Сельская библиотека: современные функции и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ реализации сельской библиотекой своих функций и задач на примере с.Гришино Заринского района Алтайского края.
Для достижения данной цели требуется решение ряда задач:
Изучить функции и задачи сельской библиотеки на современном этапе;
Проанализировать реализацию сельской библиотекой своих функций и задач на примере сельской библиотеки с.Гришино Заринского района Алтайского края.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Современная библиотека: функции и задачи . . . 6
Значение библиотеки в современном мире . . . 5
Функции и задачи современной сельской библиотек и. . 15
Глава 2. Реализация сельской библиотекой своих функций и задач на
примере с.Гришино Заринского района Алтайского края . 21
2.1. Характеристика особенностей сельской библиотеки . . 21
2.2. Реализация функций и задач сельской библиотекой . . 26
Заключение . . . . . . . . . 36
Список литературы . . . . . . . . 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Наташи.docx

— 70.84 Кб (Скачать файл)

Давно пришло время принципиально нового подхода к работе библиотек. То, что сегодня мы стали называть новым понятием «открытый доступ», есть давно забытое старое. Еще классик библиотековедения Ш. Ранганатан говорил о том, что первым законом библиотечной деятельности является принцип «Книги для использования». Т.е. библиотечные фонды не должны становиться огромными хранилищами книжных архивов, доступ к которым весьма ограничен, а должны превратиться в инструмент общества, способный оперативно предоставлять пользователям всю необходимую информацию в виде книг и других документов.

Отсюда - иная роль библиотекаря: из хранителя книг он должен превратиться в специалиста, способного оценить психологию каждого читателя, понять его интересы, уметь поддерживать с ним диалогическое общение по поводу книг и их поиска, т.е. он должен стать чем-то вроде офис-менеджера, ориентированного на читателя, а не на рутинные внутри библиотечные дела. Причем эта работа имеет индивидуализированную направленность.

Нужно понять, что общество не есть нечто отдельно от человека существующее, оно состоит из людей, отдельных личностей, индивидуумов. «Обобществление потребления», к которому все так привыкли за годы «социализма» и частью которого была библиотека, вовсе не лучший способ действительного потребления чего бы то ни было, а особенно –«пищи духовной». Обслуживание, направленное как бы на все общество сразу и ни на кого конкретно, предполагало некий усредненный подход, поточные формы удовлетворения потребностей людей, а, следовательно, уравниловку.

Пережитки этой психологии сохраняются и в библиотечной среде: библиотекари зачастую по-прежнему видят в читателе не главный объект своей деятельности, а в лучшем случае средство достижения своих корпоративных целей. В худшем же случае они воспринимают пользователя библиотеки как врага, пытающегося украсть у них время, покуситься на их нервную систему, разорить «их» книжный фонд, наконец. Нужна психологическая переориентация библиотекарей, в особенности тех из них, которые работают непосредственно с читателями, чего, к сожалению, практически не делается.

Нацеленность библиотек на индивидуальное потребление предоставляемых ими информационных услуг должна выражаться не только в психологической перестройке библиотекарей, но и в самой организации работы библиотек. Некоторые объективные факторы делают профессию библиотекаря кастовой, как бы оторванной от всего остального мира (что, кстати говоря, издавна было характерно для библиотечной деятельности, поскольку в основном она была уделом монастырей, храмов и, соответственно, их служителей - хранителей книг).

Переход к информационному обслуживанию для библиотеки предполагает кардинальное изменение ряда ее функций, возникают совершенно другие отношения между пользователем и библиотекой, заключающиеся, по существу, в отношениях купли-продажи, т.е. такие, которых ранее не было.

Действительно, любая распечатка библиотекой текстов является платной услугой библиотеки. Поэтому она может превратиться в некое подобие книжного магазина или архива, что существенно меняет и психологию библиотекаря. И хотя эти услуги являются сегодня весьма востребованными со стороны разных категорий читателей-пользователей, теряется одна из составляющих деятельности библиотеки как культурного центра - снижается доля общения между читателями и библиотекарями.

Становятся трудноосуществимыми различные культурные мероприятия, ранее проводимые библиотеками в довольно широких масштабах. В недалеком будущем, возможно, широкое распространение получит практика удаленного доступа в библиотеки через Сеть, что уже сейчас осуществляют некоторые крупные библиотеки.

Поэтому многие специалисты библиотековеды говорят о том, что библиотеки должны стремиться избегать чрезмерной коммерционализации, не ориентируясь только на прибыль. Они должны заботиться о том, чтобы их услуги были доступны всем, т.е. они должны выполнять свою функцию как социальный институт, утверждающий социальную справедливость и равные возможности для пользователей.

Транслируя информацию, библиотеки все больше сталкиваются с необходимостью анализа содержания имеющихся в библиотеке источников. Например, Интернет, чьи услуги сейчас предлагают библиотеки, содержит массу информации, плохо отобранной и почти никак не систематизированной. Ее использование требует от потребителя высокой квалификации, которой он не всегда владеет. Поэтому от самих библиотечных работников требуется соответствующая подготовка и навыки по отбору и предварительной систематизации информации из Интернета.

В значительной мере это касается и информации на бумажных носителях: ее объем и скорость обновления также значительно выросли и будут, видимо, еще расти. Таким образом, беря на себя роль информационного центра, библиотеки вынуждены брать на себя и обязанность предварительной фильтрации, систематизации и осмысления транслируемой информации. То, что сейчас исследователи библиотечного дела стали называть «организацией знания».

Сегодняшняя ситуация в связи с изменением роли (точнее, разных ролей) библиотек свидетельствует о том, что они оказались как бы на распутье - возникло явное противоречие между необходимостью представлять традиционные услуги, и возникшей потребностью вписаться в информационные потоки современного общества.

Без своих основных функций библиотека может просто перестать быть библиотекой, т.е. тем специфическим социальным институтом, роль которого в обществе ничем заменить нельзя. Следует учесть, что увлечение компьютеризацией и информационными технологиями приводит к отставанию в развитии традиционных услуг библиотеки - быть хранителем и транслятором знаний, запечатленных на бумажных и других носителях.

Думается, именно знаниевая стратегия должна сегодня лежать в основе деятельности библиотек, ибо именно передача знаний, а не информации как таковой, всегда делало библиотеку духовным центром любой цивилизации. Ведь информация тем и отличается от знания, что она есть то, во что превращается знание в результате формализации при помощи различных технических средств и интеллектуальных процедур. Образно можно сказать, что если говядина - это знание, то информация - это тушенка, консервы из этой говядины. Разницу между тем и другим, наверное, никому объяснять не надо.

Основным мотивом обращения к библиотечным ресурсам, как следует из ряда социологических исследований, является сегодня потребности образования. Поэтому информация в ее «чистом» виде востребована редко.

Итак, роль библиотек сегодня двуедина - с одной стороны, они сохраняют свою миссию хранителя и транслятора знаний, духовного центра; с другой стороны, они отчасти превращаются в поставщиков информации. В первом случае они выполняют свои функции безвозмездно, в соответствии с Законом РФ «О библиотечном деле», во втором случае они стремятся заработать деньги, предоставляя потребителям информационные услуги, но зато теряют свой имидж как особого социального института, работающего ради культуры, а не прибыли.

Сегодня библиотечное дело потеряло те высокие лозунги, под сенью которых оно развивалось во времена борьбы за коммунизм. Рыночная идеология как была чуждой сознанию библиотекарей, так она и осталась не воспринятой ею. Это вполне закономерно, ведь, как сказано, библиотекари привыкли видеть в своей работе высшую ценность, рассматривать ее как культуртрегерскую миссию, как служение идее, а не как средство зарабатывания денег.

А миссия такова, какова она есть, в ней нельзя ничего менять в принципе и даже трудности, сопряженные с нею (в частности, недостаток финансов, авторитарное руководство), воспринимаются как неизбежные и даже необходимые: они лишь подчеркивают значимость самой миссии.

    1. Функции и задачи сельской библиотеки

Современная библиотека с полным основанием может быть определена как интегративный социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты. Ее миссия продиктована усилением значения информации и знаний в качестве катализатора общественного развития. Она имеет несколько аспектов:

  • содействие обращению и развитию накопленного человечеством знания путем обеспечения свободного доступа к нему;
  • сохранение документированного знания как общественного достояния [6,С.45].

Функциями современной библиотеки являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная.

Мемориальная функция является родовой функцией библиотеки. Собирая и сохраняя документальные источники, библиотека является воплощением «памяти человечества», служит гарантом появления новых качеств социальной памяти, обеспечивает устойчивость общественной жизни. Она сохраняет знание и культуру в наиболее удобном для восприятия, распространения и использования виде. Сохраняя электронные документы, библиотека становится базовой структурной компонентой виртуальной среды, которая обладает устойчивостью, однозначной идентификацией, обеспечивает правовое регулирование в отношении предоставляемого доступа к информационным ресурсам. Осуществляя систематизацию, хранение и распространение культурного наследия, библиотека организует навигацию в мире культуры, в мире информации и знаний.

Современная библиотека не только заботится о сохранности документов, но и обеспечивает доступ к ним путем создания метаданных, экспонирования своих коллекций, перевода сохраняемого документированного знания в другие форматы и на другие носители.

В рамках коммуникационной функции библиотека организует взаимодействие человека с социальной памятью всего человечества, передавая ему в пользование все накопленное цивилизацией общественное культурное достояние. Библиотека включается в сложную систему социальной коммуникации, создает возможности для членов общества удовлетворять свои потребности в информации и знаниях.

Стремление современной библиотеки обеспечить равный и свободный доступ к общественно значимой информации и знаниям заключается в информационной функции и способствует утверждению социальной справедливости, снижению социальной напряженности в обществе. Расширение доступности информации повышает роль библиотек как стабилизирующего социального фактора, обеспечивающего социальную безопасность, социальную устойчивость общественного развития, выравнивающего возможности производства и потребления информации разных категорий населения.

Техническая и технологическая модернизация обеспечили укрепление информационной функции современной библиотеки. Она становится полноправным субъектом информационного пространства, создает основу для многих современных информационных и знаниевых процессов. Особенность информационной функции современной библиотеки в том, что она реализуется ею в тесном взаимодействии с другими субъектами информационного процесса, с использованием различных каналов распространения информации.

Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное . С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим субъектам информационного пространства, в том числе представленным в сети Интернет. С другой - создает электронные информационные ресурсы, доступные за ее физическими стенами, предоставляет виртуальные услуги по поиску информации и необходимых знаний.

Развивая когнитивную деятельность, библиотека превращается в одну из самых продуктивных и массовых систем управления знаниями. Она предоставляет широкие возможности обращения к коллективной памяти, снимая противопоставление внешнего и внутреннего знания, создает особые «метаинструменты», с помощью которых управляет массивами знаний. Систематизируя знания, выделяя фрагментарный и глобальный его уровни, библиотека, обеспечивает объективность и глубину познания окружающего мира.

Современная библиотека участвует в процессе образования как в широком (трансляция культурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узком смысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума). Обеспечивая единство всеобщего (общекультурного) и особенного (профессионального) образования, библиотека способствует становлению социально компетентной, информационно грамотной личности, становится главной базой непрерывного образования и самообразования. Выполняя образовательную функцию, библиотека остается одним из универсальных способов познания[1,С.245].

Являясь неотъемлемой и органической частью культуры, выступая в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры, она представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов, обеспечения преемственности мирового культурного достояния. Культурная функция современной библиотеки усиливается за счет стремления каждого человека и каждого сообщества к самоидентификации и продвижению собственной культуры.

Реализуя социализирующую функцию, библиотека обеспечивает включение конкретного человека в культуру, способствует его социокультурной идентификации, помогает личности раскрыть свой креативный потенциал.

Ее когнитивная функция отражает участие в процессах управления знаниями и производства нового знания. Она предполагает деятельность современной библиотеки по структурированию и систематизации интегрированного знания (особенно в сетевой электронной среде), а также его обработку и синтезирование.

Важнейшие задачи библиотек в современном мире все чаще формулируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение ее источников, а библиотекаря все чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом, навигатором в океане информации, количественно удваивающейся каждые пять лет.

Информация о работе Сельская библиотека: современные функции и задачи