Сельская библиотека: современные функции и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ реализации сельской библиотекой своих функций и задач на примере с.Гришино Заринского района Алтайского края.
Для достижения данной цели требуется решение ряда задач:
Изучить функции и задачи сельской библиотеки на современном этапе;
Проанализировать реализацию сельской библиотекой своих функций и задач на примере сельской библиотеки с.Гришино Заринского района Алтайского края.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Современная библиотека: функции и задачи . . . 6
Значение библиотеки в современном мире . . . 5
Функции и задачи современной сельской библиотек и. . 15
Глава 2. Реализация сельской библиотекой своих функций и задач на
примере с.Гришино Заринского района Алтайского края . 21
2.1. Характеристика особенностей сельской библиотеки . . 21
2.2. Реализация функций и задач сельской библиотекой . . 26
Заключение . . . . . . . . . 36
Список литературы . . . . . . . . 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Наташи.docx

— 70.84 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Современная библиотека: функции и задачи . . . 6

    1. Значение библиотеки в современном мире . . . 5
    2. Функции и задачи современной сельской библиотек и. . 15

Глава 2. Реализация сельской библиотекой своих функций и задач на

          примере  с.Гришино Заринского района Алтайского края .                   21

2.1. Характеристика особенностей  сельской библиотеки . . 21

2.2. Реализация функций  и задач сельской библиотекой . . 26

Заключение . . . . . . . . . 36

Список литературы . . . . . . . . 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Сельская библиотека: современные функции и задачи »

                          Биопи-117 Малеева Н.В.

                                   

                                           Введение

Актуальность. Политика организации и использования библиотечных ресурсов, уровень государственной поддержки библиотек во многом зависят от определения сферы компетентности последних в меняющейся системе экономических отношений. Анализ мирового библиотечного опыта показывает, что в условиях рыночной экономики в сфере взаимоотношений библиотеки с государством имеют место две противоположные тенденции.

Особенность современной эпохи заключается в том, что она является сценой сразу двух революций, ментальной и технологической: первая связана с процессом глобализации и формированием новой культурной парадигмы, вторая - с последствиями техногенного взрыва в сфере коммуникаций.

Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций.

Изменение роли, назначения библиотек отражается на взаимоотношениях библиотеки с обществом и отдельными социальными институтами, ведет к трансформации профессиональных ценностей библиотечной этики, профессионального сознания библиотечного сообщества.

Таким образом, тема реализации сельской библиотекой своих функций и задач, несомненно, актуальна.

  Объект исследования – библиотека                                      

  Предмет исследования - современные  функции и задачи

           Цель курсовой работы: анализ реализации сельской библиотекой своих функций и задач на примере с.Гришино Заринского      района Алтайского края.

Для достижения данной цели требуется решение ряда задач:

  1. Изучить функции и задачи сельской библиотеки на современном   этапе;
  2. Проанализировать реализацию сельской библиотекой своих функций и задач на примере сельской библиотеки с.Гришино Заринского района Алтайского края.

Метод  исследования: анализ опубликованной литературы.

Изученность темы. Эволюцию основных направлений деятельности библиотек, состояние, тенденции и перспективы развития библиотек исследуют С. Р. Баженов, Г. А. Брус, Б. С. Елепов, О. Л. Жижимов, Н. С. Каленов, В. П. Кулагин, Н. А. Мазов, Н. И. Морозова.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, определены объект и предмет исследования, поставлены исследовательская цель и задачи, обозначены методы исследования, дана историография проблемы. В конце введения приведена структура курсовой работы.

Основная часть исследования состоит из двух глав: в первой главе рассмотрено значение библиотеки в современном мире и ее функции и задачи. Вторая глава исследования состоит из двух разделов, в которых проведен анализ реализации сельской библиотекой своих функций и задач.

Список литературы содержит 49 наименований источников.

 

 

 

 

         Глава 1. Современная библиотека: функции и задачи

    1. Значение библиотеки в современном мире

 

Библиотека – один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека прошла первый этап эволюции общественной миссии: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей[10,С.12]. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Современный этап развития общества называют переходным. Технологический прогресс обеспечил высокий уровень развития информационных технологий и компьютерной техники. Их воздействие распространяется на образ жизни людей, их образование и работу, взаимодействия власти и общества. Появляются новые способы хранения, обработки и распространения информации. Происходит формирование единого мирового информационного пространства. Процесс информационного производства приобретает индустриальный характер.

Количественное увеличение информации привело к возникновению проблем между информацией и ее потребителями. Затрудняется поиск необходимой информации или знания. Иллюзорная возможность получения готового ответа на любой вопрос снижает интерес и способность к самостоятельной мыслительной деятельности. Возрастает угроза манипулирования общественным сознанием. Преодолеть возникшие противоречия возможно при наличии развитой интегрированной системы социальных институтов, обеспечивающих производство информационно-знаниевых ресурсов, свободный доступ к ним.

Информация сегодня многими рассматривается как особая ценность. Существует даже такая точка зрения, что она превращается в реальную производительную силу. Появился новый термин, обозначающий современный уровень развития общества - информационная цивилизация или информационное общество. Активным сторонником этого подхода к пониманию современного общества является, в частности, Я.Л. Шрайбер. Он считает, что информационные технологии начинают доминировать в обществе и в его экономике, становится базовым, уровень их развития определяет уровень развития страны в целом.

Роль библиотек в этом процессе - это роль посредника, транслирующего информацию от производителей к потребителям. Трудно сказать, насколько большинство библиотек в нашей стране уже освоили эту роль. Но важно отметить, что большинство библиотек, как муниципальных, так и ведомственных (не говоря уж о федеральных или национальных) претендуют именно на такую роль в современном мире.

Однако существует и другое мнение. Так, Г.П. Фонотов считает, что востребованность библиотек сегодня определяется не тем, что они превратились или превращаются в информационные центры, а тем, что являются гуманитарными учреждениями, «социальной функцией которых является активное участие в образовании и воспитании человека, его интеллектуальной и практической деятельности, развитии науки и искусства, их взаимообогащении, обеспечение прав личности на использование духовных ценностей, укрепление ее физического и духовного здоровья». Программа библиотечной деятельности, предложенная Фонотовым, достаточно обширна, но собственно информационную деятельность он не отвергает, но и не рассматривает в качестве основной функции библиотек. По его мнению, библиотека собирает и хранит источники знания, а не информацию, поэтому информация - не цель, а средство трансляции знания.

А.И. Остапов и А.Л. Гончаров выделяют три парадигмы библиотечного дела, представленные разными авторами:

  -структурно-функциональная: библиотека представляет «документальный ресурс», а не информационный;

  - когнитивная: предмет  труда библиотекарей – «знание»;

  - информационная.

Таким образом, разброс мнений о том, какова роль библиотек в современном мире, достаточно широк. Интерес к этой проблеме очень большой, о чем свидетельствует огромное количество статей и других печатных работ на эту тему. Большинство авторов говорят именно об информационной функции библиотек как самой современной и востребованной. Но нельзя сказать, что эта точка зрения неоспорима.

Определим основные понятия, касающиеся данной темы.

Поскольку информация, как и сами библиотеки, есть феномен культуры, следует определить это родовое для них понятие. Известно, что в литературе существуют десятки, если не сотни определений понятия «культура». Проанализировать их все не представляется возможным в рамках данной работы, да и не является, на мой взгляд, необходимым. Достаточно произвести дефиницию этого понятия по отношению к другим, связанным с библиотечным делом.

Так, Белик А.А. дает такое расширенное определение культуры: «Культура... есть особая форма жизнедеятельности человека, качественно новая по отношению к предшествующим формам организации живого на Земле». Но это определение слишком широкое, мало что объясняющее по существу. Наиболее точным представляется определение культуры, опубликованное в «Философском энциклопедическом словаре»: «Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

Это определение является наиболее полным и достаточно точным.

Вместе с тем, есть и другой подход к проблеме культуры - понятие информационной культуры. С этой точки зрения все - и материальные предметы, искусственные и природные, и реалии духовной культуры, включая мысли и чувства, - все есть информация или носитель информации. Один из специалистов по библиотечному делу и приверженцев идеи информационной цивилизации, К.К. Колин пишет о «глобализации информации» и указывает на такую проблему, связанную с расширяющейся «информатизацией», как «информационная безопасность». Он говорит о всеобщем характере «информационной цивилизации».

Однако информация сама по себе ничего не производит и не порождает, поэтому нет смысла говорить о глобальном или фундаментальном значении «информационной цивилизации». Само понятие «цивилизации» всегда связывалось скорее с понятием гражданского общества и правового государства, т.е. с особым общественными бытием людей, нежели с техникой, технологией и информацией. Можно говорить об информационном подходе к реальности как об одном из возможных концептов мировосприятия вообще (наряду, скажем, с религиозным, сциентистским, экономическим, эстетическим и т.д.), но не о том, что «все есть информация» (ведь точно таким же образом для экономиста «все есть экономика», для верующего – «всюду Бог», для эстетика –«все есть красота»).

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация во взаимоотношениях библиотеки, ее работников и читателей: библиотеки прежде всего по причине своей финансовой несостоятельности оказались не способными угнаться за выпуском новых книг и приспособиться к изменившимся интересам и потребностям читателей.

Это обнаружилось не только в комплектовании фондов, не только в качестве предоставляемых библиотеками услуг, но и в стереотипах мышления и поведения библиотечных работников. Частные (личные) библиотеки, скорее всего, если и выросли, то незначительно, но теперь они стали подбираться владельцами более целенаправленно, более качественно; люди уже не покупают все подряд, что является дефицитом, а предпочитают покупать только то, что действительно их интересует. Тем более что книги стали достаточно дорогими. Таким образом, специализированные личные и ведомственные (например, институтские) библиотеки стали реальным конкурентом публичных библиотек.

В силу этих и некоторых других причин (которые следует вскрыть в ходе специального социологического исследования) оппозиция «библиотекарь – читатель» приобрела характер скрытого конфликта.

Этот конфликт выражается в следующих моментах:

- «читатель всегда неправ» во взаимоотношениях с библиотекой: правила пользования библиотечными услугами устанавливает именно библиотека, без учета интересов читателя;

- читатели «в отместку» стараются не замечать библиотекаря как человека - они видят в них лишь функцию слепой силы под названием «библиотечная система»;

- сама библиотека рассматривается  явно или неявно читателями  как строго функциональная система, а не место для нормальной  работы, т.е. главной, если не единственной, обязанностью библиотеки является  предоставление для решения некоторых  задач книг (или, если угодно, информации), не более того; все остальное  видится как довесок, не очень  обязательный, к этой главной  функции;

- со стороны библиотечных  работников содержанием их отношения  к читателям является недоверие; в свою очередь, читательское  отношение к библиотекарям характеризуется  презрением или пренебрежением; и то, и другое в повседневности  выливается в раздражение;

   - фундаментальное  непонимание библиотекарями и  читателями друг друга: каждый  из них занимается своим делом, но вынуждены они это делать  по непонятным для сторон причинам  на одной территории. Но два  этих дела разняться по содержанию - библиотекари видят свою основную  задачу в собирании и хранении книг, а читатели - в получении и обработке информации (книги как носители этой информации оказываются лишь случайной формой).

Информация о работе Сельская библиотека: современные функции и задачи