Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Государственная служба, обеспечивая реализацию функций государства, выступает одним из его главных элементов в государственном механизме. Важно, что в Российской Федерации в течение последних десяти лет она претерпевает существенные изменения, причем завершение данного процесса в обозримом будущем по целому ряду причин едва ли предвидится.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общая характеристика правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации…………........................................7
1.1.Понятие, классификация государственных гражданских служащих………...7
1.2. Правовые основы государственной гражданской службы ………...……….12
1.3. Особенности правового статуса государственного гражданского служащего……………………………………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. Содержание правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации …….25
2.1. Права и гарантии государственного гражданского служащего…………….25
2.2.Обязанности государственного гражданского служащего………………….29
2.2. Ограничения и запреты государственного гражданского служащего……..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………..…………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …...44

Вложенные файлы: 1 файл

пример курсовой.docx

— 84.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Содержание правового статуса

государственного  гражданского служащего 

в Российской Федерации

2.1. Права и гарантии  государственного гражданского  служащего

Законодательство Российской Федерации  о государственной гражданской  службе устанавливает довольно обширный круг прав, предоставляемых государственным  гражданским служащим.

Права государственного служащего  выступают в качестве узлового элемента правового статуса государственного служащего. Именно права раскрывают демократизм государственной службы и обусловливают ее эффективное функционирование [См.: 14, с. 298].

Согласно классификации, предложенной кандидатом юридических  наук Сурманидзе И.Н., в составе прав государственных гражданских служащих, установленных Федеральным законом  «О государственной гражданской  службе Российской Федерации», можно  выделить следующие группы:

  1. права в области труда и отдыха, согласно которым гражданский служащий имеет право на:
    1. отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (п.3, ч.1, ст.14);
    2. ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов (п.8, ч.1, ст.14);
    3. членство в профессиональном  (п.12, ч.1, ст.14);
    4. рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии Федеральным законом «О государственной гражданской службе» и другими федеральными законами (п.13, ч.1, ст.14);
    5. проведение по его заявлению служебной проверки (п.14, ч.1, ст.14);
    6. защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения в порядке установленном Законом РФ от 27.04.1993 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (п.15, ч.1 ст.14);
    7. медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации (п.16, ч.1, ст.14);
    8. выполнение с предварительным уведомлением представителя нанимателя иной оплачиваемой работы, если это не повлечет за сбой конфликт интересов (ч.2, ст.14);
  2. в области денежного и пенсионного обеспечения, в том числе право на:
    1. оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом (п.4, ч.1, ст.14);
    2. государственное пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  3. в области материально-технического обеспечения государственный гражданский служащий имеет право на:
    1. обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей (п.1, ч.1, ст.14);
    2. получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа (п.5, ч.1, ст.14);
  4. в области должностного положения, в том числе право на:
    1. ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста (п.2, ч.1, ст.14);
    2. доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений, в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (п.6, ч.1, ст.14);
    3. доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации (п.7, ч.1, ст.14);
  5. в области карьерно-должностного продвижения, в том числе право на:
    1. должностной рост на конкурсной основе (п.10, ч.1, ст.14);
    2. профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку (п.11, ч.1, ст.14);
  6. в области обеспечения безопасности, в том числе право на:
    1. защиту сведений о гражданском служащем (п.9, ч.1, ст.14);
    2. защиту жизни и здоровья государственного гражданского служащего, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества, в соответствии с Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (п.17, ч.1, ст.14).

Государственным гражданским  служащим могут предоставляться  гарантии, которые, в соответствии со ст.52, 53 Федерального закона «О государственной  гражданской службе», можно разделить  на две группы – основные и дополнительные.

Основные гарантии предоставляются гражданским служащим для обеспечения их правовой и социальной защищенности, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений. Итак, служащим гарантируются:

1) равные условия оплаты  труда, а также сопоставимые  показатели оценки эффективности  результатов профессиональной служебной  деятельности при замещении соответствующих  должностей гражданской службы;

2) право на своевременное  и в полном объеме получение  денежного содержания;

3) условия прохождения  гражданской службы, обеспечивающие  исполнение должностных обязанностей  в соответствии с должностным  регламентом;

4) отдых, обеспечиваемый  установлением нормальной продолжительности  служебного времени, предоставлением  выходных дней и нерабочих  праздничных дней, а также ежегодных  оплачиваемых основного и дополнительных  отпусков;

5) медицинское страхование  гражданского служащего и членов  его семьи, в том числе после  выхода гражданского служащего  на пенсию за выслугу лет;

6) обязательное государственное  социальное страхование на случай  заболевания или утраты трудоспособности  в период прохождения гражданской  службы либо сохранение денежного  содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения  медицинского обследования в  специализированном учреждении  здравоохранения;

7) выплаты по обязательному  государственному страхованию в  случаях, порядке и размерах, установленных  соответственно федеральными законами  и законами субъектов Российской  Федерации;

8) возмещение расходов, связанных  со служебными командировками;

9) возмещение расходов, связанных  с переездом гражданского служащего  и членов его семьи в другую  местность при переводе гражданского  служащего в другой государственный  орган;

10) защита гражданского  служащего и членов его семьи  от насилия, угроз и других  неправомерных действий в связи  с исполнением им должностных  обязанностей;

11) государственное пенсионное  обеспечение в порядке и на  условиях, установленных федеральным  законом о государственном пенсионном  обеспечении граждан Российской  Федерации, проходивших государственную  службу, и их семей.

Гражданским служащим предоставляются  также иные государственные гарантии, установленные федеральными законами. При определенных условиях могут  предоставляться дополнительные гарантии на:

1) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку  с сохранением на этот период  замещаемой должности гражданской  службы и денежного содержания;

2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением  должностных обязанностей, в зависимости  от категории и группы замещаемой  должности гражданской службы, а  также компенсация за использование  личного транспорта в служебных  целях и возмещение расходов, связанных с его использованием;

3) замещение иной должности  гражданской службы при реорганизации  или ликвидации государственного  органа либо сокращении должностей  гражданской службы;

4) единовременную субсидию  на приобретение жилого помещения  один раз за весь период  гражданской службы.

5) иные государственные  гарантии.

 

 

2.2.Обязанности государственного  гражданского служащего

Другим основополагающим элементом  правового положения государственного гражданского служащего являются обязанности. Осуществляя надлежащим образом  свои обязанности, используя соответствующие  формы и методы их реализации, государственные  служащие обеспечивают соблюдение, исполнение, практическую реализацию, защиту и  охрану прав граждан.

Государство, являясь работодателем, нанимает граждан на службу с целью  возложения на них соответствующих  должностных обязанностей, исполнение которых необходимо для решения  поставленных перед ним задач, и  наделяет правами в той мере, в  какой необходимо для надлежащего  выполнения обязанностей [См.: 29, с. 39].

Выполнение обязанностей - главное в деятельности государственных  служащих. Ведь именно от того, какие  они и как исполняют обязанности, во многом зависит вся их деятельность, а, следовательно, и работа всего  государственного аппарата.

В законах РФ обязанностям отведены специальные статьи, которые  носят общий характер и применимы  ко всем государственным служащим. Например, Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ закрепляет общие обязанности, относящиеся к правовому статусу всех государственных гражданских служащих.

Классификацию обязанностей государственных гражданских служащих можно произвести по следующим позициям.

Первый блок включает обязанности, направленные на реализацию принципов государственной службы:

  1. соблюдать Конституцию Российской Федерации (Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации [См.: 10]), федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение (п.1, ч.1, ст. 15);
  2. соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций – принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (п.4, ч.1, ст. 15);
  3. поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей – принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих (п.6, ч.1, ст. 15).

Второй - обязанности, направленные на поддержание и укрепление служебной дисциплины.

  1. исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (п.2, ч.1, ст. 15);
  2. исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.3, ч.1, ст. 15);
  3. соблюдать служебный распорядок государственного органа (п.5, ч.1, ст. 15);
  4. соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п.11, ч.1, ст. 15);
  5. гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение (ч.2, ст. 15).

Третий блок обязанностей – обязанности, касающиеся предоставления данных и сведений,- включает следующие:

  1. представлять сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера, согласно ст. 20 Федерального закона   № 311- ФЗ (п.9, ч.1, ст. 15);
  2. сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства (п.10, ч.1, ст. 15);
  3. сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (п.12, ч.1, ст. 15).

Четвертый блок составляют другие обязанности, такие как:

  1. не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, ответственность за разглашение которых установлена ст. 283 УК РФ, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (п.7, ч.1, ст. 15);
  2. беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей (п.8, ч.1, ст. 15);
  3. гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом (ч.5, ст. 15).

Профессиональные обязанности  государственных гражданских служащих вытекают из административных регламентов  и других законов.

Так, например, должностные  лица Федеральной таможенной службы РФ, в соответствии с действующим  законодательством, являются, в том  числе, и государственными гражданскими служащими, основные обязанности которых  перечислены в ст.16 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании  в Российской Федерации». Профессиональные обязанности государственных гражданских  служащих Федеральной регистрационной  службы вытекают из Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [См.: 3], из других нормативных правовых актов, а также из Приказа Минюста РФ от 14 сентября 2006 г. N 293 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и др. Но в данных нормативных актах нет прямого указания ни на обязанности Федеральной регистрационной службы, ни на обязанности государственных служащих этой службы, в них указываются лишь общие цели, задачи, полномочия.

Анализируя действующее  законодательство РФ, можно прийти к выводу о том, что обязанности  государственных служащих сформулированы недостаточным образом, что затрудняет их оценку и реализацию.

Как правило, компетенция  органа исполнительной власти не описывается  его правами и обязанностями, а выражена через формулировки «управляет», «прогнозирует», «контролирует», «руководит», «обеспечивает» и др. и сводится к выполнению поставленных перед ним функций и задач. О правах и обязанностях прямо не говорится.

Поскольку деятельность органов  государственного управления сосредоточена  на выполнении поставленных перед ними целей и задач, успешная реализация которых способствует развитию многих сфер управления, необходимо прописать  прямые, конкретно-определенные обязанности. Этот аспект неумолимо важен и  актуален. Содержание обязанностей должно носить четко обозначенный характер, в противном случае их реализация становится затруднительной.

Информация о работе Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации