Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Государственная служба, обеспечивая реализацию функций государства, выступает одним из его главных элементов в государственном механизме. Важно, что в Российской Федерации в течение последних десяти лет она претерпевает существенные изменения, причем завершение данного процесса в обозримом будущем по целому ряду причин едва ли предвидится.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общая характеристика правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации…………........................................7
1.1.Понятие, классификация государственных гражданских служащих………...7
1.2. Правовые основы государственной гражданской службы ………...……….12
1.3. Особенности правового статуса государственного гражданского служащего……………………………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. Содержание правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации …….25
2.1. Права и гарантии государственного гражданского служащего…………….25
2.2.Обязанности государственного гражданского служащего………………….29
2.2. Ограничения и запреты государственного гражданского служащего……..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………..…………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …...44

Вложенные файлы: 1 файл

пример курсовой.docx

— 84.10 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Волгоградский филиал РАНХиГС

 

Экономический факультет 

 

Кафедра конституционного и административного права

 

Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Административное  и таможенное право» 

 

 

Выполнил 

студент группы Т-300

Ланбина Яна Игоревна

 

Научный руководитель

кандидат юридических наук, доцент

Голоманчук Эйда Владимировна

 

 

Волгоград

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Общая характеристика правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации…………........................................7

1.1.Понятие, классификация государственных  гражданских служащих………...7

1.2. Правовые основы государственной  гражданской службы ………...……….12

1.3. Особенности правового статуса  государственного гражданского  служащего……………………………………………………………………………………..19

ГЛАВА 2. Содержание правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации ………………………………………………...25

2.1. Права и гарантии  государственного гражданского служащего…………….25

2.2.Обязанности государственного  гражданского служащего………………….29

2.2. Ограничения и запреты  государственного гражданского  служащего……..33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………..…………………41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …...44

 

ВВЕДЕНИЕ

Государственная служба, обеспечивая реализацию функций государства, выступает одним из его главных элементов в государственном механизме. Важно, что в Российской Федерации в течение последних десяти лет она претерпевает существенные изменения, причем завершение данного процесса в обозримом будущем по целому ряду причин едва ли предвидится.

Как известно, после  распада СССР и начала преобразований экономической и политической систем произошло ослабление российского государства, значительное сокращение его присутствия во многих сферах общественной жизни. Однако, как бы то ни было, государственный аппарат — вполне реальный и весьма весомый ресурс политического управления страной, используя который возможно в кратчайшие сроки завершить начатые преобразования. Деятельность государственного аппарата требует четкой организации и упорядочения. Добиться этого можно посредством совершенствования института государственной службы. Практика правовых демократических государств Европы и Северной Америки убедительно показывает, что создать эффективную государственную службу невозможно без хорошо проработанной, научно обоснованной концепции.

Процесс реформирования и  совершенствования системы государственной  службы был заложен в 2001 году, когда  В.В. Путиным был утверждена Концепция  реформирования системы государственной службы Российской Федерации.

Именно в ней были сформулированы основные цели и задачи реформирования системы государственной службы Российской Федерации.  Были созданы основы единой системы государственной службы, заложены правовые, организационные, а так же экономические принципы ее функционирования. 

До мая 2003 г. структуры  всех государственных органов, воинские и правоохранительные подразделения  называли общим понятием «государственная служба». Но в процессе реформирования, в связи с принятием Государственной  Думой 25 апреля 2003 Федерального закона «О системе государственной гражданской  службы» № 58-ФЗ, государственная  служба была разделена на три ветви:  государственную гражданскую, военную  и правоохранительную.

Таким образом, в процессе реформирования государственной службы была сформирована государственная гражданская служба как вид государственной службы, выстроена система федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Был принят Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в целях реализации которого были изданы нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Следует отметить, что изменения  коснулись, в том числе, и определения  правового статуса государственных  служащих каждого из вновь созданных  видов государственной службы.

Среди уже проведенных  изменений:

    • определение новых подходов к формированию кадрового состава государственной гражданской службы,
    • введение конкурсного отбора на вакантные должности государственной гражданской службы,
    • конкретизация квалификационных требований к государственным гражданским служащим,
    • обеспечение участия независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Опыт ранее проведенных мероприятий, включенных в Федеральную программу «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)», продленную на период 2006 - 2007 годов Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. N 1437 «О продлении срока реализации федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)" на 2006 - 2007 годы», выявил сложность и комплексность проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы.

Не возникает сомнений в значимости создания целостной  системы государственной службы посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, а так  же формирования высококвалифицированного кадрового состава, который смог бы обеспечить развитие гражданского общества и инновационной экономики.

Поэтому мониторинг изменений, происходящих в области государственной гражданской службы, важен, поскольку Концепция рассчитана до 2013 года, и список задач, возложенных на ее исполнителей (среди которых - Минздравсоцразвития РФ, Минэкономразвития РФ,  МВД РФ, Минобороны РФ, Минобрнауки РФ, Минсвязи РФ, Минфин РФ, Минюст РФ, научно-исследовательские, образовательные и иные организации, определяемые на конкурсной), обширен. Ввиду вышеуказанного можно вполне судить об актуальности данного исследования.

Таким образом, целью данной работы является комплексное изучение правовых вопросов, возникающих при трактовке положений Главы 3 «Правовое положение (статус) государственного гражданского служащего» Федерального закона «О государственной гражданской службе», в рамках федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации».

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

  1. провести обобщение научных воззрений, высказанных в юридической науке по вопросам государственной службы;
  2. изучить нормативно-правовую базу, касающуюся правового статуса государственных гражданских служащих;
  3. обозначить понятие государственной гражданской службы и государственного гражданского служащего;
  4. выявить особенности правового статуса государственного гражданского служащего;
  5. раскрыть содержание правового статуса государственного гражданского служащего.

Объектом данного исследования является государственный гражданский служащий как единица, обеспечивающая исполнение государственных полномочий. Предметом работы является содержание и особенности правового статуса государственного гражданского служащего.

В последнее время появилось  огромное число публикаций по данной теме, степень ее изученности довольно-таки высока. Вопрос о правовом статусе государственного гражданского служащего масштабно рассматривался в работе В.Д. Граждан, который провел анализ места гражданской службы в системе государственного управления, вывел объективные законы, принципы, основы прохождения гражданской службы, охарактеризовал социальный и правовой статус гражданского служащего. Также, содержанию правового статуса гражданского служащего уделяли внимание А.А. Гришковец, В.А. Козбаненко, А.В. Марьян, Ю.А. Прибытко. Наконец, защищены докторские диссертации Н.М. Казанцевым, Д.М. Овсянко, Ю.Н. Стариловым, а также более десятка кандидатских диссертаций (В.С. Груздевым, Н.В. Новоселовой и др.).

 Тем не менее, ввиду утверждения Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)»,  требуется дальнейшее научное осмысление особенностей и механизмов усовершенствования правового статуса гражданских служащих.

Методологической  основой данной работы являются общенаучные методы познания такие, как синтез, анализ и системный подход.

Для раскрытия заданной  темы определена следующая структура работы: введение; первая глава, посвященная общей характеристике правового статуса и описанию его особенностей; вторая глава, раскрывающая содержание правового статуса; заключение; список использованных источников и литературы.

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТУСА

ГОСУДАРСТВЕННОГО  ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1. Понятие, классификация государственных гражданских

служащих

Понятие «государственный служащий» является одной из базовых категорий института государственной службы. Попытки ее осмыслить в прошлом предпринимали многие выдающиеся мыслители. Например, еще в XVII веке выдающийся английский философ Томас Гоббс полагал, что государственным служителем является тот, кому суверен (будь то монарх или собрание) поручает известный круг дел с полномочиями представлять в нем лицо государства [См.: 16, с.186]. Следуя логике мыслителя, можно говорить о том, что он признавал государственным служащим любое лицо, которое высшая власть в государстве наделяет властными полномочиями, и которое действует от имени этой власти и в ее интересах [См.: 18, с. 114].

На протяжении долгих времен понятия «служащий» и «государственный служащий» в Российской Федерации правового статуса не имели, они не разводились по содержанию и не исследовались в науке должным образом. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров была графа «социальное положение», ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин, служащий. Стало быть, понятием «служащий» обозначали всех, кого нельзя было включить в престижные в ту пору социальные группы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работников государственных учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и других общественных организаций).

Однако со второй половины пятидесятых годов двадцатого века в литературе предпринималось немало попыток охарактеризовать понятие  «государственный служащий». И, как  показывает практика, практически все  ученые пришли к выводу, что данное понятие следует рассматривать  в двух смыслах - широком и узком.  В широком смысле государственный служащий — это профессиональный работник умственного труда любой государственной организации, например, управленческого органа, армии, образовательного учреждения и др. В узком смысле государственным служащим является лицо, занимающее должность государственной службы, т. е. должность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).

Если обратиться к положениям Федерального закона  от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», то согласно статье 10 государственным гражданским служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной гражданской службы (государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации) по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации).

Несколько иное определение дает Федеральный  закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной  гражданской службе Российской Федерации». Согласно статье 13 данного закона гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации [См.:1].

Между государственным служащим и государством (государственным  органом) на определенном этапе возникает  конкретное государственно-служебное  правоотношение, характеризующееся  наличием взаимных прав, обязанностей, ограничений и запретов, ответственности  и других атрибутов правового  статуса государственного служащего [См.:14, с. 291]. Статья 10 федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» гласит: «Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета» [См.: 7]. Нанимателем федерального государственного служащего и  государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации  соответственно является Российская Федерация или субъект Российской Федерации.

Информация о работе Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации