деятельности предприятия;

- устанавливает взаимосвязь  между чистой прибылью и изменениями  в активах предприятия за отчетный  период.

При анализе потоки денежных средств рассматриваются по трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой.[3.С.109]

Основная деятельность порождает поступление использование  денежных средств, обеспечивающих выполнение основных производственно-коммерческих функций.

Поскольку основная деятельность компании - главный источник прибыли, она должна быть и основным источником денежных средств.

Поскольку при благополучном  ведении дел компания стремится  к расширению основной деятельности, инвестиционная деятельность в целом

приводит к временному оттоку денежных средств.

Финансовая деятельность включает поступление денежных средств в результате получения кредитов или эмиссий акций, а также оттоки, связанные с погашением задолженности по ранее полученным кредитам, и выплатой дивидендов.[4.С.321]

1.3 Процесс финансового планирования на предприятии

Для успешной организации  финансового планирования на предприятии

необходимо наличие  четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между  собой и составляют инфраструктуру процесса финансового планирования организации.

Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения комплекса финансовых планов (стратегического, перспективного, бизнес-плана, текущего, оперативного), а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированы, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения финансовых планов составляет аналитический блок (или компонент) процесса финансового планирования.(приложение 2)

Во-вторых, для того чтобы  разрабатывать финансовые планы, контролировать и анализировать их исполнение, нужна  внутренняя информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, и внешняя информация. Основой информационного блока (компонента) процесса финансового планирования является:

- экономическая информация  – прогноз процентных ставок, прогноз валового внутреннего продукта, прогноз темпов инфляции;

- учетная информация  – информация бухгалтерского  учета (баланс, отчет о прибылях  и убытках, отчет о движении  денежных средств) и управленческого  учета;

- информация фондового  рынка – рыночная капитализация компании, курс акции, прибыль на акцию, коэффициент «цена/прибыль», коэффициент дивидендных выплат и пр.;

- сообщения финансовых  органов, информация учреждений  банковской системы, информация  товарных, валютных бирж, и прочая  финансовая

- политическая информация.

Кроме того, функционирование системы финансового планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения, к которому относится законы, указы  Президента РФ, постановления Правительства  РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и пр.

В-третьих, процесс финансового  планирования всегда реализуется через  соответствующую организационную  структуру и систему управления, составляющие организационный блок (компонент) процесса.

Понятие организационной  структуры включает в себя:

-количество и функции  служб аппарата управления, в  чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ финансовых  планов организации;

-совокупность структурных  подразделений (центров финансовой  ответственности), которые ответственны за исполнение финансового плана (бюджета).

Составление финансовых планов в организациях любой величины представляет собой сложную административную задачу, решением которой, как правило, занимается множество сотрудников. Конкретная структура служб аппарата управления во многом зависит от организационно-правовой формы коммерческой организации, ее размера и вида деятельности.

         На малых предприятиях обычным явлением совмещения функции  финансового планирования, поэтому один человек может быть одновременно и руководителем организации, и финансовым менеджером. В средних по размеру предприятиях, как правило, существует специализация, и для управления денежными потоками приходится держать отдельный штат работников, на крупных предприятиях в процессе планирования принимают участие высшее руководство предприятия, финансово-экономическая служба (финансово-экономический департамент, финансовое управление и т.п.), подчиненная вице-президенту по финансам, руководители и специалисты различных подразделений.

Информация о работе Финансовое планирование