Подведомственность и подсудность гражданских дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 07:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы. В современных условиях на первый план общественных процессов выходит правовая политика, поскольку практическая реализация иных стратегических направлений деятельности государства представляется возможной без надлежащего правового регулирования общественных отношений. Отечественной наукой выработан значительный теоретический материал по вопросу о сущности, социальном назначении, месте и роли правовой политики в системе средств государственного управления обществом.

Вложенные файлы: 1 файл

Подсудность и подведомственность гражданских дел.doc

— 418.50 Кб (Скачать файл)

Районному (городскому) суду подсудны все дела, кроме дел, подсудных  вышестоящим судам, военным судам и мировому судье.

Территориальный (местный) признак подсудности определяется правилом о том, что гражданское  дело должно рассматриваться судом  по месту совершения преступления. В соответствии с этим, если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, то на данное дело распространяется юрисдикция суда по месту окончания преступления.

Правильное определение  подсудности по территориальному признаку важно потому, что компетенция  каждого суда распространяется на соответствующую административно-территориальную единицу (районного суда - на территорию района, областного суда - на территорию области и т.п). Территориальный признак подсудности позволяет распределить дела между одноименными судами, конкретизирует, к ведению какого именно суда относится данное дело (какого района, какой области и т.д.)31.

Изменение территориальной  подсудности допускается лишь до начала судебного разбирательства  и производится по ходатайству стороны, по инициативе председателя суда или  с согласия всех обвиняемых. Территориальная подсудность гражданского дела может быть изменена в случаях удовлетворения отвода всему составу соответствующего суда или если все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому гражданскому делу.

Признак подсудности по связи дел содержит правила, позволяющие определить, какой суд должен рассмотреть дело при соединении в одном производстве дел по обвинению одного лица или группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, подсудных судам разного уровня. В этом случае гражданское дело о всех преступлениях рассматривается вышестоящим судом32.

Действующее процессуальное законодательство позволяет выделить четыре звена, составляющие систему  судов общей юрисдикции:

1) мировые судьи.

Компетенция мировых судей определена в ч. 1 ст. 23 ГПК.

Мировой судья  рассматривает в качестве суда первой инстанции:

- дела о выдаче  судебного приказа;

- дела о расторжении  брака, если между супругами  отсутствует спор о детях;

- дела о разделе  между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

- иные возникающие  из семейно-правовых отношений  дела, за исключением дел об  оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о  лишении родительских прав, об  усыновлении (удочерении) ребенка;

- дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;

- дела, возникающие  из трудовых отношений, за исключением  дел о восстановлении на работе  и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

- дела об  определении порядка пользования  имуществом.

Частью 2 ст. 23 ГПК  установлено, что федеральными законами к подсудности мировых судей  могут быть отнесены и другие дела. Таким образом, законодатель допускает  расширение компетенции мировых судей, однако очевидно, что такое расширение не может происходить за счет включения в компетенцию мировых судей дел, которые ч. 2 ст. 23 ГПК прямо из нее исключены.

В действующем  законодательстве единственной нормой, которая помимо ГПК также регламентирует компетенцию мировых судей, является ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации". Указанная норма в целом повторяет содержание ч. 1 ст. 23 ГПК, однако в то же время в ней содержатся и некоторые расхождения с ч. 1 ст. 23 ГПК.

2) районные суды.

Компетенция районных судов определена по остаточному  принципу: в соответствии со ст. 24 ГПК  им подсудны все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, за исключением дел, предусмотренных  ст. ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК. Иначе говоря, районные суды рассматривают по первой инстанции все гражданские дела, за исключением тех, которые специальными нормами отнесены к компетенции мировых судей, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономного округа, Верховного Суда РФ, а также военных и иных специализированных судов.

Помимо гражданских  дел районные суды также рассматривают  дела об административных правонарушениях - абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП.

Дела, отнесенные к компетенции мировых судей, подлежат рассмотрению районными судами, если на конкретном судебном участке  мировой судья не избран (не назначен), - ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О  мировых судьях в Российской Федерации";

3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

Компетенция верховных  судов республик, краевых, областных  судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономного округа определена в ч. 1 ст. 26 ГПК.

Указанные суды рассматривают в качестве суда первой инстанции дела:

- связанные  с государственной тайной;

- об оспаривании  нормативных правовых актов органов  государственной власти субъектов  РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

- о приостановлении  деятельности или ликвидации  регионального отделения либо  иного структурного подразделения  политической партии, межрегиональных  и региональных общественных  объединений;

- о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;

- о запрете  деятельности не являющихся юридическими  лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;

- о приостановлении  или прекращении деятельности  средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

- об оспаривании  решений (уклонения от принятия  решений) избирательных комиссий  субъектов РФ, окружных избирательных  комиссий по выборам в федеральные  органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

В тех случаях, когда избирательная комиссия субъекта РФ либо окружная избирательная комиссия приняла решение, оставляющее в  силе решение нижестоящей избирательной  комиссии (комиссии референдума), дела об оспаривании указанных решений должны рассматривать районные суды.

Частью 2 ст. 26 ГПК  установлено, что федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

Действующее законодательство относит к компетенции указанных  судов также рассмотрение дел:

- об усыновлении  гражданами РФ, постоянно проживающими  за пределами территории Российской  Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином РФ (ч. 2 ст. 269 ГПК);

- о признании  забастовки незаконной;

- о признании  неправомочности состава депутатов  законодательного (представительного)  органа государственной власти  субъекта РФ, в том числе в  связи со сложением депутатами  своих полномочий (пп. "в" п. 1 ст. 9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации");

- по заявлениям  высших должностных лиц субъекта  РФ (руководителей высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ) о разрешении вопроса о соответствии изданных ими правовых актов федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации (п. 3 ст. 29 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации");

- о реабилитации  гражданских лиц, подвергнутых  внесудебным репрессиям (ст. 9 Закона  РФ от 18 октября 1991 г. "О реабилитации  жертв политических репрессий");

- об обжаловании роспуска представительного органа местного самоуправления, а также об обжаловании отрешения главы муниципального образования от должности в тех случаях, когда роспуск осуществлен на основании закона субъекта РФ, а отрешение - на основании правового акта высшего должностного лица субъекта РФ либо руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (данный вывод о подсудности следует из систематического толкования положений ст. ст. 73, 74 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");

- об оспаривании  решений квалификационных коллегий  судей субъектов РФ, за исключением  решений о приостановлении, прекращении  полномочий судей, а также решений  о прекращении отставки судей (данный вывод о подсудности следует из систематического толкования п. 12 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", п. 2 ст. 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и п. 3 ч. 1 ст. 27 ГПК);

- об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (п. 7 ст. 3 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления");

4) Верховный  Суд РФ.

Компетенция Верховного Суда РФ определена в ч. 1 ст. 27 ГПК.

Верховный Суд  РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:

- об оспаривании  ненормативных правовых актов  Президента РФ, ненормативных правовых  актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ;

- об оспаривании  нормативных правовых актов Президента  РФ, нормативных правовых актов  Правительства РФ и нормативных  правовых актов иных федеральных  органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

- об оспаривании  постановлений о приостановлении  или прекращении полномочий судей  либо о прекращении их отставки;

- о приостановлении  деятельности или ликвидации  политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;

- об обжаловании  решений (уклонения от принятия  решений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;

- по разрешению  споров между федеральными органами  государственной власти и органами  государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ.

При изложении вопроса о территориальной  подсудности будет руководствоваться  ст. 28-32 ГПК РФ.

Территориальный (местный) признак  подсудности определяется правилом о том, что гражданское дело должно рассматриваться судом по месту  совершения преступления.

В процессуальной науке принято выделять следующие  виды территориальной подсудности: 1) общая (обычная) подсудность - подсудность, определяемая по месту жительства ответчика-гражданина либо по месту нахождения ответчика-организации (ст. 28 ГПК); 2) альтернативная подсудность - подсудность, при которой иск по усмотрению истца может быть предъявлен в один из нескольких прямо указанных в федеральном законе судов; 3) исключительная подсудность - подсудность, при которой иск подлежит рассмотрению в строго определенном суде; 4) подсудность по связи дел - подсудность, определяемая местом рассмотрения другого дела.

С учетом изложенного  в статье 28 ГПК отражено общее  правило - территориальная подсудность  определяется местом нахождения ответчика33. В соответствии со ст. 20 ГК местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Указание в исковом  заявлении места жительства (нахождения) ответчика - обязанность истца (ст. 131 ГПК), и, если судья установит, что заявление подано в суд без соблюдения данного требования, оно может быть оставлено без движения (ст. 136 ГПК).

В отличие от ст. 28 ГПК, предусматривающей общее правило (иск предъявляется по месту жительства (месту нахождения) ответчика), в комментируемой статье предусмотрена альтернатива: истцу предоставлена возможность обратиться с исковым заявлением как в суд по месту жительства (нахождения) ответчика, так и в другой суд.

Информация о работе Подведомственность и подсудность гражданских дел