Правовой статус муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 13:09, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы и ее недостаточная разработанность предопределили необходимость осуществления комплексного изучения прав и обязанностей муниципального служащего, составляющих его правовой статус, а также гарантий их реализации.
Объектом исследования является специальный правовой статус особого субъекта - муниципального служащего в Российской Федерации.
Предметом исследования выступает комплекс профессиональных прав и обязанностей муниципального служащего как элементов его специального правового статуса.

Вложенные файлы: 1 файл

муниципальное право для печати.docx

— 34.80 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Невключение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти поставило на повестку дня вопрос о необходимости формирования отличного от государственной службы корпуса профессиональных управленцев, реализующих полномочия в органах местного самоуправления от имени и по поручению муниципального образования. Так, впервые в истории российского государства была организована самостоятельная муниципальная служба.

Будучи значительно более молодым организационно-правовым институтом, чем государственная служба, муниципальная служба первоначально во многом была упрощенной копией первой.

Однако со временем муниципальная служба все более и более обособлялась от государственной. Осуществляемая в стране широкомасштабная работа по реформированию одной из важнейших основ конституционного строя России, какой по праву является местное самоуправление, выдвинула целый ряд актуальных и непростых задач, связанных с преобразованием как в целом функционирования местного самоуправления, так и укрепления в его системе кадрового потенциала и кадровой политики.

Сегодня делаются попытки создания оптимальной модели специалиста в области муниципального управления. В данном ракурсе важной категорией является правовое положение (статус) муниципального служащего. Надо отметить, что практическая деятельность данного субъекта, реализация им своих профессиональных прав и обязанностей напрямую связана с рядом влияющих на это социально-экономических, политических, правовых и иных факторов, которые также требуют обстоятельного осмысления.

Несмотря на множество работ в области муниципальной службы и местного самоуправления, вопросы собственно правового статуса муниципального служащего не получили самостоятельного и полного освещения.

Актуальность темы и ее недостаточная разработанность предопределили необходимость осуществления комплексного изучения прав и обязанностей муниципального служащего, составляющих его правовой статус, а также гарантий их реализации. 
 Объектом исследования является специальный правовой статус особого субъекта - муниципального служащего в Российской Федерации. 
Предметом исследования выступает комплекс профессиональных прав и обязанностей муниципального служащего как элементов его специального правового статуса. 
Цель контрольной работы - исследовать правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации, выработать рекомендации по его совершенствованию и упрочению его гарантий. 
 В ходе исследования необходимо решить следующие задачи: 
- анализ понятия муниципальная служба и муниципальный служащий 
- проанализировать понятие, структуру и элементы правового статуса муниципального служащего; 
- рассмотреть перечень профессиональных прав и обязанностей муниципального служащего; 
- анализ ограничении и запретов, связанных с муниципальной службой 
- анализ гарантий правового статуса муниципального служащего; 
- выработать рекомендации по совершенствованию нормативной правовой регламентации правового статуса муниципального служащего.

Контрольная работа состоит из введения, 4 пунктов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

1. Понятие муниципальной службы и муниципального служащего.

 

Понятие “муниципальной службы” сравнительно новое для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов. 
 До перехода к организации местной власти на началах самоуправления и становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие “муниципальная служба” в законодательстве не использовалось, ибо в нем не было необходимости: служащие местных органов государственной власти местных Советов и исполнительных комитетов – являлись государственными служащими [2].  Государственный служащий и муниципальный служащий рассматривались как равнозначные понятия. Согласно такому взгляду муниципальный служащий – это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления. В соответствии со статьей 10 ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 04.03.2014) "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет местного бюджета [1, ст.10].

Различают три статуса муниципального служащего: социальный, организационный и правовой. Социальный статус определяет положение муниципального служащего в системе общественных отношений; организационный статус показывает его место и роль в структуре аппарата органа местного самоуправления; правовой статус муниципального служащего совокупно включает ряд элементов: 
- нормативное (законодательное) понятие "муниципальный служащий" и его сущностные характеристики; 
- права и обязанности (служебные полномочия) муниципального служащего; 
- ограничения по службе; 
- социальные гарантии; 
- ответственность муниципального служащего за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей [3]. 
 Непосредственно правовой статус муниципального служащего (как и в целом правовая регламентация муниципальной службы) определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ и Федеральным законом о муниципальной службе. 
 В соответствии со статьей 2 ФЗ  от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 04.03.2014) "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной  службы, замещаемых, путем заключения трудового договора (контракта) [1, ст.2]. 
 Муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования.

Основными задачами муниципальной службы являются: обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования; обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;  
подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;  
защита прав и законных интересов муниципального образования. 

Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. В нравственном аспекте – рассматривает этические основы муниципальной службы. Если говорить об отличии задач муниципальных служащих от задач государственных служащих, то оно заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), то есть качественного отличия не существует, все направлено на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов [4].

Муниципальная служба в Российской Федерации должна регулироваться федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, определяющими муниципальную службу и правовое положение муниципальных служащих субъектов Российской Федерации. Каждая область должна принять свой закон о муниципальной службе.  
 Нормативно-правовыми актами, регулирующими служебные отношения муниципальной службы, как в широком смысле, так и в узком ее понимании, являются уставы городского самоуправления, содержащие нормы о муниципальной службе, основах муниципальной службы.  
 В систему правовых актов о муниципальной службе входят уставы и положения о дисциплине в конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных должностных лиц, должностные инструкции и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

2. Права и обязанности  муниципального служащего.

 

 

 Муниципальный служащий, как и другие граждане, обладает такой конституционно-правовой категорией, как права. Они необходимы для надлежащего осуществления  функций, заложенных в распределение  управленческого труда. Права дают возможность служащему требовать  создание надлежащих условий для осуществления должностных обязанностей, обеспечивают тесную связь с другими  подразделениями, защищают от произвола  руководителей, гарантируют своевременной представление информации и документов от других подразделений и сотрудников, позволяют повышать квалификацию, гарантируют  социальное обеспечение и защищенность и т.д.   Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются  уставом муниципального образования или  нормативными правовыми актамиорганов  местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным   законом, иными федеральными законами, законами субъекта РФ [4].

В соответствии со статьей 11 ФЗ  от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 04.03.2014) "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и  обязанности по замещаемой должности  муниципальной службы, критериями  оценки качества исполнения должностных  обязанностей и условиями продвижения  по службе;

2) обеспечение организационно-технических  условий, необходимых для исполнения  должностных обязанностей;

3) оплату труда и другие  выплаты в соответствии с трудовым  законодательством, законодательством  о муниципальной службе и трудовым  договором (контрактом);

4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;

6) повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;

7) защиту своих персональных данных;

8) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;

9) объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

10) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;

11) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Муниципальный служащий, за исключением муниципального  служащего, замещающего должность  главы местной администрации  по контракту, вправе с предварительным  письменным уведомлением представителя  нанимателя (работодателя) выполнять  иную оплачиваемую работу, если  это не повлечет за собой  конфликт интересов и если  иное не предусмотрено настоящим  Федеральным законом [1, ст.11].

В соответствии со статьей 12 муниципальный служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию  Российской Федерации, федеральные  конституционные законы, федеральные  законы, иные нормативные правовые  акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные  обязанности в соответствии с  должностной инструкцией;

3) соблюдать при исполнении  должностных обязанностей права, свободы и законные интересы  человека и гражданина независимо  от расы, национальности, языка, отношения  к религии и других обстоятельств, а также права и законные  интересы организаций;

4) соблюдать установленные  в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии  муниципального образования правила  внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок  работы со служебной информацией;

5) поддерживать уровень  квалификации, необходимый для надлежащего  исполнения должностных обязанностей;

6) не разглашать сведения, составляющие государственную и  иную охраняемую федеральными  законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи  с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся  частной жизни и здоровья граждан  или затрагивающие их честь  и достоинство;

7) беречь государственное  и муниципальное имущество, в  том числе предоставленное ему  для исполнения должностных обязанностей;

8) представлять в установленном  порядке предусмотренные законодательством  Российской Федерации сведения  о себе и членах своей семьи;

9) сообщать представителю  нанимателя (работодателю) о выходе  из гражданства Российской Федерации  в день выхода из гражданства  Российской Федерации или о  приобретении гражданства иностранного  государства в день приобретения гражданства иностранного государства;

10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать  запреты, которые установлены настоящим  Федеральным законом и другими  федеральными законами;

11) уведомлять в письменной  форме своего непосредственного  начальника о личной заинтересованности  при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту  интересов, и принимать меры по  предотвращению подобного конфликта.

 Муниципальный служащий  не вправе исполнять данное  ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации [1, ст.12].

Информация о работе Правовой статус муниципального служащего