История развития конституционных (уставных) судов субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Поставленная цель определяет следующие конкретные задачи:
1. провести анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях, материалов судебной практики, основных и специальных литератур, в частности, научные статьи, диссертаций;
2. исследовать взаимосвязи между основами государственного устройства, правовым положением отдельных субъектов РФ;
3. Изучить содержание конституционных (уставных) судов отдельных субъектов РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипл. работа.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)

Определенные, впрочем, незначительные сдвиги в деле формирования органов  конституционной юстиции субъектов РФ произошли за последние годы. В 2006 г. создан Конституционный Суд Чеченской Республики. Он стал шестнадцатым судебным органом конституционного контроля в субъектах РФ.

Таким образом, современный  этап развития органов конституционного контроля характеризуется созданием  конституционных и уставных судов субъектов РФ, хотя этот процесс остается незавершенным и далеко не все субъекты РФ имеют собственные органы конституционного контроля или желают их создать7. Весь предшествующий период развития нашего государства и юридической науки, включая их дореволюционный этап, свидетельствует о наличии не только исторических, но и научно-теоретических предпосылок создания конституционных и уставных судов субъектов РФ, а также указывает на необходимость учреждения органов конституционного контроля в субъектах РФ, что позволяет укреплять конституционную законность и утверждать принципы демократического правового государства.

 

 

 

Глава 2. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ в системе органов конституционного правосудия

§ 1. Правовая природа конституционных (уставных) судов субъектов РФ

 

Средством обеспечения  и охраны Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ является конституционный контроль, который осуществляется органами публичной власти. В юридической науке под конституционным контролем понимается специфическая функция компетентных органов публичной власти по обеспечению верховенства Конституции в системе нормативных актов, ее прямого непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений на всей территории государства8. К органам публичной власти, осуществляющих конституционный контроль, относятся глава государства, парламент, правительство. В субъектах РФ – высшее должностное лицо, исполнительная власть и законодательный орган субъекта РФ. Сюда же относятся Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Судебные органы конституционного контроля носят деполитизированный характер. Они подчиняются только конституции и закону. На эту особенность  органов конституционного контроля обратил внимание еще в начале XX в. видный российский юрист С.А. Котляревский, который выступал за создание конституционного суда, имеющего право толковать закон с позиций его соответствия конституции и праву вообще9. Указанные теоретические положения в полной мере относятся и к органам конституционного контроля субъектов РФ.

Правовая природа конституционных и уставных судов субъектов РФ определяется конституциями и уставами субъектов РФ, а также законодательством субъектов РФ о конституционных (уставных) судах. Это означает, что правовая природа конституционных и уставных судов, поскольку она закреплена в учредительных актах субъектов РФ, может рассматриваться в качестве конституционной доктрины.

Конституции и уставы субъектов РФ имеют учредительное значение для конституционных и уставных судов, поскольку субъекты РФ самостоятельно определяют свою систему органов государственной власти, куда входят конституционные и уставные суды. Следовательно, нормативным правовым актом, учреждающим конституционный (уставный) суд субъекта РФ, является не Конституция РФ, которая установила систему федеральных органов государственной власти, а конституция (устав) субъекта РФ.

Общий анализ конституций  и уставов субъектов РФ, учредивших конституционные (уставные) суды, показывает, что в них закрепляются полномочия, состав и порядок формирования этих судов. Конституции и уставы субъектов РФ относят конституционные (уставные) суды к органам государственной власти субъектов, к судебной ветви власти, гарантируя их самостоятельность и независимость.

Детализация полномочий, порядка образования и деятельности конституционных (уставных) судов содержится в законах субъектов РФ об этих судах, в которые включены материальные и процессуальные нормы, во многом схожие с нормами Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ», адаптированными к субъектам РФ. По мнению Е.Б. Абросимовой, такая адаптация указанного Федерального конституционного закона к субъекту РФ является оправданной, поскольку конституционная юстиция едина в своей основе и ориентация на модель федерального конституционного закона подчеркивает такое единство, создает предпосылки для решения вопросов конституционного судопроизводства с общих позиций и в одинаковых формах10. Эту позицию следует поддержать, так как она указывает на единство форм и методов деятельности органов судебной власти, подобно тому единству, которое характерно для форм и методов деятельности органов законодательной и органов исполнительной власти. Следовательно, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. стал объединяющим началом для правовых норм законов субъектов РФ о конституционных (уставных) судах. При этом следует иметь в виду, что региональные законы содержат не только общие нормы, берущие свое начало в федеральном конституционном законе, но и особенные нормы, характерные только для определенной группы субъектов РФ, и отдельные нормы, содержащиеся только в законе конкретного субъекта РФ и нигде более не повторяющиеся.

При всем разнообразии правовых норм региональных законов о конституционных (уставных) судах нормы, касающиеся юридической природы этих судов, являются общими для всех субъектов РФ. Это означает, что доктринальные основы конституционного правосудия в целом являются едиными как для Российской Федерации, так и для ее субъектов. Они исходят из определения Конституционного Суда РФ как судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства11.

После вступления в законную силу Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» законодательство субъектов РФ о конституционных (уставных) более точно стало отражать юридическую природу этих судов. Так, Закон Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» от 8 декабря 2003 г. установил, что Конституционный Суд Республики Башкортостан – орган судебной власти, самостоятельно и независимо осуществляющий правосудие посредством конституционного судопроизводства.

Такая формулировка в  настоящее время содержится практически во всех региональных законах о конституционных (уставных) судах. Только в Республике Татарстан эта норма закрепляется с учетом особой позиции Республики относительно ее суверенитета. Закон Республики Татарстан в редакции от 21 октября 2003 г. «О Конституционном Суде Республики Татарстан» определяет, что Конституционный Суд Республики Татарстан – судебный орган конституционного контроля, осуществляющий в форме конституционного судопроизводства судебную власть в целях защиты конституционного строя Республики Татарстан, основных прав и свобод человека и гражданина, поддержания верховенства в правовой системе Республики Татарстан и непосредственного действия Конституции Республики Татарстан на всей ее территории.

Такая формулировка статьи предопределила отношение Конституционного Суда Республики к суверенитету Республики Татарстан, поскольку целью Конституционного Суда Республики является защита конституционного строя, неотъемлемым свойством которого согласно Конституции Республики является суверенитет Республики Татарстан. Тем не менее и при явном несоответствии федеральному законодательству данная статья Закона раскрывает юридическую природу Конституционного Суда Республики Татарстан, подобно другим субъектам РФ объединяя ее с юридической природой конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Следовательно, законодательство субъектов РФ отразило основные черты юридической природы конституционных (уставных) судов, имеющие доктринальное значение. По правовому статусу это судебные органы; по функциональному предназначению это суды, осуществляющие конституционный контроль; по основным принципам деятельности это органы, самостоятельно и независимо осуществляющие судебную власть; по формам деятельности это судебные органы, осуществляющие конституционное судопроизводство.

Относительно конституционного судопроизводства следует поддержать позицию Л.В. Лазарева12, согласно которой возникновение конституционных судов и их функционирование расширили понятие правосудия. И хотя конституционное правосудие – особая его разновидность, оно в принципе обладает всеми необходимыми признаками правосудия.

Таким образом, конституционные (уставные) суды субъектов РФ есть органы государственной власти субъектов РФ. Они являются формой судебной власти, независимы и самостоятельны. Их независимость определяется тем, что они неподотчетны каким-либо другим органам, включая парламент. Сказанное не означает, что законодательный орган не может на них влиять посредством определения или изменения их компетенции, порядка избрания судей и их персонального состава, срока полномочий. Однако такое влияние имеет пределы, установленные Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ и ограничено принципом разделения властей, самостоятельностью и независимостью органов конституционной юстиции, взаимными сдержками и противовесами между различными ветвями власти. Поэтому опасения по поводу усиления законодательной или исполнительной ветви власти за счет ущемления власти конституционных (уставных) судов лишены оснований.

Проведенный анализ правовых норм конституционного и уставного законодательства субъектов РФ в части, касающейся юридической природы конституционных (уставных) судов субъектов РФ, позволяют сделать вывод, что период организации и становления этих судов в настоящее время уже пройден13.

Федеральный конституционный  закон «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г.14 не только признал возможность создания конституционных (уставных) судов субъектов РФ, но и установил следующие доктринальные принципы их функционирования:

1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ входят в судебную систему Российской Федерации и относятся к судам субъектов РФ;

2) учреждение органа конституционного контроля в субъекте РФ не является обязательным, субъект РФ самостоятельно принимает решение об образовании такого органа;

3) к компетенции конституционного (уставного) суда субъекта РФ относится рассмотрение вопросов соответствия законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ, а также толкование соответствующего учредительного акта субъекта РФ;

4) финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится исключительно за счет средств бюджета субъекта РФ;

5) процессуальный порядок деятельности конституционных (уставных) судов определяется законодательством субъекта РФ;

6) решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его компетенции, не может быть пересмотрено никаким иным судом.

Все перечисленные доктринальные принципы функционирования конституционных (уставных) судов имеют существенное значение для организации и деятельности органов конституционной юстиции в субъектах РФ. Однако особое значение для конституционных (уставных) судов имеет последний принцип, который указывает на отличие конституционных (уставных) судов от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а именно на децентрализованный характер конституционного судопроизводства15. Между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ нет таких иерархических отношений, как между Верховным Судом РФ и нижестоящими судами общей юрисдикции, между Высшим Арбитражным Судом и нижестоящими арбитражными судами. В них отсутствуют кассационная и надзорная инстанции. Согласно Регламенту Конституционного Суда РФ взаимодействие этого Суда и конституционных (уставных) судов субъектов происходит в целях обмена опытом и информацией, оказания взаимной методической помощи16.

Между тем Конституционный  Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов действуют в рамках единого правового пространства, в котором законодательство Российской Федерации и законодательство ее субъектов находится в иерархической взаимосвязи. Поэтому конституционное судопроизводство всех органов конституционного контроля в Российской Федерации должно быть нацелено на обеспечение единой конституционной законности, под которой понимается в узком смысле соответствие и непротиворечие конституций и уставов субъектов РФ Конституции РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Порядок формирования конституционных (уставных) судов субъектов РФ

 

Конституция РФ и федеральное  законодательство предоставляют значительные возможности субъектам РФ для  развития собственного законодательства, детализирующего порядок формирования и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ. На уровне регионального законодательства статус судов субъектов РФ в соответствии с требованиями Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г., иных федеральных нормативно-правовых актов уточняется и детализируются применительно к конкретным условиям функционирования конституционного (уставного) суда.

Практически все конституции  и уставы субъектов РФ содержат главы (разделы), где определены основы создания и деятельности конституционных (уставных) судов. В частности, это – гл. 7 Конституции Республики Адыгея, разд. 6 конституции Республики Алтай, гл. 7 Конституции Республики Башкорстан, гл. 5 Конституции Республики Карелия, гл. 5 Конституции Республики Марий Эл, гл. 12 Конституции Республики Тыва и т.д17..

Кроме того, многие субъекты РФ приняли специальные законы о  конституционных (уставных) судах.

Так, анализ законодательства субъектов РФ, регламентирующего  порядок формирования и деятельности их конституционных (уставных) судов, позволяет сделать некоторые выводы и обобщения, которые могут быть использованы при разработке рекомендаций, направленных на совершенствование правового регулирования деятельности данных судов18.

Законодатель субъектов  РФ по-разному использовал предоставленные Конституцией РФ и Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» возможности:

1) часть регионов закрепила соответствующие положения в своих основных законах и приняла нормативные акты о конституционных (уставных) судах (Адыгея, Башкорстан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тыва, Чечня, Санкт-Петербург, Калининградская и Свердловская области);

Информация о работе История развития конституционных (уставных) судов субъектов РФ