Сельская библиотека: современные функции и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ реализации сельской библиотекой своих функций и задач на примере с.Гришино Заринского района Алтайского края.
Для достижения данной цели требуется решение ряда задач:
Изучить функции и задачи сельской библиотеки на современном этапе;
Проанализировать реализацию сельской библиотекой своих функций и задач на примере сельской библиотеки с.Гришино Заринского района Алтайского края.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Современная библиотека: функции и задачи . . . 6
Значение библиотеки в современном мире . . . 5
Функции и задачи современной сельской библиотек и. . 15
Глава 2. Реализация сельской библиотекой своих функций и задач на
примере с.Гришино Заринского района Алтайского края . 21
2.1. Характеристика особенностей сельской библиотеки . . 21
2.2. Реализация функций и задач сельской библиотекой . . 26
Заключение . . . . . . . . . 36
Список литературы . . . . . . . . 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Наташи.docx

— 70.84 Кб (Скачать файл)

Задачами современной библиотеки можно выразить следующим образом:

Информационно-документальное обеспечение образовательного процесса учреждения и самообразования детей, педагогов и других категорий читателей.

Формирование информационно-библиографической культуры школьников через обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиск, отбор и критическую оценку информации.

Совершенствование традиционных и нетрадиционных форм индивидуальной и массовой работы.

Повышение уровня библиотечного и информационно- библиографического обслуживания школьников и педагогов;

Достижение «стандарта чтения» т. е. того уровня читательской компетенции и читательского развития детей и подростков, который необходим для здоровья нации, обеспечения ее интеллектуального, нравственного и эстетического развития;

Обеспечение открытости библиотеки для всех детей и подростков, соблюдение равных прав и возможностей для детей и подростков всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;

Создание условий, способствующих обучению детей и подростков основам информационной, информационно-коммуникативной грамотности;

 Обеспечение доступа пользователей – детей и подростков к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для них форме[5,С.3];

Взаимообогащение традиционной книжной культуры и новой «электронной»;

Обеспечение информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям и подросткам;

Развитие общения между пользователями, воспитание культуры общения;

Развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библио - и арттерапии, терапии творчеством;

Формирование, организация, обеспечение сохранности и эффективности использования библиотечного фонда универсального содержания [8,С.40].

Таким образом, по первой главе можно сделать следующие выводы.

Библиотечная услуга (в материальной и нематериальной ее формах) может рассматриваться как товар, имеющий стоимость, и одновременно как посредник обмена социальным опытом между читателями и библиотечными специалистами, причем второй аспект превалирует над первым в силу социальной направленности библиотечной деятельности. Именно социальная направленность формирует критерии качества и эффективности библиотечных услуг, обслуживания, а также определяет особенности распределительных отношений в сфере библиотечных услуг - они проявляются в платности, льготности и бесплатности их потребления.

Проблемы библиотек и библиотечного обслуживания – это проблема информированности населения, доступности ему новых идей и знаний, особенно необходимых сегодня для того, чтобы адаптироваться к новым социальным условиям, заново найти себя и свое место в жизни, быть конкурентоспособным.

Характерной особенностью современной библиотечной системы является постоянно увеличивающийся разрыв между информационно бедными и информационно богатыми библиотеками. Существует прямая зависимость между количеством обслуживаемого библиотекой населения и общим уровнем социально-экономического, культурного и духовного развития региона и её ресурсными возможностями. Чем больше ресурсный (информационный) потенциал библиотеки, тем она востребованнее, тем выше культурный, образовательный, интеллектуальный уровень населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Реализация сельской библиотекой своих функций и задач на примере с.Гришино Заринского района Алтайского края

 

2.1 Характеристика  особенностей сельской библиотеки 

 

Значительная часть сельчан живет сегодня в обстановке дефицита информации. В тоже время наблюдается рост читательской активности сельских жителей, связанный, прежде всего, с появлением новых профессий, новых технологий, неизбежных и в сельской местности. Информационные запросы селян в определенной мере сравнялись с потребностями городских жителей. Отмечается их новизна и разнообразие: проблемы земельного законодательства, налогообложение, кредитование, вопросы ценовой и инвестиционной политики, внедрение новых эффективных технологий, реализация сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства [1, с.60].

 Основными задачами  сельских библиотек на современном  этапе становятся обеспечение  доступа ко всем видам муниципальной  информации: предоставление информации  предприятиям, объединениям, представителям  хозяйств; помощь пользователям  во владении грамотностью; содействие  систематическому образованию и  самообразованию сельчан, прежде  всего, подрастающему поколению.

 В настоящее время  как никогда ранее повышается  потребность в достоверной, полной  и своевременной правовой информации. Она нужна людям для того, чтобы  в определенной жизненной ситуации принять оптимальное, не противоречащее закону решение, в полной мере реализовать или защитить свои права. В связи с письмом Президента «Об организации в муниципальных библиотеках сбора, хранения и предоставления в пользование информации по вопросам местного самоуправления» (1997г.) широкое распространение в различных регионах страны получили библиотечные центры муниципальной и правовой информации [35,с.28].

 Несмотря на разные  возможности, задача каждой сельской  библиотеки — стать надежным источником муниципальной правовой информации. Самостоятельно решая вопросы жизнедеятельности муниципального образования, местная власть издает акты управления, обязательные для исполнения всеми расположенными на ее территории учреждениями, организациями, предприятиями, должностными лицами и гражданами [36;с.112]. На основании Закона все официальные документы (уставы муниципальных образований, постановления, распоряжения, решения) должны обязательно передаваться как районными, так и сельскими администрациями в районную библиотеку. Обеспечение населения правовой информацией федерального и краевого уровней достигается посредством осуществления обязательной подписки сельских библиотек на общегосударственные и краевые полноформатные газеты («Российскую газету», «Труд» и др.) [2,с.75].

 Информационная поддержка  предпринимательства на селе  — одно из важных направлений  деятельности сельских библиотек, позволяющее им активно содействовать  экономическому развитию своей  территории. Именно фермерам и  частным предпринимателям зачастую  нужна информация, готовая к употреблению, содержащая конкретные рекомендации  и советы, фактографические данные  делового, коммерческого и финансового  характера.

 Многие руководители  хозяйств заинтересованы в коллективном  информировании, поэтому заключая  договоры на информационное обслуживание, сельские библиотеки работают  с сельскохозяйственными производственными  кооперативами, фермами, ветеринарными  станциями и другими сельскохозяйственными  предприятиями. В ряде районов  остаётся востребованной система  индивидуального информационного  обслуживания специалистов сельского  хозяйства: агронома, зоотехника, заведующего машинно - тракторными мастерскими, экономиста [3, с.121].

 Сельский бизнес —  это не только производство, бытовые  услуги и торговля, налоги с  которых должны стать основой  экономики сел, но и личные подсобные хозяйства, производящие сегодня 98,6% картофеля, 88,9% овощей и более половины продукции животноводства в крае. Для селян подсобное хозяйство — это хороший и порой единственный способ заработать. В этом им могут оказать помощь библиотеки, осуществляя информационное обслуживание по экономике приусадебного и домашнего хозяйства, усадебному быту. Доказали свою жизнеспособность библиотечные клубы «Хозяин», «Доход», «Доярушка», действующие во многих районах [19, с.90].

 В условиях стремительного  процесса обновления знаний библиотека  становится центром знаний в  широком смысле этого слова. Многие  общественные деятели, ученые, писатели России говорят о появлении в стране вторичной безграмотности и падении интереса к чтению. На библиотеках в большей степени лежит ответственность за продвижение чтения, развитие воображения и творческих способностей детей и молодежи. Учитывая, что на селе сильно сократилась сеть дошкольных учреждений, особенно детских садов, библиотеки призваны обеспечить и самых юных, постигающих буквы читателей всем необходимым для их духовного развития.

 В этом традиционном  направлении сельскими библиотеками  накоплен немалый опыт. Возросла  роль библиотек в информационной  поддержке образования, увеличился  спрос на литературу в помощь  освоению учебного процесса, произошли  серьезные изменения в школьной программе [5,с.26].

 В последние годы  по инициативе местных властей  в ряде районов произошло слияние  сельских и школьных библиотек. Однако, несмотря на общее в  работе, эти библиотеки имеют  принципиальные различия. Если школьная  библиотека, прежде всего, должна  обеспечивать учебно- воспитательный  процесс школы, то сельская —  призвана развивать стремление  к самообразованию, самовоспитанию, к организации полноценного досуга. Кроме того, сельские библиотеки  обеспечивают образовательный процесс  не только молодежи и школьников, но и взрослого населения, поскольку существует постоянная необходимость повышения квалификации или освоения новой профессии из-за угрозы безработицы. Разнятся не только функции, но и ресурсы, и режим работы этих библиотек [16, с.8].

 Выполнение мемориальной  функции — одна из важных  задач сельских библиотек. Более  всего она проявляется в создании  летописей сел, биографических описаний местных достопримечательностей, истории отдельных семейств, знаменитых деятелей и просветителей, наиболее ярких событий. Пробудить глубокий интерес у жителей и читателей к истории села, уважение к односельчанам, прославившим его боевыми и трудовыми свершениями, сохранить и приумножить культурные традиции позволяют краеведческие уголки, мини-музеи, созданные в библиотеках.

 Такие важные социальные  функции как содействие творческой  самореализации людей, расширение  круга интересов и культурных  потребностей сельских жителей, оздоровление нравственного климата  сельские библиотеки выполняют, непосредственно участвуя в жизни  местного сообщества. В связи  со спадом сельскохозяйственного  производства в последнее десятилетие  резко обострились социальные  проблемы: безработица, низкий уровень  жизни населения в силу низкой  оплаты труда (в сельском хозяйстве  она составляет 60 % от величины  прожиточного минимума). Библиотеки  стали центрами психологической  поддержки и социальной реабилитации  различных групп населения: инвалидов, безработных, участников локальных  войн, пожилых и малограмотных  людей, трудновоспитуемых подростков, членов многодетных, неполных и  неблагополучных семей, детей, находящихся  в детских домах и интернатах. Они работают по социально  значимым программам: «Милосердие», «Семья. Женщины. Дети», «Здоровый образ  жизни». С целью возрождения традиций  семейного чтения в районах  на базе сельских библиотек  создаются специализированные библиотеки семейного чтения [32,с.112].

 В последние годы  получило развитие сотрудничества  библиотек со службами занятости. Оказывая помощь человеку, попавшему  в трудную жизненную ситуацию, библиотеки тем самым снижают  социальную напряженность в районе. Особенно возрастает эта роль библиотеки в отдаленных деревнях, где нет возможности создать специализированные службы социальной поддержки населения [33, с.17].

 Возможности качественного  выполнения информационной и  образовательной функций во многом  зависят от главного ресурса -библиотечных  фондов. Слово «фонд» в переводе  с латинского означает «сущность», поэтому вполне понятно, что без  качественного фонда библиотека  лишается своей сущности.

 Информационное обеспечение  развития своей территории библиотека  может качественно осуществлять  только в тесном сотрудничестве  с органами местного самоуправления [20, с.16].

 Сельские библиотеки  решают проблему комплектования  фондов и улучшения обслуживания  читателей путем поиска дополнительного финансирования. Одно из решений — участие в программах, конкурсах на получение грантов, объявляемых российскими и международными фондами и центрами. Эффективный способ привлечения внебюджетных средств — проведение благотворительных акций. Сегодня и во многих селах проводятся акции «Новые книги — детям!» [9, с.14].

 Таким образом, только  осмысление своей роли в новых  социально- экономических условиях  и тактика созидательного взаимодействия  с органами местного самоуправления, с местными организациями и  предприятиями, с представителями  местного сообщества позволят  сельской библиотеке активно  осуществлять информационное обеспечение  развития своей территории, играть  роль интеллектуального центра  села, заботиться о подрастающем поколении[13, с.36].

 

 

 

 

 

2.2 Реализаций  функций и задач сельской библиотекой

 

Предоставляемые библиотекой продукты и услуги характеризуются не только сами по себе, но и во взаимодействии с другими учреждениями, такими как центральная библиотека, администрация района, центр занятости, органы социальной защиты и т.д.

В 2009 году поселковая библиотека начала работать по программе взаимодействия с сельскими учреждениями. Программа была разработана центральной Заринской библиотекой и направлена на сотрудничество сельских и поселковых библиотек района с комитетом по социальной защите населения, женсоветом села, отделом по социальной защите населения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, государственной инспекцией безопасности дорожного движения, учреждениями образования, фельдшерско — акушерскими пунктами и центром занятости Заринского района.

Информация о работе Сельская библиотека: современные функции и задачи