Современное состояние сельского хозяйства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:04, доклад

Краткое описание

В 2010 году из-за аномальной засухи, поразившей 43 региона Российской Федерации, производство продукции сельского хозяйства всеми товаропроизводителями (сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, населением) сократилось по сравнению с предыдущим годом на 12 %, составив 2,4 трлн. руб. Значительнее всего снизилось производство продукции сельского хозяйства в Приволжском и Центральном федеральных округах, на 25 и 15 % соответственно (см. рис. 1).

Вложенные файлы: 1 файл

Современное состояние сельского хозяйства в России.docx

— 23.18 Кб (Скачать файл)

Современное состояние сельского  хозяйства в России

 

Последствия засухи

В 2010 году из-за аномальной засухи, поразившей 43 региона Российской Федерации, производство продукции сельского  хозяйства всеми товаропроизводителями (сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, населением) сократилось по сравнению  с предыдущим годом на 12 %, составив 2,4 трлн. руб. Значительнее всего снизилось  производство продукции сельского  хозяйства в Приволжском и  Центральном федеральных округах, на 25 и 15 % соответственно (см. рис. 1).

Больше всего пострадало растениеводство: объем продукции  уменьшился на 25 %, хотя объем продукции  животноводства увеличился на 2,6 %. В  результате в общем объеме сельскохозяйственной продукции в 2010 году на долю растениеводства  приходилось 43 %, животноводства -- 57 %.

Основным фактором, повлиявшим на состояние всей отрасли в 2010 году, явилось положение в сфере  производства и реализации зерна. По данным Росстата, в прошлом году валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки  сократился по сравнению с предыдущим годом на 37 % и составил 60,9 млн. т. Уменьшение производства зерна главным  образом произошло из-за снижения его урожайности (на 4,5 ц/га) вследствие сильнейшей засухи, а также сокращения посевных площадей (на 9,2 %). Больше всего  было собрано зерновых в Южном  и Сибирском федеральных округах (18,8 млн. т и 13,4 млн. т соответственно). Территориальная структура производства зерна в 2010 году представлена на рис. 2.

В территориальном разрезе  в 2008-2010 годах отмечалась значительная дифференциация размера урожая зерновых по регионам Российской Федерации. В 2008 году около 90 % валового сбора зерновых пришлось на Европейскую часть России, в 2009 году данный показатель снизился до 84 %, а в 2010 году из-за сильной засухи здесь произведено всего 72 % всего  урожая.

Как и в предыдущие годы, основными производителями зерна  были сельскохозяйственные организации. Их доля в производстве зерна в 2010 году составила 77 %. В 2010 году яровой и  озимой пшеницы было собрано 41,5 млн. т, что на 33 % меньше показателей 2009 года. Производство ячменя сократилось на 53 % и составило 8,3 млн. т; ржи -- на 62 % (1,6 млн. т); овса -- на 40 % (3,2 млн. т); подсолнечника -- на 17 % (5,3 млн. т); сахарной свеклы -- на 11 % (22 млн. т). Риса было собрано на 16 % больше, чем в 2009 году (1 млн. т). Видовая  структура валового сбора зерна  в 2010 году показывает, что наибольший удельный вес занимала пшеница (68 %), затем ячмень (13,8 %), овес и кукуруза (чуть больше 5 %), рожь и зернобобовые (2,6 и 2,3 % соответственно) (см. табл. 1).

Внутренний зерновой рынок

 

Внутреннее потребление  зерна в России в текущем году по различным оценкам может составить 75-77 млн. т, то есть на 15-17 млн. т больше, чем собранный урожай 2010 года. Однако в силу значительных запасов зерна (на конец сельскохозяйственного  сезона 2009-2010 годов оставалось 26 млн. т, причем около 9,5 млн. т приходилось  на долю интервенционного фонда) ситуация на этом рынке не выглядит угрожающе. По данным Российского зернового  союза, к 1 июля 2011 года переходящие  запасы зерна в России могут составить 18 млн. т, при оптимальных запасах 12-13 млн. т. По оценочным данным, в  течение сезона 2010-2011 годов импорт зерна в Россию будет не более 1 млн. т.

В целях недопущения роста  внутренних цен на зерно в России, сохранения поголовья скота и  формирования резервов 2011 года в августе 2010 года было принято постановление  Правительства РФ № 599 «О введении временного запрета вывоза некоторых видов  сельскохозяйственных товаров с  территории Российской Федерации», на основе которого был введен временный  запрет на вывоз пшеницы, меслина, ячменя, ржи, кукурузы, пшеничной и пшенично-ржаной муки. Запрет действовал с 15 августа  по 31 декабря 2010 года. В 2011 году эмбарго  на экспорт российского зерна  было продлено до конца сбора урожая зерновых.

В 2008-2009 годах на зерновом рынке России наблюдались качественные изменения, которые выразились в  росте валовых сборов зерна (108,1 и 97,1 млн. т соответственно), устойчивом превышении предложения над спросом, трудностями со сбытом выращенного  урожая. Накопились значительные переходящие  запасы, в том числе и в интервенционном  фонде, интервенционные закупки  зерна прошли в незначительном объеме и по невысоким ценам. Все это  привело к значительному снижению цен производителей. Засуха прошлого года вызвала противоположные тенденции: существенный недобор урожая по сравнению  с прогнозируемыми значениями, сокращение экспортных возможностей России, рост цен на зерновые культуры. Так, по данным Росстата, цены производителей на пшеницу  с июня 2010-го по февраль 2011 года увеличились  практически в два раза (см. рис. 3).

В конце января 2011 года Правительство  РФ приняло решение о дополнительном выделении из интервенционного фонда  по заявкам регионов 2,3 млн. т зерна. Реализация зерна будет производиться  без проведения биржевых торгов по цене закупки по заявкам регионов, критериями выделения зерна станут объемы производства свинины, птицы, комбикормов  в регионе и объемы снижения производства зерна в результате засухи 2010 года. Данный объем выделен дополнительно  к уже распределяемому 1 млн. т  зерна, который был направлен  на обеспечение нужд в продовольственном  зерне Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и  фуражном зерне для регионов.

С целью стабилизации ценовой  ситуации на рынке зерна 4 февраля 2011 года начались товарные интервенции, главная  цель которых -- сокращение дефицита зерна  в пострадавших от засухи регионах, где осуществляется производство животноводческой продукции, и (или) организациях, осуществляющих производство муки и (или) комбикормов.

В марте 2011 года ценовая ситуация несколько стабилизировалась, цены на зерно стали снижаться, что  было обусловлено не столько проводимыми  товарными интервенциями, сколько  значительным переизбытком запасов  зерна. Особенно это касается регионов Южного и Северо-кавказского федеральных  округов.

 

Прогноз на 2011 год

В 2011 году общая посевная площадь прогнозируется на уровне 77 млн. га, то есть более чем на 2,3 млн. га больше по сравнению с 2010 годом, посевная площадь озимых культур под урожай 2011 года составляет 15,5 млн. га, или 84 % к  площади озимых в прошлом году. Площадь ярового сева прогнозируется на уровне 50,4 млн. га (107,5 % к 2010 году), в  том числе зерновых и зернобобовых культур -- около 30 млн. га. Прогнозируется, что урожай зерновых в среднем  составит 84-85 млн. т.

Важным показателем подготовки весеннего сева может служить  обеспеченность семенами яровых культур. Для проведения весеннего сева в  Российской Федерации требуется  около 5,9 млн. тонн семян яровых зерновых и зернобобовых культур. По оперативным  данным Минсельхоза России, на 1 марта 2011 года обеспеченность семенами составляла 97,5 %.

В период проведения полевых  работ намечено внести 1,9 млн. т действующего вещества минеральных удобрений. В  целях стабилизации цен на минеральные  удобрения между Российской ассоциацией  производителей удобрений и Агропромышленным союзом России заключено соглашение о ценах на минеральные удобрения  на первое полугодие 2011 года. Рост цен  на аммиачную селитру и сложные  удобрения не должен превышать 12,8 % (по отношению к предыдущему периоду), цены на калийные удобрения и средства защиты растений останутся на уровне 2010 года.

Обеспеченность кормами, техникой, ГСМ

Вследствие засухи в животноводстве в 2010 году резко ухудшилась обеспеченность сельхозпроизводителей кормами. Так  в расчете на одну условную голову скота на 1 января 2011 года в сельскохозяйственных организациях наличие кормовых единиц составило 780, что на 25 % меньше по сравнению  с аналогичной датой предыдущего  года.

Что касается техники, то по состоянию на 14 января 2011 года в сельском хозяйстве имелось 505 тыс. тракторов, 128 тыс. плугов, 158 тыс. культиваторов, 199 тыс. сеялок. По-прежнему наблюдается  отрицательная тенденция, когда  списание техники значительно опережает  ее ввод. На объемы приобретения техники  в первую очередь влияет ухудшение  финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также рост цен на нее.

В 2010 году сельскохозяйственные товаропроизводители приобрели 3,8 млн. т дизельного топлива и 880 тыс. т  бензина, что составляло соответственно 96,6 % и 89,1 % к уровню предыдущего года. По данным органов управления АПК, за период поставки топлива на льготных условиях (с 20 марта по 31 декабря 2010 года) было приобретено 2,2 млн. т дизельного топлива и 238 тыс. т бензина со скидкой до 10 %, что было весьма существенно, так как в 2011 году цена на дизельное  топливо выросла на 35 %, а на автомобильный  бензин -- на 9 %. Правительство РФ 11 февраля 2011 года приняло постановление, согласно которому предусматривается возможность  снижения цен для сельскохозяйственных товаропроизводителей на горюче-смазочные  материалы до уровня 90 % от цены, сложившейся  в субъекте Федерации на 1 ноября 2010 года.

На государственную поддержку  сельскохозяйственного производства и социальное развитие села в 2010 году были предусмотрены субсидии в объеме почти 99 млрд. руб.

Господдержка сельского  хозяйства

По состоянию на 1 января 2011 года указанные субсидии профинансированы в объеме 95,6 млрд. руб. (на 96,6 %), из них: на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным на срок до 10 лет, выделено 45,3 млрд. руб. (93 % от предусматриваемого объема); на возмещение части затрат на развитие малых форм хозяйствования -- 6,1 млрд. руб. (100 % от предусматриваемого объема); на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 1 года, -- 18,1 млрд. руб. (100 %); на поддержку элитного семеноводства -- 0,5 млрд. руб. (100 %); на компенсацию части  затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений -- 3,5 млрд. руб. (100 %); на поддержку племенного животноводства -- 4,1 млрд. руб. (100 %); на поддержку экономически значимых региональных программ -- 4 млрд. руб. (100 %); на компенсацию  части затрат на приобретение средств  химизации -- 5,9 млрд. руб. (100 %); на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности и на осуществление мероприятий по обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности, в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» -- 7,7 млрд. руб. (100 %).

В 2010 году удельный вес прибыльных хозяйств в общей численности  сельскохозяйственных организаций  составил 70,7 %, что на 10 % меньше, чем  в предыдущем году. По данным бухгалтерской  отчетности Минсельхоза России выручка  от реализации продукции в 2010 году достигла 1015 млрд. руб., затраты на производство и реализацию продукции составили 901 млрд. руб., прибыль от реализации продукции была 113,5 млрд. руб. В 2010 году на 7,2 % снизился размер бюджетных субсидий, составив 103,8 млрд. руб. Прибыль до налогообложения  сократилась на 6 %, что было обусловлено  не только последствиями экономического кризиса, катастрофической засухой, но и быстрым ростом расходов на обслуживание кредитов. Рентабельность по прибыли  до налогообложения снизилась до 8,7 % (см. табл. 2).

 

В соответствии с Государственной  программой развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее -- Госпрограмма) достижение финансовой устойчивости сельского  хозяйства осуществляется на основе повышения доступности кредитов для сельскохозяйственных производителей. Основными целевыми индикаторами, характеризующими доступность кредитов, являются объемы субсидируемых краткосрочных и  инвестиционных кредитов за счет бюджетных  средств на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами  и организациями, осуществляющими  первичную и последующую переработку  сельскохозяйственной продукции, и  займов, полученных в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. Эта мера -- одна из основных в Госпрограмме.

На осуществление мероприятий  по достижению финансовой устойчивости сельского хозяйства в 2010 году из федерального бюджета было израсходовано 73 млрд. руб., или 68 % всех средств Госпрограммы. Кроме того, в связи с чрезвычайной ситуацией -- засухой 2010 года -- для обеспечения  финансовой устойчивости сельхозпроизводителей  им дополнительно было перечислено 30,2 млрд. руб. субсидий из федерального бюджета и 11 млрд. руб. из бюджетов субъектов  Федерации.

На субсидирование процентных ставок по кредитам из федерального бюджета  в 2010 году было выделено 69,5 млрд. руб., что  на 14 % больше, чем было предусмотрено  Госпрограммой. Финансирование остальных  мероприятий Госпрограммы в прошлом  году сократилось на 32,5 % по сравнению  с планом. Для повышения контроля за расходованием бюджетных средств  с 2009 года ведется общероссийский реестр сельхозтоваропроизводителей, получающих бюджетную поддержку. Крупнейшими  кредиторами в агропромышленном комплексе являются такие банки, как Сбербанк, Россельхозбанк, Газпромбанк (см. рис. 4).

В 2010 году объем выданных кредитов практически не увеличился по сравнению с предыдущим годом  и составил, по предварительным оценкам  Минсельхоза России, 777,7 млрд. руб. Причем объем привлеченных кредитов на условиях возмещения части процентной ставки увеличился до 480 млрд. руб. (на 16 % по сравнению  с 2009 годом).

На государственную поддержку  сельскохозяйственного производства и социальное развитие села в 2011 году предусмотрены субсидии в объеме 104,8 млрд. руб., из них на возмещение части затрат на уплату процентов  по инвестиционным кредитам -- 56,6 % от общей  суммы, по кредитам сроком до 1 года -- 14 %, на возмещение части затрат на развитие малых форм хозяйствования -- 6 %, на компенсацию  части затрат по страхованию -- 4,8 % от всех выделяемых средств.

Информация о работе Современное состояние сельского хозяйства в России