Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Государственная служба, обеспечивая реализацию функций государства, выступает одним из его главных элементов в государственном механизме. Важно, что в Российской Федерации в течение последних десяти лет она претерпевает существенные изменения, причем завершение данного процесса в обозримом будущем по целому ряду причин едва ли предвидится.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общая характеристика правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации…………........................................7
1.1.Понятие, классификация государственных гражданских служащих………...7
1.2. Правовые основы государственной гражданской службы ………...……….12
1.3. Особенности правового статуса государственного гражданского служащего……………………………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. Содержание правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации …….25
2.1. Права и гарантии государственного гражданского служащего…………….25
2.2.Обязанности государственного гражданского служащего………………….29
2.2. Ограничения и запреты государственного гражданского служащего……..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………..…………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …...44

Вложенные файлы: 1 файл

пример курсовой.docx

— 84.10 Кб (Скачать файл)

Вышеизложенное позволяет  сделать вывод о том, что законодательство, регулирующее правовое положение органов  государственной власти и государственных  служащих, должно не только регламентировать общие цели, задачи и полномочия, но и четко прописывать прямые и конкретные обязанности.

 

 

2.2. Ограничения и запреты  государственного 

гражданского служащего

Социальная ценность административных запретов и ограничений в механизме  правового регулирования, особенно в публично-правовой сфере, несомненно, высока, в связи с тем, что в  правильном соблюдении отношений, складывающихся в данной сфере, заинтересованы общество и государство.

Как отмечает Козбаненко В.А., «Исходя из негативного исторического опыта злоупотреблений чиновников в рабовладельческих, феодальных и ранних буржуазных государствах, общество выявило необходимость установления для чиновников государственного аппарата ряда правоограничений, основной задачей которых выступают правовая охрана граждан от произвола и борьба с такими пагубными явлениями, как служебные злоупотребления и коррупция в органах государственной власти [См.:22, с. 93.]».

В советский период нашей  истории вопросы, касающиеся ограничений  и запретов, связанных с государственной  службой, в теории административного  права не разрабатывались, опыт, имеющийся  в дореволюционной правовой науке  и законодательстве, учтен не был. На протяжении длительного времени  данная проблема оставалась за рамками  научного анализа [См.: 24, с. 48.].

Вопросы, связанные с запретами  и ограничениями на государственной  службе, остро возникли в начале 90-х гг. XX в., и современному законодательству о государственной службе пришлось заново обращаться к системе мер, позволяющих снизить уровень  коррупции в системе государственной  службы [См.: 25, с. 11 - 12.].

Правовыми ограничениями  считают установленные законом  пределы, выйти за которые нельзя, но в которых могут совершаться  любые действия либо те, которые  предписаны, а все остальные, то есть не предписанные, запрещены. Данных ограничений  не должно быть в избытке, но без  них невозможна полноценная и  законная самостоятельность, ибо они  необходимы в качестве средства обеспечения  свободы. Они призваны преградить путь нарушениям законов.

Ограничения на государственной  гражданской службе связаны либо с невозможностью поступления на государственную гражданскую службу, либо с невозможностью ее дальнейшего  продолжения и, соответственно, с  невозможностью замещения должностей государственной гражданской службы.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а  гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию,  исключающему возможность исполнения  должностных обязанностей по  должности государственной службы (гражданской службы), по приговору  суда, вступившему в законную  силу, а также в случае наличия  не снятой или не погашенной  судимости;

3) отказа от прохождения  процедуры оформления допуска  к сведениям, составляющим государственную  и иную охраняемую федеральным  законом тайну, если исполнение  должностных обязанностей по  должности гражданской службы, на  замещение которой претендует  гражданин, или по замещаемой  гражданским служащим должности  гражданской службы связано с  использованием таких сведений;

4) наличия заболевания,  препятствующего поступлению на  гражданскую службу или ее  прохождению и подтвержденного  заключением медицинского учреждения;

5) близкого родства или  свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители  и дети супругов) с гражданским  служащим, если замещение должности  гражданской службы связано с  непосредственной подчиненностью  или подконтрольностью одного  из них другому;

6) выхода из гражданства  Российской Федерации или приобретения  гражданства другого государства;

7) наличия гражданства  другого государства (других государств), если иное не предусмотрено  международным договором Российской  Федерации;

8) представления подложных  документов или заведомо ложных  сведений при поступлении на  гражданскую службу;

9) непредставления сведений  или представления заведомо ложных  сведений о доходах, об имуществе  и обязательствах имущественного  характера;

10) несоблюдения ограничений,  нарушение запретов и неисполнение  обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» [См.: 1].

Также широкое применение в регулировании  отношений, возникающих на государственной  службе, имеет административный запрет.

К данному способу регулирования  обращаются тогда, когда необходимо оградить общество от нежелательного поведения. Как отмечается в научной  литературе, с помощью правового  запрета определяются виды деятельности, которые запрещены [См.: 40, с. 115.] .

Запреты - это закрепленные нормами административного права  предписания, не позволяющие субъекту соответствующих отношений совершать  закрепленные законом действия под  угрозой применения мер государственного принуждения.

Как отмечает Ю.Н. Слепченко, для запретов в административном праве характерны следующие признаки:

1) формальная определенность;

2) общеобязательность;

3) властность;

4) взаимовыгодность для  общества и субъектов управленческих  отношений;

5) пассивный характер  желаемого поведения.

Вникнув в сущность запретов, можно сделать следующие выводы. Во-первых, запреты, не предписывая  позитивный вариант поведения, проявляют  себя как категорическое осуждение  государством возможного правонарушения. Во-вторых, запреты можно рассматривать  как юридические обязанности  участников, поскольку они обязаны  воздерживаться от совершения антиобщественных поступков. И, в-третьих,  запрет дает возможность предусмотреть варианты поведения, нежелательные обществу и государству.

Итак, в составе запретительных мер, касающихся деятельности государственных  гражданских служащих, можно выделить следующие группы:

  1. запреты на осуществление некоторых видов трудовой деятельности:
    1. участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;
    2. осуществлять предпринимательскую деятельность. Предпринимательской деятельностью является любая самостоятельная инициативная деятельность государственных служащих, которая осуществляется на постоянной основе посредством как личного выполнения работ, так и вложения средств в предприятие в предусмотренных законом формах, причем направленная на получение личного денежного дохода;
    3. после увольнения с гражданской службы, в случае замещения должностей гражданской службы в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  2. запреты на получение дополнительных доходов:
    1. приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
    2. получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ч.3, п.1, ст. 575 ГК РФ. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный запрет не лишает возможности получения государственными служащими символических знаков внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежливости и гостеприимства, символических сувениров при проведении протокольных или других официальных мероприятий;
  3. запреты, связанные с обеспечением режима безопасности:
    1. использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам
    2. разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
    3. прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Государственный служащий не вправе участвовать в забастовках как способе разрешения проблем, возникающих в системе государственной службы. В случае разрешения государственным служащим бастовать, государство получит «внутреннего врага», способного в одно мгновение разрушить государственность, внести дисгармонию в общественные и экономические отношения. Государственный служащий предупреждается при поступлении на государственную службу о таком правоограничении и принимает, таким образом, его добровольно;
    4. принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
  4. запреты, связанные с осуществлением политико-агитационной деятельности (запреты, связанные с принципом внепартийности государственных служащих):
    1. использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
    2. использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
    3. создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
  5. запреты, связанные с реализацией права на свободу слова:
    1. допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
  6. запреты, связанные с использованием преимуществ должностного положения, куда помимо запретов, указанных в п. 4 данной классификации, входит также:
    1. запрет выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

Характеризуя специфику  административно-правового запрета  и ограничения, необходимо сказать, что за их нарушение применяются  меры юридической ответственности. Норма административного права, устанавливающая правовой запрет, предполагает и наличие мер государственного принуждения, обеспечивающих соблюдение установленного административным законом  правила поведения, а в случаях  его нарушения - наказание виновного  [См.: 35, с. 32.]

Данное положение подтверждается в действующем законодательстве. Так, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской  службе Российской Федерации устанавливает, что за несоблюдение запретов, связанных  с государственной службой, устанавливается  ответственность (п. 4 ст. 17), однако четко аспекты привлечения (материальные и процессуальные) государственного гражданского служащего к ответственности данным Федеральным законом не определены.

Обобщение вышеизложенного  позволяет сделать вывод о  том, что административные запреты  и ограничения - это закрепленные нормами права предписания, не позволяющие  субъекту соответствующих отношений  совершать закрепленные законом  действия под угрозой применения мер государственного принуждения.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время проходит второй этап программы усовершенствования государственной гражданской службы в рамках проведения проекта «Реформирование  и развитие системы государственной  службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)». На данном этапе предстоит:

    • осуществлять мониторинг общественного мнения об эффективности государственной гражданской службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;
    • провести комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа государственной службы;
    • сформировать механизмы обеспечения государственных гарантий для государственных служащих;
    • обеспечить внедрение современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий на государственной службе;
    • завершить формирование единой системы управления государственной службой.

К настоящему моменту в  результате реформ был установлен статус государственных гражданских служащих, принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы проведения конкурсов на замещение вакантных  должностей государственной гражданской  службы, аттестации государственных  служащих, обеспечения соблюдения требований к служебному поведению государственных  служащих и урегулирования конфликта  интересов, порядок сдачи квалификационного  экзамена и другие вопросы.

 В общем, программа  направлена полностью на создание  целостной системы государственной  службы в Российской Федерации  посредством завершения реформирования  ее видов, среди которых –  государственная гражданская служба  и правовой статус государственного  гражданского служащего, которому  и была посвящена данная работа.  В обобщенной трактовке, административно-правовой  статус государственного гражданского  служащего - это система предоставленных  государственным гражданским служащим  прав и возложенных на них  обязанностей в сфере государственного  управления, кроме этого, административно-правовой  статус государственного гражданского  служащего включает в себя  систему гарантий реализации  прав и исполнения обязанностей, возложенных на государственного  гражданского служащего. Кроме  этого, административно-правовой  статус государственного гражданского  служащего включает в себя  ответственность за неисполнение  или ненадлежащее исполнение  своих должностных обязанностей, а также нарушение запретов, связанных  с государственной службой.

Одним из ожидаемых результатов  реализации Программы является создание необходимых условий для профессионального  развития государственных служащих, то есть надлежащее обеспечение их гарантиями и предоставление различных  прав.

Гражданским служащим предоставляются  права и гарантии в области труда и отдыха, в области денежного и пенсионного обеспечения, в области материально-технического обеспечения, в области должностного положения, в области карьерно-должностного продвижения, и, наконец, в области обеспечения безопасности.

Однако отсутствуют положения о защите государственного гражданского служащего в случае смены высшего руководства государственного органа. Не совсем понятно, как будет защищен гражданский служащий в случае упразднения или реорганизации структурного подразделения государственного органа, в котором он работает или которое возглавляет. Действующее законодательство должной защиты от подобных ситуаций не предоставляет. Таким образом, в рамках проведений реформ необходимо заострить внимание на этом вопросе.

Также одним из основополагающих элементов правового статуса  государственных гражданских служащих являются обязанности. От того, какие  они и как они исполняются, во многом зависит вся деятельность государственных служащих, а следовательно, и работа всего государственного аппарата. Анализируя действующее законодательство РФ, можно прийти к выводу о том, что обязанности государственных  служащих какого-либо органа исполнительной власти  сформулированы недостаточным  образом, ибо на них нет прямого  указания, они преподносятся через  завуалированные формулировки «управляет», «прогнозирует», «контролирует», «возглавляет», «обеспечивает» и др.  Очевидно, это  затрудняет их оценку и реализацию. Лишь общие для всех обязанности  прописаны в Федеральном законе «О государственной гражданской  службе», чего нельзя сказать именно об обязанностях узкопрофессиональных.

Информация о работе Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации