Подведомственность и подсудность гражданских дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 07:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы. В современных условиях на первый план общественных процессов выходит правовая политика, поскольку практическая реализация иных стратегических направлений деятельности государства представляется возможной без надлежащего правового регулирования общественных отношений. Отечественной наукой выработан значительный теоретический материал по вопросу о сущности, социальном назначении, месте и роли правовой политики в системе средств государственного управления обществом.

Вложенные файлы: 1 файл

Подсудность и подведомственность гражданских дел.doc

— 418.50 Кб (Скачать файл)

При этом ГПК 1964 г. допускал произвольное изъятие из подведомственности судов любых  дел путем принятия не только законов, но и подзаконных актов.

Правовое регулирование  процесса расширения подведомственности дел судам относится к концу 1980-х годов.

30 июня 1987 г.  был принят и введен в действие  с 1 января 1988 г. Закон СССР "О  порядке обжалования в суд  неправомерных действий должностных  лиц, ущемляющих права граждан"20. Закон закрепил новый принцип подведомственности дел судам: в суд можно обжаловать любые действия должностных лиц, кроме тех, для обжалования которых законодательством установлен иной порядок. Основываясь на этом Законе, Президиум Верховного Суда РСФСР, признал, например, подведомственной суду жалобу О. Калугина на Указ Президента СССР от 29 июня 1990 г. о лишении его государственных наград исходя из того, что какого-либо иного порядка обжалования Указов Президента СССР, имеющих индивидуальный характер, законодательство не устанавливает. Это был первый в нашей стране судебный акт, признавший право гражданина обжаловать в суд действия главы государства.

2 ноября 1989 г.  был принят и введен в действие  с 1 июля 1990 г. Закон СССР "О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан"21.

Названные Законы значительно расширили подведомственность дел судам, однако допускали возможность  ее ограничения: первый - как законами, так и подзаконными актами, второй - законами.

21 июня 1990 г.  заключением Комитета Конституционного  Надзора СССР "О несоответствии  норм законодательства, исключающих  для ряда категорий работников  судебный порядок рассмотрения  индивидуальных трудовых споров, положениям Конституции СССР, законов СССР, международных актов о правах человека" были отменены ограничения на судебную защиту трудовых прав большого числа рабочих и служащих, введенные ранее многочисленными нормативными актами.

С изменением законодательства в ведение судов были переданы принципиально новые по характеру категории дел (пенсионные, налоговые, земельные, о защите права на занятие предпринимательской, общественной, политической деятельностью, на свободу совести, слова, получение и распространение информации и другие) и стало возможным оспаривание в суде не только индивидуальных актов, но и актов, касающихся неопределенного круга лиц: нормативных актов; актов общественных объединений, имеющих обязательное значение для их членов; локальных актов, действующих на отдельных предприятиях, в организациях; распорядительных актов, порождающих различные последствия для множества лиц, индивидуализация которых по этим актам невозможна.

В результате изменилась характеристика юридических дел  с точки зрения подведомственности как дел индивидуального значения. К ведению судов законом были отнесены дела, имеющие не только индивидуальное значение для отдельных субъектов правоотношений, но и общее значение для неопределенного числа лиц.

Самым значительным законодательным актом, регулирующим в числе других очень важных отношений и подведомственность, явилась Декларация прав и свобод человека, принятая Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. и введенная в действие с 17 сентября 1991 г. 22

В Декларации было установлено, что ее положения обязательны к исполнению всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами (ст. 2), что каждый имеет право судебного обжалования незаконных действий должностных лиц, государственных органов и общественных организаций (ст. 22).

Нормы, содержащиеся в ст. ст. 2, 22 Декларации, не допускали  никакой возможности ограничивать любыми способами (законами или подзаконными актами, прямо или косвенно) право  граждан на судебную защиту. Следовательно, все принятые раньше законы, не говоря уже о подзаконных актах, которые ограничивали право граждан на судебную защиту и делали исключения из подведомственности судам дел о защите нарушенных прав и охраняемых законом интересов, не могли применяться как противоречащие нормативному акту, принятому в то время высшим законодательным органом государства, - Съездом народных депутатов СССР.

Положения ст. 22 Декларации были развиты в конституционном  праве России - в ст. 63 Конституции  РФ (в редакции Закона от 21 апреля 1992 г.) и ст. 46 действующей Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1), решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2).

Таким образом, законодательство нашего государства  за последние 20 лет прошло путь от установления ограниченной судебной подведомственности - отнесения к ведению судов строго определенных категорий дел индивидуального значения при возможности произвольного (по усмотрению законодательных и других органов, управомоченных на нормотворческую деятельность) изъятия тех или иных категорий дел из подведомственности судов - к установлению принципиально иного правового регулирования подведомственности - отнесению к ведению судов всех дел без исключения о защите прав и охраняемых законом интересов индивидуального значения и некоторых категорий дел общего значения23.

Необходимость обращения к истории развития института подведомственности и подсудности гражданских дел диктуется тем, что явления и процессы современности, как и те явления и процессы, которые им предшествовали, равно как и те, которые возникнут на их основе в перспективе, невозможно познать вне исторического контекста связывающего их. Поэтому, «научное исследование правовых явлений и процессов не может ограничить себя их состоянием лишь на конкретный момент «наличного» существования, поскольку будет утрачена причинно-следственная связь в историческом развитии права»24.

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ

2.1. Понятие, виды и порядок подведомственности гражданских дел

Законодатель  вопросы подведомственности и подсудности  споров сосредоточил в одной главе (гл. 3, ст. 22 - 33) ГПК РФ, тем самым исключив дублирование одних и тех же вопросов в других нормах ГПК РФ.

Понятие "подведомственность" употребляется в различных смыслах:

а) как относимость  нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов;

б) как правовой институт, т.е. совокупность юридических  норм, расположенных в различных  отраслевых нормативных актах, определяющих ту или иную форму защиты права;

в) как предметная компетенция судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства  и организаций по рассмотрению и  разрешению споров и иных правовых вопросов;

г) как предпосылка  права на обращение в суд25.

Институт подведомственности юридических дел, как отмечал  Ю.К. Осипов, решает задачу разграничения  компетенции органов, наделенных правом разрешать юридические дела26.

Статья 22 определяет предметную компетенцию судов общей юрисдикции в сфере гражданского судопроизводства и отграничивает тем самым их компетенцию от компетенции других органов, разрешающих юридические дела, а также от компетенции судов общей юрисдикции в сфере уголовного судопроизводства и производства в этих судах по делам об административных правонарушениях.

Перечислить все  отраслевые законодательные акты, устанавливающие  подведомственность суду тех или  иных дел, очень сложно, и в этом нет необходимости, поскольку правовую основу института подведомственности составляет ст. 46 Конституции РФ. Из нее следует: а) все дела по спорам о защите прав, свобод или охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц подведомственны судам без каких-либо ограничений, т.е. независимо от того, имеется ли специальная норма, устанавливающая или исключающая такую подведомственность; б) другие дела, в которых нет спора о защите прав, свобод или охраняемых законом интересов, подведомственны судам лишь в случаях, предусмотренных законом. К последним, например, можно отнести дела об усыновлении (удочерении), переданные в подведомственность судов общей юрисдикции Федеральным законом, принятым 18 июля 1996 г., дополнившим ГПК РСФСР 1964 г. гл. 29.1 (в ГПК РФ - гл. 29).

Неограниченность права на судебную защиту и устройство судебной системы Российской Федерации (наличие в ней двух самостоятельных подсистем: судов общей юрисдикции и арбитражных судов, - а также обособленного органа, не имеющего "своей" подсистемы, - Конституционного Суда РФ) требует особой четкости в регулировании института подведомственности дел судам - в разграничении предметной компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, а также между этими судами и Конституционным Судом РФ.

Общее правило  разграничения подведомственности гражданских дел между судами вытекает из особенностей судебной системы Российской Федерации.

Первая особенность  состоит в том, что Конституционный  Суд РФ и арбитражные суды рассматривают  только те категории дел, которые  отнесены законами к их ведению. Суды общей юрисдикции не имеют строго определенной предметной компетенции и рассматривают все дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции указанных судов.

Исходя из этого, в статье 22 (ч. 1 и 2) ГПК РФ приведен лишь примерный перечень наиболее распространенных категорий дел, подведомственных судам общей юрисдикции, с участием самых разнообразных субъектов (граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических правоотношений.

Этот перечень не является исчерпывающим. Судам общей  юрисдикции подведомственны и другие исковые дела, которые могут возникнуть из каких-либо иных правоотношений, не перечисленных в ч. 1 ст. 22.

Кроме исковых  дел, которые имеются в виду в  п. 1 ч. 1 и в ч. 2 ст. 22, т.е. дел о  защите прав, свобод и законных интересов, рассматриваемых по общим правилам искового производства, судам общей  юрисдикции подведомственны и другие дела (п. п. 2 - 6 ч. 1 ст. 22).

Во-первых, это  дела, разрешаемые по нормам приказного производства, а именно по требованиям:

- основанным  на нотариально удостоверенной  сделке;

- основанным  на сделке, совершенной в простой  письменной форме;

- основанным  на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

- о взыскании  алиментов на несовершеннолетних  детей, не связанным с установлением  отцовства, оспариванием отцовства  (материнства) или необходимостью  привлечения других заинтересованных лиц;

- о взыскании  с граждан недоимок по налогам,  сборам и другим обязательным  платежам;

- о взыскании  начисленной, но не выплаченной  работнику заработной платы;

- органов внутренних  дел, подразделений судебных приставов  о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения.

Перечень требований, по которым может быть выдан судебный приказ, является исчерпывающим. При  возникновении спора по таким  требованиям они остаются в подведомственности судов общей юрисдикции и рассматриваются  по общим правилам искового производства.

Во-вторых, судам  общей юрисдикции подведомственны  дела, возникающие из публичных правоотношений, указанные в ст. 245 ГПК:

- об оспаривании  нормативных правовых актов;

- об оспаривании  решений и действий (бездействия)  органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

- о защите  избирательных прав или права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации;

- иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Перечень подведомственных судам общей юрисдикции дел, возникающих  из публичных правоотношений, приведенный  в ГПК, не исчерпывающий.

В-третьих, судам  общей юрисдикции подведомственны  дела, в которых отсутствует спор о праве, и которые рассматриваются ими по правилам особого производства:

- об установлении  фактов, имеющих юридическое значение;

- об усыновлении  (удочерении) ребенка;

- о признании  гражданина безвестно отсутствующим  или об объявлении гражданина умершим;

- об ограничении  дееспособности гражданина, о признании  гражданина недееспособным, об ограничении  или лишении несовершеннолетнего  в возрасте от 14 до 18 лет права  самостоятельно распоряжаться своими  доходами;

- об объявлении  несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

- о признании  движимой вещи бесхозяйной и  признании права муниципальной  собственности на бесхозяйную  движимую вещь;

- о восстановлении  прав по утраченным ценным  бумагам на предъявителя или  ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

Информация о работе Подведомственность и подсудность гражданских дел